Решение по делу № 2-1704/2015 от 02.04.2015

Дело № 2-1704/2015

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 мая 2015 года г.Волгоград

Ворошиловский районный суд г.Волгограда

в составе: председательствующего судьи Чуриной Е.В.,

при секретаре судебного заседания Зиборовой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тракторозаводского района г. Волгограда в защиту интересов Решетниковой (Андриевских) О.А. к Комитету строительства Волгоградской области о возложении обязанности обеспечить благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,

установил:

Прокурор Тракторозаводского района г. Волгограда обратился в Ворошиловский районный суд г. Волгограда в защиту интересов Решетниковой (Андриевских) О.А. с иском к Комитету строительства <адрес>, в котором просит суд обязать ответчика обеспечить Решетникову О.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенном жилым помещением, отвечающим санитарным и техническим требованиям, на территории городского округа – город-герой Волгоград по договору социального найма специализированного жилого фонда. В обоснование требований указал, что Решетникова О.А. относится к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку её отец ФИО4 умер ДД.ММ.ГГГГ, мать ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с приказом Министерства образования и науки <адрес> Решетникова О.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, формируемый министерством образования и науки <адрес>. Однако, как следует из обращения Решетниковой О.А., поступившего в прокуратуру Тракторозаводского района г. Волгограда, жилое помещение заявителю до настоящего времени не предоставлено. Полагает, что сложившееся положение дел существенно нарушает жилищные права Решетниковой О.А., которая не имеет возможности реализовать своё право на получение гарантированного ей государством жилья.

Старший помощник прокурора Тракторозаводского района г.Волгограда Федянина О.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.

Истец Решетникова О.А. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомила.

Представитель ответчика Комитета строительства Волгоградской области – Хмелева Н.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании в удовлетворении исковых требований прокурора просила отказать, поскольку для предоставления жилого помещения в специализированном жилищном фонде необходимо соблюдение процедуры и условий предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, установленных нормативно-правовыми актами. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ФИО12 включена в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в 2015 году, под по <адрес>, под по <адрес>. В 2013 году министерством (в настоящее время комитетом) по <адрес> обеспечено проектирование многоквартирного жилого дома на <данные изъяты>. В настоящее время осуществляется строительство указанного жилого дома по переулку Удмуртский в <адрес> Волгограда. Срок окончания строительства – ДД.ММ.ГГГГ. С учетом сроков производства строительных работ, ввод дома в эксплуатацию и предоставление квартир детям-сиротам планируется в 2016 году. Свободные (нераспределенные) жилые помещения специализированного жилищного фонда <адрес> на территории <адрес> отсутствуют. В 2015 году комитетом в целях обеспечения жильем детей-сирот на территории городского округа город волжский планируется приобрести <данные изъяты>, по завершению вышеуказанных мероприятий, однокомнатная квартира (в случае согласия) будет предоставлена Решетниковой О.А. Полагает, что со своей стороны Комитетом приняты все предусмотренные законом меры, направленные на обеспечение Решетниковой О.А. жилым помещением.

Представитель третьего лица Комитета образования и науки <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не сообщил. В материалы дела представил письменное объяснение по делу, в котором указал, что в соответствии с приказом Министерства образования и науки <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечителей родителей, лиц из числа списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечителей родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями» Решетникова О.А. включена в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Также сообщает, что Решетникова О.А. включена в выписку из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечителей родителей, лиц из числа списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечителей родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, которая была направлена в Комитет строительства Волгоградской области. В указанной выписке Решетникова О.А. по <адрес> значится под , по <адрес> значится под . Помимо этого, письменно просит о рассмотрении дела в отсутствие представителя комитета.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.

Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регулируются отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ст. 1 указанного Федерального закона лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).

В частности, данный Федеральный закон предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства (абзац второй пункта 1 статьи 8), при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).

В соответствии со статьей 109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Таким образом, федеральным законодательством обязанность по предоставлению благоустроенных жилых помещений детям-сиротам возложена на субъекты Российской Федерации, которым предоставлены полномочия по установлению порядка предоставления жилых помещений данной категории лиц.

<данные изъяты>».

В ходе судебного разбирательства установлено, что Андриевских О.А. (после замужества Решетникова), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является дочерью ФИО4 и ФИО5

Согласно свидетельству о смерти от ДД.ММ.ГГГГ отец Решетниковой (Андриевских) О.А. – ФИО15 умер ДД.ММ.ГГГГ, мать ФИО13 (Андриевских) О.А – ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10, 11).

Исходя из этого, Андриевских О.А. необходимо отнести к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, а, следовательно, на неё распространяются гарантии, предусмотренные Законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетняя ФИО8 передана под опеку ФИО9, место проживания несовершеннолетней определено с опекуном (попечителем) ФИО9 по адресу: <адрес> (л.д. 9).

Заключением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ определена необходимость включения Андриевских О.А. в список нуждающихся в предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда <адрес> по договору найма специализированного жилого помещения (л.д. 13-14).

В соответствии с приказом Министерства образования и науки <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Андриевских О.А. включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (л.д. 15-16).

При этом, судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО8 и ФИО10 заключен брак, после заключения брака супруге присвоена фамилия ФИО13, о чем отделом ЗАГС администрации <адрес> Волгограда составлена запись акта о заключении брака (л.д. 8).

Наряду с этим, материалами дела подтверждено, что сведений о наличии в распоряжении ФИО12, иного жилья на том или ином законном основании, пригодного для проживания, не имеется.

Вместе с тем, из пояснений старшего помощника прокурора Тракторозаводского района г.Волгограда Федяниной О.А. следует, что ФИО13 (Андриевских) О.А. в настоящее время не обеспечена каким-либо жильем. По данному вопросу Решетникова (Андриевских) О.А. обращалась к ответчику, и согласно информации Комитета строительства <адрес> Решетникова (Андриевских) О.А. включена в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в 2015 году, под по <адрес>, под по <адрес>.

При таких обстоятельствах, проанализировав с учетом вышеприведенных норм указанные обстоятельства, пояснения участвующих в деле лиц, исследованные письменные доказательства и дав этому оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, то есть по их относимости, допустимости, достоверности, как каждого в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что столь длительное непредоставление Решетниковой О.А. жилого помещения нарушает её конституционное право на предоставление жилья, в связи с чем, на Комитет строительства Волгоградской области должна быть возложена обязанность предоставить Решетниковой О.А. жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, применительно к соответствующему населенному пункту и отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Указанная норма не ставит предоставление жилого помещения в зависимость от наличия или отсутствия финансирования областного бюджета и свободных жилых помещений у администрации городского округа.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Как следует из преамбулы к указанному Закону, а также из ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста.

Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.

Материалами дела также установлено, что Решетникова О.А. достигла совершеннолетия, следовательно, у неё возникло право на обеспечение жилым помещением в соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Более того, суд принимает во внимание и тот факт, что в ходе судебного разбирательства, стороной ответчика сведений о каких-либо фактически принятых мерах к исполнению принятых на себя в отношении Решетниковой О.А. обязательств по обеспечению жильем, как и доказательств отсутствия у него возможности для обеспечения таковым Решетникову О.А., представлено не было.

В этой связи, доводы ответчика со ссылкой на то обстоятельство, что свободные (нераспределенные) жилые помещения специализированного жилищного фонда Волгоградской области на территории г.Волгограда отсутствуют, после принятия жилых помещений в государственную собственность Решетниковой О.А. в случае её согласия будет предоставлена квартира на территории <адрес>, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении иска.

Обеспечение жилыми помещениями указанных категорий граждан не ставится законом в зависимость от времени включения граждан в список, наличия других граждан, имеющих такое же право на обеспечение жилыми помещениями, соблюдения между гражданами очередности или финансового обеспечения государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.

Таким образом, проанализировав приведенные нормы закона, изучив письменные материалы дела в их совокупности и дав правовой анализ доводам сторон, суд приходит к выводу о нарушении прав Решетниковой О.А. на предоставление жилого помещения, так как оспариваемые стороной истца действия ответчика, а фактически – бездействие, нарушают права и законные интересы Решетниковой О.А., тем самым, создавая препятствия в реализации гарантированного государством права.

При таких обстоятельствах, суд полагает исковые требования прокурора <адрес> в защиту интересов Решетниковой О.А. к Комитету строительства <адрес> о возложении обязанности обеспечить благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Тракторозаводского района г. Волгограда в защиту интересов Решетниковой (Андриевских) О.А. к Комитету строительства <адрес> о возложении обязанности обеспечить благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения - удовлетворить.

Обязать Комитет строительства <адрес> предоставить Решетниковой (Андриевских) О.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, на территории <адрес>, не ниже установленных социальных норм из специализированного фонда для детей-сирот.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Справка: мотивированный текст решения изготовлен 25 мая 2015 года.

Председательствующий:                   Е.В. Чурина

2-1704/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Решетникова О.А.
Прокурор Тракторозаводского района
Ответчики
Комитет строительства Волгоградской области
Комитет образования и науки Волгоградской области
Суд
Ворошиловский районный суд г. Волгоград
Дело на сайте суда
vor.vol.sudrf.ru
02.04.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.04.2015Передача материалов судье
07.04.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.04.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.04.2015Подготовка дела (собеседование)
27.04.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.05.2015Судебное заседание
25.05.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.06.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.05.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее