№ 12-24/2022
65RS0018-01-2022-000365-13
Р Е Ш Е Н И Е
11 октября 2022 года пгт. Южно-Курильск
Судья Южно-Курильского районного суда Подсадний А.А., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма «Южно-Курильский рыбокомбинат» на постановление государственного инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов 1 группы ОРКМ Службы в рп. Южно-Курильск ПУ ФСБ России по Сахалинской области от 02 июня 2022 г. по делу о привлечении указанного юридического лица к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением государственного участкового инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов 1 группы ОРКМ Службы в пгт. Южно-Курильск ПУ ФСБ России по Сахалинской области от 02 июня 2022 года ООО ПКФ «Южно-Курильский рыбокомбинат» (далее также Общество, юридическое лицо) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере трехкратной рыночной стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, а именно 4 982 835 рублей.
Основанием для вынесения указанного постановления послужило выявленное органом пограничного управления в ходе проведения проверки соблюдения требований законодательства в сфере охраны водных биологических ресурсов при осуществлении промышленного рыболовства нарушение юридическим лицом требований пункта 28.29 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 23.05.2019 № 267, при осуществлении промышленного рыболовства, выразившееся в том, что Общество, осуществляя в период с 01 по 03 апреля 2022 г. промышленное рыболовство, вело специализированный промысел водных биоресурсов на участках, выделенных другим пользователям для осуществления промышленного рыболовства для добычи анадромных видов рыб.
В поданной в суд жалобе и дополнениях к ней законный представитель общества ставит вопрос о прекращении производства по делу, приводя в обоснование доводы о том, что:
юридическое лицо не было извещено административным органом о месте и времени составлении протокола об административном правонарушении;
пользователи рыбопромысловых участков, на которых обществом велась добыча биоресурса (ежа) за вмененный период, добычу анадромных видов рыб на этих участках не осуществляли и не имели намерения осуществлять, что следует из протокола заседания комиссии по добыче (вылову) анадромных видов рыб в Сахалинской области от 22.02.2022 г. и приложений к нему, а также информации самих пользователей;
протоколом заседания комиссии по добыче (вылову) анадромных видов рыб в Сахалинской области от 16.04.2022 г. часть рыболовных участков Южно-Курильской промысловой зоны, выделенных для добычи анадромных видов рыб, на которых обществом в период с 01 по 03 апреля 2022 г. осуществлялся промысел ежа, исключены из перечня участков указанной зоны, предоставленных для вылова анадромных видов рыб в период с 01.04.2022 по 30.11.2022 г., что влечет улучшение положения юридического лица и, как следствие, исключение добытого на этих участках обществом объема водного биоресурса из предмета административного правонарушения;
юридическим лицом приняты все меры для соблюдения капитанами судов правил рыболовства, что свидетельствует об отсутствии вины общества в совершении административного правонарушения;
21 июля 2022 г. Минсельхозом России подготовлен проект приказа о внесении изменений в правила рыболовства, в том числе в пункт 28.29, в котором предлагается при специализированном промысле на участках, выделенных другим лицам для осуществления промышленного рыболовства для добычи анадромных видов рыб, разрешить промысел иных водных биоресурсов (за исключение рыб), после чего вмененные обществу деяния престанут быть административными правонарушениями;
в деле отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что общество осуществляло промысел на рыбопромысловых участках, предоставленным в пользование иным лицам.
Законный представитель общества на рассмотрение жалобы не явился, что не препятствует ее разрешению по существу.
Изучив материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил и требований, регламентирующих рыболовство во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или открытом море, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двукратного до трехкратного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.
Приказом Минсельхоза России от 23 мая 2019 года № 267 утверждены правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна (утратил силу с 1 сентября 2022 года в связи с изданием Приказа Минсельхоза России от 06.05.2022 № 285, утвердившим новые правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна") (далее по тексту Правила рыболовства №267 и Правила рыболовства №285).
Названные Правила рыболовства регламентируют деятельность российских юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, включая лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и их общинам, осуществляющих рыболовство во внутренних водах Российской Федерации, в том числе во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации в пределах Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, а также иностранных юридических лиц и граждан, осуществляющих рыболовство в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, которые определены как пользователи.
Согласно пункту 28.29 Правил рыболовства №267 запрещается специализированный промысел всех видов водных биоресурсов (за исключением анадромных видов рыб, добыча (вылов) которых регулируется статьей 29.1 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов") на рыболовных (рыбопромысловых) участках, выделенных (предоставленных) для осуществления промышленного рыболовства для добычи (вылова) анадромных видов рыб, предусмотренной статьей 29.1 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", в сроки осуществления рыболовства в отношении анадромных видов рыб, определяемые комиссией по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб, при этом не ограничивается осуществление специализированного промысла водных биоресурсов на данных рыболовных (рыбопромысловых) участках юридическими лицами (или индивидуальными предпринимателями), с которыми заключены договоры пользования данными рыболовными (рыбопромысловыми) участками.
Аналогичное требование содержится в пункте 28.29 Правил рыболовства №285.
Протоколом заседания комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб в Сахалинской области от 22 февраля 2022 года № 1 на 2022 год определены сроки начала и окончания добычи (вылова) корюшки азиатской зубастой и гольцов в целях промышленного рыболовства, а также рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в Южно-Курильской промысловой зоне с 01 апреля 2022 г. по 30 ноября 2022 г.
В соответствии с договором № 022/РУ/2019 пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства от 15 октября 2019 года ООО "Континент" предоставлен для добычи (вылова) анадромных видов рыб на рыболовный участок № 65-11-19, находящийся в Охотском море Южно-Курильской зоны, в срок до 05 мая 2028 года.
Договорами № 423/РУ/2019, № 424/РУ/2019, № 425/РУ/2019 пользования рыболовными участками для осуществления промышленного рыболовства от 15 октября 2019 года ООО Фирма "Скит" выделены для добычи (вылова) анадромных видов рыб рыболовные участки №№ 65-11-20, 65-11-22, 65-11-23, находящиеся в Охотском море Южно-Курильской зоны о.Итуруп, в срок до 05 мая 2028 года.
Договорами № 438/РУ/2019, № 056/РУ/2019 пользования рыболовными участками для осуществления промышленного рыболовства от 15 октября 2019 года, с учетом дополнительного соглашения №1 от 11 августа 2020 г. к договору № 056/РУ/2019, ЗАО "Курильский рыбак" предоставлены для добычи (вылова) анадромных видов рыб рыболовные участки №№ 65-18-02, 65-11-16, находящиеся в Охотском море Южно-Курильского и Курильского районов соответственно, в срок до 25 ноября 2031 года.
Договором № 513/РУ/2019 пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства от 02 июля 2020 года, ООО Рыбохозяйственный комплекс "Авангард" выделен для добычи (вылова) анадромных видов рыб рыболовный участок № 65-18-21, находящийся в Южно-Курильском проливе Южно-Курильской зоны, в срок до 05 мая 2028 года.
Из материалов дела следует, что основанием привлечения ООО ПКФ "Южно-Курильский рыбокомбинат" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужило то, что при проведении 04 апреля 2022 года в период с 10 часов до 14 часов 20 минут в морском терминале Южно-Курильск должностными лицам отделения режимно-контрольных мероприятий Службы в рп Южно-Курильск Пограничного управления ФСБ России по Сахалинской области контрольно-проверочных мероприятий в отношении приемно-транспортного судна ТХС "Свирица" (осуществлявшего транспортировку уловов ежа морского серого, принятых от рыболовных судов МДС "Дай 23 Ниссё Мару", МДС "Шое Мару 53", МДС "Тае Мару 58", МДС "Палтусово"), судовладельцем которого является ООО ПКФ "Южно-Курильский рыбокомбинат", на предмет соблюдения пользователем правил рыболовства, установлено, что указанным юридическим лицом посредством перечисленных рыболовных судов, на основании разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов №№ 652022010095, 652022010099, 652022010095, 652022010100, выданных 17 декабря 2021 года, с 01 по 03 апреля 2022 г. осуществлялся специализированный промысел морского ежа серого в Южно-Курильской промысловой зоне.
При этом судно МДС "Дай 23 Ниссё Мару" 01 апреля 2022 г. с 12 ч. 30 мин. до 19 ч. осуществило добычу морского ежа в количестве 3250 кг в координатах 45°06,1" СШ 147°41,3" ВД, входящих в акваторию рыболовного участка № 65-11-19; 02 апреля 2022 г. с 16 ч. до 18 ч. добыло 2150 кг морского ежа, 03 апреля 2022 г. с 8 ч. до 12 ч. добыло 2300 кг морского ежа в координатах 45°05,5" СШ 147°39,8" ВД и 45°05,4" СШ 147°39,7" ВД соответственно, входящих в акваторию рыболовного участка № 65-11-20.
Судном МДС "Шое Мару 53" 01 апреля 2022 г. с 8 ч. до 12 ч. добыто 1500 кг морского ежа, с 13 ч. до 14 ч. 30 мин. добыто 1300 кг морского ежа в координатах 45°06,2" СШ 147°29,9" ВД и 45°04,7" СШ 147°31,5" ВД соответственно, относящихся к акватории рыболовного участка № 65-11-23; 02 апреля 2022 г. с 10 ч. до 12 ч. судном добыто 750 кг морского ежа в координатах 45°06,8" СШ 147°33,8" ВД, входящих в акваторию рыболовного участка № 65-11-22, с 17 ч. 30 мин. до 19 ч. судном добыто 1500 кг морского ежа в координатах 45°05,8" СШ 147°34,7" ВД, входящих в акваторию рыболовного участка № 65-11-21; 03 апреля 2022 г. с 8 ч. до 10 ч. судном добыто 1000 кг морского ежа, с 10 ч. 30 мин. до 12 час. 30 мин. – 1500 кг в координатах 45°07,8" СШ 147°41,3" ВД и 45°06,4" СШ 147°41,3" ВД соответственно, входящих в акваторию рыболовного участка № 65-11-19.
Судном МДС "Тае Мару 58" 01 апреля 2022 г. с 8 ч. до 16 ч. добыто 1150 кг морского ежа в координатах 45°06,0" СШ 147°30,2" ВД, входящих в акваторию рыболовного участка № 65-11-23; 02 апреля 2022 г. с 9 ч. до 16 ч. добыто 1900 кг морского ежа в координатах 45°18,8" СШ 147°51,1" ВД, входящих в акваторию рыболовного участка № 65-11-16; 02 апреля 2022 г. с 18 ч. до 19 ч. 30 мин. судном добыто 1050 кг морского ежа, а 03 апреля 2022 г. с 8ч. до 15 ч. - 2903 кг морского ежа в координатах 45°05,5" СШ 147°34,9" ВД, входящих в акваторию рыболовного участка № 65-11-21.
Судном МДС "Палтусово" 01 апреля 2022 г. с 7 ч. 30 мин. до 12 ч. добыто 1300 кг морского ежа в координатах 44°25,6" СШ 146°24,7" ВД, входящих в акваторию рыболовного участка № 65-18-02; 03 апреля 2022 г. с 18 ч. до 20 ч. судном добыто 2000 кг морского ежа в координатах 44°19,6" СШ 146°22,1" ВД, входящих в акваторию рыболовного участка № 65-18-21.
Таким образом, ООО ПКФ "Южно-Курильский рыбокомбинат" в нарушение пункта 28.29 Правил рыболовства №267 с 01 по 03 апреля 2022 года осуществляло специализированный промысел водных биологических ресурсов (ежа морского серого) на рыболовных участках №№ 65-11-16, 65-11-19, 65-11-20, 65-11-21, 65-11-22, 65-11-23, 65-18-02, 65-18-21, выделенных (предоставленных) иным юридическим лицам (пользователям) для осуществления промышленного рыболовства для добычи (вылова) анадромных видов рыб. Общий объем добытого водного биоресурса составил 25 553 кг.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Тот факт, что географические координаты мест добычи обществом морского ежа серого находятся в границах упомянутых рыбопромысловых участков, также подтверждается действовавшим на момент заключения договоров пользования постановлением Правительства Сахалинской области от 17.03.2011 № 79 "Об утверждении Перечня рыбопромысловых участков Сахалинской области", которым эти границы были установлены.
Утверждение в жалобе о неизвещении общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, опровергаются имеющимся в материалах дела соответствующим уведомлением Общества с указанием даты, времени и места составления протокола, полученным юридическим лицом 16 мая 2022 г.
То обстоятельство, что пользователи вышеуказанных рыболовных участков не вели и не намеревались вести на них в 2022 году добычу анадромных видов рыб, правового значения не имеет, поскольку пунктом 28.29 Правил рыболовства №267 и №285 запрет специализированного промысла водных биоресурсов на таких участках в определенные периоды лицами, которым эти участки не выделены (не предоставлены), является формальным и не обусловлен ведением на них промысла анадромных видов рыб пользователями, за которыми участки закреплены.
Доводы жалобы со ссылкой на проект приказа Минсельхоза России о внесении изменений в пункт 28.29 Правил рыболовства (в части оставления запрета только на добычу рыб на таких водных участках, а не всех видов водных биоресурсов) и применения ввиду этого положений статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отклоняются, поскольку не свидетельствуют на момент рассмотрения настоящей жалобы об устранении ответственности за совершенное правонарушение.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства, свидетельствующие о невозможности соблюдения ООО ПКФ "Южно-Курильский рыбокомбинат" требований правил рыболовства в силу чрезвычайных, не зависящих от общества событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, в материалах настоящего дела отсутствуют. Само по себе проведение с капитанами судов инструктажа по соблюдению правил рыболовства и принятие у них соответствующих зачетов к таковым событиям и обстоятельствам не относится, при этом условия для применения положений части 4 статьи 2.1 названного кодекса отсутствуют, поскольку должностные лица или иные работники юридического лица по изложенным фактам к административной ответственности не привлекались.
По смыслу части 3 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также исходя из принципов юридической ответственности, неисполнение юридическим лицом требований публичного порядка вследствие ненадлежащего исполнения трудовых (служебных) обязанностей его работником не является обстоятельством, освобождающим юридическое лицо от административной ответственности.
Исходя из позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 14 декабря 2000 года №244-О, следует, что вина юридического лица проявляется в виновном действии (бездействии) соответствующих лиц, действующих от его имени и допустивших нарушение действующего законодательства.
Признаков, характеризующих совершенное правонарушение как малозначительное и влекущих необходимость применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не выявлено. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. Наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поэтому отсутствие указанных последствий также не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения.
Вместе с тем заслуживают внимание доводы жалобы об исключении комиссией по добыче (вылову) анадромных видов рыб в Сахалинской области (путем внесения 16 апреля 2022 г. изменений в решение названной комиссии от 22 февраля 2022 года) рыболовных участков № 65-18-02 и № 65-18-21 из перечня рыболовных участков Южно-Курильской промысловой зоны, выделенных для вылова анадромных видов рыб на период с 01.04.2022 по 30.11.2022 г. (т.2 л.д.17-26), что свидетельствует об улучшении положения юридического лица ввиду необходимости исключения из предмета административного правонарушения добытого судном МДС "Палтусово" 01 апреля 2022 г. с 7 часов 30 минут до 12 часов в координатах 44°25,6" СШ 146°24,7" ВД 1300 кг морского ежа, а также добытого посредством этого же судна 03 апреля 2022 г. с 18 часов до 20 часов 2000 кг морского ежа в координатах 44°19,6" СШ 146°22,1" ВД.
Исходя из этого объем добытого ежа, являющегося предметом административного правонарушения, составит 22 253 кг (25553-3300).
Определяя размер штрафа, административный орган обоснованно руководствовался сведениями о рыночной стоимости морского ежа серого, предоставленными рыбодобывающими предприятиями, в размере 65 рублей за 1 кг. Однако учитывая изложенное, рыночная стоимость водных биоресурсов, составляющих предмет правонарушения по делу, уменьшится и, соответственно, снизиться размер предусмотренного санкцией статьи административного штрафа, при этом его минимальная величина (двукратная стоимость водных биологических ресурсов) составит 2 892 890 руб. (22253х65х2), а максимальная (трехкратная стоимость тех же ресурсов) 4 339 335 руб. (22253х65х3).
Между тем согласно части 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Применительно к административным штрафам, минимальные размеры которых сопряжены со значительными денежными затратами, установленное в частью 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях общее правило назначения наказания может при определенных обстоятельствах противоречить целям административной ответственности и приводить к чрезмерному ограничению конституционных прав и свобод.
В силу части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, законодатель тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае. При этом, назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также её соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.
Принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, а также сведения о привлекаемом к административной ответственности юридическом лице, полагаю возможным применение при назначении наказания вышеуказанных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначения юридическому лицу половины минимального размера административного штрафа (двукратной стоимости водных биологических ресурсов), предусмотренного санкцией статьи.
Руководствуясь пунктом 2 части 2 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Р Е Ш И Л:
постановление государственного участкового инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов 1 группы ОРКМ Службы в рп. Южно-Курильск ПУ ФСБ России по Сахалинской области от 02 июня 2022 г., вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма «Южно-Курильский рыбокомбинат» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить.
Назначить обществу с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма «Южно-Курильский рыбокомбинат» административное наказание в виде административного штрафа в размере 1 446 445 рублей.
В остальной части состоявшееся по делу постановление оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Курильский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья А.А. Подсадний