Дело № 2а-2008/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 апреля 2018 года г. Чита
Центральный районный суд г.Читы в составе:
председательствующего судьи Копеистовой О.Н.,
при секретаре Карамовой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Правительства Забайкальского края к УФССП России по Забайкальскому краю, Межрайонному отделу по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с вышеназванным заявлением, ссылаясь на следующее. Центральным районным судом г. Читы был выдан исполнительный лист, на основании которого было возбуждено исполнительное производство №-ИП. Решением суда требования прокурора Александрово - Заводского района Забайкальского края к Правительству Забайкальского края удовлетворены и на Правительство Забайкальского края возложена обязанность оборудовать на территории Александрово - Заводского района забайкальского края скотомогильник. В целях организации мероприятий по обустройству и строительству скотомогильников, в том числе на территории Александрово - Заводского района Забайкальского края, в настоящее время решается вопрос о выделении финансовых средств, согласно Закона Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗЗК «О бюджетном процессе в Забайкальском крае». На основании чего заявитель просит освободить Правительство Забайкальского края от взыскания исполнительского сбора в размере <данные изъяты> по исполнительному производству №-ИП.
Представители Правительства Забайкальского края, МО по ОВИП УФССП России по Забайкальскому краю, УФССП России по Забайкальскому краю в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.
Старший помощник прокурора Центрального района г. Читы Круликовский М.О. против удовлетворения требований возражал.
В силу ст. 1 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием).
Согласно ст. 16 КАС РФ ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от их совершения, регламентированы федеральным законом «Об исполнительном производстве».
Согласно ст. 2 названного закона задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что на исполнении в Межрайонном отделе по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю находится исполнительное производство №-ИП, возбужденное в отношении Правительства Забайкальского края на основании исполнительного листа, выданного на решение Центрального районного суда г. Читы по административному делу №.
Предметом исполнения названного исполнительного производства является обязанность Правительства Забайкальского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать на территории Александрово-Заводского района Забайкальского края скотомогильник.
Материалами дела также подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю в рамках указанного исполнительного производства было вынесено постановление о взыскании с Правительства Забайкальского края исполнительского сбора в размере <данные изъяты> в связи с неисполнением требований исполнительного документа в добровольном порядке в установленный срок.
В соответствии с ч. 1, 2, 3 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ч. 6 ст. 112 вышеназванного закона должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
При этом ч. 7 указанной статьи установлено, суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В силу ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Из системного толкования вышеприведенных норм следует, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с наличием объективно непреодолимых чрезвычайных обстоятельств, находящихся вне его контроля, поскольку только отсутствие вины должника в неисполнении исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок исключает возможность взыскания исполнительского сбора.
Как усматривается из содержания названного выше постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю, его принятие было вызвано тем, что административным истцом в добровольном порядке в установленный срок не было исполнено решение суда.
При этом факт неисполнения требований исполнительного документа представителем административного истца не оспаривался.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П, должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей.
Как установлено в ходе судебного заседания, должником предпринимаются все возможные меры, направленные на исполнение решения суда в установленный срок.
Так, с целью исполнения судебных решений по обустройству и строительству скотомогильников на территории Забайкальского края Министерством сельского хозяйства Забайкальского края в Министерство финансов Забайкальского края представлено обоснование бюджетных ассигнований для включения в проект бюджета на 2018 год и плановый период 2019-2020 гг. по государственной программе Забайкальского края «Охрана окружающей среды», подпрограмме «Совершенствование охраны компонентов окружающей среды», основному мероприятию «Строительство и ремонт объектов для захоронения и утилизации биологических отходов, оснащение государственных ветеринарных учреждений, подведомственных Министерству сельского хозяйства Забайкальского края, установками для утилизации биологических отходов – крематорами».
Потребность в финансовых ресурсах для реализации мероприятий по обустройству и строительству скотомогильников, в том числе на территории Александрово – Заводского района Забайкальского края определена, предложения о необходимости запланировать финансовые расходы на реализацию данных мероприятий с включением в План мероприятий по реализации государственной программы Забайкальского края «Охрана окружающей среды», утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 10.04.2014 № 188, направлены в Министерство природных ресурсов Забайкальского края.
Вышеизложенное указывает на отсутствие бездействия со стороны должника по исполнительному производству.
Каких-либо доказательств, что должник имел возможность в установленный срок исполнить требования исполнительного документа, однако умышленно или вследствие халатности, небрежности, или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил, судом не установлено, административными ответчиками не представлено.
При наличии вышеуказанных объективно непреодолимых обстоятельств, суд приходит к выводу об отсутствии вины административного истца в неисполнении требований исполнительного документа в установленный срок, что дает основание для его освобождения от уплаты исполнительского сбора.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
иск удовлетворить.
Освободить Правительство Забайкальского края от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства №-ИП, в размере <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Читы.
Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ
Судья О.Н.Копеистова