Дело № 2а-1971/2021
РЈРР” 36RS0001-01-2021-002743-18
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
27 сентября 2021 года г. Воронеж
Железнодорожный районный СЃСѓРґ Рі. Воронежа РІ составе председательствующего СЃСѓРґСЊРё Кривотулова Р.РЎ.
при секретаре Бухтояровой В.М.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании административное дело РїРѕ административному РёСЃРєСѓ Чеботаревой Натальи Рвановны Рє Департаменту имущественных Рё земельных отношений Воронежской области Рѕ признании незаконным бездействия, связанного СЃ уклонением РѕС‚ рассмотрения заявления Рѕ предварительном согласовании предоставления земельного участка Рё возложении обязанности РїРѕ устранению допущенных нарушений,
установил:
Чеботарева Рќ.Р. обратилась РІ СЃСѓРґ СЃ РёСЃРєРѕРј Рє Департаменту имущественных Рё земельных отношений Воронежской области (далее - Р”РР—Рћ) Рѕ признании незаконным бездействия Департамента имущественных Рё земельных отношений Воронежской области, связанного СЃ уклонением РѕС‚ рассмотрения заявления Рѕ предварительном согласовании предоставления земельного участка РїРѕ адресу: <адрес>; возложении обязанности принять решение Рѕ предварительном согласовании предоставления РІ собственность земельного участка РїРѕ адресу: <адрес> утвердить схему расположения земельного участка РЅР° кадастровом плане территории, РІ редакции, предоставленной РїСЂРё подаче заявления РѕС‚ 18.06.2021 РіРѕРґР°.
РЎРІРѕРё исковые требования мотивирует тем, что 18.06.2021 РіРѕРґР° обратилась РІ Р”РР—Рћ СЃ заявлением Рѕ предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 800 РєРІ.Рј, РІ долевую собственность, бесплатно, для эксплуатации жилого <адрес>. Р’ установленный СЃСЂРѕРє Р”РР—Рћ ответ заявителю РЅРµ предоставил. Ссылаясь РЅР° Регламент РїРѕ предоставлению государственной услуги утверждает Рѕ наличии установленного тридцатидневного СЃСЂРѕРєР° для рассмотрения заявления Рё приложенных Рє нему документов. РЎ бездействием ответчика выражает несогласие, считая его незаконным Рё необоснованным, нарушающим право РЅР° приобретение РІ собственность земельного участка. Оспариваемое бездействие заключается РІ уклонении РѕС‚ рассмотрения заявления Рѕ предварительном согласовании предоставлении земельного участка РїРѕ адресу: <адрес>.
Определением Железнодорожного районного СЃСѓРґР° Рі. Воронежа РѕС‚ 06.09.2021 РіРѕРґР°, принятым РІ протокольной форме, Рє участию РІ деле РІ качестве заинтересованного лица привлечен Рубцов Валерий Рванович.
Р’ судебном заседании представитель истца – адвокат Хлыстов РЎ.Рњ., действующий РЅР° основании ордера РѕС‚ 01.09.2021 РіРѕРґР°, поддержал РґРѕРІРѕРґС‹ административного РёСЃРєР°, настаивал РЅР° его удовлетворении. РЎСѓРґСѓ РїРѕСЏСЃРЅРёР», что считает бездействие Р”РР—Рћ незаконным, поскольку заявление РЅРµ рассмотрено РІ установленный для этого тридцатидневный СЃСЂРѕРє, Р° Рѕ продлении СЃСЂРѕРєР° рассмотрения заявитель РЅРµ был уведомлен надлежащим образом. Представленные доказательства уведомления Рѕ продлении СЃСЂРѕРєР° оценивает критически, поскольку РѕРЅРё изготовлены самим Р”РР—Рћ. Также подтвердил, что ответ РЅР° заявление был фактически получен РІ МФЦ.
Представитель Р”РР—Рћ – Р’РѕСЂРѕРЅРёРЅР° Р•.Р., действующая РЅР° основании доверенности РѕС‚ 07.07.2021 РіРѕРґР°, возражала против удовлетворения РёСЃРєР°. РЎСѓРґСѓ пояснила, что СЃСЂРѕРє РЅР° рассмотрение заявления был продлен РґРѕ 45 дней РїРѕ причине направления межведомственных запросов РІ различные органы, что подтверждается материалами дела. Ответ РЅР° заявление был направлен РІ многофункциональный центр предоставления государственных Рё муниципальных услуг для вручения заявителю. Какого-либо отдельного решения Рѕ продлении СЃСЂРѕРєРѕРІ рассмотрения заявления РІ Р”РР—Рћ РЅРµ принималось, заявитель уведомлялся Рѕ продлении СЃСЂРѕРєРѕРІ рассмотрения заявления обычной почтой, что подтверждается самим ответом, РєРѕРїРёСЏ которого приобщена Рє материалам дела, Р° также распечаткой РёР· программы Р”РР—Рћ РѕР± отправке сообщения. Почтового реестра РѕР± отправке РЅРµ имеется.
Чеботарева Рќ.Р, Рубцов Р’.Р. РІ судебное заседание РЅРµ явились, Рѕ рассмотрении административного дела извещены СЃСѓРґРѕРј надлежащим образом.
Рзучив материалы дела, заслушав участвующих РІ рассмотрении дела лиц, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє следующим выводам.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
На основании части 11 указанной статьи, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Р’ соответствии СЃ Законом Воронежской области в„– 217-03 РѕС‚ 30.12.2014 «О перераспределении отдельных полномочий органов местного самоуправления РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° РіРѕСЂРѕРґ Воронеж Рё исполнительных органов государственной расти Воронежской области», СЃ Положением Рѕ департаменте имущественных Рё земельных отношений Воронежской области, утвержденным Постановлением Правительства Воронежской области РѕС‚ 08.05.2009 в„– 365, Р”РР—Рћ определен исполнительным органом государственной власти Воронежской области, осуществляющим полномочия РїРѕ распоряжению земельными участками, право государственной собственности, РЅР° которые РЅРµ разграничено, находящимися РІ черте РіРѕСЂРѕРґР° Воронежа, Р° также земельными участками, находящимися РІ собственности области, РІ пределах Рё РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ, установленном действующим законодательством.
Согласно ч. 1 ст. 12 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение (ч. 3 ст. 12 указанного Федерального закона).
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо по направленному в установленном порядке запросу государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих обращение, обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления (часть 2 статьи 10 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).
Приказом Р”РР—Рћ в„– 105 РѕС‚ 24.01.2017 РіРѕРґР° утвержден Административный регламент департамента имущественных Рё земельных отношений Воронежской области РїРѕ предоставлению государственной услуги "Принятие решений Рѕ предварительном согласовании предоставления земельных участков, находящихся РІ собственности Воронежской области, Р° также земельных участков, расположенных РЅР° территории РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° РіРѕСЂРѕРґ Воронеж, государственная собственность РЅР° которые РЅРµ разграничена".
Согласно пункту 2.4.1 Регламента предоставление государственной услуги осуществляется с момента поступления в Департамент, МФЦ заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка с пакетом документов, необходимых для рассмотрения вопроса о предоставлении государственной услуги. Рассмотрение заявления и приложенных к нему документов осуществляется в срок не более 30 календарных дней со дня поступления заявления.
Документы для получения государственной услуги от заявителей регистрируются в течение 3 рабочих дней с момента их поступления. Документы по результатам предоставления государственной услуги (приказ Департамента о предварительном согласовании предоставления земельного участка, отказ в предоставлении государственной услуги) регистрируются и выдаются заявителю в течение 3 рабочих дней или направляются заявителю заказным письмом с уведомлением о вручении (пункты 2.4.2 и 2.4.5 Регламента).
В случае если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", срок рассмотрения заявления может быть продлен не более чем до сорока пяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. О продлении срока рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка Департамент уведомляет заявителя (абзац 3 пункта 2.4.4 Регламента).
РР· материалов дела следует, что Чеботаревой Рќ.Р. Рё Рубцову Р’.Р. РЅР° праве общей долевой собственности (РїРѕ ? доле каждому) принадлежит жилой РґРѕРј, площадью 55,2 РєРІ.Рј, расположенный РїРѕ адресу: <адрес>. Право собственности зарегистрировано РІ установленном законом РїРѕСЂСЏРґРєРµ (Р».Рґ. 11-13).
РЎ заявлением Рѕ предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 800 РєРІ.Рј, расположенного РїРѕ адресу: <адрес> для индивидуального жилищного строительства РІ Р”РР—Рћ обратилась Чеботарева Рќ.Р. РІ лице своего представителя Хлыстова РЎ.Рњ., действующего РЅР° основании доверенности РѕС‚ 21.07.2020 РіРѕРґР°. Указанное заявление было подано через филиал РђРЈ «МФЦ» РІ Ленинском районе Рі. Воронежа 18.06.2021 РіРѕРґР°, Рѕ чем свидетельствует РєРѕРїРёСЏ расписки в„– evr00251481 (Р».Рґ. 7, 8).
Р’ С…РѕРґРµ рассмотрения дела СЃСѓРґРѕРј установлено, что указанное заявление направлено МФЦ РІ адрес Р”РР—Рћ Рё получено 21.06.2021 РіРѕРґР°. Запрос Рѕ проверке результата рассмотрения заявления направлен МФЦ РІ адрес Р”РР—Рћ 21.07.2021 РіРѕРґР° Рё РІ эту Р¶Рµ дату получен Р”РР—Рћ (Р».Рґ. 57, 61).
Р’ целях проверки РґРѕРІРѕРґРѕРІ заявителя Р”РР—Рћ РІ адрес управления лесного хозяйства Воронежской области направлены запросы, РёР· ответов заместителя руководителя управления РЅР° который РѕС‚ 02.07.2021 РіРѕРґР° Рё 26.07.2021 РіРѕРґР° следует, что схема расположения земельного участка, площадью 800 РєРІ.Рј, расположенного РїРѕ адресу <адрес> имеет пересечение СЃ землями лесного фонда Воронежского лесничества, Краснолесненского участкового лесничества, квартал 11 часть выдела, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, РЅРµ согласовывает схему расположения земельного участка (Р».Рґ. 29, 33, 33, 34, 35-36, 39).
Решение Р”РР—Рћ РѕР± отказе Чеботаревой Рќ.Р. РІ утверждении схемы расположения земельного участка РѕС‚ 04.08.2021 РіРѕРґР° в„– 52-17-13672 для Чеботаревой Рќ.Р. (представителю Хлыстову РЎ.Рњ.) направлено РІ МФЦ для вручения 04.08.2021 РіРѕРґР° Рё поступило РІ ФМЦ 05.08.2021 РіРѕРґР°.
Представителем ответчика СЃСѓРґСѓ также представлено РїРёСЃСЊРјРѕ РѕС‚ 20.07.2021 РіРѕРґР°, адресованное Хлыстову РЎ.Рњ. (для Чеботаревой Рќ.Р., Рубцова Р’.Р.) СЃ информацией Рѕ направлении повторного запроса РІ управление лесного хозяйства Воронежской области, Р° также Рѕ возможности продления СЃСЂРѕРєР° для рассмотрения заявления. Указанное РїРёСЃСЊРјРѕ, имеющееся РІ деле РІ РІРёРґРµ РєРѕРїРёРё, никем РЅРµ подписано Рё имеет только дату Рё исходящий номер. Р’ качестве доказательства направления РїРёСЃСЊРјР° представлена распечатка РІ РІРёРґРµ РїСЂРёРЅС‚-СЃРєСЂРёРЅР° программы, РЅРµ позволяющего идентифицировать программу, РІ которой РѕРЅР° сделана. Распечатка содержит сведения Рѕ направлении Хлыстову РЎ.Рњ. «простого» сообщения 20.07.2021 РіРѕРґР°. Каких-либо доказательств, позволяющих установить фактическое направление РїРёСЃСЊРјР° простым, либо заказным РїРёСЃСЊРјРѕРј, Р° также его содержание, представителем ответчика РЅРµ представлено. Почтового реестра СЃ отметкой Рѕ отправлении РїРёСЃСЊРјР°, иных убедительных доказательств, позволяющих прийти Рє выводу Рѕ том, что указанное РїРёСЃСЊРјРѕ направлялось РІ адрес представителя заявителя, РІ материалах административного дела РЅРµ имеется (Р».Рґ. 62).
Анализируя РІСЃРµ имеющиеся РІ материалах дела доказательства РІ РёС… совокупности, РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ приведенных РЅРѕСЂРј права Рё нормативного ведомственного акта, регламентирующего РїРѕСЂСЏРґРѕРє оказания государственной услуги, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу Рѕ соблюдении Р”РР—Рћ СЃСЂРѕРєР° РЅР° рассмотрение заявления Чеботаревой Рќ.Р. СЃ учетом необходимости его продления, поскольку ответ РЅР° поступившее 21.06.2021 РіРѕРґР° РІ Р”РР—Рћ заявление поступил РІ МФЦ для выдачи заявителю 05.08.2021 РіРѕРґР°, общий СЃСЂРѕРє рассмотрения заявления составил 45 дней.
Р’ С…РѕРґРµ рассмотрения дела СЃСѓРґРѕРј объективно установлено неоднократное направление Р”РР—Рћ РІ адрес управления лесного хозяйства Воронежской области межведомственных запросов Рѕ согласовании схемы расположения земельного участка, РїСЂРё этом ответом РѕС‚ 02.07.2021 РіРѕРґР° управление лесного хозяйства Воронежской области сообщило, что схема расположения земельного участка имеет пересечение СЃ землями лесного форда Воронежского лесничества, РЅРµ указав РІ своем ответе Рѕ принятии какого-либо решения, что стало причиной для повторного направления Р”РР—Рћ запроса, ответом РЅР° который 26.07.2021 РіРѕРґР° управление лесного хозяйства Воронежской области РЅРµ согласовало схему расположения земельного участка
РџСЂРё таких обстоятельствах Сѓ Р”РР—Рћ имелись законные основания для продления СЃСЂРѕРєР° рассмотрения заявления, РїСЂРё этом максимально возможный СЃСЂРѕРє рассмотрения заявления РЅРµ был нарушен.
Р’ этой СЃРІСЏР·Рё отсутствие убедительных доказательств направления Р”РР—Рћ РІ адрес представителя заявителя сообщения Рѕ продлении СЃСЂРѕРєРѕРІ рассмотрения заявления, РЅРµ свидетельствует Рѕ нарушении прав заявителя СЃРѕ стороны Р”РР—Рћ, поскольку РЅРµ направление такого уведомления РЅРµ является препятствием Рє продлению такого СЃСЂРѕРєР°, который РЅРµ опосредован указанным обстоятельством. РљСЂРѕРјРµ того, продление СЃСЂРѕРєР° было обусловлено необходимостью направления повторного запроса РІ управление лесного хозяйства Воронежской области, РїСЂРё этом ответ Р”РР—Рћ РїРѕ результатам обращения Чеботаревой Рќ.Р. фактически получен представителем заявителя, таким образом, прав заявителя нарушено РЅРµ было.
В соответствии со ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
В ходе рассмотрения дела ответчиками доказано соблюдение максимально возможного срока рассмотрения заявления в соответствии с утвержденным Регламентом, обоснованное продление срока рассмотрение заявления, а также направление ответа для его вручения заявителю в МФЦ при отсутствии доказательств нарушения прав истца его не уведомлением о продлении сроков рассмотрения заявления, потому заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 62, 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
исковые требования Чеботаревой Натальи Рвановны Рє Департаменту имущественных Рё земельных отношений Воронежской области Рѕ признании незаконным бездействия Департамента имущественных Рё земельных отношений Воронежской области, связанного СЃ уклонением РѕС‚ рассмотрения заявления Рѕ предварительном согласовании предоставления земельного участка РїРѕ адресу: <адрес>; возложении обязанности принять решение Рѕ предварительном согласовании предоставления РІ собственность земельного участка РїРѕ адресу: <адрес> утвердить схему расположения земельного участка РЅР° кадастровом плане территории, РІ редакции, предоставленной РїСЂРё подаче заявления РѕС‚ 18.06.2021 РіРѕРґР° – оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию Воронежского областного суда в месячный срок со дня изготовления решения в окончательной форме через Железнодорожный районный суд г. Воронежа.
Председательствующий СЃСѓРґСЊСЏ Кривотулов Р.РЎ.
Решение в окончательной форме изготовлено 29.09.2021 года.
Дело № 2а-1971/2021
РЈРР” 36RS0001-01-2021-002743-18
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
27 сентября 2021 года г. Воронеж
Железнодорожный районный СЃСѓРґ Рі. Воронежа РІ составе председательствующего СЃСѓРґСЊРё Кривотулова Р.РЎ.
при секретаре Бухтояровой В.М.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании административное дело РїРѕ административному РёСЃРєСѓ Чеботаревой Натальи Рвановны Рє Департаменту имущественных Рё земельных отношений Воронежской области Рѕ признании незаконным бездействия, связанного СЃ уклонением РѕС‚ рассмотрения заявления Рѕ предварительном согласовании предоставления земельного участка Рё возложении обязанности РїРѕ устранению допущенных нарушений,
установил:
Чеботарева Рќ.Р. обратилась РІ СЃСѓРґ СЃ РёСЃРєРѕРј Рє Департаменту имущественных Рё земельных отношений Воронежской области (далее - Р”РР—Рћ) Рѕ признании незаконным бездействия Департамента имущественных Рё земельных отношений Воронежской области, связанного СЃ уклонением РѕС‚ рассмотрения заявления Рѕ предварительном согласовании предоставления земельного участка РїРѕ адресу: <адрес>; возложении обязанности принять решение Рѕ предварительном согласовании предоставления РІ собственность земельного участка РїРѕ адресу: <адрес> утвердить схему расположения земельного участка РЅР° кадастровом плане территории, РІ редакции, предоставленной РїСЂРё подаче заявления РѕС‚ 18.06.2021 РіРѕРґР°.
РЎРІРѕРё исковые требования мотивирует тем, что 18.06.2021 РіРѕРґР° обратилась РІ Р”РР—Рћ СЃ заявлением Рѕ предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 800 РєРІ.Рј, РІ долевую собственность, бесплатно, для эксплуатации жилого <адрес>. Р’ установленный СЃСЂРѕРє Р”РР—Рћ ответ заявителю РЅРµ предоставил. Ссылаясь РЅР° Регламент РїРѕ предоставлению государственной услуги утверждает Рѕ наличии установленного тридцатидневного СЃСЂРѕРєР° для рассмотрения заявления Рё приложенных Рє нему документов. РЎ бездействием ответчика выражает несогласие, считая его незаконным Рё необоснованным, нарушающим право РЅР° приобретение РІ собственность земельного участка. Оспариваемое бездействие заключается РІ уклонении РѕС‚ рассмотрения заявления Рѕ предварительном согласовании предоставлении земельного участка РїРѕ адресу: <адрес>.
Определением Железнодорожного районного СЃСѓРґР° Рі. Воронежа РѕС‚ 06.09.2021 РіРѕРґР°, принятым РІ протокольной форме, Рє участию РІ деле РІ качестве заинтересованного лица привлечен Рубцов Валерий Рванович.
Р’ судебном заседании представитель истца – адвокат Хлыстов РЎ.Рњ., действующий РЅР° основании ордера РѕС‚ 01.09.2021 РіРѕРґР°, поддержал РґРѕРІРѕРґС‹ административного РёСЃРєР°, настаивал РЅР° его удовлетворении. РЎСѓРґСѓ РїРѕСЏСЃРЅРёР», что считает бездействие Р”РР—Рћ незаконным, поскольку заявление РЅРµ рассмотрено РІ установленный для этого тридцатидневный СЃСЂРѕРє, Р° Рѕ продлении СЃСЂРѕРєР° рассмотрения заявитель РЅРµ был уведомлен надлежащим образом. Представленные доказательства уведомления Рѕ продлении СЃСЂРѕРєР° оценивает критически, поскольку РѕРЅРё изготовлены самим Р”РР—Рћ. Также подтвердил, что ответ РЅР° заявление был фактически получен РІ МФЦ.
Представитель Р”РР—Рћ – Р’РѕСЂРѕРЅРёРЅР° Р•.Р., действующая РЅР° основании доверенности РѕС‚ 07.07.2021 РіРѕРґР°, возражала против удовлетворения РёСЃРєР°. РЎСѓРґСѓ пояснила, что СЃСЂРѕРє РЅР° рассмотрение заявления был продлен РґРѕ 45 дней РїРѕ причине направления межведомственных запросов РІ различные органы, что подтверждается материалами дела. Ответ РЅР° заявление был направлен РІ многофункциональный центр предоставления государственных Рё муниципальных услуг для вручения заявителю. Какого-либо отдельного решения Рѕ продлении СЃСЂРѕРєРѕРІ рассмотрения заявления РІ Р”РР—Рћ РЅРµ принималось, заявитель уведомлялся Рѕ продлении СЃСЂРѕРєРѕРІ рассмотрения заявления обычной почтой, что подтверждается самим ответом, РєРѕРїРёСЏ которого приобщена Рє материалам дела, Р° также распечаткой РёР· программы Р”РР—Рћ РѕР± отправке сообщения. Почтового реестра РѕР± отправке РЅРµ имеется.
Чеботарева Рќ.Р, Рубцов Р’.Р. РІ судебное заседание РЅРµ явились, Рѕ рассмотрении административного дела извещены СЃСѓРґРѕРј надлежащим образом.
Рзучив материалы дела, заслушав участвующих РІ рассмотрении дела лиц, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє следующим выводам.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
На основании части 11 указанной статьи, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Р’ соответствии СЃ Законом Воронежской области в„– 217-03 РѕС‚ 30.12.2014 «О перераспределении отдельных полномочий органов местного самоуправления РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° РіРѕСЂРѕРґ Воронеж Рё исполнительных органов государственной расти Воронежской области», СЃ Положением Рѕ департаменте имущественных Рё земельных отношений Воронежской области, утвержденным Постановлением Правительства Воронежской области РѕС‚ 08.05.2009 в„– 365, Р”РР—Рћ определен исполнительным органом государственной власти Воронежской области, осуществляющим полномочия РїРѕ распоряжению земельными участками, право государственной собственности, РЅР° которые РЅРµ разграничено, находящимися РІ черте РіРѕСЂРѕРґР° Воронежа, Р° также земельными участками, находящимися РІ собственности области, РІ пределах Рё РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ, установленном действующим законодательством.
Согласно ч. 1 ст. 12 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение (ч. 3 ст. 12 указанного Федерального закона).
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо по направленному в установленном порядке запросу государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих обращение, обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления (часть 2 статьи 10 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).
Приказом Р”РР—Рћ в„– 105 РѕС‚ 24.01.2017 РіРѕРґР° утвержден Административный регламент департамента имущественных Рё земельных отношений Воронежской области РїРѕ предоставлению государственной услуги "Принятие решений Рѕ предварительном согласовании предоставления земельных участков, находящихся РІ собственности Воронежской области, Р° также земельных участков, расположенных РЅР° территории РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° РіРѕСЂРѕРґ Воронеж, государственная собственность РЅР° которые РЅРµ разграничена".
Согласно пункту 2.4.1 Регламента предоставление государственной услуги осуществляется с момента поступления в Департамент, МФЦ заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка с пакетом документов, необходимых для рассмотрения вопроса о предоставлении государственной услуги. Рассмотрение заявления и приложенных к нему документов осуществляется в срок не более 30 календарных дней со дня поступления заявления.
Документы для получения государственной услуги от заявителей регистрируются в течение 3 рабочих дней с момента их поступления. Документы по результатам предоставления государственной услуги (приказ Департамента о предварительном согласовании предоставления земельного участка, отказ в предоставлении государственной услуги) регистрируются и выдаются заявителю в течение 3 рабочих дней или направляются заявителю заказным письмом с уведомлением о вручении (пункты 2.4.2 и 2.4.5 Регламента).
В случае если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", срок рассмотрения заявления может быть продлен не более чем до сорока пяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. О продлении срока рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка Департамент уведомляет заявителя (абзац 3 пункта 2.4.4 Регламента).
РР· материалов дела следует, что Чеботаревой Рќ.Р. Рё Рубцову Р’.Р. РЅР° праве общей долевой собственности (РїРѕ ? доле каждому) принадлежит жилой РґРѕРј, площадью 55,2 РєРІ.Рј, расположенный РїРѕ адресу: <адрес>. Право собственности зарегистрировано РІ установленном законом РїРѕСЂСЏРґРєРµ (Р».Рґ. 11-13).
РЎ заявлением Рѕ предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 800 РєРІ.Рј, расположенного РїРѕ адресу: <адрес> для индивидуального жилищного строительства РІ Р”РР—Рћ обратилась Чеботарева Рќ.Р. РІ лице своего представителя Хлыстова РЎ.Рњ., действующего РЅР° основании доверенности РѕС‚ 21.07.2020 РіРѕРґР°. Указанное заявление было подано через филиал РђРЈ «МФЦ» РІ Ленинском районе Рі. Воронежа 18.06.2021 РіРѕРґР°, Рѕ чем свидетельствует РєРѕРїРёСЏ расписки в„– evr00251481 (Р».Рґ. 7, 8).
Р’ С…РѕРґРµ рассмотрения дела СЃСѓРґРѕРј установлено, что указанное заявление направлено МФЦ РІ адрес Р”РР—Рћ Рё получено 21.06.2021 РіРѕРґР°. Запрос Рѕ проверке результата рассмотрения заявления направлен МФЦ РІ адрес Р”РР—Рћ 21.07.2021 РіРѕРґР° Рё РІ эту Р¶Рµ дату получен Р”РР—Рћ (Р».Рґ. 57, 61).
Р’ целях проверки РґРѕРІРѕРґРѕРІ заявителя Р”РР—Рћ РІ адрес управления лесного хозяйства Воронежской области направлены запросы, РёР· ответов заместителя руководителя управления РЅР° который РѕС‚ 02.07.2021 РіРѕРґР° Рё 26.07.2021 РіРѕРґР° следует, что схема расположения земельного участка, площадью 800 РєРІ.Рј, расположенного РїРѕ адресу <адрес> имеет пересечение СЃ землями лесного фонда Воронежского лесничества, Краснолесненского участкового лесничества, квартал 11 часть выдела, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, РЅРµ согласовывает схему расположения земельного участка (Р».Рґ. 29, 33, 33, 34, 35-36, 39).
Решение Р”РР—Рћ РѕР± отказе Чеботаревой Рќ.Р. РІ утверждении схемы расположения земельного участка РѕС‚ 04.08.2021 РіРѕРґР° в„– 52-17-13672 для Чеботаревой Рќ.Р. (представителю Хлыстову РЎ.Рњ.) направлено РІ МФЦ для вручения 04.08.2021 РіРѕРґР° Рё поступило РІ ФМЦ 05.08.2021 РіРѕРґР°.
Представителем ответчика СЃСѓРґСѓ также представлено РїРёСЃСЊРјРѕ РѕС‚ 20.07.2021 РіРѕРґР°, адресованное Хлыстову РЎ.Рњ. (для Чеботаревой Рќ.Р., Рубцова Р’.Р.) СЃ информацией Рѕ направлении повторного запроса РІ управление лесного хозяйства Воронежской области, Р° также Рѕ возможности продления СЃСЂРѕРєР° для рассмотрения заявления. Указанное РїРёСЃСЊРјРѕ, имеющееся РІ деле РІ РІРёРґРµ РєРѕРїРёРё, никем РЅРµ подписано Рё имеет только дату Рё исходящий номер. Р’ качестве доказательства направления РїРёСЃСЊРјР° представлена распечатка РІ РІРёРґРµ РїСЂРёРЅС‚-СЃРєСЂРёРЅР° программы, РЅРµ позволяющего идентифицировать программу, РІ которой РѕРЅР° сделана. Распечатка содержит сведения Рѕ направлении Хлыстову РЎ.Рњ. «простого» сообщения 20.07.2021 РіРѕРґР°. Каких-либо доказательств, позволяющих установить фактическое направление РїРёСЃСЊРјР° простым, либо заказным РїРёСЃСЊРјРѕРј, Р° также его содержание, представителем ответчика РЅРµ представлено. Почтового реестра СЃ отметкой Рѕ отправлении РїРёСЃСЊРјР°, иных убедительных доказательств, позволяющих прийти Рє выводу Рѕ том, что указанное РїРёСЃСЊРјРѕ направлялось РІ адрес представителя заявителя, РІ материалах административного дела РЅРµ имеется (Р».Рґ. 62).
Анализируя РІСЃРµ имеющиеся РІ материалах дела доказательства РІ РёС… совокупности, РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ приведенных РЅРѕСЂРј права Рё нормативного ведомственного акта, регламентирующего РїРѕСЂСЏРґРѕРє оказания государственной услуги, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу Рѕ соблюдении Р”РР—Рћ СЃСЂРѕРєР° РЅР° рассмотрение заявления Чеботаревой Рќ.Р. СЃ учетом необходимости его продления, поскольку ответ РЅР° поступившее 21.06.2021 РіРѕРґР° РІ Р”РР—Рћ заявление поступил РІ МФЦ для выдачи заявителю 05.08.2021 РіРѕРґР°, общий СЃСЂРѕРє рассмотрения заявления составил 45 дней.
Р’ С…РѕРґРµ рассмотрения дела СЃСѓРґРѕРј объективно установлено неоднократное направление Р”РР—Рћ РІ адрес управления лесного хозяйства Воронежской области межведомственных запросов Рѕ согласовании схемы расположения земельного участка, РїСЂРё этом ответом РѕС‚ 02.07.2021 РіРѕРґР° управление лесного хозяйства Воронежской области сообщило, что схема расположения земельного участка имеет пересечение СЃ землями лесного форда Воронежского лесничества, РЅРµ указав РІ своем ответе Рѕ принятии какого-либо решения, что стало причиной для повторного направления Р”РР—Рћ запроса, ответом РЅР° который 26.07.2021 РіРѕРґР° управление лесного хозяйства Воронежской области РЅРµ согласовало схему расположения земельного участка
РџСЂРё таких обстоятельствах Сѓ Р”РР—Рћ имелись законные основания для продления СЃСЂРѕРєР° рассмотрения заявления, РїСЂРё этом максимально возможный СЃСЂРѕРє рассмотрения заявления РЅРµ был нарушен.
Р’ этой СЃРІСЏР·Рё отсутствие убедительных доказательств направления Р”РР—Рћ РІ адрес представителя заявителя сообщения Рѕ продлении СЃСЂРѕРєРѕРІ рассмотрения заявления, РЅРµ свидетельствует Рѕ нарушении прав заявителя СЃРѕ стороны Р”РР—Рћ, поскольку РЅРµ направление такого уведомления РЅРµ является препятствием Рє продлению такого СЃСЂРѕРєР°, который РЅРµ опосредован указанным обстоятельством. РљСЂРѕРјРµ того, продление СЃСЂРѕРєР° было обусловлено необходимостью направления повторного запроса РІ управление лесного хозяйства Воронежской области, РїСЂРё этом ответ Р”РР—Рћ РїРѕ результатам обращения Чеботаревой Рќ.Р. фактически получен представителем заявителя, таким образом, прав заявителя нарушено РЅРµ было.
В соответствии со ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
В ходе рассмотрения дела ответчиками доказано соблюдение максимально возможного срока рассмотрения заявления в соответствии с утвержденным Регламентом, обоснованное продление срока рассмотрение заявления, а также направление ответа для его вручения заявителю в МФЦ при отсутствии доказательств нарушения прав истца его не уведомлением о продлении сроков рассмотрения заявления, потому заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 62, 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
исковые требования Чеботаревой Натальи Рвановны Рє Департаменту имущественных Рё земельных отношений Воронежской области Рѕ признании незаконным бездействия Департамента имущественных Рё земельных отношений Воронежской области, связанного СЃ уклонением РѕС‚ рассмотрения заявления Рѕ предварительном согласовании предоставления земельного участка РїРѕ адресу: <адрес>; возложении обязанности принять решение Рѕ предварительном согласовании предоставления РІ собственность земельного участка РїРѕ адресу: <адрес> утвердить схему расположения земельного участка РЅР° кадастровом плане территории, РІ редакции, предоставленной РїСЂРё подаче заявления РѕС‚ 18.06.2021 РіРѕРґР° – оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию Воронежского областного суда в месячный срок со дня изготовления решения в окончательной форме через Железнодорожный районный суд г. Воронежа.
Председательствующий СЃСѓРґСЊСЏ Кривотулов Р.РЎ.
Решение в окончательной форме изготовлено 29.09.2021 года.