Решение по делу № 2-1669/2020 от 09.06.2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 июля 2020 года г. Улан-Удэ

Советский районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Богомазовой Е.А., при секретаре Волошковой И.А., помощнике судьи Степановой Л.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1669/2020 по иску Арсентьева Константина Николаевича, Арсентьева Михаила Николаевича, Аюшиевой Анастасии Ринчиновны, Балдунниковой Ольги Леонидовны, Гармаева Баира Дашиевича, Гороховской Екатерины Валерьевны, Жданова Дмитрия Леонидовича, Ивановой Саяны Зориктоевны, Цыреновой Арюны Дынзеновны к Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ, Министерству социальной защиты населения РБ, третьему лицу ГБУ РБ «Республиканский ресурсный центр «Семья» о предоставлении благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма, признании незаконными действий, бездействия,

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд с иском к Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия, ГБУ РБ «Республиканский ресурсный центр «Семья» о признании незаконными действий Министерства строительства о модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, выразившихся в бездействии по проведению законной экспертизы принимаемого жилья, признании пригодными для проживания жилых помещений, возложении на Министерство социальной защиты населения РБ и ГБУ РБ «Республиканский ресурсный центр «Семья» обязанности предоставить истцам благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения взамен помещений, предоставленных с нарушениями закона и построенных с критическими нарушениями строительных правил по месту жительства.

В обоснование иска истцы указали, что в ДД.ММ.ГГГГ получили жилые помещения специализированного жилищного фонда по категории граждан «дети – сироты». Государственные контракты на покупку жилых помещений в ... ... заключены Министерством строительства и модернизации ЖКК РБ. При этом экспертиза принимаемых жилых помещений не проведена. ДД.ММ.ГГГГ ... межрайонным следственным отделом СКР по РБ начата проверка по факту нарушений в строительстве домов, в которых находятся квартиры истцов и назначена экспертиза. В ДД.ММ.ГГГГ истцы были ознакомлены с заключением эксперта, в соответствии с которым эксперт пришел к выводу, что квартиры в многоквартирных жилых домах, построены с нарушением строительных норм и правил, выявленные нарушения возникли из-за нарушений при строительстве, а не из-за неправильной эксплуатации, жилые помещения не пригодны для круглогодичного проживания.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчиков, привлечено Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия.

В судебное заседание истцы, будучи извещенными о месте и времени его проведения надлежащим образом, не явились, направили своего представителя.

В судебном заседании представитель истцов Бадеев К.Н., действующий на основании доверенностей, исковые требования истцов поддержал по указанным в иске доводам, пояснил, что экспертизой проведенной в рамках проверки в Межрайонном Следственном отделе, жилые помещения истцов признаны непригодными для проживания.

В судебном заседании представитель Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия на основании доверенности Симонова О.А. с исковыми требованиями истцов не согласилась в полном объеме, просила в иске истцам отказать, представила письменные возражения на иск.

Ответчики Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия, третье лицо ГБУ РБ «Республиканский ресурсный центр «Семья» в судебное заседание не явились по неизвестной суду причине, о дате и времени рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом, дело рассмотрено в их отсутствие по правилам ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав участков судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Основным нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии с п.9 ст.8 указанного Федерального закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В ЖК РФ предусмотрены нормы о специализированном жилищном фонде для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом из названного Кодекса исключены нормы о внеочередном предоставлении гражданам указанной категории жилых помещений по договорам социального найма.

Федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.

Отношения, возникающие в связи с обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий и мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, в Республике Бурятия регламентированы Законом Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ ...-IV «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Бурятия».

В названном законе определены дополнительные гарантии прав на жилое помещение.

В соответствии со ст. 6 названного закона, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в порядке, установленном Правительством Республики Бурятия.

Постановлением Правительства Республики Бурятия от 31 марта 2005 года ... утверждено Положение о порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно п. 2 указанного положения в редакции, действующей на момент рассмотрения дела, уполномоченным органом исполнительной власти по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда является Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия.

В п.3 этого же нормативного акта указано, что жилые помещения закрепляются на праве оперативного управления за государственным бюджетным учреждением Республики Бурятия «Республиканский ресурсный центр «Семья».

На момент рассмотрения дела вступил в законную силу Закон Республики Бурятия от 14.11.2019 г. № 678-VI «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Бурятия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Статья 13 данного закона предусматривает, что исполнение судебных решений, обязывающих обеспечить лиц, указанных в статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений, осуществляется исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере социальной защиты населения Республики Бурятия.

Таким органом является Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия, что следует из Положения о Министерстве социальной защиты населения Республики Бурятия, утвержденного Постановлением Правительства РБ от 06 марта 2014 года № 88.

Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.

Требования, установленные для жилых помещений специализированного жилищного фонда установлены Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 г. № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений», согласно п.4 которого жилые помещения, отнесенные к специализированному жилищному фонду, должны быть пригодными для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства), быть благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

Судом установлено, что истцы относятся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, все они были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Данное обстоятельство следует из материалов дела, не оспаривалось в судебном заседании участниками судебного разбирательства.

Так, Арсентьев К.Н., Арсентьев М.Н. включены в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для обеспечения жилыми помещениями на основании Постановления Администрации МО «Кяхтинский район» от ДД.ММ.ГГГГ г. №... Аюшиева А.Р. на основании Постановления Администрации МО «Баргузинский район» от ДД.ММ.ГГГГ г. №...; Балдунникова (Русанова) О.Л. на основании Постановления МО «Закаменский район» от ДД.ММ.ГГГГ г. №... Гармаев Б.Д. на основании Постановления Администрации МО «Закаменский район» от ДД.ММ.ГГГГ г. №... Гороховская (Колбина) Е.В. на основании Постановления Администрации МО «Иволгинский район» от ДД.ММ.ГГГГ г. №... Жданов Д.Л. на основании Постановления Администрации МО «Джидинский район» от ДД.ММ.ГГГГ г. №...; Иванова (Шойропова) С.З. на основании Распоряжения Администрации МО «Мухоршибирский район» от ДД.ММ.ГГГГ г. №...» Цыренова А.Д. на основании Постановления Администрации МО «Закаменский район» от ДД.ММ.ГГГГ. №...

ДД.ММ.ГГГГ года ГБУ Республики Бурятия «Республиканский ресурсный центр «Семья» заключил с Арсентьевым К.Н. договор найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда ... по адресу: ...; ДД.ММ.ГГГГ - с Арсентьевым М.Н. договор найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда ... по адресу: ... ДД.ММ.ГГГГ - с Аюшиевой А.Р. договор найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда ... по адресу: ... ДД.ММ.ГГГГ - с Русановой (ныне Балдунниковой) О.Л. договор найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда ... по адресу...; ДД.ММ.ГГГГ - с Гармаевым Б.Д. договор найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда ... по адресу: ... ДД.ММ.ГГГГ - с Колбиной (ныне Гороховской) Е.В. договор найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда ... по адресу: ...; ДД.ММ.ГГГГ - с Ждановым Д.Л. договор найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда ... по адресу: ... ...; ДД.ММ.ГГГГ – с Шойроповой (ныне Ивановой) С.З. договор найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда ... по адресу: ... ...е; ДД.ММ.ГГГГ - с Цыреновой А.Д. договор найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда ... по адресу: ... ... ....

Из материалов дела следует, что указанные жилые помещения приобретены Министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия от имени Республики Бурятия в целях обеспечения государственных нужд на основании государственного контракта ... от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с индивидуальным предпринимателем Батоин Д.Л.

Предметом данного государственного контракта является оказание услуг по приобретению жилых помещений на первичном рынке в ... для формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

Цена контракта составила 22399200 руб.

Контрактом определено, что исполнитель передает жилые помещения Государственному заказчику по акту приема-передачи в срок до ДД.ММ.ГГГГ Акт приема-передачи жилых помещений составляется сторонами по форме, установленной приложением ... к контракту, после осмотра жилых помещений, приобретаемых в государственную собственность Республики Бурятия, но основании технических характеристик жилого помещения (Приложение ...) в соответствии с техническим заданием (приложение ...), устанавливающий соответствия жилых помещений установленным санитарным и техническим требованиям, а также условиям заключенного контракта.

В Техническом задании (Приложение ...) приведена характеристика приобретаемых жилых помещений: жилые помещении соответствуют техническим и санитарным требованиям и имеют степень благоустройства применительно к условиям ... Указанные помещения, находящиеся в многоквартирных домах, оборудованы отоплением, электроснабжением, центральным холодным водоснабжением, центральным либо автономным горячим водоснабжением. Канализацией; жилые помещения соответствуют санитарным и техническим требованиям, а также действующим строительным нормам и правилам, требованиям технических регламентов, проектной документации и градостроительных регламентов, а также иным обязательным требованиям: жилые помещения не имеют обременения правами третьих лиц, за исключением обеспеченных залогом таких жилых помещений прав требований кредитных организаций, или не должны находиться под арестом.

На основании п.4.2. контракта жилые помещения считаются принятыми с момента подписания акта приема-передачи жилых помещений обеими сторонами.

Указанные выше жилые помещения приняты государственным заказчиком Министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ в лице представителя заместителя министра строительства Кочелева А.А. у ИП Батоин Д.Л. ДД.ММ.ГГГГ по актам приема-передачи жилого помещения (Приложение ... к контракту).

При этом государственный заказчик был удовлетворен качественным состоянием жилых помещений и не обнаружил при осмотре какие-либо дефекты и недостатки, претензий по техническому состоянию жилых помещений заказчик не имел.

Истцы требуют признания незаконным бездействие Министерства строительства о модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, выразившееся в не проведении экспертизы принимаемого жилья, а также признания незаконными действий данного ответчика по признанию пригодными для проживания предоставленных истцам жилых помещений. Заявляя такие требования, сторона истцов ссылается на то обстоятельство, что фактически жилые помещения непригодны для проживания.

В подтверждение своих доводов стороной истцов в материалы дела представлено заключение эксперта ... от ДД.ММ.ГГГГ, выполненное АНО «Единый экспертно-правовой центр» в отношении выданных им жилых помещений в рамках проверки проведенной межрайонным следственным отделом СУ СК РФ по РБ.

Согласно выводам экспертизы, по результатам проведенного обследования установлено, что двухквартирные жилые дома, расположенные по адресу: ... приобретенные Министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ у ИП Батоин Д.Л. в ДД.ММ.ГГГГ. по государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ не соответствуют следующим техническим и санитарным требованиям, а также действующим и действовавшим в период осуществления строительства нормам и правилам, требованиям технических регламентов и требованиям проектной документации:

- отступление от проекта: высота фундамента менее 0,7 м; частичное отсутствие заглубления фундаментов и малая глубина заложения фундаментов; отсутствие отмостки; отсутствие засыпки сухим грунтом по периметру внутри фундамента;

- отсутствие гидроизоляционного слоя между фундаментом и нижним венцом несущих стен, что не соответствует требованиям п.9.50 СП 64.13330.2017 «Деревянные конструкции. Актуализированная редакция СНиП II-25-80» и п.6.41 «СНиП II-25-80»;

- использование бруса 3 и 4 сорта с наличием продольных глубоких трещин вдоль волокон в теле бруса с шириной раскрытия 10 – 12 мм, что не соответствует требованиям обязательного Приложения ГОСТ 8486-86 «Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия»;

- наличие множества щелей между брусьями в результате недостаточного проконопачивания стыков, что не соответствует требованиям п.3.5.4 Типовой технологической карты (ТТК) «Рубка наружных стен из деревянных брусьев»;

- наличие зазоров в угловых врубках и отсутствие утеплительного слоя, что не соответствует требованиям п.4.9 ГОСТ 30974-2002 «Соединения угловые деревянных брусчатых и бревенчатых малоэтажных зданий. Классификация, конструкция, размеры»;

- установка входных дверей в жилые помещения не соответствующего назначения: фактически установлены двери входные в квартиры с лестничных клеток, что не соответствует требованиям п.4 ГОСТ 31173-2016 «Блоки дверные стальные. Технические условия» и ГОСТ 31173-2003 «Блоки дверные стальные. Технические условия»;

- недостаточная толщина утеплителя чердачного перекрытия, что является отступлением от проекта;

- устройство теплоизоляционного слоя произведено не в соответствии с требованиями п.3.6; 3.9.1 и 3.11.1 ТТК. «Устройство теплоизоляционного слоя пола чердачного помещения жилого дома»;

- в санузле отсутствует гидроизоляция, что не соответствует п.7.2. СП 29.13330.2011 «Полы. Актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ-88»;

- прокладка разводящих сетей внутреннего водопровода выполнена под полом без устройства съемного покрытия, что не соответствует требованиям п.6.3.3 СП 60.13330.2012 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Актуализированная редакция СНиП II-25-80».

Выявленные несоответствия требованиям вышеуказанных норм и правил не являются последствием неправильной эксплуатации жилых помещений, так как все выявленные недостатки допущены при строительстве дома и не являются скрытыми.

По результатам обследования в соответствии с СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений» и МДС 13-21.2007 «Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» фактическое техническое состояние жилых двухквартирных домов, расположенных по адресу: ... имеют недопустимое состояние, характеризующееся снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при котором существует опасность для пребывания людей и полностью не пригодно для круглогодичного проживания в условиях географического нахождения – ...

В подтверждение надлежащего исполнения своих обязанностей стороной ответчиков, третьих лиц суду представлены заключения Межведомственной комиссии, назначенной Постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ ..., о признании жилых помещений истцов пригодными для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ

Установлено, что межведомственной комиссией по оценке жилых помещений жилищного фонда, находящегося в государственной собственности Республики Бурятия, действующей на основании Постановления Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ ... «О межведомственной комиссии по оценке жилых помещений жилищного фонда Республики Бурятия» по результатам рассмотренных документов было приняты заключения о соответствии помещений требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и пригодны для проживания.

Рассматривая заявленные требования, суд, исходя из оценки совокупности доказательств в их взаимной связи, приходит к следующему.

Оценивая экспертное заключение, проведенное в рамках проверки межрайонным следственным отделом СУ СК РФ по РБ, суд приходит к выводу о его допустимости, поскольку оно отвечает требованиям статьи 86 ГПК РФ, выводы эксперта носят исчерпывающий характер, обстоятельств, свидетельствующих о заинтересованности эксперта в исходе дела, не установлено.

При этом указание третьего лица Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия о недопустимости данного доказательства, суд отклоняет.

Само по себе несогласие с выводами эксперта не влечет признание данного доказательства недопустимым.

Указанное экспертное заключение сторонами не оспорено, допустимых доказательств, опровергающих данное экспертное заключение, сторонами суду представлено не было.

Так, согласно ответа следователя следственной группы Следственного управления по Республике Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ на запрос суда, в материалах уголовного дела отсутствуют документы, свидетельствующие о проведении экспертизы государственным заказчиком (согласно собранных доказательств, таковых экспертиз не проводилось).

Имеющиеся заключения Межведомственной комиссии, назначенной Постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ ..., таковыми являться не могут, поскольку входившие в состав комиссии члены, не обладают специальными знаниями в области строительства, экспертами не являются. Более того, были проведены спустя более полугода с момента принятия жилых помещений истцов и передачи их им по договорам найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда.

О проведении судебной экспертизы ответчики не ходатайствовали. При этом право постановки перед судом вопроса о назначении судебной экспертизы сторонам было разъяснено в ходе подготовки дела к судебному разбирательству.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что жилые помещения, занимаемые истцами непригодны для постоянного проживания и причинами выявленных недостатков являются нарушения строительных норм и правил, допущенные на всех этапах строительства, начиная с закладки фундамента, то есть жилые помещения изначально – с момента их принятия Министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия во исполнение государственных контрактов и предоставления истцам, являлись непригодными для постоянного проживания.

В соответствии с п.1.1 Положения о Министерстве строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ ... Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия (далее - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим функции по реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, производства строительных материалов, архитектуры, градостроительства, жилищных отношений, жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия и по реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в установленной сфере деятельности.

Согласно п. 3.14 Положения о Министерстве, оно осуществляет функции государственного заказчика при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Министерства или иных государственных нужд в установленной сфере деятельности, в том числе функции единого государственного заказчика по объектам капитального строительства социально-культурного, бытового, жилищного, включая жилье для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, жилищно-коммунального назначения, по приобретению жилья для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

Министерство вправе согласно п.п.4.1, 4.2 Положения в установленном порядке запрашивать и получать сведения, необходимые для осуществления деятельности Министерства, от органов государственной власти, органов местного самоуправления в Республике Бурятия, организаций, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей; привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к сфере деятельности Министерства, научные и иные организации, ученых и специалистов.

В данном случае, жилые помещения истцов были приняты Министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия без претензий, несмотря на многочисленные допущенные нарушения при строительстве, недостатки, которые не являлись скрытыми.

С учетом изложенного, суд находит обоснованными требования истцов о признании незаконными действий ответчика Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия по признанию жилых помещений, предоставленных истцам, пригодными для проживания. Данные требования подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения требований истцов о признании незаконным бездействие Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия по не проведению экспертизы приобретаемых жилых помещений. При этом суд исходит из следующего.

Действительно, в соответствии с предоставленными правами, закрепленными в Положении о Министерстве строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, утвержденном Постановлением Правительства Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ ..., Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия не лишено было возможности провести экспертизу с привлечением экспертов, экспертных организаций, однако, данная обязанность не была предусмотрена заключенным контрактом.

Технологический регламент («дорожная карта») по порядку формирования специализированного жилищного фонда, согласно которого ответственным исполнителем по признанию жилых помещений пригодными (непригодными) для постоянного проживания, выдаче заключений межведомственной комиссии о соответствии жилых помещений требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, является Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, был утвержден Распоряжением Правительства Республики Бурятия ...ДД.ММ.ГГГГ, то есть позже приобретения жилых помещений, предоставленных истцам, во исполнение Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе истцам в удовлетворении исковых требований о признании незаконным бездействие Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия по не проведению экспертизы приобретаемых жилых помещений.

Вместе с тем, поскольку жилые помещения, предоставленные истцам, непригодны для проживания, состояние жилых домов, в которых находятся помещения, дома не пригодны для эксплуатации, что свидетельствует о невозможности проживания в них, требования истцов о предоставлении им жилых помещений взамен непригодных для проживания подлежат удовлетворению.

При этом, поскольку Министерство социальной защиты населения РБ является органом, уполномоченным на предоставление жилых помещений категории граждан, к которой относятся истцы, о чем было указано выше, надлежащим ответчиком по данному требованию является Министерство социальной защиты населения РБ. Данные следует также из положений п. 3.21 Положения о Министерстве социальной защиты населения Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ ....

Требования, заявленные к ГБУ РБ «Республиканский ресурсный центр «Семья» суд находит необоснованными и неподлежащими удовлетворению.

Возражения представителя Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия о том, что распоряжением Минимущества РБ от ДД.ММ.ГГГГ ... квартиры, указанные в исковом заявлении, исключены из специализированного жилищного фонда Республики Бурятия в связи с окончанием срока действия договора найма специализированного жилого помещения и отсутствием обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам из числа детей-сирот в преодолении трудной жизненной ситуации, не принимаются во внимание судом.

В указанном случае, исключение жилых помещений истцов из специализированного жилищного фонда Республики Бурятия правового значения не имеет, поскольку юридически значимым обстоятельством при разрешении данного спора является надлежащее исполнение ответчиком Министерством социальной защиты населения РБ обязанности по обеспечению лиц из числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением, соответствующим установленным строительным (техническим) и санитарным нормам и правилам, для постоянного проживания.

Принцип однократного предоставления жилого помещении в данном случае не нарушается, так как жилыми помещениями, отвечающими установленным санитарным и техническим правилам и нормам, истцы так и не были обеспечены, их право на жилье, установленное законом, в данном случае реализовано не было.

Таким образом, суд принимает решение о возложении обязанности на Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия предоставить истцам по месту их жительства благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения, не ниже установленных социальных норм по месту жительства в Республики Бурятия взамен непригодных для проживания.

По мнению суда, истцами избран надлежащий способ защиты права, соответствующий положениям ст. 12 ГК РФ и действующему правовому регулированию возникших правоотношений.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Арсентьева Константина Николаевича, Арсентьева Михаила Николаевича, Аюшиевой Анастасии Ринчиновны, Балдунниковой Ольги Леонидовны, Гармаева Баира Дашиевича, Гороховской Екатерины Валерьевны, Жданова Дмитрия Леонидовича, Ивановой Саяны Зориктоевны, Цыреновой Арюны Дынзеновны удовлетворить частично.

Признать незаконными действия Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, выразившиеся в признании пригодными для постоянного проживания, жилых помещений, расположенных по адресам: ...

Обязать Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия предоставить Арсентьеву Константину Николаевичу, Арсентьеву Михаилу Николаевичу, Аюшиевой Анастасии Ринчиновне, Балдунниковой Ольге Леонидовне, Гармаеву Баиру Дашиевичу, Гороховской Екатерине Валерьевне, Жданову Дмитрию Леонидовичу, Ивановой Саяне Зориктоевне, Цыреновой Арюне Дынзеновне по месту их жительства благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения, не ниже установленных социальных норм взамен непригодных для проживания.

В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия через Советский районный суд г. Улан-Удэ в течение одного месяца с момента принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 15 июля 2020 года.

Судья Е.А. Богомазова

2-1669/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Жданов Дмитрий Леонидович
Цыренова Арюна Дынзеновна
Гороховская (Колбина) Екатерина Валерьевна
Арсентьев Константин Николаевич
Иванова (Шойропова) Саяна Зориктоевна
Аюшиева Анастасия Ринчиновна
Балдунникова (Русанова) Ольга Леонидовна
Арсентьев Михаил Николаевич
Гармаев Баир Дашиевич
Ответчики
Министерство социальной защиты населения РБ
Министерство строительства и модернизации ЖКК РБ
Другие
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия
ГБУ РБ "Республиканский резурсный центр "Семья"
Бадеев Константин Николаевич
Суд
Советский районный суд г. Улан-Удэ
Судья
Богомазова Елена Андреевна
Дело на сайте суда
sovetsky.bur.sudrf.ru
09.06.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.06.2020Передача материалов судье
15.06.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.06.2020Подготовка дела (собеседование)
25.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.06.2020Судебное заседание
10.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее