Решение по делу № 2а-4127/2021 от 30.12.2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    31 декабря 2021 года                                                                                              г. Тула

Центральный районный суд г.Тулы в составе:

председательствующего судьи Задонской М.Ю.,

при секретаре Кирилиной А.Д.,

с участием

административных истцов Власова А.В., Сергеева С.Л.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4127/2021 по административному иску Власова Алексея Валериевича, Сергеева Сергея Леонидовича к администрации г. Тулы о признании действий о запрете проведения публичного мероприятия в форме пикета незаконными, об обязании обеспечить меры по проведению публичного мероприятия, взыскании судебных расходов,

установил:

    Власов А.В., Сергеев С.Л. обратились в суд с административным иском к администрации г. Тулы о признании действий о запрете проведения публичного мероприятия в форме пикета незаконными, об обязании обеспечить меры по проведению публичного мероприятия, взыскании судебных расходов.

В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что ДД.ММ.ГГГГ ими (административными истцами) в администрацию г. Тулы было подано уведомление о проведении ДД.ММ.ГГГГ публичного мероприятия в форме пикета. Местом проведения мероприятия определен вход на Казанскую набережную со стороны Крестовоздвиженской площади, количество участников – не более 19 человек.

ДД.ММ.ГГГГ ими из администрации г. Тулы был получен ответ, в котором, со ссылкой на действующие ограничительные меры, направленные на защиту населения, здоровья граждан и предотвращение массового распространения коронавирусной инфекции,    было сообщено о невозможности согласования указанного публичного мероприятия. Также рекомендовано обратиться с уведомлением о проведении публичного мероприятия после отмены указанных ограничительных мер.

Ссылаясь на нормы международного права, положения Конституции Российской Федерации, полагали указанный отказ администрации г. Тулы незаконным и необоснованным, поскольку действующее законодательство устанавливает уведомительный характер проведения любых публичных мероприятий, в связи с чем не требуется принятия отдельного решения органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросу согласования проведения публичного мероприятия.

Указали, что Указ Губернатора Тульской области от 15 июня 2021 года № 62 «О дополнительных мерах, принимаемых в связи с введением режима повышенной готовности на территории Тульской области» не содержит запрета на проведение публичного мероприятия с численностью его участников до 20 человек.

Кроме того, обратили внимание, что несмотря на введение режима повышенной готовности, администрацией г. Тулы запланировано проведение массового мероприятия «Фольклорный праздник», который являлся объектом планируемого пикета.

Таким образом, администрация г. Тулы нарушила их права, как организаторов публичного мероприятия, а именно: право, закрепленное в ст. 31 Конституции РФ на уведомительный характер проведения публичных мероприятий; право, закрепленное в ст.ст. 10,11,14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

        Ссылаясь на положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Конституции Российской Федерации, Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», просят суд признать незаконными действия администрации г. Тулы о запрете проведения публичного мероприятия в форме пикета ДД.ММ.ГГГГ с 13:00 до 15:00, выраженное в ответе -И/1 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно поданному ДД.ММ.ГГГГ уведомлению о проведении публичного мероприятия; обязать администрацию г. Тулы обеспечить все меры, по проведению публичного мероприятия с указанными в уведомлении данными: датой, временем, и местом проведения; взыскать с администрации г. Тулы государственную пошлину в размере 300 рублей.

Административные истцы Власов А.В. и Сергеев С.Л. в судебном заседании административные исковые требования поддержали по доводам, изложенным в их обоснование, просили их удовлетворить. Дополнили, что форма и содержание оспариваемого ответа не соответствует действующему законодательству.

Представитель административного ответчика администрации г.Тулы, извещенный своевременно и надлежащим образом о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил.

В соответствии с ч. 6 ст.226 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом.

Выслушав административного истца, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств, а также соблюдению срока для обращения в суд за защитой нарушенного права. Вместе с тем, административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, совершенное действие соответствует закону.

          В соответствии с ч. 4 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ, административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно части 1 статьи 95 Кодекса административного судопроизводства РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ администрация г. Тулы сообщила Власову А.В. и Сергееву С.Л. о результатах рассмотрения уведомления о проведении заявленного ими публичного мероприятия, направив соответствующий ответ.

С настоящим административным иском административные истцы обратились в суд ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, административные истцы обратились в суд за защитой нарушенных по их мнению прав в срок, установленный ч. 4 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Согласно ст.31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Положения Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ (ред. от 11.10.2018) «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» устанавливают, что целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

Согласно положениям ст. 2 указанного Федерального закона № 54-ФЗ от 19.06.2004, публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.

Пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.5 указанного Федерального закона,    организатор публичного мероприятия имеет право, в том числе проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания.

В соответствии с п.1 ч.4 ст.5 данного федерального закона организатор публичного мероприятия обязан, в том числе подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона.

Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. Уведомление о проведении публичного мероприятия депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается в срок не ранее 10 и не позднее 5 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения. Если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням (ч.1 ст.7 указанного Федерального закона).

Согласно п.2 ч. 1 ст. 12 названного Федерального закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан, в том числе довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч.3 ст.12 данного Федерального закона, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.

Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ Власов А.В., Сергеев С.Л. уведомили администрацию г.Тулы о проведении публичного мероприятия в форме пикета. Местом проведения мероприятия определен вход на Казанскую набережную со стороны Крестовоздвиженской площади, дата проведения - ДД.ММ.ГГГГ; время проведения: с 13 час. 00 мин. до 15 час. 00 мин, предполагаемая численность – до 19 человек.

ДД.ММ.ГГГГ руководитель аппарата администрации г. Тулы ФИО7 уведомил заявителей о невозможности согласования данного публичного мероприятия в связи с введением ограничительных мер, связанных с распространением коронавирусной инфекции. Также рекомендовано обратиться с уведомлением о проведении указанного публичного мероприятия после отмены названных ограничительных мер.

Указанный ответ подписан уполномоченным лицом – руководителем аппарата администрации г. Тулы ФИО7, что подтверждается распоряжением -р от ДД.ММ.ГГГГ Главы администрации г. Тулы, распоряжением -р от ДД.ММ.ГГГГ Главы администрации г. Тулы «О вынесении изменений в распоряжение администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ -р».

Статьей 2 Конституции Российской Федерации регламентировано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии со ст.17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статьей 41 Конституции Российской Федерации гарантировано право на охрану здоровья граждан в Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», а также Постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 января 2020 года № 2 «О дополнительных мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV», от 02 марта 2020 года № 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)», от 18 марта 2020 года №7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» и от 30 марта 2020 года № 9 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019», высшие должностные лица субъектов Российской Федерации исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции обеспечивают разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мер в субъекте Российской Федерации, направленных на предупреждение завоза и распространения, своевременное выявление и изоляцию лиц с признаками новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) (пункт 1.1).

Положениями Федеральныого закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» регулируются правовые отношения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В частности, положениями ст. 11 указанного Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены полномочиями по принятию законов и иных нормативных правовых актов в области защиты населения, в том числе, по установлению обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности.

Кроме того, положениями ст. 19 вышеназванного Федерального закона на граждан Российской Федерации возложена обязанность по соблюдению нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также по выполнению установленных правил поведения при введении режима повышенной готовности.

Постановлением Правительства Тульской области от 16.03.2020 №112 «О введении режима повышенной готовности» с 18:00 16 марта 2020 года на территории Тульской области введен режим повышенной готовности.

Согласно п.1 Указа № 62 Губернатора Тульской области от 15.06.2021 (ред. от 23.12.2021) «О дополнительных мерах, принимаемых в связи с введением режима повышенной готовности на территории Тульской области», в связи с введением режима повышенной готовности на территории Тульской области с учетом особенностей, установленных данным Указом запрещено проведение публичных, развлекательных, концертно-развлекательных и досуговых мероприятий, в том числе в ночных клубах, барах, на дискотеках, в караоке-клубах, на открытых концертных площадках, а также массовых деловых и массовых образовательных мероприятий, за исключением мероприятий, проводимых в дистанционном режиме.

В целях названного Указа под массовым деловым мероприятием, массовым образовательным мероприятием понимается организованное мероприятие с численностью одновременного участия более 20 человек.

Случаи, при которых действие указанных запретов, за исключением дополнительных ограничений, установленных данным Указом, не распространяется, изложены в п. 2 вышеназванного Указа.

Таким образом, принятие вышеуказанных нормативных правовых актов в связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой направлено на обеспечение конституционных прав граждан на охрану жизни и здоровья, предупреждение произвольного нарушения гарантированных конституционных прав, является оправданным, обоснованным и соответствует конституционно значимым целям.

    При установленных выше обстоятельствах, проанализировав и оценив исследованные доказательства в их совокупности,    суд приходит к выводу, что правовых оснований для признания незаконным оспариваемого действия администрации г.Тулы не имеется, поскольку ответ администрации г. Тулы, направленный в адрес административных истцов, обусловлен введением на территории Тульской области режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV). При этом правовые основания для согласования проведения указанного административными истцами публичного мероприятия у администрации города Тулы отсутствовали.

Иных обстоятельств, объективно свидетельствующих о нарушении оспариваемым действием (ответом) прав административных истцов, последними не приведено, не установлено таких обстоятельств и при рассмотрении дела.

         Приведенные в обоснование заявленных требований и в судебном заседании доводы административных истцов не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела, опровергаются имеющимися в деле доказательствами и основаны на ошибочном толковании положений действующего законодательства, в связи с чем не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.

Проанализировав установленные по делу обстоятельства, оценив имеющиеся доказательства с учетом положений ст.ст. 60, 61 Кодекса административного судопроизводства РФ в их совокупности, суд приходит к выводу, что правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований Власова А.В., Сергеева С.Л.    не имеется.

Поскольку в удовлетворении заявленных административных исковых требований административным истцам отказано, суд не находит оснований для удовлетворения требований о взыскании с административного ответчика судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

    в удовлетворении административного искового заявления Власова Алексея Валериевича, Сергеева Сергея Леонидовича к администрации г. Тулы о признании действий о запрете проведения публичного мероприятия в форме пикета незаконными, об обязании обеспечить меры по проведению публичного мероприятия, взыскании судебных расходов, отказать.

        Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Тулы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья –

2а-4127/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Сергеев Сергей Леонидович
Власов Алексей Валериевич
Ответчики
Администрация г. Тулы
Суд
Центральный районный суд г. Тула
Судья
Задонская М.Ю.
Дело на сайте суда
centralny.tula.sudrf.ru
30.12.2021Регистрация административного искового заявления
30.12.2021Передача материалов судье
30.12.2021Решение вопроса о принятии к производству
30.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.12.2021Судебное заседание
31.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.12.2021Дело оформлено
31.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее