Дело № 2 – 995/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 апреля 2015 года
Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:
председательствующего судьи Веселовой А.О.
при секретаре Свиридовой Т.С.
с участием:
заявителя Федоровой Е.Н.
ее представителя по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Рыбкина Д.В.
заявителей Федоровой Ю.А., Петровой Р.А.
представителя Владимирского ЛО МВД России на транспорте
по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. ### Любимовой С.Ю.
представителя УТ МВД России по ПФО
по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. ### Семенникова И.В.
представителя ФКУЗ «МСЧ МВД России по Владимирской области»
по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. ### Омельяненко Т.В.
помощника Владимирского транспортного прокурора Топоровой И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире гражданское дело по исковому заявлению Федоровой Е. Н., Федоровой Ю. А., Петровой Р. А. о признании незаконным бездействия Владимирского линейного отдела МВД России на транспорте, признании незаконным распоряжения Управления на транспорте МВД России по Приволжскому Федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ. ### об отказе в постановке на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и обязании Управления на транспорте МВД России по Приволжскому Федеральному округу предоставить единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения членам семьи и родителям ФИО1,
У С Т А Н О В И Л:
Федорова Е.Н., Федорова Ю.А., Петрова Р.А. обратились в суд с исковым заявлением к УТ МВД Росси по ПФО, ВЛО МВД России на транспорте, в котором просили, с учетом уточнений в порядке ст. 39 ГПК РФ:
-признать незаконным бездействие Владимирского линейного отдела МВД России на транспорте по непредставлению жилого помещения жилищного фонда РФ по договору социального найма с последующей передачей его в муниципальную собственность Федоровой Е.Н. и Федоровой Ю.А. в течение 2012-2014 г.г., а также выразившееся в нерассмотрении заявлений Федоровой Е.Н., Федоровой Ю.А., Петровой Р.А. от ДД.ММ.ГГГГ по принятию на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения;
-признать незаконным распоряжение УТ МВД России по ПФО от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в постановке на учет для предоставления единовременной социальной выплаты ;
- обязать УТ МВД России по ПФО предоставить единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения членам семьи и его родителям ФИО1, уволенного со службы с органах внутренних дел и принятого на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях ВЛО МВД России на транспорте до ДД.ММ.ГГГГ., и умершего ДД.ММ.ГГГГ. вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в ОВД составом ### человека.
В обоснование заявленных требований указали, что ФИО1 проходил военную службу в войсках МВД РФ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.г., согласно заключению ВВК УВД по Владимирской области ### от ДД.ММ.ГГГГ. с диагнозом «здоров». Приказом начальника Владимирского ЛОВДТ был принят на службу в ОВД в ДД.ММ.ГГГГ году. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и состоит в очереди составом семьи 3 человека (он, супруга Федорова Е.Н. и дочь Федорова Ю.А.) За время службы в ОВД место службы не менял, единовременная социальная выплата для предоставления или строительства жилого помещения ему не предоставлялась. Его стаж в ОВД составляет ДД.ММ.ГГГГ лет ДД.ММ.ГГГГ месяцев ДД.ММ.ГГГГ дня. ДД.ММ.ГГГГ приказом начальника ВЛО МВД России на транспорте### л/с он был уволен со службы по п.1 ч.3 ст.82 на основании заключения ВВК о негодности к службе в ОВД в связи с болезнью. ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 умер вследствие заболевания, полученного в период прохождения военной службы, что по их мнению, не соответствует действительности, поскольку при поступлении на службу он был здоров. В настоящее время его супруга Федорова Е.Н. и ее дочь Федорова Ю.А. имеют в собственности жилую комнату площадью ### кв.м по адресу: <...> по ? доле у каждого, т.е. обеспечены общей жилой площадью на одного члена семьи менее учетной нормы. ДД.ММ.ГГГГ. Федорова Е.Н. обратилась в ВЛО МВД России на транспорте с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения составом ### ( она, дочь и мать ФИО1 )как членов семьи гражданина РФ, умершего вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в ОВД, приложив соответствующие документы. ДД.ММ.ГГГГ ею был получен ответ о невозможности принятия положительного решения, оформленный в порядке ФЗ №59 от 02.05.2006г. « О порядке рассмотрения обращения граждан РФ», в нарушение требований специального Федерального закона № 241 и Постановления Правительства РФ №1223. Таким образом, нарушение порядка рассмотрения заявления, по мнению заявителей, является бездействием органа, уполномоченного рассматривать данное заявление. ДД.ММ.ГГГГ. Федорова Е.Н. повторно обратилась с заявлением о постановке ее на учет с даты подачи первичного заявления (с ДД.ММ.ГГГГ.) и предоставлении единовременной социальной выплаты, в котором просила направить копию протокола комиссии и правового акта федерального органа исполнительной власти, утвердившего решение комиссии. ДД.ММ.ГГГГ. она получила выписку из протокола от ДД.ММ.ГГГГ. ### заседания ЖБК ВЛО МВД России на транспорте, согласно которой ей было отказано в принятии документов, а ее заявление направлено в УТ МВД России по ПФО по компетентности. ДД.ММ.ГГГГ. после проверки, проведенной по обращению Федоровой Е.Н. Владимирской транспортной прокуратурой, ею была получена выписка из протокола от ДД.ММ.ГГГГ. ### заседания УТ МВД России по ПФО, утвержденная распоряжением УТ от ДД.ММ.ГГГГ., согласно которой ей было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты составом ### человека ввиду отсутствия оснований. ДД.ММ.ГГГГ Федорова Е.Н. в третий раз обратилась с требованием о рассмотрении ее заявления ЖБК и постановке на учет с даты первоначального обращения – ДД.ММ.ГГГГ. ее заявление было рассмотрено на заседании ЖБК ВЛО МВД на транспорте. ДД.ММ.ГГГГ она получила распоряжение УТ МВД России по ПФО от ДД.ММ.ГГГГ которым ей было отказано в постановке на учет в связи с отсутствием оснований. Считает данный отказ не соответствующим требованиям закона, поскольку порядок рассмотрения заявления предусмотрен ФЗ №241, в соответствии с которым отказ в принятии сотрудника на учет возможен лишь в случае, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведения комиссией проверки не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на такой учет.
В судебном заседании заявители поддержали заявленные требования в полном объеме.
Представитель Владимирского ЛО МВД России на транспорте Любимова С.Ю. просила в удовлетворении заявления отказать в полном объеме. В обоснование возражений указала, что ФИО1 проходил службу в ОВД РФ с ДД.ММ.ГГГГ. приказом Владимирского ЛО МВД России на транспорте ### л/с ФИО1 был уволен со службы в соответствии с федеральным законом №342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» по п.1 ч.3 ст.82 (в связи с болезнью - на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел). ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер. ДД.ММ.ГГГГ в адрес Владимирского ЛО МВД России на транспорте поступило заявление Федоровой Е.Н. Федоровой Ю.А., Петровой Р.А. о постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по месту службы - во Владимирском ЛО МВД России на транспорте (как относящейся к категории члена семьи гражданина РФ, умершего вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в ОВД составом семьи из ### человек). ДД.ММ.ГГГГ на поступившее заявление ВЛО подготовлен ответ о том, что положительное решение по существу заявления не может быть принято поскольку за Федоровой Е.Н. право на социальные гарантии, установленные ФЗ «О социальных гарантиях сотрудников ОВД РФ и …» от ДД.ММ.ГГГГ. № 247-ФЗ для категории сотрудник ОВД не могут быть сохранены, поскольку покойный супруг – ФИО1, уволенный вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в ОВД умер по прошествии одного года после увольнения со службы. Кроме того Федоровой Е.Н. было указано на то, что право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами РФ, уволенными со службы в ОВД с правом на пенсию и принятым на учет в качестве имеющих право на ЕСВ, однако при жизни ФИО1 на такой учет принят не был. Более того, в соответствии с п.3 Правил предоставления единой социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам ОВД предоставление единовременной выплаты членам семьи, а также родителям погибшего (умершего) сотрудника осуществляется не позднее 1 года со дня гибели (смерти) сотрудника в порядке и на условиях, которые установлены для сотрудников. ФИО1 на момент смерти сотрудником не являлся. Считала, что бездействие Владимирского ЛО МВД России на транспорте надуманно и безосновательно, поскольку все обращения заявителей были в установленном порядке зарегистрированы, рассмотрены, их документы направлены по компетентности в УТ МВД России по ПФО для рассмотрения вопроса о предоставлении либо отказе в предоставлении) ЕСВ. Все ответы заявителям направлялись в соответствии с законом в пределах полномочий Владимирского ЛО МВД России на транспорте, права заявителей нарушены не были. Обратила внимание, что в соответствии с Положением о жилищно-бытовой комиссии Владимирского ЛО МВД России на транспорте, утвержденного приказом ВЛО МВД России на транспорте### от ДД.ММ.ГГГГ. к числу функций ЖБК относится проведение проверок, предоставляемых сотрудниками пакетов документов по предоставлению ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения перед их направлением ЖБК УТ МВД России по ПФО, а не вынесение самого решения о предоставлении либо отказе в предоставлении ЕСВ.
Представитель УТ МВД России по ПФО Семенников И.В. также с заявлением не согласился, считая заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению. В обоснование возражений указал, что порядок организации работы по принятию сотрудников территориальных органов, учреждений и организаций системы МВД России на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения и ее предоставлению регламентируется Федеральным законом №247-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и Методическими рекомендациями МВД России. В соответствии с указанием Главного управления на транспорте МВД России от ДД.ММ.ГГГГ. №ДД.ММ.ГГГГ, работа по приему на учет сотрудников для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения осуществляется исключительно в УТ МВД России по ПФО. В соответствии с Положением о жилищно-бытовой комиссии, утвержденной приказом МВД России по ПФО ### от ###. на ЖБК УТ возложены полномочия по принятию решений и проведению комплекса мероприятий, связанных с постановкой на учет для предоставления единовременной социальной выплаты. 11.04.2014г. в УТ МВД России по ПФО из Владимирского ЛО МВД России на транспорте поступили документы и заявление Федоровой Е.Н. о принятии ее, Федоровой Ю.А. и Петровой Р.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, как членов семьи бывшего сотрудника Владимирского ЛО МВД и на транспорте ФИО1. ДД.ММ.ГГГГ на заседании жилищно-бытовой комиссии УТ МВД по ПФО указанное заявление было рассмотрено и принято решение об отказе в постановке на учет для получение единовременной социальной выплаты, поскольку смерть ФИО1 наступила более, чем через год после его увольнения из органов внутренних дел, а в соответствии с пунктом 2 части 4 ст. 12 Закона о социальных гарантиях (в редакции, действовавшей на момент принятия комиссией решения), для сохранения за членами семьи права на социальные гарантии, установленные сотрудникам настоящим Федеральным законом, необходимо наличие совокупности условий: смерть гражданина Российской Федерации, наступила вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел и смерть гражданина РФ наступила до истечения одного года после его увольнения со службы в органах внутренних дел вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел. Кроме того, в соответствии с п.3 Положения о военно-врачебной экспертизе, определение причинной связи увечий, заболеваний у военнослужащих, сотрудников, граждан, проходящих военную службы, а также заболеваний, приведших к их смерти возлагается на военно-врачебные комиссии. ФИО3 чье заключение было приложено к заявлению о постановке на учет, не обладало полномочиями на проведение подобной экспертизы. Поскольку отсутствовали указанные обязательные условия, правовых оснований для постановки заявителей на учет для получения ЕСВ не имелось. ДД.ММ.ГГГГ в УТ МВД России по ПФО из ВЛО МВД России на транспорте поступило заявление Федоровой Е.Н. с просьбой повторно рассмотреть обращение на ЖБК, принять на учет и предоставить единовременную социальную выплату, которое ДД.ММ.ГГГГ. было рассмотрено на заседании ЖБК. По результатам рассмотрения принято решение об отказе в постановке на учет по вышеизложенным основаниям. Кроме того, просил учесть, что в соответствии с ч.2 ст.1 закона о социальных гарантиях Федорова Ю.А. и Петрова Р.А. не относятся к членам семьи ФИО1, поскольку дочь является совершеннолетней, а документов, подтверждающих факт ее обучения в образовательной организации по очной форме обучения в ЖБК УТ МВД России по ПФО на момент принятия соответствующего решения представлено не был. Считал неподлежащими удовлетворению требования заявителей о возложении на УТ МВД России по ПФО обязанности по предоставлению единовременной социальной выплаты, поскольку решение о предоставлении ЕСВ принимается МВД России и оформляется соответствующим распоряжением.
Представитель ФКУЗ «МСЧ МВД России по Владимирской области» Омельяненко Т.В. оставила разрешение спора на усмотрение суда. В дополнение пояснила, что в соответствии с приказом МВД РФ ### от ДД.ММ.ГГГГ. были внесены изменения в Инструкцию о порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в органах внутренних дел РФ … в части формулировок по виду службы.
Представитель Владимирской транспортной прокуратуры Топорова И.В. не поддержала требования заявителей в части признания незаконным бездействия по не рассмотрению обращений Федоровой Е.Н. В остальной части полагала заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Изучив материалы дела, выслушав доводы участников процесса, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу статьи 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009г. №2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19 части 1 и 2).
Конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
В связи с этим в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем отнесено к компетенции законодателя.В соответствии со ст.44 Федерального закона «О полиции» №3-ФЗ от 07.02.2011г. обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обслуживанием сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также с предоставлением им иных социальных гарантий регулируются нормами Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"(далее по тексту закона №247-ФЗ).
Согласно ч.1 ст. 6 закона №247-ФЗ сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до 1 марта 2005 года, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника, гражданина Российской Федерации, указанных в настоящей части, определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Частью 2 данной статьи предусмотрено, что сотрудникам, гражданам Российской Федерации, указанным в части 1 настоящей статьи, по их желанию может быть предоставлена единовременная социальная выплата в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона с одновременным снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с ч.1 ст.4 закона №247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел (далее по тексту ЕСВ).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник:
1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
6) проживает в общежитии;
7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе, если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.
Единовременная социальная выплата предоставляется не позднее одного года со дня гибели (смерти) сотрудника органов внутренних дел в равных частях членам семьи, а также родителям сотрудника погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, при наличии у погибшего (умершего) сотрудника условий, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и членам их семей устанавливаются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223.
Согласно пункту 2 Правил принятие на учет для получения единовременной выплаты осуществляется в центральных аппаратах, территориальных органах, учреждениях и организациях федеральных органов исполнительной власти по месту службы сотрудников.
Предоставление единовременной выплаты членам семьи, а также родителям погибшего (умершего) сотрудника осуществляется не позднее 1 года со дня гибели (смерти) сотрудника в порядке и на условиях, которые установлены для сотрудников(пункт 3 Правил).
Согласно ч.4 ст.12 закона №247 –ФЗ (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) право на социальные гарантии, установленные сотрудникам настоящим Федеральным законом, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, сохраняется за членами семьи гражданина Российской Федерации, умершего вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, до истечения одного года после увольнения со службы в органах внутренних дел вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел.
Анализ приведенных положений закона позволяет прийти к выводу, что права членов семьи гражданина, уволенного со службы в органах внутренних дел, являются производными и сохраняются за ними лишь в том случае, если сам гражданин имел право на их получение при наличии условий, предусмотренных вышеуказанной нормой закона.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 проходил службу в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> Владимирского ЛО МВД России на транспорте и был уволен на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ. ### л/с по п.1 ч.3 ст. 82 ФЗ « О службе в органах внутренних дел РФ» в связи с болезнью на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел ### от ДД.ММ.ГГГГ.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. его выслуга лет в календарном исчислении составляла ### лет ### ###.
Решением ЖБК ВЛОВДТ от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был поставлен на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, составом ### (он, супруга Федорова Е.Н. и дочь Федорова Ю.А.), поскольку проживал в общежитии по адресу: <...>.
Согласно справке МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 была установлена инвалидность ### группы в связи с заболеванием, полученным в период военной службы.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер.
Причиной смерти явился <данные изъяты>.
До момента смерти ФИО1 состоял в зарегистрированном браке с Федоровой Е.Н. (до брака фио1), что подтверждается свидетельством о заключении брака.
От брака ФИО1 имеют дочь Федорову Ю.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Петрова Р.А. является матерью ФИО1, что подтверждается свидетельством о рождении.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Федорова Е.Н. обратилась в ВЛО МВД России на транспорте с заявлением, в котором просила о постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения составом она (вдова ФИО1), дочь Федорова Ю.А. и мать Петрова Р.А. (т.1 л.д. ###). К заявлению ею было приложено: копия финансового лицевого счета, справка о проверке жилищных условий, выписка из домовой книги, копии паспортов, копии свидетельств о заключении брака, о рождении ФИО1, его смерти, копии документов, подтверждающих наличие в собственности жилого помещения, заключение эксперта <данные изъяты> и т.д.
Рассмотрев заявление, в ответе от ДД.ММ.ГГГГ. Владимирский ЛО МВД России на транспорте сообщил, что социальные гарантии, установленные ФЗ №247 для сотрудников ОВД не могут быть за ними сохранены, поскольку ФИО1 при жизни не был поставлен на учет в качестве имеющего право на получение ЕСВ, кроме того, он скончался по истечении года после увольнения со службы. (т.###
24.03.2014г. Федорова Е.Н., Федорова Ю.А. и Петрова Р.А. повторно обратились с заявлением к ответчику ВЛО МВД России на транспорте (т.1 л.д. ### и просили поставить на учет, предоставить им единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилья, а также направить копию протокола комиссии и копию правового акта федерального органа исполнительной власти, утвердившего решение комиссии.
Рассмотрев заявление, ВЛО дало ДД.ММ.ГГГГ ответ о невозможности принятия решения о постановке на учет ввиду отсутствия оснований, о которых сообщалось ранее. Причем как первое, так и второе заявление Федоровой Е.Н. в обоих случаях было рассмотрено на заседании ЖБК ВЛО МВД России на транспорте, что подтверждается выпиской из протокола ### от ДД.ММ.ГГГГ. и ### от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ###). Кроме того, заявления ФИО1 и Петровой были направлено по компетентности в УТ МВД России по ПФО, поскольку в соответствии с Положением о ЖБК ВЛО МВД России вопросы о принятии решения по существу заявления не относятся к их компетентности.
В ответе от ДД.ММ.ГГГГ. УТ МВД России по ПФО сообщило об отсутствии заявления о постановке на учет имя начальника УТ МВД России по ПФО, однако поступившее обращение было рассмотрено ЖБК УТ МВД России по ПФО, по которому принято решение об отказе Федоровой Е.Н. с семьей в составе 3 человек (она, дочь и мать ФИО1) в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием оснований, о чем заявителям направлена выписка из протокола ### от ДД.ММ.ГГГГ., утвержденного распоряжением УТ МВД России по ПФО от ДД.ММ.ГГГГ. № ###. (т.###).
ДД.ММ.ГГГГ. Федорова Е.Н. вновь обратилась с заявлением к начальнику ВЛО МВД России на транспорте и начальнику УТ МВД России по ПФО, в котором ВЛО просила повторно рассмотреть заявление на ЖБК, а УТ – принять на учет для получения единовременной социальной выплаты. (т.### ###).
Данное заявление поступило в УТ из ВЛО ДД.ММ.ГГГГ.
В ответе от ДД.ММ.ГГГГ. ВЛО сообщило о том, что данное заявление рассмотрено на заседании ЖБК и принято решение об отказе по тем же основаниям, что и сообщалось ранее (т.###).
Согласно Положению о жилищно-бытовой комиссии, утвержденному приказом Владимирского ЛО МВД России на транспорте№ ### от ###., ЖБК ведет индивидуальный учет сотрудников Владимирского ЛО МВД России на транспорте, учет сотрудников с одновременным включением в отдельные списки очередников, имеющих право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений, утверждает списки очередности на предоставление жилой площади, рассматривает заявления о постановке на жилищный учет сотрудников ВЛО, нуждающихся в улучшении жилищных условий, проводит проверки, предоставляемых сотрудниками пакетов документов по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения перед их направлением в ЖБК УТ МВД России по ПФО и т.д. (т.###).
Получение Федоровой Е.Н. ответов на свои обращения, оформленных в порядке Федерального закона №59-ФЗ, что не отрицалось самим заявителем, не может свидетельствовать о бездействии ответчика, поскольку все обращения Федоровой Е.Н. были рассмотрены, по ним даны ответы, хотя и в ином порядке.
Решением ЖБК УТ МВД России по ПФО, оформленным протоколом ### от ДД.ММ.ГГГГ и утвержденным распоряжением УТ МВД России по ПФО №###р от ДД.ММ.ГГГГ. Федоровой Е.Н. отказано в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения со ссылкой на положения ч.4 ст.12 закона №247-ФЗ, поскольку смерть ФИО1 наступила более чем через один год после его увольнения из ОВД. (т.###). Отсутствие заявления на имя начальника УТ, на что обратил внимание представитель Федоровой Е.Н. по ходу судебного разбирательства, послужило лишь дополнительным основанием к отказу в постановке на учет.
Данное решение было направлено заявителю ДД.ММ.ГГГГ. и было получено им в ДД.ММ.ГГГГ, согласно представленному в суд конверту (т.###).
Как следует из материалов дела, жилищно-бытовая комиссия УТ утверждена приказом УТ МВД России по ПФО### от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с Положением о ЖБК, на комиссию возложены обязанности по проведению мероприятий по предоставлению единовременной социальной выплаты сотрудникам УТ для приобретения или строительства жилого помещения, в том числе, рассмотрению заявлений о постановке на жилищный учет, нуждающихся в улучшении жилищных условий, проверка приложенных документов и подготовка решений по заявлениям.
Оспариваемое решение принято в пределах компетенции ЖБК УТ, предусмотренной законом, не противоречит п.15 и 16 Правил, в соответствии с которыми отказ в принятии сотрудника на учёт для получения единовременной выплаты допускается, когда представленные документы и сведения, полученные по результатам проведённой комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на такой учёт.
Требования о возложении на УТ обязанности по предоставлению единовременной социальной выплаты также не подлежат удовлетворению по вышеуказанным основаниям. Кроме того суд принимает во внимание и тот факт, что решения о предоставлении единовременной социальной выплаты ни в отношении самого ФИО1, ни в отношении членов его семьи не принималось. Более того, в силу закона социальные гарантии в виде жилья, единой социальной выплаты предоставляются в порядке очередности, а из представленного ВЛО списка очередников на получение жилого помещения ФИО1 числится под номером «3». Ввиду изложенного суд не усматривает оснований считать незаконным бездействие ответчиков по непредоставлению жилого помещения в ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, совокупность установленных судом обстоятельств свидетельствует о том, что поскольку ФИО1 скончался по истечении одного года со дня увольнения со службы, на момент смерти он не являлся сотрудником органов внутренних дел, у Федоровой Е.Н. и ее дочери Федоровой Ю.А., матери ФИО1 – Петровой Р.А. не возникло право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения по основаниям, указанным в ч.3 ст.4 ФЗ - 247.
Согласно ч.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковое заявление Федоровой Е.Н., Федоровой Ю.А., Петровой Р.А. о признании незаконным бездействия Владимирского линейного отдела МВД России на транспорте по непредставлению жилого помещения жилищного фонда РФ по договору социального найма с последующей передачей его в муниципальную собственность Федоровой Е.Н. и Федоровой Ю.А. в течение ДД.ММ.ГГГГ
о признании незаконным бездействия Владимирского линейного отдела МВД России на транспорте, выразившееся в нерассмотрении заявлений Федоровой Е.Н., Федоровой Ю.А., Петровой Р.А. от ДД.ММ.ГГГГ. по принятию на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения;
о признании незаконным распоряжения УТ МВД России по ПФО от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в постановке на учет для предоставления единовременной социальной выплаты и о возложении на УТ МВД России по ПФО обязанности предоставить единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения членам семьи и родителям ФИО1, уволенного со службы с органах внутренних дел и принятого на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях ВЛО МВД России на транспорте до ДД.ММ.ГГГГ., умершего ДД.ММ.ГГГГ. вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в ОВД составом ### человека - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Председательствующий судья А.О. Веселова
Справка: Решение в окончательной форме изготовлено 13 апреля 2015 года
Судья А.О. Веселова