Дело № 2-957/22 16 мая 2022 года
УИД 78RS0015-01-2021-007486-02
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Невский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Вишневецкой О.М.,
при секретаре Шипилиной М.СД.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Елисеевой Т. В. к Администрации Невского района об установлении факта принятия наследства, признании права собственности на наследство,
у с т а н о в и л:
истец обратился в суд и просит установить факт принятия наследства после умершей 02.11.2020 года двоюродной сестры, Шепелевой Г.П., ссылаясь на то, что своевременно не оформила свои наследственные права на наследственное имущество, однако фактически вступила в наследство, произведя расходы, связанные с содержанием имущества. Просит установить факт родственных отношений, признать право собственности на квартиру, находящуюся по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> /л.д. 4,68/.
Истец в суд не явился, явилась его представитель, настаивает на иске.
Ранее истица пояснила, что после Нового года узнала о смерти сестры, на сентябрь 2020г. они не общались, т.к. она потеряла её номер телефона, не смогла поздравить с Новым годом и поэтому в январе 2021г. поехала к ней, на звонок в квартиру никто не ответил /л.д. 56/.
Представитель АНР в суд явилась, иск не признала, полагает недоказанным факт принятия наследства.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав стороны, показания свидетелей, считает иск не подлежащим удовлетворению.
Материалами дела подтверждается, что в сентябре 2020 года умерла Шепелева Г.П., актовая запись о смерти от 02.11.20 /л.д. 11/, после её смерти открылось наследство в виде: квартиры, находящейся по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> /л.д. 9,10,58/.
Истица, двоюродная сестра Шепелевой Г.П. (отец истицы Шепелев В.В. и отец умершей – Шепелев П.В. – родные братья), что подтверждается документами, представленными в материалы дела /л.д. 11 об.,12,14об.,15,16, 17,19/ и является наследником третьей очереди по праву представления (ч.2 ст. 1144 ГК РФ), т.к. отец истицы (дядя) умер /л.д. 19 об./.
Согласно ст. 264 ГПКРФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение или прекращение личных или имущественных прав граждан.
Согласно ст.1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В соответствии со ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу заявления наследника о принятии наследства.
Как видно из материалов наследственного дела, в шестимесячный срок к нотариусу никто не обратился.
Кроме способа принятия наследства путем подачи заявления нотариусу по месту открытия наследства закон допускает оформление наследственных прав и в случаях фактического принятия наследства, то есть признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства (п. 2 ст. 1153 ГК РФ).
Признается, что наследник принял наследство, если он вступил во владение или управление наследственным имуществом, произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества.
Согласно разъяснениям в п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" Под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ.
В целях подтверждения фактического принятия наследства (пункт 2 статьи 1153 ГК РФ) наследником могут быть представлены, в частности, справка о проживании совместно с наследодателем, квитанция об уплате налога, о внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, сберегательная книжка на имя наследодателя, паспорт транспортного средства, принадлежавшего наследодателю, договор подряда на проведение ремонтных работ и т.п. документы.
В силу требований ст. 56 ГПК РФ на истцов возлагается обязанность представить доказательства в обоснование заявленных требований.
Истцом в подтверждение своих доводов представлен товарный чек от 23.11.2020г. о замене смесителя в ванной и на кухне, квитанция ИП Самсонова С.Е. об оплате услуг по замене дверного замка 3500 руб. /л.д. 20, 20 об./.
В отношении товарного чека от 23.11.20г. истица впоследствии пояснила, что сантехнические работы производились по другому адресу, не в квартире наследодателя.
Свидетель Самсонов С.Е., показал, что истица обращалась к нему в феврале-марте прошлого года с просьбой заменить замок в дверях в квартире на <адрес>, сначала хотела отремонтировать, но замок не подлежал ремонту /л.д. 77/.
Суд доверяет показаниям свидетеля. Протокол осмотра места происшествия содержит информацию о повреждении замка на входной двери, которая была вскрыта МЧС.
Свидетель представил копию договора подряда, заключённого с Елисеевой Т.В. 15.02.2021г. о замене замка входной двери в квартире по адресу: <адрес>, 37-1-120 /л.д. 78/.
Истцом не были представлены в суд оригиналы договора, акта и квитанции.
Из материалов проверки 1162 пр20 СО по Невскому району ГСУ СК РФ по Санкт-Петербург следует, что 04.10.2020 поступило сообщение по факту обнаружения трупа Шепелевой Г.П. 08.11.1960г/р – в прихожей на полу в стадии поздних гнилостных изменений. Эксперт СПб ГБУЗ "БСМЭ" дал заключение, согласно которому точно высказаться о давности наступления смерти не представилось возможным из-за выраженных гнилостных изменений трупа, на 06.10.20 (дата исследования) – не менее 14 суток.
Суд в отсутствие доказательств, свидетельствующих о совершении истцом в шестимесячный срок (до 20.03.21) после смерти наследодателя действий по фактическому принятию наследственного имущества, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Елисеевой Т.В.
Доводы истца о совершении им действий по принятию наследства, а именно, выполнении в данном жилом помещении работ по замене замка, отклонены судом с учетом установленных по делу обстоятельств.
Истица утверждает, что узнала о смерти Шепелевой Г.П. в январе 2021г., приняла наследство, при этом ни одного платежа за жилищно-коммунальные услуги до июля 2021г. (обращение в суд) по квартире наследодателя не поступало /л.д. 54/.
Об открытии наследства истице стало известно с её слов, своевременно, т.е. она имела возможность подать заявление нотариусу, однако в установленный законом срок она к нотариусу с заявлением для оформления своих наследственных прав не обратилась, уважительных причин, которые препятствовали обращению к нотариусу не представила.
Истцом не представлены допустимые и достаточные доказательства того, что она приняла наследство после смерти Шепелевой Г.П.
Исходя из анализа статей 1110, 1151, 1152, 1153 ГК РФ, с учетом разъяснений, изложенных в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012г. N 9, суд исходит из того, что воля на принятие наследства считается проявленной в том случае, если наследник совершает фактические действия, свойственные собственнику, то есть совершает такие действия для себя и в своих интересах, в которых проявляется его отношение к наследственному имуществу как к своему собственному, предприняты действия, свидетельствовавшие о безусловном намерении сохранить за собой право пользования квартирой.
Замена дверного замка для признания факта принятия наследства является недостаточным, т.к. указанные действия не позволяют выявить волю именно на принятие наследства, и по смыслу закона не могут свидетельствовать об этом.
С момента открытия наследства истица знала о составе наследственного имущества, при этом не проявляла к нему какого-либо интереса, не несла расходы по оплате обязательных платежей по спорному имуществу и коммунальных услуг. Если истица 15.02.21 заменила замки во входной двери, полагая, что тем самым сохраняет наследственное имущество, наследником которого является, то и в последующем должна вести себя как собственник имущества, однако никаких действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляются отношение наследника к наследству как к собственному имуществу истица не совершает. Более того, место захоронения наследодателя ей неизвестно.
Вышеизложенные обстоятельства дают суду основания полагать, что истица, обнаружив, что дверь не закрыта из-за взломанного замка, замок заменила, но при этом не преследовала цели принятия наследства, названные действия не были направлены на содержание имущества наследодателя и не свидетельствуют о наличии воли на принятие наследства. А поскольку доказательств принятия наследства в деле нет, то удовлетворению исковые требования Елисеевой Т.В., в том числе требования об установлении факта родственных отношений, не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.1153, 1154 ГК РФ, ст. 264, 194-199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
В иске Елисеевой Т. В. -отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца.
Судья:
Решение изготовлено 16.06.22