Дело № 12-35/2021
91RS0024-01-2020-006207-14
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ялта 24 февраля 2021 г.
Судья Ялтинского городского суда Республики Крым Корпачева Л.В., рассмотрев жалобу Гончарова С. Н. на постановление государственного инспектора отделения № 3 Межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела ОГИБДД МВД России по Республике Крым Г. В. Дмитриевича от 17 ноября 2020 г. № 18810082200000575588 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Гончарова С. Н.,
у с т а н о в и л :
постановлением государственного инспектора отделения № 3 Межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела ОГИБДД МВД России по Республике Крым (далее – Отделение № 3 МРЭО ОГИБДД МВД России по РК) Г. В.Д. от 17 ноября 2020 г. № 18810082200000575588 Гончаров С.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 1 500 рублей.
На данное постановление Гончаровым С.Н. подана жалоба с просьбой отменить указанное постановление, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Жалоба мотивирована тем, что в пятницу 30 октября 2020 г. он купил новый прицеп, после выходных дней 3 ноября 2020 г. приехал в Отделение № 3 МРЭО ОГИБДД МВД России по РК с целью регистрации транспортного средства. Вместе с тем живая очередь для регистрации транспортных средств в отделении отсутствовала, в связи с чем ему было указано на необходимость получения талона в терминале. В этот же день в терминале им был получен талон на услугу по регистрации транспортного средства, дата приема в котором была определена 17 ноября 2020 г. В указанный день при регистрации прицепа ему было вручено оспариваемое постановление о привлечении его к административной ответственности за нарушение срока регистрации транспортного средства. Постановление является незаконным, поскольку в порядке живой очереди в день обращения зарегистрировать транспортное средство не представилось возможным не по его вине.
При рассмотрении жалобы Гончаров С.Н. ее доводы поддержал, обжалуемое постановление отменить, производство по делу прекратить.
Выслушав Гончарова С.Н., исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 19.22 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение правил государственной регистрации транспортных средств всех видов (за исключением морских судов и судов смешанного (река - море) плавания), механизмов и установок в случае, если регистрация обязательна.
Согласно абз. 1 п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации», действовавшего на день принятия обжалуемого постановления, собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами (далее именуются - владельцы транспортных средств), обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Таким образом, на нового собственника транспортного средства закон возлагает обязанность в течение 10 суток со дня заключения сделки зарегистрировать данное транспортное средство в Государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее – ГИБДД).
Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон № 196-ФЗ) определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации. Задачами данного закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В п. 3 ст. 15 Федерального закона № 196-ФЗ установлено, что допуск транспортных средств для участия в дорожном движении осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортного средства без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Кроме того, в ст. 16 Федерального закона № 196-ФЗ предусмотрено, что обязанность по поддержанию транспортных средств в технически исправном состоянии возлагается на владельцев транспортных средств либо на лиц, эксплуатирующих транспортные средства.
Из содержания указанных норм закона следует, что им установлены принципы обеспечения безопасности дорожного движения, в соответствии с которыми регистрация транспортного средства является не только механизмом допуска транспортного средства к участию в дорожном движении, но и способом контроля за эксплуатацией транспортного средства, являющегося источником повышенной опасности. Причем принципы обеспечения безопасности дорожного движения реализуются не только посредством действий соответствующих органов власти, но также путем установления обязанности владельцев (физических и юридических лиц) по поддержанию в технически исправном состоянии принадлежащих им транспортных средств.
Реализация этих принципов возможна лишь в том случае, если органы внутренних дел будут располагать информацией о личности владельца транспортного средства, условиях приобретения гражданином транспорта, изменениях, произошедших в связи с отчуждением транспортного средства.
Без такой информации невозможны контроль за безопасностью дорожного движения, охрана жизни, здоровья, имущества граждан. Регистрация транспортных средств в органах государственного управления позволяет им эффективно обеспечить предусмотренные Федеральным законом функции, защитить права и интересы не только участников дорожного движения, но и иных граждан.
Из материалов дела следует, что по договору розничной купли-продажи от 30 октября 2020 г. Гончаров С.Н. купил у индивидуального предпринимателя Тихонова А.А. прицеп, 2020 года изготовления, идентификационный номер (VIN): №<номер>, модель №<номер>, который в этот же день был передан от продавца к покупателю, о чем был составлен акт приема-передачи.
3 ноября 2020 г. в 9 часов 35 минут Гончарову С.Н. был выдан талон №<номер> на получение услуги по регистрации автомототранспортного средства ранее не зарегистрированного в ГИБДД, согласно которому дата и время предварительной записи установлено на 17 ноября 2020 г. в 11 часов 36 минут.
Обжалуемым постановлением Г. В.Д. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.22 КоАП РФ, которое выразилось в нарушении правил государственной регистрации транспортного средства прицепа №<номер>.
При этом как следует из представленных документов Гончаров С.Н. в установленный десятидневный срок, а именно 3 ноября 2020 г. обратился в Отделение № 3 МРЭО ОГИБДД МВД России по РК с целью регистрации транспортного средства, о чем свидетельствует талон на обслуживание № №<номер>
Таким образом, государственная регистрация прицепа была осуществлена 17 ноября 2020 г., то есть с нарушением установленного срока, по независящим от Гончарова С.Н. обстоятельствам.
При внесении 17 ноября 2020 г. обжалуемого постановления должностным лицом не были учтены указанные обстоятельства.
С учетом изложенного, выводы должностного лица о доказанности вины Гончарова С.Н. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.22 КоАП РФ, являются ошибочными, установленные по делу обстоятельства, свидетельствуют об отсутствии в действиях Гончарова С.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.19.22 КоАП РФ.
Таким образом, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении должностным лицом требования ст. ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, не были выполнены, что повлекло за собой принятие незаконного и необоснованного постановления.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
П. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Таким образом, обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях Гончарова С.Н. состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. ст. 24.5, 29.10, 30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л :
жалобу Гончарова С. Н. удовлетворить, постановление государственного инспектора отделения № 3 Межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела ОГИБДД МВД России по Республике Крым Гаврилова Валерия Дмитриевича от 17 ноября 2020 г. № 18810082200000575588 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.22 КоАП РФ, в отношении Гончарова С. Н. отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение десяти суток со дня получения копии решения через Ялтинский городской суд Республики Крым.
Судья Л.В. Корпачева