КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья Шамова О.А. Дело № 33-4989/2019
А-079г
08 апреля 2019 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Киселевой А.А.
судей Беляковой Н.В., Туровой Т.В.
с участием прокурора Воротынской О.О.
при секретаре Корнийчук Ю.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Беляковой Н.В.
гражданское дело по иску Казаковой Елены Васильевны к ГУФСИН России по Красноярскому краю о взыскании ущерба, причиненного здоровью при исполнении воинской обязанности
по апелляционным жалобам Казаковой Е.В. и ее представителя Абашкина Р.А.
на решение Железнодорожного районного суда г.Красноярска от 10 января 2019 года, которым постановлено:
«Исковые требования Казаковой Елены Васильевны к ГУФСИН России по Красноярскому краю о взыскании ущерба, причиненного здоровью при исполнении воинской обязанности – оставить без удовлетворения в полном объеме.»
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Казакова Е.В. обратилась в суд с требованиями к ГУФСИН России по Красноярскому краю о взыскании единовременного пособия, предусмотренного ч.4 статьи 12 Федерального закона от 30.12.2012 года №283-Ф3, в размере 2000000 рублей.
Требования мотивировала тем, что с 2007 года проходила службу в органах уголовно-исполнительной системы на различных должностях, перед увольнением занимала должность старшего инженера отделения капитальных и текущих ремонтов отдела тылового обеспечения ГУФСИН по Красноярскому краю.
24.06.2009 года при нахождении в служебной командировке в <данные изъяты>, вследствие чего развилось заболевание: <данные изъяты>.
23.09.2013 года уволена с занимаемой должности по п. «З» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ (по ограниченному состоянию здоровья).
Основанием для увольнения послужило заключение военно-врачебной комиссии от 27.08.2013 года о категории годности к службе - ограниченно годна к военной службе.
Решением медико-социальной экспертизы 15.08.2017г. истцу была установлена 3 группа инвалидности в связи с заболеванием, полученным в период военной службы, в последующем была установлена инвалидность 2 группы.
Полагает, что полученное заболевание в период службы в органах ГУФСИН, предоставляет ей право на получение социальной гарантии, предусмотренной ч.4 ст.12 Федерального закона №283-ФЗ.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционных жалобах Казакова Е.В. и ее представитель Абашкин Р.А. просят отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, заслушав Казакову Е.В., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора прокуратуры Красноярского края Воротынской О.О., полагавшей, что оснований для отмены решения не имеется, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Условия и порядок предоставления социальных гарантий сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу, уволенных со службы в учреждениях и органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ органах Российской Федерации, установлены Федеральным законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Статьей 12 указанного федерального закона установлены страховые гарантии сотрудникам и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, в том числе единовременное пособие и ежемесячная денежная компенсация.
В силу ч.4 ст.12 Федерального закона от 30.12.2012г. N283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», при получении сотрудником в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах, ему выплачивается единовременное пособие в размере двух миллионов рублей.
В соответствии с ч.5 ст.12 указанного закона при установлении гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в учреждениях и органах, инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с выполнением своих служебных обязанностей и исключившей возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах, ему в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходил службу сотрудник, выплачивается ежемесячная денежная компенсация с последующим взысканием выплаченных сумм указанной компенсации с виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Частью 10 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ установлено, что правила выплаты единовременных пособий, указанных в частях 2 и 4 названной статьи, а также ежемесячной денежной компенсации, указанной в части 5 этой же статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
Приказом ФСИН России от 05.08.2013г. №439 в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 30 декабря 2012г. N283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях обеспечения мер социальной поддержки сотрудникам уголовно-исполнительной системы, организации работы по осуществлению им выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, утверждены Правила выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей сотрудникам уголовно-исполнительной системы или членам их семей.
Пунктом 17 Правил выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей сотрудникам уголовно-исполнительной системы или членам их семей предусмотрено, что для рассмотрения вопроса о выплате единовременного пособия в случае увечья или иного повреждения здоровья сотрудника в комиссию представляются соответствующие документы, в том числе, копия приказа (выписка из приказа) об увольнении сотрудника со службы по болезни или по ограниченному состоянию здоровья и заключение ВВК о категории годности сотрудника к службе в формулировке «ограниченно годен к военной службе» или «не годен к военной службе» в связи с установлением причинной связи увечья, иного повреждения здоровья в формулировке «военная травма».
На основании п. 2 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 21 ноября 2011г. N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих (приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы) и граждан, уволенных с военной службы (приравненной к ней службы, военных сборов), с прохождением военной службы (приравненной к ней службы) проводится военно-врачебной экспертизой.
Согласно п. 41 Положения о военно-врачебной экспертизе", утвержденного Постановлением правительства РФ от 25.02.2003 N 123, действовавшего на момент освидетельствования истца, военно-врачебная комиссия выносит заключения о причинной связи увечий, заболеваний со следующими формулировками:
а) "военная травма":
если увечье получено освидетельствуемым при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей);
если увечье, заболевание получено освидетельствуемым при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в результате поражений, обусловленных воздействием радиоактивных веществ, источников ионизирующего излучения, компонентов ракетного топлива и иных высокотоксичных веществ, токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию, источников электромагнитного поля и лазерного излучения, микроорганизмов I и II групп патогенности;
если увечье, заболевание получено в период пребывания освидетельствуемого в составе действующей армии в годы гражданской войны, Великой Отечественной войны, на Китайско-Восточной железной дороге в 1929 году, во время советско-финляндской войны 1939 - 1940 годов, в период боевых действий в Западной Белоруссии и на Западной Украине в 1939 году, в боях у озера Хасан в 1938 году и на реке Халхин-Гол в 1939 году, во время войны с Японией 1945 года, а также в боевых операциях по ликвидации националистического подполья (бандитизма) на территориях Украинской ССР, Белорусской ССР, Латвийской ССР, Литовской ССР и Эстонской ССР в период с 1 января 1944 г. по 31 декабря 1951 г. (при наличии удостоверения участника войны), во время пребывания в плену (если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины), либо если заболевание, возникшее до указанных событий, за период участия в них достигло степени тяжести, которая изменила категорию годности или привела к негодности (в том числе временной) освидетельствуемого к военной службе, службе в органах Комитета государственной безопасности СССР (Министерства государственной безопасности СССР) и Народного комиссариата внутренних дел СССР (Министерства внутренних дел СССР), либо если хроническое, медленно прогрессирующее заболевание подтверждается медицинскими документами, позволяющими отнести начало заболевания или обострение заболевания к периоду участия освидетельствуемого в указанных событиях;
если заболевание возникло у освидетельствуемого в период выполнения задач в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах (при условии льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсии - 1 месяц службы за 3 месяца), либо в период прохождения военной службы в государстве, где велись боевые действия, либо в период его пребывания на разведывательной и контрразведывательной работе за границей, либо если заболевание, возникшее до указанных событий, за период участия в них достигло степени тяжести, которая изменяет категорию годности или приводит к негодности (в том числе временной) освидетельствуемого к военной службе, службе в органах, либо если хроническое, медленно прогрессирующее заболевание подтверждается медицинскими документами, позволяющими отнести начало или обострение заболевания к периоду участия освидетельствуемого в указанных событиях;
если заболевание вирусным гепатитом, синдромом приобретенного иммунодефицита (СПИДом) или ВИЧ-инфицирование возникло у освидетельствуемого в период нахождения на лечении вследствие хирургического вмешательства (медицинской манипуляции), а у освидетельствуемого из числа медицинского персонала - вследствие ранения, полученного при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей);
если увечье, заболевание возникло у освидетельствуемого при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) вследствие укуса насекомого, пресмыкающегося или телесного повреждения, нанесенного животным.
б) "заболевание получено в период военной службы":
если заболевание возникло у освидетельствуемого в период прохождения военной службы (военных сборов), службы в органах либо достигло в указанный период степени тяжести, которая изменяет категорию годности или приводит к негодности (в том числе временной) освидетельствуемого к военной службе, службе в органах, а также при хронических, медленно прогрессирующих заболеваниях, диагностированных до истечения одного года после увольнения с военной службы, службы в органах, если начало заболевания можно отнести к периоду прохождения военной службы (военных сборов), службы в органах;
если заболевание возникло у освидетельствуемого в период прохождения военной службы (военных сборов) в воинских частях или службы в органах, не входивших в состав действующей армии, либо до его убытия в государство, где велись боевые действия, и служба в этом государстве не оказала влияния на имевшееся заболевание и категорию годности к военной службе, службе в органах;
если увечье, заболевание получено освидетельствуемым в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей);
если увечье, заболевание получено в период прохождения военной службы (военных сборов), службы в органах, но на момент медицинского освидетельствования документы об обстоятельствах получения увечья, заболевания отсутствуют.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом, с 09.04.2007 года истец Казакова Е.В. проходила службу в органах уголовно-исполнительной системы на различных должностях, последняя занимаемая должность - старший инженер отделения капитальных и текущих ремонтов отдела тылового обеспечения ГУФСИН по Красноярскому краю.
Согласно представленной медицинской документации, в 2009 году истца укусил клещ, в период с 01.07.2009 года по 16.07.2009 года она находилась на стационарном лечении в МУЗ «Городская больница №1» с диагнозом «<данные изъяты>» подтвержден не был.
Как следует из свидетельства о болезни №763 от 27.08.2013 года, выданного военно-врачебной комиссией ГУФСИН РФ по Красноярскому краю, Казаковой Е.В. установлен диагноз: <данные изъяты>.
Заключением военно-врачебной комиссии ГУФСИН России по Красноярскому краю от 27.08.2013 года заболевание признано полученным в период военной службы, Казакова Е.В. признана ограниченно годной к военной службе.
Данное заключение военно-врачебной комиссии ГУФСИН России по Красноярскому краю от 27.08.2013 года было оспорено истцом в суде. Решением Октябрьского районного суда г.Красноярска от 07.05.2015 года Казаковой Е.В. отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным заключения военно-врачебной комиссии ГУФСИН России по Красноярскому краю от 27.08.2013 года.
Приказом начальника ГУФСИН по Красноярскому от 16.09.2013 года №280-лс Казакова Е.В. 23.09.2013г. уволена со службы по основанию, предусмотренному пунктом «з» ст.58 «Положения о службе в ОВД РФ» (по ограниченному состоянию здоровья).
Из представленной справки ФКУ ГБ МСЭ по Красноярскому краю МСЭ-2016 № 0230947 видно, что Казаковой Е.В. 15.08.2017 года впервые установлена третья группа инвалидности, причина инвалидности - заболевание, полученное в период военной службы, 01.09.2018г. истцу на срок до 01.09.2019г. установлена вторая группа инвалидности.
Полагая, что полученное в период военной службы заболевание является основанием для выплаты ей социальной гарантии, предусмотренной ч.4 ст.12 Федерального закона №283-ФЗ, истец обратилась с иском в суд.
Разрешая требования истца о взыскании единовременного пособия, предусмотренного ч.4 статьи 12 Федерального закона от 30.12.2012 года №283-Ф3 «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в размере 2000000 рублей, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции, установив обстоятельства, имеющие значение для дела, дав надлежащую правовую оценку представленным доказательствам, доводам и возражениям сторон, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении данных требований.
Выводы суда об этом подробно мотивированы в решении суда, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, в связи с чем судебная коллегия находит их убедительными.
Проанализировав нормы материального права, регулирующие спорные отношения, суд правильно указал, что для получения истцом единовременного пособия, предусмотренного ч.4 статьи 12 Федерального закона от 30.12.2012 года №283-Ф3, необходимо наличие нескольких условий: невозможность сотрудника продолжать службу в связи с получением им в период выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья и заключение военно-врачебной комиссии о причинной связи полученных увечий, заболеваний с прохождением службы с установлением формулировки "военная травма".
При таких обстоятельствах, несмотря на то, что инвалидность была установлена истцу в связи с заболеванием, полученным в период военной службы, заключением военно-врачебной комиссии не установлена причинная связь имеющегося у нее заболевания с формулировкой "военная травма", а также в ходе рассмотрения дела не доказана причинно-следственная связь между полученным истцом в период военной службы заболеванием и перенесенным в 2009 году укусом клеща, в связи с чем судебная коллегия соглашается с обоснованным выводом суда об отсутствии правовых оснований для получения Казаковой Е.В. единовременного пособия, предусмотренного ч.4 ст.12 Федерального закона №283-ФЗ.
Доводы апелляционных жалоб Казаковой Е.В. и ее представителя Абашкина Р.А. аналогичны исковому заявлению и не опровергают выводов суда, а выражают несогласие с ними, основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующего спорные отношения, в силу чего не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционных жалобах не содержится.
Процессуальных нарушений, влекущих за собой вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Железнодорожного районного суда г.Красноярска от 10 января 2019 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы Казаковой Е.В. и ее представителя Абашкина Р.А. - без удовлетворения.
Председательствующий: Киселева А.А.
Судьи: Белякова Н.В.
Турова Т.В.