Решение по делу № 2а-15/2021 от 25.09.2020

дело № 2а-15/2021

УИД 02RS0009-01-2020-000633-65

номер строки в статистическом отчете 3.022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 января 2021 года             с. Чемал

Чемальский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи          Иваныш И.В.,

при секретаре                          Зябловой А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по административному исковому заявлению прокурора Чемальского района Республики Алтай в интересах муниципального образования, неопределенного круга лиц к администрации МО «Чемальский район» о признании незаконным бездействие администрации МО «Чемальский район» по устранению нарушений требований законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, о муниципальной собственности, об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, безопасности дорожного движения и непринятии мер по постановке на кадастровый учет автомобильных дорог местного значения, разработке и утверждению проекта организации дорожного движения, обязании устранить нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Чемальского района Республики Алтай в интересах муниципального образования, неопределенного круга лиц обратился в Чемальский районный суд Республики Алтай с административным иском к администрации МО «Чемальский район», с учетом уточнения, о признании незаконным бездействия администрации МО «Чемальский район», выразившегося в неустранении нарушений законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, о муниципальной собственности, об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, безопасности дорожного движения при осуществлении полномочий в сфере организации дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения по ул. Медовая, бульвар Удачный, ул. Лесная, ул. Радужная, ул. Нагорная в микрорайоне «Барантал» с. Элекмонар Чемальского района Республики Алтай и непринятии мер по постановке на кадастровый учет автомобильных дорог местного значения в границах указанного микрорайона, оформлению права собственности, включению в перечень автомобильных дорог местного значения Чемальского района, приведению в соответствие с требованиями к автомобильным дорогам путем строительства автомобильных дорог с твердым покрытием, разработке и утверждению проекта организации дорожного движения, обязании администрации МО «Чемальский район» в течении года с момента вступления в законную силу решения суда провести следующие мероприятия: обеспечить постановку на государственный кадастровый учет и оформить право муниципальной собственности на автомобильные дороги местного значения общего пользования в границах микрорайона «Барантал» с. Элекмонар Чемальского района Республики Алтай (ул. Медовая, бульвар Удачный, ул. Лесная, ул. Радужная, ул. Нагорная), включить в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «Чемальский район» Республики Алтай; осуществить в границах микрорайона «Барантал» с. Элекмонар Чемальского района Республики Алтай (ул. Медовая, бульвар Удачный, ул. Лесная, ул. Радужная, ул. Нагорная) строительство дорог, соответствующих нормативным требованиям к автомобильным дорогам; разработать в установленном порядке и утвердить проекты и схемы организации дорожного движения в отношении улиц микрорайона «Барантал» с. Элекмонар Чемальского района Республики Алтай (ул. Медовая, бульвар Удачный, ул. Лесная, ул. Радужная, ул. Нагорная).

В обоснование административного иска указано, что прокуратурой в деятельности администрации МО «Чемальский район» установлен факт незаконного бездействия, выразившийся в неустранении нарушений законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, о муниципальной собственности, об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, безопасности дорожного движения при осуществлении полномочий в сфере организации дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения. Прокуратурой района с привлечением специалиста дорожного надзора УГИБДД МВД по Республике Алтай проведена выездная проверка по коллективному обращению жителей микрорайона «Барнатал» в с. Элекмонар Чемальского района Республики Алтай по факту бездействия администрации района в непринятии мер по оборудованию автомобильных подъездных дорог по улицам Медовая, бульвар Удачный, Лесная, Радужная, Нагорная. По результатам проверки установлено, что состояние улично-дорожной сети по улицам не соответствуют требованиям ГОСТ Р 50597-2017, фактически дорожное полотно отсутствует. Отсутствие системы дренажного водоотведения, освещения, соответствующего нормативным требованиям дорожного покрытия представляют угрозу безопасности дорожного движения. Не имеется специально организованных подъездных путей к земельным участкам жителей по ул. Медовая, бульвар Удачный, ул. Лесная, ул. Радужная, ул. Нагорная в с. Элекмонар. По фактам несоответствия подъездных путей микрорайона «Барантал» с. Элекмонар требованиям к автомобильным дорогам прокурором района 20.12.2019 и 24.07.2020 вносились представления на имя главы Чемальского района, которые рассмотрены с информированием прокуратуры района об их удовлетворении, однако до настоящего времени фактически нарушения не устранены, мер к оформлению в установленном порядке автомобильных дорог (постановка на кадастровый учет, регистрация права и т.д.) не принято, что свидетельствует о бездействии администрации Чемальского района, и нарушает права неопределенного круга лиц и жителей данного микрорайона.

Представитель административного истца – помощник прокурора Чемальского района Республики Алтай Шваба Ф.В. административные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика по доверенности Четвернина А.И. административный иск не признала, суду показала, что в период предоставления земельных участков льготным категориям граждан в законодательстве отсутствовал запрет на предоставление земельных участков, не обеспеченных объектами инфраструктуры. Обеспечение всех предоставленных земельных участков инженерно-транспортной инфраструктурой должно осуществляться в порядке и сроки, предусмотренные программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, которые разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления на основании утвержденных генеральных планов поселения. Согласно Комплексной схемы развития транспортной инфраструктуры Элекмонарского сельского поселения, строительство автомобильной дороги в микрорайоне Барантал планируется в 2024 г. В бюджете МО «Чемальский район» на 2020 и плановый период 2021 и 2022 годы не предусмотрены средства на строительство данной дороги. В микрорайоне Барантал отсыпан подъезд в соответствии с генеральным планом с. Элекмонар. Действиями, предшествующими постановке на кадастровый учет как объектов недвижимости и оформлению права муниципальной собственности на автомобильные дороги, являются отведение в установленном порядке земельного участка под строительство дороги, проектирование и строительство дороги. Паспортизация автомобильных дорог осуществляется после их проектирования, строительства и регистрации права собственности на них, в настоящий момент автомобильные дороги, как объект недвижимости в микрорайоне Барантал отсутствуют, поскольку земельные участки для устройства дорог не поставлены на кадастровый учет и не изменено их разрешенное использование. В части требований относительно постановки на государственный учет пояснила, что это не нарушает права граждан, поскольку в соответствии с законодательством нет обязательного требования осуществлять такие действия и это не препятствует выделению средств местного бюджета на осуществление дорожной деятельности, поскольку в силу прямого указания закона на данный момент полномочия по содержанию внутрипоселковых дорог относятся к ведению администрации района, что не препятствует предусматривать средства в местном бюджете. Требование включить в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования Чемальский район не соответствует закону ФЗ № 257 «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности», поскольку, несмотря на то, что полномочия сейчас отданы в район, но, тем не менее, перечень автомобильных дорог утверждается органами местного самоуправления района, но он будет звучать как перечь автомобильных дорог местного значения конкретного сельского поселения, а не муниципального района, т.к. к дорогам общего муниципального района относится только дорога между сельскими поселениями. По поводу обязывания строительства дорог приведена «Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры», которая предусматривает строительство дорог, начиная с 2024 года. В части разработки и утверждения схемы дорожного движения, в соответствии с законодательством - данные проекты организации дорожного движения разрабатываются в составе проектной документации капитального строительства, отдельно эти схемы не разрабатываются.

Администрация Элекмонарского сельского поселения Чемальского района Республики Алтай, привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованного лица, не направил своего представителя в судебное заседание, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Представили письменное заявление, в котором просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя, указав, что против удовлетворения административных исковых требований, не возражают.

С учетом мнения сторон, руководствуясь ст. 226 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося участника процесса.

Изучив материалы дела, заслушав помощника прокурора Чемальского района, представителя административного ответчика, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии со статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Аналогичное положение содержит пункт 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», согласно которому прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Согласно ст. 1 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995 (далее Федерального закона № 196-ФЗ) основополагающей задачей по обеспечению безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации является охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

В силу ст. 3 Федерального закона № 196-ФЗ приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности является одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения.

Согласно п.5 ч.1, ч. 3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ), ст. 1 Закона Республики Алтай от 07.07.2015 № 32-P3 «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Республике Алтай» к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон №257-ФЗ) дорожной деятельностью является деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Согласно п.п. 1-3 ст. 5 Федерального закона № 257-ФЗ установлено, что автомобильные дороги в зависимости от их назначения подразделяются на автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги. Кроме того, автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги не общего пользования. К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

В соответствии с п.п.1, 10 ст. 6 Федерального закона №257-ФЗ автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. При этом к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Согласно п. 12 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Статьей 10 этого же Федерального закона предусмотрено формирование и ведение Единого государственного реестра автомобильных дорог, в который вносятся сведения об автомобильных дорогах, представленные собственниками данных дорог.

В силу п. 2 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее по тексту Федеральный закон № 218-ФЗ) единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

Пунктом 7 ст. 1 Федерального закона № 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

Перечень сведений, подлежащий включению в кадастр недвижимости, предусмотрен статьей 8 Федерального закона №218-ФЗ. В том числе это кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения (п.2 ч.4 ст.8 Федерального закона №218-ФЗ).

В силу п.1 ст.14 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Чемальского района Республики Алтай с привлечением специалистов дорожного надзора УГИБДД МВД по Республике Алтай, с участием начальника МБУ «Департамента строительства, дорожного хозяйства, транспорта и жилищно-коммунальной политики» проведена выездная проверка по коллективному обращению жителей микрорайона «Барантал» в с. Элекмонар Чемальского района по факту бездействия администрации МО «Чемальский район», выразившиеся в непринятии мер по оборудованию автомобильных подъездных дорог по улицам ул. Медовая, бульвар Удачный, ул. Нагорная, ул. Лесная, ул. Радужная в с. Элекмонар, соответствующих требованиям, обеспечивающим безопасность дорожного движения.

По результатам проверки установлено, что полосы земли, по которым осуществляется движение транспортных средств и пешеходов по улицам микрорайона «Барантал» с. Элекмонар Чемальского района, не обеспечивают безопасное и бесперебойное движение колесных транспортных средств с установленными скоростями и нагрузками, предусмотренными национальными стандартами РФ, так как указанные полосы земли не имеют дорожного полотна, дорожного покрытия и подобных элементов (в т.ч. водоотводных, удерживающих и укрепительных конструктивных элементов). Отсутствие системы дренажного водоотведения, освещения, соответствующего нормативным требованиям дорожного покрытия (используемые для движения и подъезда к домам полосы земли имеют многочисленные повреждения земляной поверхности, выбоины, просадки, колеи, канавы), в связи с чем представляют угрозу безопасности дорожного движения. Ввиду отсутствия соответствующих нормативным требованиям дорог не имеется специально организованных подъездных путей к земельным участкам жителей по ул. Медовая, бульвар Удачный, ул. Лесная, ул. Радужная, ул. Нагорная в с. Элекмонар. Установлено, что в микрорайоне «Барантал» с. Элекмонар Чемальского района фактически отсутствуют автомобильные дороги, а также элементы дорожного обустройства и средства организации дорожного движения, обеспечивающие его безопасность для водителей транспортных средств и пешеходов.

По результатам проверки составлен Акт осмотра от 26 августа 2020 года, 20.12.2019 года и 24.07.2020 года внесены представления на имя главы Чемальского района об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, автомобильных дорог и дорожной деятельности.

Представления об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, автомобильных дорог и дорожной деятельности рассмотрены главой Чемальского района, сообщено о том, что для устройства твердого гравийно-щебеночного покрытия в с. Элекмонар микрорайон «Барантал» необходимо, в первую очередь, произвести проектирование автомобильных дорог, а затем- строительство дороги. Бюджет МО «Чемальский район» на 2020 и плановый период 2021 и 2020 годы сформирован с учетом требований бюджетного законодательства Российской Федерации, исходя из принципа сбалансированности бюджета, в связи с чем нет возможности произвести надлежащее обслуживание и содержание автомобильных дорог, объект недвижимости автомобильная дорога, отсутствует. В Правительство Республики Алтай направлялись письма об оказании финансовой помощи на строительство и проектирование данных автомобильных дорог.

Кроме того, обеспечение всех предоставленных земельных участков инженерно-транспортной инфраструктурой должно осуществляться в порядке и сроки, предусмотренные программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, которые разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления на основании утвержденных генеральных планов поселения. Согласно Комплексной схемы развития транспортной инфраструктуры Элекмонарского сельского поселения, утв. Постановлением сельской администрации Элекмонарского сельского поселения №111 от 08.12.17 г.) строительство автомобильной дороги в микрорайоне Барантал планируется в 2024 г..

Как установлено судом, Постановлением сельской администрации Элекмонарского сельского поселения № 111 от 08.12.17 года утверждена Муниципальная программа «Комплексное развитие транспортной инфраструктуры Элекмонарского сельского поселения на 2018-2032 годы». Согласно паспорта Муниципальной программы, строительство дорог в микрорайоне «Барантал» предусмотрено с 2024 года. Прокуратурой района 22.12.2020 года внесен протест на имя главы администрации МО «Элекмонарское сельское поселение» на Муниципальную программу комплексного развития транспортной инфраструктуры Элекмонарского сельского поселения на 2018-2032 годы, утвержденную постановлением главы Элекмонарского сельского поселения от 08.11.2017 № 111. Администрацией МО «Элекмонарское сельское поселение» протест рассмотрен, в настоящее время разрабатываются и вносятся изменения в вышеуказанную программу.

Из материалов дела следует, что автомобильные дороги как объект недвижимости в соответствующих реестрах не числятся, так как нет объекта учета; земельные участки, по которым проходят автомобильные дороги, стоят на кадастровом учете как земли населенных пунктов с разрешенным использованием «для жилищного строительства»; автомобильные дороги в реестр муниципального имущества и в перечень дорог местного значения МО «Чемальский район» Республики Алтай, не включены (л.д. 64).

Вместе с тем, охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства осуществляются путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Безопасность дорожного движения - это состояние, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Учитывая изложенное, суд находит требования прокурора в части признания незаконным бездействия администрации МО «Чемальский район», выразившегося в неустранении нарушений законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, о муниципальной собственности, об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, безопасности дорожного движения при осуществлении полномочий в сфере организации дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения по ул. Медовая, бульвар Удачный, ул. Лесная, ул. Радужная, ул. Нагорная в микрорайоне «Барантал» с. Элекмонар Чемальского района Республики Алтай и непринятии мер по постановке на кадастровый учет автомобильных дорог местного значения в границах указанного микрорайона, включению в перечень автомобильных дорог местного значения Чемальского района, приведению в соответствие с требованиями к автомобильным дорогам путем строительства автомобильных дорог с твердым покрытием, разработке и утверждению проекта организации дорожного движения, обязании провести мероприятия по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет автомобильных дорог местного значения общего пользования в границах микрорайона «Барантал» с. Элекмонар Чемальского района Республики Алтай (ул. Медовая, бульвар Удачный, ул. Лесная, ул. Радужная, ул. Нагорная), включению в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «Чемальский район» Республики Алтай; по осуществлению в границах микрорайона «Барантал» с. Элекмонар Чемальского района Республики Алтай (ул. Медовая, бульвар Удачный, ул. Лесная, ул. Радужная, ул. Нагорная) строительства дорог, соответствующих нормативным требованиям к автомобильным дорогам; по разработке в установленном порядке и утверждению проектов и схем организации дорожного движения, а также по организации мероприятий по организации дорожного движения в отношении улиц микрорайона «Барантал» с. Элекмонар Чемальского района Республики Алтай (ул. Медовая, бульвар Удачный, ул. Лесная, ул. Радужная, ул. Нагорная) законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку бездействием ответчика нарушаются права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения.

Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд исходит из того, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них возложены на Администрацию района в силу закона; Администрация района является ответственной за разрешение вопроса дорожной деятельности в отношении указанных в иске автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта и обеспечение безопасности дорожного движения на ней; спорные автомобильные дороги на учет не постановлены; отсутствуют доказательства строительства автомобильных дорог, соответствующих ГОСТ Р 50597-2017. Кроме того, Администрацией района не разработан и не утвержден проект и схема организации дорожного движения автомобильных дорог местного значения сельского поселения. Отсутствие оформленной в установленном порядке документации на автодороги, как на объекты недвижимости, расположенные под ними земельные участки, не может являться обстоятельством, исключающим внесение ее в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения.

Как следует из материалов дела, автомобильные дороги в реестре муниципальной собственности не числятся, не включены в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения. Включение автодорог в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района входит в компетенцию администрации и не противоречит Федеральному закону N 257-ФЗ.

Выполнение полномочий по строительству и содержанию дорог относится к расходным обязательствам муниципального образования, безопасность дорожного движения должна быть обеспечена бюджетными средствами.

С учетом изложенного суд критически относится к доводам административного ответчика об отсутствии в его действиях бездействия в связи с необходимостью исполнения последним Постановления сельской администрации Элекмонарского сельского поселения № 111 от 08.12.17 года, которым утверждена Муниципальная программа «Комплексное развитие транспортной инфраструктуры Элекмонарского сельского поселения на 2018-2032 годы» в отсутствие предусмотренного бюджетного финансирования на осуществление программных мероприятий.

Отсутствие в реестре муниципальной собственности дорог общего пользования местного значения не позволяет органу местного самоуправления принимать меры по самостоятельному решению вопросов обеспечения безопасности дорожного движения и надлежащего содержания автомобильных дорог общего и необщего пользования в границах поселения, а также принимать участие в реализации федеральных целевых программ.

Таким образом, установлен факт незаконного бездействия, выразившийся в неустранении нарушений законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, безопасности дорожного движения при осуществлении полномочий в сфере организации дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения, в микрорайоне «Барантал» с. Элекмонар Чемальского района фактически отсутствуют автомобильные дороги, а также элементы дорожного обустройства и средства организации дорожного движения, обеспечивающие его безопасность для водителей транспортных средств и пешеходов.

Таким образом, бездействие ответчика по надлежащему устройству, оформлению, содержанию указанной автомобильной дороги создает опасность дорожного движения, угрозу жизни и здоровья неопределенного круга лиц.

Разрешая административные исковые требования прокурора в части возложения обязанности на администрацию Чемальского района Республики Алтай в течение года с момента вступления в законную силу решения суда оформить право муниципальной собственности на автомобильные дороги местного значения общего пользования в границах микрорайона «Барантал» с. Элекмонар Чемальского района Республики Алтай (ул. Медовая, бульвар Удачный, ул. Лесная, ул. Радужная, ул. Нагорная), суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований прокурора по следующим основаниям.

В силу ч. 10 ст. 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения поселений, частных автомобильных дорог.

Таким образом, отнесение указанных автодорог к муниципальной собственности определено законом, не включение их Администрацией муниципального образования в состав муниципальной собственности не влияет на их правовой статус.

В силу части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

Суд считает необходимым определить срок исполнения возложенных на административного ответчика обязанностей по устранению нарушений требований законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, о муниципальной собственности, об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, безопасности дорожного движения и непринятии мер по постановке на кадастровый учет автомобильных дорог местного значения, разработке и утверждению проекта организации дорожного движения, в течение года с момента вступления в законную силу решения суда. По мнению суда, указанный срок является разумным, обеспечивает соблюдение баланса интересов всех сторон, а также отвечает требованиям исполнимости судебного акта.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 175-180, 226, 227 КАС РФ суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокурора Чемальского района Республики Алтай в интересах муниципального образования, неопределенного круга лиц к администрации МО «Чемальский район» о признании незаконным бездействие администрации МО «Чемальский район» по устранению нарушений требований законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, о муниципальной собственности, об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, безопасности дорожного движения и непринятии мер по постановке на кадастровый учет автомобильных дорог местного значения, разработке и утверждению проекта организации дорожного движения, обязании устранить нарушения, частично удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации МО «Чемальский район», выразившееся в неустранении нарушений законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, о муниципальной собственности, об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, безопасности дорожного движения при осуществлении полномочий в сфере организации дорожного движения по ул. Медовая, бульвар Удачный, ул. Лесная, ул. Радужная, ул. Нагорная в микрорайоне Барантал, с. Элекмонар Чемальского района Республики Алтай, а также в непринятии мер по постановке на учет автомобильных дорог местного значения в границах указанного микрорайона, включению в перечень автомобильных дорог местного значения Чемальского района, приведению в соответствие с требованиями к автомобильным дорогам путем строительства автомобильных дорог с твердым покрытием, разработке и утверждению проекта организации дорожного движения.

Обязать администрацию Чемальского района Республики Алтай в течение года с момента вступления в законную силу решения суда провести следующие мероприятия:

-обеспечить постановку на государственный кадастровый учет автомобильных дорог местного значения общего пользования в границах микрорайона Барантал с.Элекмонар Чемальского района (ул. Медовая,, ул. Лесная, ул. Радужная, ул. Нагорная бульвар Удачный), включить в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования Чемальский район Республики Алтай

-осуществить в границах микрорайона «Барантал» с.Элекмонар Чемальского района (ул. Медовая, ул. Лесная, ул. Радужная, ул. Нагорная бульвар Удачный) строительство дорог, соответствующих нормативным требованиям к автомобильным дорогам

Разработать в установленном порядке и утвердить проекты и схемы организации дорожного движения в отношении улиц микрорайона Барантал с. Элекмонар Чемальского района (ул. Медовая, ул. Лесная, ул. Радужная, ул. Нагорная бульвар Удачный)

В удовлетворении административного искового заявления прокурора Чемальского района Республики Алтай об обязании администрации Чемальского района Республики Алтай в течение года с момента вступления в законную силу решения суда оформить право муниципальной собственности на автомобильные дороги местного значения общего пользования в границах микрорайона «Барантал» с.Элекмонар Чемальского района (ул. Медовая,, ул. Лесная, ул. Радужная, ул. Нагорная, бульвар Удачный), отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Чемальский районный суд Республики Алтай.

Судья     И.В. Иваныш

Мотивированное решение принято судом 03 февраля 2021 года.

2а-15/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокуратура Чемальского района
Ответчики
Администрация МО "Чемальский район"
Другие
Администрация Элекмонарского сельского поселения
Суд
Чемальский районный суд Республики Алтай
Судья
Иваныш Ирина Вячеславовна
Дело на сайте суда
chemalsky.ralt.sudrf.ru
25.09.2020Регистрация административного искового заявления
25.09.2020Передача материалов судье
30.09.2020Решение вопроса о принятии к производству
30.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.10.2020Судебное заседание
19.10.2020Производство по делу возобновлено
02.11.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
23.11.2020Судебное заседание
09.12.2020Судебное заседание
23.12.2020Судебное заседание
24.12.2020Судебное заседание
18.01.2021Судебное заседание
25.01.2021Судебное заседание
03.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.01.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее