Решение по делу № 2-764/2023 от 10.07.2023

УИД 22RS0010-01-2023-000868-19

Производство № 2-764/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 сентября 2023 года               г. Камень-на – Оби

Каменский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего: Хрипуновой О.В.,

при секретаре Паршуковой Т.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каменского межрайонного прокурора в интересах Широкова В. А. к КГБУЗ «Каменская межрайонная больница», Министерству здравоохранения Алтайского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по обеспечению медицинскими изделиями,

УСТАНОВИЛ:

Каменский межрайонный прокурор в интересах Широкова В. А. обратился с иском к КГБУЗ «Каменская межрайонная больница», Министерству здравоохранения А. края, в котором просил:

- признать незаконным бездействие КГБУЗ «Каменская межрайонная больница» по выдаче рецептов на получение Широковым В.А. системы Flash мониторинга глюкозы FreeStyle Libre;

- обязать КГБУЗ «Каменская межрайонная больница» выдавать рецепты на получение Широковым В.А. системы Flash мониторинга глюкозы FreeStyle Libre;

- обязать Министерство здравоохранения А. края обеспечивать рецепты на получение Широковым В.А. системы Flash мониторинга глюкозы FreeStyle Libre в необходимых по медицинским показаниям количествах до отмены по медицинским показаниям.

- решение суда обратить к немедленному исполнению.

В обоснование заявленных требований указал, что проведенной прокуратурой проверкой установлено, что Широков В.А. состоит на учете у врача-эндокринолога в КГБУЗ «Каменская МБ» с диагнозом сахарный диабет 1 типа, является инвалидом 1 группы. С *** по *** он находился на стационарном лечении в отделении эндокринологии данного лечебного учреждения, с диагнозом: сахарный диабет 1 тип, целевой уровень гликированного гемоглобина мене 7.5 %, диабетическая пролиферативная ангиоретинопатия ОИ, компенсированная консервативно, осложненная вторичная глаукома ОИ, Артифакия, авитрия ОИ, нефропатия сложного генеза (диабетического, гипертонического) ХБП С 1 А3. Диабетическая полинейропатия верхних и нижних конечностей, постинъекционные липодистрофии живота, плеч, гипертоническая болезнь 2 стадия, степень АГ 1 риск 4, Дислипидемия. Поскольку сахарный диабет входит в перечень социально значимых заболеваний, он имеет право на бесплатное обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми медицинскими изделиями по рецептам. Врачебная комиссия КГБУЗ «<данные изъяты>» пришла к выводу о том, что больному показана система непрерывного мониторирования глюкозы в реальном времени - FreeStyle Libre. Протокол заседания комиссии ВК от ***. На основании данного протокола КГБУЗ «<данные изъяты>» направляла в адрес Министерства здравоохранения А. края ходатайство о необходимости обеспечения Широкова В.А. медицинским изделием непрерывного мониторинга глюкозы FreeStyle Libre, однако *** ходатайство было отклонено, рецепты на получение медицинского изделия не выписаны, возможность применения аналогов изделия отсутствует. Системы непрерывного мониторинга глюкозы могут применяться при оказании высокотехнологичной медицинской помощи пациентам с сахарным диабетом в качестве средств суточного мониторирования гликемии в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также клиническим рекомендациям «Сахарный диабет 1 типа у взрослых», которыми предусмотрено исследование уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования с частотой предоставления исследования уровня глюкозы в качестве медицинской услуги «Исследование уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования», кроме того, при помощи упомянутой системы, возможно использование функции речевого воспроизведения показаний уровня глюкозы и информации о тенденции его изменения, что является особенно значимым в силу наличия у Широкова В.А. заболевания глаз.

В судебном заседании прокурор и истец Широков В.А. настаивали на удовлетворении иска по изложенным в нем основаниям, пояснив, что речь идет о датчиках, представляющих собой комплекс системы Flash мониторинга глюкозы FreeStyle Libre, поскольку инсулиновая помпа истцу противопоказана, что подтверждается заключением ВК.

Представитель ответчика КГБУЗ «Каменская МБ» Мигунова Л.В. в целом поддержала доводы о нуждаемости истца в указанной системе и ее компонентах, возражала против признания незаконным бездействия КГБУЗ «Каменская МБ», поскольку его не допущено, материалами дела подтверждается, что лечебное учреждение установило нуждаемость пациента в указанной системе, что закреплено протоколом ВК от ***, и обращалось в Минздрав А. края с ходатайством о предоставлении указанного медицинского изделия, обеспечении рецептов, однако в этом было отказано, что зафиксировано в скриншотах с программного комплекса ГИС лекарственного льготного обеспечения (ГШИС ЛЛО), ходатайство отклонено специалистами Минздрава АК.

Ответчик Министерство здравоохранения А. края своего представителя в суд не направил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще, просит в письменном отзыве в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на то, что действующим законодательством федерального и регионального уровня, в том числе Перечнем медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от *** -р, мера по обеспечению совершеннолетних пациентов в амбулаторных условиях сенсорами (датчиками) для мониторирования глюкозы в сроки за счет средств федерального или регионального бюджета не предусмотрена; для самоконтроля применяются тест–полоски, которые имеются в достаточном количестве в аптечных организациях и на складе уполномоченной организации АКГУП «Аптеки Алтая». Согласно действующим нормативным документам. Пациенты старше 18 лет не обеспечиваются датчиками чрескожного мониторинга уровня глюкозы в крови. Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период *** предусматривает предоставление сенсорами системы чрескожного мониторинга уровня глюкозы в крови только детей, больных сахарным диабетом, при наличии у них медицинских показаний; также действует приказ Минздрава А. края от *** «Об обеспечении медицинскими изделия ми детей, больных сахарным диабетом 1 типа». Кроме того, в соответствии с Клиническими рекомендациями, на которые ссылается прокурор, в настоящее время НМГ в реальном времени и ФМГ используются как дополнение к традиционному самоконтролю и полностью его не заменяют.

Иные лица, участвующие в деле, представителей в суд не направили, о времени и месте судебного заседания также извещены надлежаще, в связи с чем. руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассматривает дело в их отсутствие.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных требований.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

В силу статьи 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе, право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Статьей 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (ч. 1 ст. 38 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе, сахарный диабет.

Пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся среди прочего разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.

В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 года N 2299 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.

В разделе III данной программы указано, что гражданам медицинская помощь оказывается бесплатно при заболеваниях эндокринной системы.

Из приведенных норм следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются, в том числе, средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования.

Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2022 г. N 2497, предусмотрена также обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатывать и утверждать территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В разделе II Программы «Перечень видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно» указана в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включая заместительную инсулиновую терапию системами постоянной подкожной инфузии (инсулиновая помпа), которая оказывается гражданам согласно разделу III Программы «Перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно» при болезнях эндокринной системы, в числе которых сахарный диабет.

Финансовое обеспечение терапевтического лечения сахарного диабета, включая заместительную инсулиновую терапию системами постоянной подкожной инфузии (инсулиновая помпа), осуществляется за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования (п.56 раздела I Перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования (приложение к Программе).

В силу п.3 ч.1 ст.16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся, в частности, разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.

Такая Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов была утверждена постановлением Правительства А. края от *** содержит аналогичные вышеприведенным положениям Программы перечень государственных гарантий.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ).

Статьей 6.1 названного Федерального закона определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в пункте 8 которой поименованы инвалиды.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включено обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

В Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, включены иглы инсулиновые; тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови; шприц-ручка; инфузионные наборы и резервуары к инсулиновой помпе. Сенсоры для мониторирования глюкозы в указанный перечень не включены.

Вместе с тем, согласно части 15 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии. Действие данного требования может быть изменено в отношении медицинских организаций частной системы здравоохранения - участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации".

Частью 2 статьи 48 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ предусмотрено, что врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента.

Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Согласно п.1 ч.3 ст.80 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи; назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.

Таким образом, из совокупного анализа приведенных нормативных положений следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования. В число гарантий, предоставляемых гражданам, которые имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг входит бесплатное предоставление расходных материалов к инсулиновой помпе. В случае, если гражданину по решению врачебной комиссии по жизненным показаниям бесплатно за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования установлена инсулиновая помпа, то обеспечение его расходными материалами к инсулиновой помпе, а также медицинскими изделиями без которых функционирование этой помпы и применение ее по назначению невозможно, также должно осуществляться бесплатно, за счет соответствующих бюджетных средств, в противном случае гражданин фактически лишается права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.

В силу приказа Минздравсоцразвития России от 5 мая 2012 года № 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации» принятие решений по вопросам профилактики, диагностики, лечения, медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения граждан в наиболее сложных и конфликтных ситуациях, требующих комиссионного рассмотрения, а также о назначении лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям), не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи относятся к полномочиям врачебной комиссии медицинской организации.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Широков В.А. состоит на учете у врача-эндокринолога в КГБУЗ «Каменская МБ» с диагнозом сахарный диабет 1 типа, является инвали.... группы, имеет также заболевания – глаукома вторичная, диабетическая ретинопатия инсулинозависимая, пролиферативная тяжелая, что подтверждается справкой МСЭ – *** , выписной справкой Новосибирского филиала ФГАУ «<данные изъяты> » от *** имени академика С.Н Федорова» Министерства здравоохранения РФ.

Из выписки из протокола Врачебной комиссии КГБУЗ «Каменская МБ» от *** следует, что пациент Широков В.А. имеет диагноз диабет 1 типа, диабетическая полиферативная ангиоретинопатия ОU, ОD –полиферативная оперированная ретинопатия с отслойкой сетчатки без тампонады, диабетическая нефропатия, ХБПс-1, диабетическая полинейропатия нижних конечностей, сенсо – моторная форма, диабетическая автономная нейропатия: не распознавание гипогликемий, постинъекционные липодистрофии живота, плеч, гипертоническая болезнь 2 риск 4. Болен сахарным диабетом с 1989 года, с возраста 5 лет, получает лечение Хумалог 5+8+1-, Тресиба 14 ЕД в 18 ч., п/к. С *** по *** находилось на стационарном лечение в КГБУЗ «Каменская МБ» с указанными заболеваниями. Учитывая отсутствие зрения у пациента, высокий риск гипогликемий, выраженной вариабельности гликемии, согласно клиническим рекомендациям возможно целесообразно применение непрерывного мониторирования глюкозы в реальном времени. Решением ВК – учитывая состояние пациента Широкова В.П. необходимо обеспечить медицинским изделием непрерывного мониторирования глюкозы в реальном времени – датчик FreeStyle Libre системы Flash мониторинга глюкозы в количестве 19 уп. на год.

*** КГБУЗ «<данные изъяты>» на пациента Широкова В.А. в ГИС льготного лекарственного обеспечения размещено ходатайство на обеспечение датчиками FreeStyle Libre системы Flash мониторинга глюкозы, рассмотрено и отклонено специалистом Минздрава ***, поскольку пациент старше 18 лет и данные пациенты обеспечиваются только средствами диагностики в виде тест- полосок для изменения уровня глюкозы в крови. Закупочная процедура датчиков флэш- мониторинга проведена Минздравом АК для нуждающихся детей, в количестве 1000 штук, поставка изделий по госконтракту осуществлена на склад АКГУП «Аптеки Алтая» ***, датчики отгружены в аптечные организации и предназначены для обеспечения детей. Для дальнейшего обеспечения произведена закупка датчиков в количестве 4800 шт. по контракту от *** поставка также проведена в сроки, предусмотренные госконтрактом, что подтверждается ответом Минздрав АК от *** на имя Каменского межрайонного прокурора.

Обязанность по бесплатному обеспечению инвалида лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения возникает у Министерства здравоохранения при наличии у инвалида выписанного в установленном законом порядке лечащим врачом рецепта на получение лекарственного препарата бесплатно, который является подтверждением назначения врача необходимого лекарственного препарата, его дозировки и количества.

Вместе с тем, Министерством здравоохранения А. давались официальные разъяснения медицинским организациям (разъяснения от ***) о том, что медицинские изделия – сенсоры для измерения уровня глюкозы системы непрерывного мониторирования глюкозы в Перечень, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации -р, не входят. Данные системы могут применяться при оказании высокотехнологичной медицинской помощи пациентам с сахарным диабетом в качестве средств суточного мониторирования гликемии в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утвержденной Правительством Российской Федерации. Определение нуждаемости пациентов будет определяться главными внештатными специалистами эндокринологии Министерства здравоохранения А. края на основании сведений, представленных краевыми медицинскими организациями в соответствии с разработанным порядком, исходя из объемов Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

При данных обстоятельствах, учитывая, что по заявке КГБУЗ «Каменская МБ» Министерством здравоохранения А. края мер для определения нуждаемости пациента не предпринималось, в порядке ст. 56 ГПК РФ, доказательств, опровергающих правильность назначения и вывода о нуждаемости комиссии ВК КГБУЗ «Каменская МБ» представлено не было, в заявке на медицинские изделия лечебному учреждению было отказано, виновного бездействия, выразившегося в отказе медицинским учреждением рецептов не установлено.

Суд учитывает положения приведенного выше пункта 2 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", согласно которому при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.

Коллективные формы профессионального взаимодействия врачей и принятия совместных решений направлены на совершенствование организации оказания медицинской помощи.

Следовательно, действующее законодательство Российской Федерации не связывает обеспечение медицинскими изделиями с наличием (отсутствием) в стандарте медицинской помощи и территориальных программах медицинских услуг, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что обеспечение данными медицинскими изделиями, применение которых по жизненным показаниям предусмотрено врачебной комиссией, также должно осуществляться истцу бесплатно за счет соответствующих бюджетных средств. В противном случае гражданин фактически лишается права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.

При этом, судом принимается во внимание, что в силу ч.1 ст.38 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.

Датчик FreeStyle Libre системы Flash мониторинга глюкозы FreeStyle Libre является медицинским изделием, регистрационное удостоверение на медицинское изделие от *** №РЗН 2018/6764.

В Стандарте медицинской помощи взрослым при сахарном диабете 1 типа, утвержденном приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от *** н, исследование уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования указано в качестве одного из видов диагностики данного заболевания, состояния A***.001.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что сенсоры (датчики) FreeStyle Libre системы Flash мониторинга глюкозы FreeStyle Libre являются медицинскими изделиями, предназначенными для исследования уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования, в связи с чем относятся к средствам диагностики такого заболевания, состояния как сахарный диабет, бесплатное предоставление которых в силу ч.15 ст.37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ возможно по индивидуальным показаниям по решению врачебной комиссии.

При данных обстоятельствах у ответчика Минздрав А. края отсутствовали основания для отказа в обеспечении материального истца спорным медицинским устройством.

Организация оказания населению субъекта Российской Федерации медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации, а также организация обеспечения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями относятся к полномочиям субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, в данном случае к полномочиям Министерства здравоохранения А. края, что следует из раздела II Положения о Министерстве здравоохранения А. края, утвержденного Указом Г. А. края от *** .

В соответствии с п. 1.1 Положения о Министерстве здравоохранения А. края, утвержденном указом Г. А. края от *** N 151, Министерство здравоохранения А. края является органом исполнительной власти, обеспечивающим на территории А. края реализацию государственной политики в сфере охраны здоровья граждан и фармацевтической деятельности. Министерство здравоохранения А. края в силу п. 2, 1 Положения наделено полномочиями, в том числе, по разработке и реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; по обеспечению оказания населению А. края первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в подведомственных медицинских организациях. К полномочиям Минздрава АК также относится обеспечение лекарственными средствами и медицинскими изделиями, в том числе, назначенными по решению врачебной комиссии по жизненным показаниям, бесплатно за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Соответственно, суд приходит к выводу о том, что указанный орган является надлежащим ответчиком по настоящему делу, виновное бездействие которого установлено в рамках рассмотрения настоящего дела.

Согласно ч. 1 ст. 212 Гражданского процессуального кодекса РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

Поскольку несвоевременное исполнение ответчиками КГБУЗ «<данные изъяты>», Министерством здравоохранения А. края обязанности по обеспечению истца медицинскими изделиями может привести к значительному ущербу здоровью материального истца, настоящее решение суда подлежит обращению к немедленному исполнению в удовлетворенной судом части.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Каменского межрайонного прокурора в интересах Широкова В. А. удовлетворить частично.

Возложить обязанность на КГБУЗ «Каменская межрайонная больница» (ОГРН ) выдавать рецепты на получение Широковым В. А., *** г.рождения (паспорт ) медицинских изделий системы непрерывного мониторирования уровня глюкозы (датчики FreeStyle Libre) в необходимых по медицинским показаниям количествах до отмены по медицинским показаниям.

Возложить обязанность на Министерство здравоохранения А. края (ИНН ) обеспечивать Широкова В. А., *** г.рождения (паспорт 01 04 ) медицинскими изделиями системы непрерывного мониторирования уровня глюкозы (датчики FreeStyle Libre) в необходимых количествах до отмены по медицинским показаниям.

В указанной части решение обратить к немедленному исполнению.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме в Алтайский краевой суд через Каменский городской суд Алтайского края.

Судья                     О.В.Хрипунова

Мотивированное решение изготовлено 26.09.2023

2-764/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Широков Виктор Александрович
Каменский межрайонный прокурор в интересах Широкова Виктора Александровича
Ответчики
КГБУЗ "Каменская межрайонная больница"
Министерство здравоохранения Алтайского края
Другие
Министерство здравоохранения Российской Федерации.
АКГУП «Аптеки Алтая»
Суд
Каменский городской суд Алтайского края
Судья
Хрипунова Ольга Владимировна
Дело на сайте суда
kamensky.alt.sudrf.ru
10.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.07.2023Передача материалов судье
13.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.07.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
07.08.2023Предварительное судебное заседание
29.08.2023Судебное заседание
19.09.2023Судебное заседание
26.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее