№ 12-6/2019
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
с.Омутинское 27 февраля 2019 года
Федеральный судья Омутинского районного суда Тюменской области: Баева Н.Ю.,
при секретаре: Соловьевой Е.Б.,
с участием представителя Администрации Омутинского муниципального района Тюменской области Коноваловой Н.А., действующей на основании доверенности от 13.08.2018 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 12-6/2019 по жалобе представителя Администрации Омутинского муниципального района Тюменской области на постановление государственного инспектора межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Северо-Уральского управления Ростехнадзора ФИО8 № от 26 декабря 2018 года о назначении административного наказания в отношении Администрации Омутинского муниципального района Тюменской области за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.11 ст.19.5 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
Постановлением государственного инспектора межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Северо-Уральского управления Ростехнадзора ФИО8№ от 26 декабря 2018 года Администрация Омутинского муниципального района Тюменской области была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.11 ст.19.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее по тексту - КоАП РФ) и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 400 000 рублей.
Из указанного постановления должностного лица следует, что при проведении внеплановой проверки по приказу № от 23.10.2018 года заместителя руководителя Северо-Уральского управления Ростехнадзора, 17.12.2018 года в 11 часов 00 минут установлен факт несоблюдения требований ст.19 Федерального закона от 21.07.1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнический сооружений» в части невыполнения предписания № от 14.12.2017 года. Срок устранений нарушений, в соответствии с предписанием № от 14.12.2017 года истек 01.11.2018 года, следовательно, датой совершения правонарушения следует считать 02.11.2018 года. Данное правонарушение совершено в форме бездействия, следовательно местом совершения является местонахождение юридического лица - Администрации Омутинского муниципального района Тюменской области. Указанное правонарушение зафиксировано протоколом о возбуждении дела об административном правонарушении № от 17.12.2018 года в отношении юридического лица - Администрации Омутинского муниципального района Тюменской области.
Представитель Администрации Омутинского муниципального района Тюменской области Коновалова Н.А. обратилась в суд с жалобой на указанное постановление инспектора межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Северо-Уральского управления Ростехнадзора ФИО8 № от 26 декабря 2018 года, в которой указывает, что в ходе внеплановой проверки государственным инспектором межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями был установлен факт невыполнения предписания № от 14.12.2017 года. По результатам проверки инспектором составлен акт проверки № от 17.12.2018 года, вынесено предписание № от 17.12.2018 гола, составлен протокол об административном правонарушении № от 17.12.2018 года по ч.11 ст.19.5 КоАП РФ, а впоследствии вынесено постановление по делу об административном правонарушении №. С указанным постановлением она не согласна, поскольку выполнение указанных в предписании № от 14.12.2017 года мероприятий напрямую связано с необходимость соблюдения сроков, установленных Бюджетным кодексом РФ. Администрацией Омутинского муниципального района предпринимались все зависящие от нее меры для исполнения предписания № от 14.12.2017 года, но в связи с установлением административным органом срока, в течение которого данное предписание объективно не могло быть исполнено, считает, что отсутствует необходимый элемент состава административного правонарушения, а именно «вина». «Бездействие» Администрации не подтверждено. Кроме того, считает, сам протокол об административном правонарушении вынесен с нарушением процессуальных норм, поскольку составлен не в 30 дневный срок проведения проверки, а составлен на 41 день. Вместе с тем, также нарушены сроки составлении протокола. Так, согласно действующего законодательства, протокол об административном правонарушении составляется немедленно, после выявления совершения административного правонарушения, а согласно протокола № от 17.12.2018 года, он составлен 17.12.2018 года, дата правонарушении 02.11.2018 года. Также не согласно с выводами должностного лица относительно квалификации ГТС на реке Вагай в с. Вагай и в с.Омутинское, а также оценки акта преддекларационного обследования от 31.05.2018 года, согласно выводам которого данные ГТС имеют нулевой вред. Считает, что внеплановая проверка проведена госинспектором ФИО6 с нарушением действующего законодательства и оснований для ее проведения не было. В связи с чем, просит постановление инспектора межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Северо-Уральского управления Ростехнадзора ФИО8 № от 26 декабря 2018 года отменить и производство по делу прекратить.
В судебном заседании представитель Администрации Омутинского муниципального района Тюменской области Коновалова Н.А. поддержала доводы жалобы по указанным в ней основаниям, дополнительно указав, что у администрации отсутствовал умысел на неисполнение предписания, поскольку Администрацией принимаются все меры для устранения нарушений, указанных в предписании государственного органа. Считает размер штрафа в размере 400000 рублей обременительным, усугубляющим финансовое положение бюджета Омутинского района, поэтому просила суд постановление инспектора межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Северо-Уральского управления Ростехнадзора ФИО8 № от 26 декабря 2018 года отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В судебное заседание представитель Северо-Уральского управления Ростехнадзора по явился. О месте, дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, сведений о причинах своей неявки в суд не представили, с ходатайством об отложении дела не обращались.
Заслушав объяснения представителя администрации Омутинского муниципального района Коноваловой Н.А., исследовав материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 11 статьи 19.5 КоАП Российской Федерации невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, государственный горный надзор, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Согласно положениям ст.19 Федерального закона от 21.07.1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» нарушениями законодательства о безопасности гидротехнических сооружений являются: невыполнение предписаний органов государственного надзора;
Как следует из представленных материалов, на основании приказа заместителя руководителя Северо-Уральского Ростехнадзора ФИО11. №от 23.10.2018 года была назначена внеплановая, выездная проверка в отношении администрации Омутинского муниципального района Тюменской области в рамках федерального госнадзора в области безопасности гидротехнических сооружений с целью проверки исполнения предписания от 14 декабря 2017 года № выданного Северо-Уральским управлением Ростехнадзора в отношении 15 ГТС, собственником которых является администрация Омутинского района. Уполномоченным на проведение данной проверки была назначена госинспектор ФИО7 Срок для проведения проверки с 06 ноября 2018 года по 17 декабря 2018 год. Данный приказ для сведения, а также уведомление о проведении выездной проверки за подписью госинспектором ФИО6 от 30.10.2018 года был направлен электронной почтой для сведения в администрацию Омутинского муниципального района, которые они получили ( л.д.29-39 административного дела.)
По итогам данной проверки, госинспектором Ростехнахора ФИО7 было установлено, что администрация Омутинского муниципального района Тюменской области в установленный срок, до 01.11.2018 года, не выполнила предписание госинспектора межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Северо-Уральского управления Ростехнадзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Тюменской области от 14.12.2017 года по устранению, выявленных в процессе проводимой внеплановой документарной проверки, нарушений требований законодательства и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, а именно: 1. Отсутствует разрешение на эксплуатацию двух комплексов ГТС на реке Вагай, в частности в с.Вагай, и в с.Омутинское, находящихся в собственности администрации Омутинского муниципального района, 2. Отсутствует согласование с надзорной организацией правил по эксплуатации указанных двух ГТС на реке Вагай; 3. Отсутствует проектно-техническая документация по указанным двум ГТС и не имеются декларации безопасности; 4. восстановить ледозащитное сооружение ГТС на реке Вагай в с.Вагай; 5.Провести ремонт ГТС с.Омутинское. Задвижка донного водовыпуска требует проведения ремонта. Ограждение на плотине частично отсутствует. Ледозащитное сооружение – восстановить. 6. Технически не исправное состояние ГТС на реке Вагай в.с.Вагай и в с.Омутинское. (л.д. 40-43 административного дела).
По итогам данной внеплановой проверки данным должностным лицом Ростехнадзора был составлен акт проверки за № -А от 17.12.2018 года (л.д.19-23 административного дела).
По факту невыполнения предписания от № от 14.12.2017 года, в отношении юридического лица - администрации Омутинского муниципального района должностным лицом Северо-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Тюменской области был составлен протокол № от 17.12.2018 года об административном правонарушении по ч.11 ст.19.5 КоАП РФ (л.д.10-14 административного дела).Также администрации Омутинского муниципального района выдано новое предписания № от 17.12.2018 года об устранении ранее выявленных нарушений со сроком устранения до 01 марта 2019 года (л.д.24-28 административного дела).
В связи с совершением правонарушения, постановлением государственного инспектора межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Северо-Уральского управления Ростехнадзора ФИО8№ от 26 декабря 2018 года Администрация Омутинского муниципального района Тюменской области была привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч.11 ст.19.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Вина в совершенном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ подтверждается протоколом об административном правонарушении от 17.12.2018 года, предписанием за № от 14.12.2017 года, актом проверки администрации Омутинского муниципального района от 17.12.2018 года, а также иными материалами дела об административном правонарушении, которые исследовались судом.
Принимая во внимание, что администрация Омутинского муниципального района в установленный срок ( 01.11.2018 года) не выполнила предписание должностного лица Ростехнадзора от 14.12.2017 года, то госинспектор Ростехнадзора пришел к обоснованному выводу о виновности юридического лица в совершении вмененного административного правонарушения.
Данный вывод является обоснованным и мотивированным, соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.
Должностным лицом в постановлении дана мотивированная оценка относительно обстоятельств в части классификации ГТС на реке Вагай в с.Вагай и в с.Омутинское, а также относительно акта преддекларационного обследования указанных двух ГТС от 31.05.2018 года, с которой суд соглашается. Поэтому оснований для переоценки данных обстоятельств не имеется.
В свою очередь, протокол об административной правонарушении от 17.12.2018 года, составленный должностным лицом Ростехнадзора в отношении администрации Омутинского муниципального района по ч.11 ст.19.5 КоАП РФ составлен в соответствии с требованиями ст.28.2 КоАП РФ, по окончании проверки, которая на основании приказа зам.руководителя Ростехнадзора определена с 06 ноября по 17 декабря 2018 года, поэтому нарушений со стороны должностного лица при составлении данного протокола не допущено.
Поэтому доводы представителя Коноваловой в той части, что данный протокол составлен с существенными нарушениями, суд не может принять во внимание.
Вместе с тем, внеплановая выездная проверка администрации Омутинского муниципального района была проведена в соответствии с действующим законодательством. Суд пришел в данному выводу по следующим основаниям.
Согласно п.1 ч.2 ст.10 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294 -ФЗ " О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении госконтроля (надзора) и муниципального контроля", одним из оснований для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Согласно ст.13 Федерального закона от 21.07.1997 года № 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 23.12.2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении госконтроля (надзора) и муниципального контроля", с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных настоящей статьей.
Судом установлено, что на основании приказа заместителя руководителя Северо-Уральского Ростехнадзора ФИО12 № от 23.10.2018 года была назначена внеплановая, выездная проверка в отношении администрации Омутинского муниципального района Тюменской области в рамках федерального госнадзора в области безопасности гидротехнических сооружений с целью проверки исполнения предписания от 14 декабря 2017 года №, выданного Северо-Уральским управлением Ростехнадзора в отношении 15 ГТС, собственником которых является администрация Омутинского района. Уполномоченным на проведение данной проверки была назначена госинспектор ФИО7 Срок для проведения проверки установлен с 06 ноября 2018 года по 17 декабря 2018 год. Данный приказ для сведения, а также уведомление о проведении выездной проверки за подписью госинспектором ФИО6 от 30.10.2018 года был направлен электронной почтой для сведения в администрацию Омутинского муниципального района, которые они получили ( л.д.29-39 административного дела.)
Таким образом, доводы представителя Коноваловой о том, что данная проверка проведена с нарушением действующего законодательства, и что оснований для ее проведения у госинспектора ФИО6 не было, суд не может принять во внимание.
Учитывая диспозицию ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, одним из обстоятельств, подлежащих выяснению, при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном данной статьей, в соответствии со ст.26.1 КоАП РФ является законность предписания, выданного органом государственного надзора.
При рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.5 КоАП РФ, судья должен выяснить законность вынесенного предписания, имея в виду, что оно должно быть выдано уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции, содержать характеристику допущенных нарушений и требование об устранении нарушений законодательства, но не определять характер необходимых действий, которые должны быть совершены до его выполнения.
Таким образом, предписание следует считать законным, если оно выдано уполномоченным органом без нарушения прав проверяемого лица и не отменено в установленном действующим законодательством порядке.
Судом установлено, что должностным лицом при установлении срока для выполнения предписания от 14.12.2017 года, было в том числе учтено, чтобы оно было исполнимо администрацией Омутинского района.
Согласно положений части 2.9 статьи 77 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" органы государственного контроля (надзора) при установлении сроков для устранения выявленных нарушений обязаны учитывать необходимость соблюдения органами местного самоуправления требований и процедур, установленных законодательством Российской Федерации.
Для выполнения предписания администрации Омутинского муниципального района необходимо было совершить совокупность действий по размещению заказов на поставки работ и услуг, заключив муниципальные контракты в порядке и сроки, предусмотренные Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", что и было учтено должностным лицом при вынесении предписания от 14.12.2017 года, поэтому срок для устранения нарушений и был установлен около года, то есть до 01.11.2018 года.
Вместе с тем, как следует, из материалов дела, администрация Омутинского муниципального района действительно заключила ряд муниципальных договоров с соответствующими предприятиями на ремонт комплексов ГТС, расположенных на реке Краснояр в с.Русаково и д.Красноярская, на реке Вагай в с.Вагай и в с.Омутинское (л.д.42- 71), поэтому из 15 нарушений, указанных в предписании от 14.12.2017 года, 9 были полностью ими устранены и в свою очередь сняты с контроля Ростехнадзора, но 6 указанных выше нарушений остались не выполнены, что и было установлено должностным лицом в ходе внеплановой выездной проверки, о чем был составлен акт № от 17.12.2018 года ( л.д.10-12).
Таким образом, доводы представителя Коноваловой о том, что должностным лицом был установлен в предписании неисполнимый срок для его выполнения, суд считает не состоятельными.
Таким образом, из материалов административного дела следует, что предписание № от 14.12.2017 года было вынесено уполномоченным лицом, в пределах своей компетенции, с соблюдением порядка его вынесения, необходимого срока для выполнения, в установленном законом порядке предписание не обжаловалось, не признано судом незаконным и не отменено, а также, представитель администрации Омутинского муниципального района не обращался в соответствующие органы с просьбой о переносе срока выполнения предписания, поэтому доводы представителя о том, что предписание административного органа от 14.12.2017 года является не законным, суд не может принять во внимание.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, государственный инспектор межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Северо-Уральского управления Ростехнадзора ФИО8 пришла к обоснованному выводу о виновности администрации Омутинского муниципального района в совершении правонарушения, предусмотренного ч.11 ст.19.5 КоАП РФ.
Постановление о привлечении Администрации Омутинского муниципального района к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Вместе с тем, сумма назначенного Администрации Омутинского муниципального района административного штрафа в размере 400 000 рублей является высоко обременительной для субъекта, свидетельствует об избыточности административного принуждения, о подавлении экономической самостоятельности и инициативы юридического лица, чрезмерном ограничении свободы предпринимательства и права собственности.
Из правовых позиций, изложенных в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 17 января 2013 года N 1-П и от 25 февраля 2014 года N 4-П, следует, что неадекватность установленных законодателем санкций за совершение административных правонарушений, может быть преодолена судьей при назначении административного наказания при наличии установленного фактора высокой обременительности для юридического лица суммы административного штрафа, предусмотренного санкцией за совершение вмененного ему административного правонарушения.
В соответствии с частью 3.1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, рассматривающий дело об административном правонарушении либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В силу части 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 указанной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса.
По данному делу об административном правонарушении, с учетом изложенного, минимальный размер административного штрафа составляет 400 000 рублей, половина от которого - 200 000 рублей.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы, выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
При изложенных обстоятельствах, постановление государственного инспектора межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Северо-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Тюменской области № от 26.12.2018 года, вынесенное в совершении администрации Омутинского муниципального района Тюменской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.11 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит изменению в части назначенного Администрации Омутинского муниципального района административного наказания.
На основании выше изложенного, руководствуясь п.2 ч.1 ст.30.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление государственного инспектора межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Северо-Уральского управления Ростехнадзора № от 26.12.2018 года, вынесенное в совершении администрации Омутинского муниципального района Тюменской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.11 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить: назначить наказание в виде административного штрафа в размере двести тысяч рублей.
В остальной части указанное постановление должностного лица оставить без изменения.
Жалобу представителя администрации Омутинского муниципального района Тюменской области Коноваловой Н.А. – удовлетворить частично.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение 10 суток, с момента вынесения или получения копии решения суда, с подачей жалобы через Омутинский районный суд.
Решение изготовлено в совещательной комнате, с применением компьютера.
Федеральный судья: Н.Ю.Баева