Решение по делу № 2а-242/2018 (2а-4238/2017;) от 28.11.2017

Дело № 2а-242/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ухтинский городской суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Никулина М.О.,

при секретаре Юдине Д.И., с участием:

административного ответчика Горбунова П.В.,

представителей заинтересованных лиц: Чумаковой Н.В., Мартюшевой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухта

22 января 2018 года административное дело по административному исковому заявлению Зблоцкого Г.В. на действия (бездействие) Ухтинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях,

установил:

Зблоцкий Г.В., отбывая уголовное наказание в исправительном учреждении, обратился с административным иском к Ухтинскому прокурору по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях и просил: признать незаконными действия по рассмотрению обращения от <...> г. возложить обязанность провести проверку и направить заявителя на медико-социальную экспертизу в связи с ухудшением состояния здоровья; обязать принять меры прокурорского реагирования, вплоть до освобождения от отбывания наказания, по причине усугубившегося .

Мотивируя требования, указал, что тяжело болен, проходит регулярное лечение в психиатрическом стационаре, считает, его создает опасность для окружающих. Полагает, что состояние здоровья стабильно ухудшается, однако надлежащего лечения он не получает. <...> г. обратился в Ухтинскую прокуратур по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях и просил принять меры прокурорского реагирования на бездействие администрации исправительного учреждения. Отказ прокурора явился основанием для обращения с административным исковым заявлением.

Определением суда от 06.12.2017 и 26.12.2017 привлечены в качестве административных ответчиков: прокурата Республики Коми, заместитель Ухтинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях – Горбунов П.В., в качестве заинтересованных лиц: ФКУЗ МСЧ-11 УФСИН России по Республике Коми, ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми соответственно.

В судебном заседании Зблоцкий Г.В. участия не принимал, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Административный ответчик, также представляющий интересы прокуратуры Республики Коми, Горбунов П.В. в судебном заседании просил в иске отказать по доводам, изложенным в отзыве.

Представители заинтересованных лиц: ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми в удовлетворении требований также просили отказать.

Заинтересованное лицо – ФКУЗ МСЧ-11 УФСИН России по Республике Коми, своего представителя в суд не направило.

С учетом положений статьи 150 КАС РФ суд не усмотрел безусловных препятствий к разрешению дела в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав представителей сторон и исследовав имеющиеся в деле письменные материалы, в том числе материалы надзорного производства ...., суд приходит к следующему.

Зблоцкий Г.В. отбывает уголовное наказание по приговору суда в ....

В период отбывания наказания находился на лечении в отделении ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми: с <...> г. по <...> г. с диагнозом: острое ; с <...> г. по <...> г. с диагнозом: ; с <...> г. по <...> г. с диагнозом: с <...> г. по <...> г. с диагнозом: ; с <...> г. по <...> г. с диагнозом: .

Как указано в выписке из истории болезни .... от <...> г. Зблоцкий Г.В. отказывался при поступлении в отделении от лечения, его состояние здоровья ухудшалось, в связи с чем филиал «Больница» Федерального казенного учреждения здравоохранения Медико-санитарная часть №11 обратился в суд с заявлением о принудительной госпитализации.

Вступившим в законную силу решением .... от <...> г. по делу № .... постановлено: Зблоцкого Г.В. госпитализировать в принудительном порядке в отделение филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России для обследования и лечения.

Зблоцкий Г.В. обратился в Ухтинскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов с ходатайством от <...> г., в котором просил запросить данные о его обращениях в лечебные учреждения и провести экспертизу, а также принять меры прокурорского реагирования и внести представление об освобождении от отбывания уголовного наказания в связи с заболеванием, исключающем вменяемость.

<...> г. начальник отделения филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России представил прокурору справку, что <...> г. Зблоцкий Г.В. поступил повторно на обследование и лечение с диагнозом: . Данное заболевание согласно постановлению Правительства РФ от 06.02.2004 № 54 не входит в перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания.

В ответе на обращение Зблоцкого Г.В. заместитель прокурора Ухтинской прокуроры по надзору за соблюдением законов Горбунов П.В. сообщил об отсутствии оснований для принятия мер прокурорского реагирования (<...> г.....).

<...> г. Зблоцкий Г.В. представлен на врачебную комиссию в филиале «Больница» ФКУЗ МСЧ № 11 ФСИН России, при обследовании в отделении установлен диагноз: , сопутствующие заболевания: . Заключение врачебной комиссии: трудоспособен, оснований для направления МСЭ не имеется. Разъяснен порядок самостоятельного обращения в бюро МСЭ.

Изложенное подтверждается исследованными в суде доказательствами.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет: надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу, предусмотрены главой 4 указанного Закона. В силу норм данной главы прокурор вправе посещать исправительные учреждения, проверять соответствие законодательству Российской Федерации приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания.

Из дела следует, что заместителем прокурора в ходе проверки было изучено обращение Зблоцкого Г.В., запрошены соответствующие документы из исправительного учреждения, по результатам проверки заявителю дан письменный ответ и разъяснен порядок обжалования принятого решения.

При таких обстоятельствах, при проведении проверки заместитель прокурора действовал в рамках предоставленных ему полномочий, проверка проведена полно и объективно, нарушений прав и свобод заявителя прокурором не допущено, равно как и не созданы препятствия к осуществлению им его прав и свобод, на Зблоцкого Г.В. не возложена какая-либо незаконная обязанность, он не привлечен необоснованно к ответственности.

Доводы заявителя Зблоцкого Г.В. о наличии оснований для его освобождения от дальнейшего отбывания наказания были обстоятельно проверены прокурором и не нашли своего подтверждения.

В соответствии с частью 5 статьи 175 УИК РФ и пункта 6 статьи 397 УПК РФ, осужденный, у которого обнаружено тяжелое заболевание, препятствующее отбыванию наказания, либо его законный представитель вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания в соответствии с частью 1 статьи 81 УК РФ.

Лицо, у которого после совершения преступления наступило психическое расстройство, лишающее его возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, освобождается от наказания, а лицо, отбывающее наказание, освобождается от дальнейшего его отбывания. Таким лицам суд может назначить принудительные меры медицинского характера (часть 1 статьи 81 УК РФ).

Заболевание ( ) не входит в перечень заболеваний, установленных Постановлением Правительства РФ от 06.02.2004 № 54 «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью», что подтверждается справкой начальника отделения филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ № 11 ФСИН России и заключением врачебной комиссии.

С учетом установленных обстоятельств, прокурором был сделан вывод об отсутствии оснований для принятия мер прокурорского реагирования, поскольку при наличии установленного заболевания Зблоцкий Г.В. не может быть освобожден от дальнейшего отбывания наказания, административный истец содержится законно в исправительном учреждении.

В силу части 1 статьи 415 УПК РФ право возбуждения производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств принадлежит прокурору, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи. При рассмотрении обращения Ухтинский прокурор по надзору за соблюдением законов при принятии решения не усмотрел законных оснований для инициирования такого ходатайства перед прокуратурой Республики Коми и дачи заключения о необходимости возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств в президиум Верховного суда Республики Коми.

Относительно требования о возложении на прокурора обязанности провести проверку и направить заявителя на медико-социальную экспертизу в связи с ухудшением состояния здоровья, суд отмечает следующее.

Порядок и условия признания лица инвалидом установлены Правилами признания лица инвалидом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 (далее Правила).

В соответствии с пунктами 1 и 2 Правил признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы (далее - Федеральное бюро), главными бюро медико-социальной экспертизы (далее - главные бюро), а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (далее - бюро), являющимися филиалами главных бюро.

Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Согласно пунктам 15 и 16 Правил гражданин направляется на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения.

Организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь, направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Аналогичные положения содержатся в Порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ № 640, Минюста РФ
№ 190 от 17.10.2005, в соответствии с пунктами 362-364 которого на медико-социальную экспертизу направляются лица, содержащиеся в учреждениях, в случаях нарушения здоровья, приведшего к ограничению жизнедеятельности, со стойкими нарушениями функций организма и нуждающиеся в мерах социальной защиты и медицинской реабилитации. Лицо, нуждающееся в проведении медико-социальной экспертизы, в установленном порядке в произвольной форме подает письменное заявление на имя руководителя бюро медико-социальной экспертизы по месту нахождения учреждения. Перед направлением на медико-социальную экспертизу для уточнения диагноза и степени выраженности функциональных нарушений начальник лечебно-профилактического учреждения УИС принимает меры к обследованию лица, содержащегося в учреждениях, в условиях ЛПУ УИС, а при необходимости - в ЛПУ государственной и муниципальной систем здравоохранения. По результатам клинико-диагностического обследования, подтверждающего выраженные нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности, врачи ЛПУ оформляют направление на медико-социальную экспертизу.

Медико-социальная экспертиза может проводиться на дому в случае, если гражданин не может явиться в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) по состоянию здоровья, что подтверждается заключением медицинской организации, или в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно по решению соответствующего бюро (пункт 23 Правил).

С учетом установленных по делу обстоятельств, суд считает, что нарушений прав истца допущено не было. Сведений о том, что Зблоцкий Г.В. обращался с заявлением о направлении на медико-социальную экспертизу, материалы дела не содержат. Более того, при обследовании в отделении филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ № 11 ФСИН России врачебной комиссией принято решение об отсутствии оснований для направления на медико-социальную экспертизу.

Действительно, на основании пункта 19 Правил признания лица инвалидом, в случае если организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, либо орган социальной защиты населения отказали гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой гражданин (его законный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно.

Вместе с тем, при отсутствии медицинских показаний для направления административного истца на медико-социальную экспертизу, правом самостоятельного обращения Зблоцкий Г.В. не воспользовался.

Поскольку в настоящем процессе нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца не установлено, оснований для удовлетворения иска нет.

Зблоцкий Г.В. своевременно оформил и предъявил административное исковое заявление в суд, не пропустив предусмотренный статьей 219 КАС РФ, трехмесячный срок на обращение.

Руководствуясь статьями 179-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

Отказать в удовлетворении требований Зблоцкого Г.В. о признании незаконными действий (бездействия) Ухтинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях при рассмотрении его обращения от <...> г. года, и возложении обязанности устранить допущенные нарушения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми с подачей жалобы через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий-

Мотивированное решение составлено 26 января 2018 года.

Судья- М.О. Никулин

2а-242/2018 (2а-4238/2017;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Зблоцкий Г.В.
Ответчики
Прокуратура по надзору за соблюдением законов в ИУ
Прокуратура Республики Коми
Другие
ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми
ФКУЗ МСЧ -11 УФСИН РОссии по Республике Коми
ФКУ ИК 24 УФСИН России по Республике Коми
Суд
Ухтинский городской суд Республики Коми
Дело на сайте суда
ukhtasud.komi.sudrf.ru
28.11.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
28.11.2017[Адм.] Передача материалов судье
01.12.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
06.12.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.12.2017[Адм.] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
06.12.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.12.2017[Адм.] Предварительное судебное заседание
22.01.2018[Адм.] Судебное заседание
26.01.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.02.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.01.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее