Дело № 33-1694/2024
(№ 2-6043/2023)
УИД № 66RS0003-01-2023-004960-12
Мотивированное апелляционное определение составлено 29.02.2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Екатеринбург 21.02.2024
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего |
Ильиной О.В., |
судей |
Деменевой Л.С., |
Максимовой Е.В., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Малярик А.М., рассмотрела в помещении суда в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело
по иску Новиковой Светланы Сергеевны к Администрации города Екатеринбурга, обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая жилищная компания «УРАЛ-СТ» о согласовании создания места (площадки) накопления твердых бытовых отходов, о создании места (площадки) накопления твердых бытовых отходов
по апелляционной жалобе ответчика общества с ограниченной ответственностью «Управляющая жилищная компания «УРАЛ-СТ» на решение Кировского районного суда г.Екатеринбурга от 19.10.2023.
Заслушав доклад председательствующего, объяснения сторон, третьего лица, судебная коллегия
установила:
Новикова С.С. обратилась в суд с иском к Администрации г.Екатеринбурга, обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая жилищная компания «УРАЛ-СТ» (далее – ООО «УЖК «Урал-СТ»), в котором просила:
обязать ответчиков согласовать создание места (площадки) накопления твердых бытовых отходов для домов <№> и <№> по <адрес> в <адрес> в соответствии с требованиями действующего законодательства в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу;
обязать ответчика ООО «УЖК «УРАЛ-СТ» создать место (площадку) накопления твердых бытовых отходов для домов <№> и <№> по <адрес> в <адрес> в соответствии с требованиями действующего законодательства в течение 15 дней со дня согласования создания места (площадки) накопления ТБО.
В обоснование иска указано, что истец является собственником квартиры по адресу: <адрес>. Управление указанным многоквартирным домом осуществляет ООО «УЖК «УРАЛ-СТ». При строительстве двух домов <№> и <№> <адрес> часть земельного участка, на котором находилась дворовая территория домов <№> и <№> по <адрес> и располагалась оборудованная контейнерная площадка для сбора мусора, была передана застройщику при условии бессрочного беспрепятственного права пользования этой контейнерной площадкой жителями домов по <адрес> Однако, <дата> ТСЖ «Шалинский 3» доступ к площадке закрыло, оградив площадку забором, оставив себе три контейнера, а два контейнера выкатили и оставили на газоне и пешеходной дорожке перед домом <№> по <адрес>. В результате два контейнера подвижны, открыты, не закреплены, чем создают угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан (рядом расположена дворовая парковка для автомобилей жильцов). Складирование мусора в эти открытые контейнеры (а другого выхода у жильцов домов просто нет) повлекло за собой неконтролируемое и постоянное загрязнение придомовой территории, постоянное скопление птиц и грызунов и, как следствие, нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду. Неоднократные обращения ни в Администрацию г.Екатеринбурга, ни в управляющую организацию, ни в ТСЖ «Шалинский 3», ни в прокуратуру ситуацию исправить не помогли, доступ к прежней площадке не предоставлен, новая площадка не оборудована. Фактически забрав у многоквартирных домов <№> и <№> по <адрес> в <адрес> часть земельного участка, на котором всегда располагалась контейнерная площадка для мусора, и передав его ТСН «Шалинский 3», не предприняв при этом совместно с ООО «УЖК «УРАЛ-СТ» никаких действий для восстановления нарушенных прав путем оборудования новой контейнерной площадки, Администрация города лишила прав жителей на благоприятную окружающую среду и подвергла опасности жизнь, здоровье и имущество не только проживающих граждан в доме, но и прохожих и гостей.
Определением суда от 20.09.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Администрация Кировского района г.Екатеринбурга, ТСН «Шалинский 3», ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области», Территориальный орган Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в Ленинском, Верх-Исетском, Октябрьском и Кировском районах г.Екатеринбурга (л.д. 32-33).
Решением Кировского районного суда г.Екатеринбурга от 19.10.2023 исковые требования удовлетворены частично.
На ООО «УЖК «УРАЛ-СТ» возложена обязанность в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу создать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов для домов <№> и <№> по <адрес> в <адрес> путем обустройства твердого (асфальтового или бетонного) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, с подъездным путем, ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, на расстоянии в соответствии с нормативами, установленными для обустройства таких площадок, установить мусоросборники (контейнеры) не менее двух штук (для раздельного сбора ТБО), и один бункер (для крупногабаритных отходов).
В удовлетворении остальной части исковых требований и требований к Администрации г.Екатеринбурга – отказано.
С таким решением не согласился ответчик ООО «УЖК «УРАЛ-СТ», представителем Першиной Л.А. подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что обустройство мест (площадок) накопления ТКО регулируются правилами в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра». В соответствии с пунктом 4 указанных правил, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления ТКО с органом местного самоуправления на основании письменной заявки. Соответственно, судом первой инстанции незаконно отказано в удовлетворении требований по вопросу согласования с Администрацией г.Екатеринбурга создания места (площадки) накопления ТКО. Кроме того, в соответствии с пунктом 2 указанных Правил места (площадки) накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Согласно инженерно-топографическому плану, предоставленному Администрацией г.Екатеринбурга, на придомовой территории с кадастровым номером 66:41:0702057:51, располагаются инженерные сети нескольких поставщиков, сети теплоснабжения и водоотведения. В связи с этим установить контейнерную площадку на придомовой территории согласно требованиям СанПиН 2.1.3684-21 не представляется возможным, расстояние до многоквартирного дома будет составлять менее 4 метров, а до детской площадки менее 8 метров.
В дополнениях к апелляционной жалобе указано, что на земельном участке (кадастровый <№>), на котором предполагается разместить контейнерную площадку расположено два многоквартирных дома <№> и <№> по <адрес>, центральный тепловой пункт, детская площадка. В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости на земельном участке проложены коммунальные сети, в том числе тепловая сеть протяженностью 817 м., правообладатель АО «Екатеринбургская теплосетевая компания». В соответствии со статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации в отношении земельного участка под указанными многоквартирными домами введены ограничения. Комиссией 06.02.2024 проведены замеры расстояния от планируемого размещения площадки для складирования ТКО до многоквартирного дома и до детской площадки и установлено, что установить и согласовать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов на земельном участке с кадастровым номером 66:41:0702057:51, не нарушая требования СанПиН 2.1.3684-21, Приказа Минстроя РФ от 17.08.1992 № 197, не представляется возможным.
В судебном заседании представитель ответчика ООО «УЖК «УРАЛ-СТ» Силкина Т.В. доводы и требования апелляционной жалобы с учетом ее дополнений поддержала.
Истец Новикова С.С. поддержала свои исковые требования.
Представитель ответчика Администрации г.Екатеринбурга Морозова Т.Н. возражала относительно доводов апелляционной жалобы.
Представитель третьего лица Администрации Кировского района г.Екатеринбурга Слепухина В.А. возражала относительно доводов апелляционной жалобы.
Остальные лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Свердловского областного суда в сети интернет: http://www.ekboblsud.ru, которая доступна для всех участников процесса. При таких обстоятельствах, судебная коллегия с учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав объяснения явившихся лиц, изучив материалы дела, исследовав дополнительные доказательства, проверив законность и обоснованность судебного постановления в пределах доводов жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что истцу Новиковой С.С. на праве собственности принадлежит квартира <№> в доме <адрес>, право собственности зарегистрировано 27.01.2015 (л.д. 12).
Управление многоквартирным домом <№> по <адрес> (далее – МКД <№>), а также многоквартирным домом <№> по <адрес> (далее – МКД <№>Б) в <адрес> осуществляет ООО «УЖК «УРАЛ-СТ».
Рядом с указанными многоквартирными домами расположены многоквартирные дома <№> и <№> по пер.Шалинский, управление которыми осуществляет ТСЖ «Шалинский 3».
Из постановления главы Екатеринбурга от 14.12.2009 № 5569 следует, что был утвержден проект межевания территории в квартале улиц Чекистов-Июльской-Учителей-пер.Шалинского в следующем составе: 1) сводный чертеж границ земельных участков (приложение № 1); основные показатели земельных участков (приложение № 2).
Согласно приложениям № 1 и № 2 к постановлению главы Екатеринбурга от 14.12.2009 № 5580 под МКД <№> и МКД <№> формируется участок <№> площадью 4152,07 кв.м, под домами по <адрес>, <№> и <№> формируется участок № 3 площадью 5590,42 кв.м. В примечании к приложению № 2 указано, что площади участков ориентировочные, подлежат уточнению при межевании земельных участков (л.д. 37-39).
В Едином государственном реестре недвижимости под МКД <№> и МКД <№> был образован земельный участок с кадастровым номером 66:41:0702057:51 площадью 4167 кв.м. (л.д. 37, 46, 47, 114-124).
В Едином государственном реестре недвижимости под домами по <адрес> был образован земельный участок с кадастровым номером <№> (л.д. 46, 47).
Из объяснений истца следует, что при строительстве двух домов по пер.Шалинский, 3/1 и 3/2 часть земельного участка, на котором находилась дворовая территория МКД <№> и МКД <№> и располагалась оборудованная контейнерная площадка для сбора мусора, была передана застройщику при условии бессрочного беспрепятственного права пользования этой контейнерной площадкой жителями домов по <адрес>.
Однако, впоследствии ТСЖ «Шалинский 3» доступ к контейнерной площадке закрыло, оградив площадку забором, оставив себе три контейнера, а два контейнера были размещены за пределами ограждения, оставлены на газоне и пешеходной дорожке перед МКД <№>А.
Суд первой инстанции, установив указанные обстоятельства, руководствуясь статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статьей 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статьями 36, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290, учитывая, что указанными нормами права обязанность по организации, содержанию и обслуживанию контейнерных площадок вменяется управляющим организациям вне зависимости от нахождения земельных участков, на которых они расположены, поскольку они находятся в пользовании жильцов многоквартирного дома и данный вид работ обеспечивает санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований к ООО «УЖК «УРАЛ-СТ», возложив на данного ответчика обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, установив срок для исполнения такой обязанности один месяц, в удовлетворении исковых требований к Администрации г.Екатеринбурга отказал.
Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции не соглашается по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) сбору, транспортированию, обработке утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) и пункту 3 Правил № 1039 к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с ТКО относится, в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Органы местного самоуправления также обязаны определять схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и вести их реестр, включающий в себя данные о нахождении мест (площадок) накопления ТКО, об их технических характеристиках, сведения о собственниках мест (площадок) накопления ТКО и данные об источниках образования ТКО (пункты 4, 5 статьи 13.4 Закона № 89-ФЗ, пункты 11, 15 - 19 Правил № 1039).
Из системного толкования указанных норм следует, что создание мест (площадок) накопления ТКО, по общему правилу, относится к полномочиям (обязанностям) органов местного самоуправления.
Управляющая организация в соответствии со статьями 161, 162 Жилищного кодекса, Правилами № 170 и 491 обязана для обслуживания многоквартирного дома создать место (площадку) накопления ТКО, однако исходя из пункта 2.1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса управляющая организация может это сделать только на основании соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и только на земельном участке, на котором расположен многоквартирный дом и который относится к общему имуществу собственников помещений в таком доме.
Кроме того, согласно пунктам 1, 3 статьи 13.4 Закона № 89-ФЗ, пункту 2 Правил № 1039 места (площадки) накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Пунктом 4 СанПиН 2.1.3684-21 установлено, что расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
Допускается уменьшение не более чем на 25% указанных в данном пункте СанПиН расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в приложении N 1 к правилам.
Аналогичные требования содержатся в пункте 3.7.6 Правил № 170 и в пункте 3.3.7 Правил № 61.
В случае, если площадь земельного участка, сформированного для многоквартирного дома, не позволяет обустроить в границах участка площадку накопления ТКО с соблюдением пункта 4 СанПиН 2.1.3684-21, о чем управляющая организация надлежащим образом известила орган местного самоуправления, то обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО для такого многоквартирного дома возлагается на орган местного самоуправления (статья 8 Закона № 89-ФЗ).
Приведенная позиция изложена в пунктах 24, 25 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023.
Из материалов дела следует, что на земельном участке, расположенном под МКД <№> и МКД <№>, управление которыми осуществляет ООО «УЖК «УРАЛ-СТ», отсутствует возможность разместить контейнерную площадку с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований, данное обстоятельство подтверждается актом осмотра земельного участка от 06.02.2024, приложенной к акту схемой (л.д. 105-106, 107).
Какое-либо решение относительно размещения контейнерной площадки для указанных домов собственники помещений в МКД 1А и в МКД 1Б не принимали.
Представитель ответчика Администрации г.Екатеринбурга в суде апелляционной инстанции пояснила, что контейнерная площадка для МКД <№> и МКД <№> отсутствует, в реестре мест (площадок) накопления ТКО информация о такой площадке также отсутствует, можно ли ее разместить на публичных землях представитель затруднился ответить.
Согласно пункту 19 раздела III Правил № 1039, регламентирующему порядок формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО и требования к его содержанию, реестр должен содержать данные об источниках образования ТКО, которые складируются в местах (на площадках) накопления ТКО, сведения об одном или нескольких объектах капитального строительства, территории (части территории) поселения, при осуществлении деятельности на которых у физических и юридических лиц образуются ТКО, складируемые в соответствующих местах (на площадках) накопления ТКО.
В соответствии с правилами ведения указанного реестра уполномоченный орган должен учитывать в реестре многоквартирный дом как источник образования ТКО, складируемых на определенной муниципальной площадке.
Из материалов дела следует, что после строительства многоквартирных домов по <адрес> контейнерная площадка была обустроена на территории указанных домов только для этих домов, что подтверждается выпиской из Реестра мест (площадок) накопления (сбора) ТКО (л.д. 22-24), из которой следует, что контейнерная площадка, расположенная по адресу: <адрес>, <адрес> (<адрес>, <№>), предназначена для отходов, которые образуются домами по <адрес>. Указанием на <адрес> определяется лишь адрес расположения контейнерной площадки, так как ранее был один общий участок для четырех многоквартирных домов.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что на управляющую организацию, учитывая, что управляющая организация не уклоняется от создания контейнерной площадки, принимает меры для определения ее места расположения с целью дальнейшего обустройства, необоснованно возложена обязанность по созданию места для контейнерной площадки, такая обязанность, исходя из фактических обстоятельств дела должна быть выполнена органом местного самоуправления – Администрацией г.Екатеринбурга.
При этом судебная коллегия полагает возможным обязать Администрацию г.Екатеринбурга создать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов для двух многоквартирных домов – МКД <№> и МКД <№>, учитывая, что указанные дома имеют один общий земельный участок, обслуживаются одной управляющей организацией. Срок для исполнения такой обязанности судебная коллегия устанавливает до 30.04.2024, полагая указанный срок разумным, достаточным для исполнения указанной обязанности, учитывая, что истец, ООО «УЖК «УРАЛ-СТ» обращались в Администрацию г.Екатеринбурга и другие надзорные органы с целью установления места накопления твердых коммунальных отходов, начиная с начала 2023 г.
Руководствуясь статьями 320, 327.1, пунктом 2 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г.Екатеринбурга от 19.10.2023 – отменить, принять по делу новое решение.
Исковые требования Новиковой Светланы Сергеевны к Администрации г.Екатеринбурга о возложении обязанности по созданию места (площадки) накопления твердых бытовых отходов – удовлетворить.
Обязать Администрацию г.Екатеринбурга в срок до 30.04.2024 создать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирных домов <№> и <№> по <адрес> в <адрес> путем обозначения ее нахождения.
В удовлетворении исковых требований к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая жилищная компания «Урал-СТ» - отказать.
Председательствующий О.В. Ильина
Судья Л.С. Деменева
Судья Е.В. Максимова