Гражданское дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерацииг. Тамбов 28 марта 2017 года
Октябрьский районный суд г. Тамбова в составе:
председательствующего судьи Бучневой С.В.,
при секретаре Павловой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ООО «Газпром трансгаз Саратов» к Щербань ФИО6 об устранении нарушений зоны минимально допустимых расстояний газопровода – отвода «Кирсанов-Тамбов» и освобождении земельного участка от построек, расположенных в зоне газопровода,
У С Т А Н О В И Л:
ООО «Газпром трансгаз Саратов» обратилось в суд с иском к Щербань И.А. об устранении нарушения зоны максимально допустимых расстояний магистрального газопровода-отвода «<данные изъяты>» путем сноса построек, расположенных на земельном участке № в СНТ «Заречье» <адрес>. В обоснование указали, что ООО «Газпром трансгаз Саратов» осуществляет эксплуатацию магистрального газопровода «<данные изъяты>» подземной прокладки, диаметр трубы – <данные изъяты> мм, рабочее давление - <данные изъяты> кгс/см2. При проведении ДД.ММ.ГГГГ детальной геодезической съемки земельного участка охранной зоны и зоны минимально допустимых расстояний газопровода-отвода «Кирсанов<данные изъяты>), выявлено, что в зоне <данные изъяты> км на земельном участке № СНТ «Заречье» возведены: дачный домик (на расстоянии <данные изъяты> м от оси газопровода) и ограждение по периметру земельного участка (на расстоянии <данные изъяты> от оси газопровода), принадлежащие Щербань И.А. Расположение указанных строений в 100-метровой зоне минимальных расстояний газопровода <данные изъяты> препятствует безопасной эксплуатации газопровода, локализации и уменьшению возможных аварий и катастроф; создает угрозу причинения вреда здоровью и жизни граждан.
В судебном заседании представитель истца ФИО3 (по доверенности) исковые требования поддержал по тем же основаниям, а также пояснил, что по территории <адрес> проходит построенный в ДД.ММ.ГГГГ. газопровод «<данные изъяты>» с диаметром трубы <данные изъяты> мм и рабочим давлением <данные изъяты> кгс/см2 (с учетом указанных параметров газопровод относится к числу магистральных). Согласно п. 4.2 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных постановлением Гостехнадзора России от 22.04.1992г. № 9, земельные участки, в охранной зоне трубопроводов, не изымаются у землепользователей и используются ими для проведения сельскохозяйственных и иных работ, но с обязательным соблюдением Правил охраны магистральных трубопроводов. В соответствии же со ст. ст. 28, 32 ФЗ от31.03.1999г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в РФ» владельцы таких участков не могут осуществлять строительство каких бы то ни было зданий, строений и сооружений (независимо от того являются они капитальными или нет) в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения (в данном случае, с учетом параметров газопровода – на расстоянии менее 100 м). Строения, построенные ближе вышеуказанных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения. Земельный участок № в СНТ «Заречье» и расположенный на нем садовый домик принадлежат на праве собственности Щербань И.А. Своего согласия на строительство в зоне минимально допустимых расстояний собственник или арендатор газопровода не давали, какая-либо проектная документация на строения в товариществе им на согласование не представлялась. Перенос же газопровода либо уменьшение рабочего давления в нем в ближайшее время не предполагается.
Ответчик Щербань И.А. в судебном заседании иск не признала и пояснила, что в настоящее время она является собственником спорного объекта недвижимого имущества, который она приобрела на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ней и Бельковым В.В., права которого в отношении этого имущества были в установленном порядке зарегистрированы в органах по государственной регистрации сделок с недвижимостью. В связи с чем полагает, что на нее, как на добросовестного приобретателя, не может быть возложена обязанность по сносу принадлежащего ей имущества. Более того, не исключена вероятность переноса ветви газопровода.
Третьи лица СНТ «Заречье», Бельков В.В. и администрация г. Тамбова в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещались надлежащим образом.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Согласно Федеральному закону от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» магистральные газопроводы относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа и подтверждается свидетельством о регистрации опасных производственных объектов. На такие объекты в обязательном порядке распространяются - требования промышленной безопасности. В соответствии со ст. 3 указанного Закона требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в названном Федеральном законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, а также в нормативных технических документах; которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность. Данные требования должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарного благополучия населения, охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, строительства, а также требованиям государственных стандартов.
Согласно п. 4.2 Правил охраны магистральных трубопроводов утвержденных Постановлением от 22 апреля 1992 года № 9 Госгортехнадзора России земельные участки, входящие в охранные зоны трубопроводов, не изымаются у землепользователей и используются ими для проведения сельскохозяйственных и иных работ с обязательным соблюдением Правил охраны магистральных трубопроводов.
В соответствие со ст. 28 Федерального закона от 31.03.1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения, которые определяются в соответствии со строительными нормами и правилами.
Минимальные расстояния от зданий, строений, сооружений до объектов системы газоснабжения определяются согласно таб. 4* Строительных норм и правил «СНиП 2.05.06-85* Магистральные трубопроводы» и составляют не менее 100 метров (для газопроводов условным диаметром до 300 мм) и не менее 150 метров (для газопроводов условным диаметром до 300 мм до 600 мм) от оси газопровода до коллективных садов с садовыми домиками.
Судом установлено, что ООО «Газпром трансгаз Саратов» на основании договора аренды, заключенного с ОАО «Газпром», осуществляет эксплуатацию газопровода «<данные изъяты>» (ДД.ММ.ГГГГ года постройки) с диаметром трубы – <данные изъяты> мм, с давлением <данные изъяты> кгс/кв.см и рабочим давлением <данные изъяты> кгс/см2 и относящегося в соответствии с п. 2 СНиП 2.05.06-85* с учетом вышеуказанных параметров к числу магистральных газопроводов 1-го класса и включенного в государственный реестр опасных производственных объектов (что подтверждается свидетельством о регистрации <данные изъяты>. и приложением к нему на л.д. №№ 63-65).
В зоне 90 км газопровода на земельном участке № СНТ «Заречье», собственником которого является Щербань И.А., расположены постройки: дачный домик (на расстоянии <данные изъяты> м от оси газопровода) и ограждение по периметру земельного участка (на расстоянии <данные изъяты> м от оси газопровода). При этом в соответствии с постановлением администрации г. Тамбова от ДД.ММ.ГГГГ № при предоставлении Белькову В.В. из земель населенных пунктов в собственность бесплатно садового земельного участка № площадью <данные изъяты> кв.м в СНТ «Заречье», ему (Белькову В.В.) было запрещено, в том числе и строительство объектов жилищно-гражданского и производственного назначения в охранной зоне газопровода высокого давления.
Вышеуказанные постройки (дачный домик и ограждение) были осуществлены без получения разрешений и согласований, находятся в зоне минимально допустимых расстояний газопровода-отвода «<данные изъяты>», которые для газопроводов даже с диаметром менее 300 мм в соответствии со СНиП 2.05.06-85* Магистральные трубопроводы», как и в соответствии с ранее действовавшими СНиП 11-45-75) составляют не менее 100 метров.
Согласно ст. 32 Федерального закона от 31.03.1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в РФ» здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения. Органы исполнительной власти и должностные лица, граждане, виновные в нарушении правил охраны магистральных трубопроводов, газораспределительных сетей и других объектов систем газоснабжения, строительстве зданий, строений и сооружений без соблюдения безопасных расстояний до объектов систем газоснабжения или в их умышленном блокировании либо повреждении, иных нарушающих бесперебойную и безопасную работу объектов систем газоснабжения незаконных действиях, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
При таких обстоятельствах, истец, как законный владелец магистрального газопровода «<данные изъяты>», вправе требовать устранения нарушения своих прав и интересов и сноса установленных в зоне минимально допустимых расстояний построек.
То обстоятельство, что Щербань И.А. приобрела спорный садовый домик на основании договора купли-продажи с Бельковым В.В., в свою очередь в ДД.ММ.ГГГГ году зарегистрировавшим права на этот объект недвижимого имущества в органах по государственной регистрации сделок с недвижимостью на основании его декларации об объекте недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, не может являться основанием для отказа владельцу магистрального газопровода «<данные изъяты>» в удовлетворении его исковых требований о сносе постройки, которая была осуществлена без соблюдения действующего законодательства.
В случае, когда недвижимое имущество, право на которое зарегистрировано, имеет признаки самовольной постройки, наличие такой регистрации не исключает возможности предъявления требования о его сносе.
В случае нахождения самовольной постройки во владении лица, не осуществлявшего самовольного строительства, ответчиком по иску о сносе самовольной постройки является лицо, которое стало бы собственником, если бы постройка не являлась самовольной (в частности, в случае отчуждения самовольной постройки – ее приобретатель)
Если ответчик, против которого принято решение о сносе самовольной постройки, не осуществлял ее строительство, он вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков к лицу, осуществившему самовольную постройку (п.п. 23, 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010г. №10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Решение суда об удовлетворении иска о сносе самовольной постройки служит основанием для внесения записи в ЕГРП о прекращении права собственности ответчика на самовольную постройку.
Довод Щербань И.А. о том, что имеется вероятность переноса ветви газопровода, объективно ни на чем не основан и не может быть принят судом во внимание.
В соответствии со ст. ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию также расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> руб. Сумма понесенных судебных расходов подтверждена соответствующим платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ООО «Газпром трансгаз Саратов» удовлетворить.
Обязать Щербань ФИО7 устранить нарушения зоны минимально допустимых расстояний магистрального газопровода-отвода «<данные изъяты>» путем освобождения земельного участка от самовольных построек, расположенных на земельном участке № в СНТ «Заречье» <адрес>, в том числе и садового домика (нежилого здания, площадью <данные изъяты> кв.м).
Взыскать с Щербань ФИО8 в пользу ООО «Газпром трансгаз Саратов» судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тамбовского областного суда через Октябрьский районный суд г.Тамбова в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: С.В. Бучнева
Решение суда принято в окончательной форме: ДД.ММ.ГГГГ