Дело № 2-250/2021
УИД 74RS0030-01-2020-006828-04
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 мая 2021 года г.Магнитогорск
Правобережный районный суд г.Магнитогорска Челябинской области в составе:
председательствующего Керопян Л.Д.
при секретаре Керосинниковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Перепеловой Ю.Ю. к АО «ДОМ.РФ», КПК «Единство» о возложении обязанности по выплате средств мер государственной поддержки,
У С Т А Н О В И Л:
Перепелова Ю.Ю. обратились в суд с иском к АО «ДОМ.РФ», КПК «Единство» о возложении обязанности по выплате средств мер государственной поддержки
В обоснование заявленных требований истец указала, что 21.02.2020 года она заключила с КПК «Единство» Договор целевого займа на сумму 1000000 руб. для приобретения комнат "адрес"
21.02.2020 года она заключила с Тюкловой О.А. Договор купли-продажи указанных комнат.
При этом отмечает, что Тюклова О.А. не приходится ей родственником.
Денежные средства продавцу были переданы в полном объеме.
15.06.2020 года она обратилась в КПК «Единство» с заявлением о погашении займа за счет средств государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2019 года № 157-ФЗ.
На основании её заявления КПК «Единство» направил в АО «ДОМ.РФ» заявление на выплату средств государственной поддержки с приложением необходимых документов.
02.10 2020 года принято решение об отказе в направлении средств на погашение займа за счет средств государственной поддержки, причиной отказа послужили выявленные признаки участия близких родственников в сделке по приобретению недвижимости.
Просит:
2
- обязать КПК «Единство» направить в трехдневный срок с даты вступления в законную силу решения суда её заявление с приложенными документами в АО «ДОМ.РФ» через Единую информационную систему жилищного строительства на выплату государственной поддержки;
- обязать АО «ДОМ.РФ» в пятидневный срок с даты вступления решения суда в законную силу направить средства государственной поддержки в размере 450000 руб. на погашение основного долга по договору целевого займа "номер" от 21.02.2020 года, заключенного между ней и КПК «Единство» (л.д.2-5).
Истец Перепелова Ю.Ю. в судебное заседание не явилась, извещена о нём, просила о рассмотрении дела в своё отсутствие.
Представитель истца - Шпоруненко С.А., действующая на основании нотариально удостоверенной Доверенности от 18.11.2020 года (л.д.8-9), в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель ответчика АО «ДОМ.РФ» в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства, в адрес суда предоставил возражения, в которых указал, что КПК «Единство» по предоставленному истцу ипотечному жилищному займу были сформированы и направлены через единую информационную систему жилищного строительства на рассмотрение в АО «ДОМ.РФ» заявления на выплату средств государственной поддержки.
Поскольку кредитор в данном случае не является банком или иной кредитной организацией, а является КПК, у него были дополнительно запрошены документы, подтверждающие выдачу займа, движение денежных средств, а также осуществление оплаты по договору купли-продажи недвижимости, однако, эти документы не представлены.
В связи с изложенным отклонение в отношении истца правомерно (л.д.94-95).
Представитель ответчика КПК «Единство» в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства, в адрес суда предоставил отзыв, указал, что на основании заявления истца КПК «Единство» направил в АО «ДОМ.РФ» через Единую информационную систему жилищного строительства заявление на выплату средств государственной поддержки, зарегистрированное за номером "номер" от 23.06.2020 года с приложением необходимых документов, однако, 02.10.2020 года принято решение об отказе в направлении средств на погашение займа за счет средств государственной поддержки ввиду выявленных признаков участия близких родственников в сделке по приобретению недвижимости с использованием заемных средств.
3
Таким образом, КАК «Единство» выполнило свои обязательства в полном объеме.
Просит отказать в удовлетворении иска к КПК «Единство» (л.д.140-143).
3-и лица Тюклова О.А., представитель Министерства Финансов РФ, Мельников Д.С. в судебное заседание не явились, извещены о нем.
Дело рассмотрено в их отсутствие.
Заслушав в судебном заседании представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п.1 ст.1 Федерального закона от 03 июля 2019 года N 157-ФЗ "О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" (далее - Федеральный закон от 03 июля 2019 года N 157-ФЗ) настоящий Федеральный закон устанавливает основания для реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам).
В соответствии с п.4 ст.1 Федерального закона от 03 июля 2019 года N 157-ФЗ меры государственной поддержки реализуются однократно (в отношении только одного ипотечного жилищного кредита и независимо от рождения детей после реализации мер государственной поддержки) путем полного или частичного погашения обязательств по ипотечному жилищному кредиту (займу) гражданина в размере его задолженности, но не более 450 тысяч рублей. Указанные средства направляются на погашение задолженности по основному долгу, а в случае, если такая задолженность меньше 450 тысяч рублей, оставшиеся средства направляются на погашение процентов, начисленных за пользование этим кредитом (займом).
Согласно п.6 ст.1 Федерального закона от 03 июля 2019 года N 157-ФЗ реализация мер государственной поддержки осуществляется единым институтом развития в жилищной сфере, определенным Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 225-ФЗ "О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", являющимся в соответствии с настоящим Федеральным законом агентом Правительства Российской Федерации по вопросам реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам).
4
В соответствии с п.5 ст.1 Федерального закона от 03 июля 2019 года N 157-ФЗ полное или частичное погашение обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется в случае, если гражданином, указанным в части 2 настоящей статьи, до 1 июля 2023 года заключен кредитный договор (договор займа), целью которого является:
приобретение по договору купли-продажи на территории Российской Федерации у юридического или физического лица жилого помещения, в том числе объекта индивидуального жилищного строительства, или земельного участка, предоставленного для индивидуального жилищного строительства, либо приобретение жилого помещения по договору участия в долевом строительстве или соглашению (договору) об уступке прав требований по указанному договору в соответствии с положениями Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации";
полное погашение ипотечных жилищных кредитов (займов), указанных в пункте 1 настоящей части;
полное погашение ипотечных кредитов (займов), ранее выданных в целях, указанных в пункте 2 настоящей части.
Согласно п.7 ст.1 Федерального закона от 03 июля 2019 года N 157-ФЗ порядок реализации мер государственной поддержки, включающий в себя порядок обращения граждан за их предоставлением, а также перечень документов, необходимых для реализации мер государственной поддержки, определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 07 сентября 2019 года N 1170 Утверждены Правила предоставления субсидий акционерному обществу "ДОМ.РФ" на возмещение недополученных доходов и затрат в связи с реализацией мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и Положения о реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам)" (далее - Положение).
В соответствии с п.20 Положения обмен информацией между кредиторами и обществом осуществляется с использованием единой информационной системы жилищного строительства в порядке и на условиях, которые определяются обществом. Указанные порядок и условия
5
информационного обмена публикуются обществом на его официальном сайте в сети "Интернет".
Судом установлено и подтверждается материалам дела, что 21.02.2020 года между Перепеловой Ю.Ю. и КПК «Единство» был заключен договор целевого займа "номер"
В соответствии с условиями указанного Договора, Перепеловой Ю.Ю. был предоставлен заем в размере 1000000 (один миллион) рублей в целях улучшения жилищных условий семьи истца на приобретение объекта недвижимости, а именно комнат "адрес"
Денежные средства по договору займа были перечислены КПК «Единство» на счет истца, что подтверждается платежным поручением "номер" от 28.02.2020 года (л.д.34).
21.02.2020 года между Перепеловой Ю.Ю. и Тюкловой О.А. был заключен договор купли-продажи, по условиям которого продавец продает в собственность, а покупатель покупает в собственность и оплачивает в соответствии с условиями договора вышеназванные комнаты (л.д.13-14).
Денежные средства по договору купли-продажи переданы Продавцу в полном объеме, что подтверждается банковским ордером "номер" от 28.02.2020г., "номер" от 28.02.2020г. (л.д.44, 45), выпиской по счету, справкой банка от 23.07.2020г. за "номер".
15.06.2020 года Перепелова Ю.Ю.обратилась в адрес КПК «Единство» с заявлением о погашении займа за счет средств государственной поддержки, приложив необходимые документы, предусмотренные ФЗ-157.
На основании данного заявления КПК «Единство» направил в АО «ДОМ.РФ» через Единую информационную систему жилищного строительства заявление на выплату средств государственной поддержки, зарегистрированное за номером №
"номер" от 23.06.2020 г. с приложением необходимых документов.
02.10.2020г. по указанному заявлению АО «ДОМ.РФ» было принято решение об отказе в направлении средств на погашение займа за счет средств государственной поддержки.
Причиной отказа послужило выявление признаков участия близких родственников в сделке по приобретению недвижимости с использованием заемных средств (л.д.201).
6
Порядок взаимодействия кредиторов (заимодавцев) и АО "ДОМ.РФ" по вопросам мер государственной поддержки семей, имеющих детей, утвержден Правлением АО "ДОМ.РФ" (протокол от 18 сентября 2019 года N 6/52) (далее - Порядок).
Согласно п.8 Порядка взаимодействие между АО "ДОМ.РФ" и кредитором (заимодавцем) при реализации программы поддержки осуществляется в порядке, установленном заключаемым между АО "ДОМ.РФ" и кредитором (заимодавцем) соглашением о сотрудничестве в форме договора присоединения в порядке, установленном статьей 428 ГК РФ. Форма договора о присоединении публикуется в открытом доступе на официальном сайте АО "ДОМ.РФ" в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Пунктом 4 Правила предоставления субсидий установлено, что направление средств на погашение кредита (займа) в соответствии с настоящим Положением осуществляется на основании обращения кредитора (заимодавца) (далее кредитор) в общество по заявлению, предоставленному заемщиком (далее - заявление о погашении кредита (займа) кредитору, а в случае, если общество является заимодавцем, - на основании заявления о погашении кредита (займа), предоставленного заемщиком обществу. К заявлению о погашении кредита (займа) прилагаются документы, предусмотренные пунктом 5 настоящего Положения. Представление заемщиком не в полном объеме и (или) содержащих недостоверные сведения таких документов является основанием для отказа в направлении средств на погашение кредита (займа).
В соответствии с п.3.4.4 Соглашения в случае отсутствия документального подтверждения соответствия требованиям по результатам проведения проверки согласно пункту 3.4.3 настоящего соглашения направить в адрес кредитора способом, установленным пунктом 2.2 настоящего соглашения, информацию о перечне недостающих документов.
Согласно п.3.2.6 Соглашения Кредитор при получении от АО "ДОМ.РФ" в порядке, установленном пунктом 3.4.4 настоящего соглашения, информации об отсутствии документального подтверждения любых представленных в заявке заемщика сведений в срок не позднее 10 (десяти) рабочих дней, считая с даты получения соответствующей информации, предоставить в АО "ДОМ.РФ" надлежащим образом оформленные документы, подтверждающие соответствие заявления кредитора (заимодавца) и предоставленных документов установленным требованиям.
Также в соответствии с п.13 Порядка в случае невозможности документального подтверждения любых представленных в обращении
7
заемщика сведений АО "ДОМ.РФ" вправе потребовать, а кредитор (заимодавец) обязан в срок не позднее 10 (десяти) рабочих дней, считая с даты получения соответствующего требования, предоставить в АО "ДОМ.РФ" надлежащим образом оформленные документы, подтверждающие соответствие заявления кредитора (заимодавца) и представленных документов требованиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка. При этом срок рассмотрения АО "ДОМ.РФ" заявления кредитора (заимодавца) определяется в соответствии с пунктом 10 Положения.
В силу ч.1 ст.7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Федеральным законом от 03.07.2019 N 157-ФЗ "О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" установлены основания для реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам).
В силу ч.2 указанного выше Федерального закона право на меры государственной поддержки имеет гражданин Российской Федерации - мать или отец, у которых в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года родились третий ребенок или последующие дети и которые являются заемщиками по ипотечному жилищному кредиту (займу).
Согласно ч.4 указанного выше Федерального закона меры государственной поддержки реализуются однократно (в отношении только одного ипотечного жилищного кредита и независимо от рождения детей после реализации мер государственной поддержки) путем полного или частичного погашения обязательств по ипотечному жилищному кредиту (займу) гражданина в размере его задолженности, но не более 450 тысяч рублей. Указанные средства направляются на погашение задолженности по основному долгу, а в случае, если такая задолженность меньше 450 тысяч рублей, оставшиеся средства направляются на погашение процентов, начисленных за пользование этим кредитом (займом).
Из положений ч.7 указанного выше Федерального закона следует, что порядок реализации мер государственной поддержки, включающий в себя порядок обращения граждан за их предоставлением, а также перечень документов, необходимых для реализации мер государственной поддержки, определяется Правительством Российской Федерации.
8
Постановлением Правительства РФ от 07.09.2019 N 1170 утверждены Правила предоставления субсидий акционерному обществу "ДОМ.РФ" на возмещение недополученных доходов и затрат в связи с реализацией мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и Положение о реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам).
В силу п.4, 5 Положения о реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) направление средств на погашение кредита (займа) осуществляется на основании обращения кредитора (займодавца) в общество по заявлению, предоставленному заемщиком кредитору, а в случае, если общество является займодавцем, - на основании заявления о погашении кредита (займа), предоставленного заемщиком обществу. К заявлению о погашении кредита (займа) прилагаются следующие документы: удостоверяющие личность и гражданство заемщика; удостоверяющие личность и гражданство детей заемщика; подтверждающие материнство (отцовство) заемщика в отношении детей (свидетельство о рождении, свидетельство об усыновлении, решение суда об усыновлении, иные документы, подтверждающие материнство (отцовство); подтверждающие предоставление заемщику ипотечного жилищного кредита (займа); подтверждающие приобретение заемщиком жилого помещения или земельного участка, предоставленного для индивидуального жилищного строительства. Представление заемщиком не в полном объеме и (или) содержащих недостоверные сведения таких документов является основанием для отказа в направлении средств на погашение кредита (займа).
При этом доводы представителя истца о том, что спорные комнаты приобретены у постороннего лица и родственные связи с Тюкловой у истца отсутствуют, не опорочены.
Как показала суду представитель истца, квартира "адрес" является коммунальной.
С учетом изложенного, суд находит правильным удовлетворить исковые требования истцов к ответчику АО «ДОМ.РФ» в части возложения обязанности в пятидневный срок с даты вступления в законную силу решения суда направить средства государственной поддержки в размере 450000 руб. на погашение основного долга по договору целевого займа "номер" от 21.02.2020 года.
9
Целью оказания государственной поддержки в силу установлений вышеуказанных правовых актов является погашение обязательств по ипотечным жилищным кредитам в сумме не более 450 тысяч рублей семьям, имеющим трех детей.
Истец имеет троих детей:
- дочь Д., "дата" года рождения (л.д.35);
- дочь А., "дата" года рождения (л.д.38);
-сына Н., "дата" года рождения (л.д.41).
В удовлетворении иска к АО «ДОМ.РФ» о взыскании компенсации морального вреда истцам следует отказать, поскольку в данном случае Закон «О защите прав потребителей» применению не подлежит, учитывая, что в рамках программы помощи АО «ДОМ.РФ» не вступает в какие-либо правоотношения с заемщиками.
В удовлетворении исковых требований к ответчику КПК «Единство» истцу следует отказать в полном объеме, учитывая, что КПК «Единство» прав истца не нарушал, КПК «Единство» не является распорядителем средств государственной поддержки, предусмотренных ФЗ-157 от 03.07.2019 года.
Руководствуясь ст.ст.12, 56, 103, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░ «░░░.░░» ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 450000 (░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ «░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░) ░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ 13.2 ░░ «░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ "░░░░░" ░░ 21.02.2020 ░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░ «░░░.░░».
░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░» ░░░░░░░░.
10
░░░░░░░░ ░ ░░ «░░░.░░» ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 21.06.2021 ░░░░.