ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-1864/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
10 марта 2021 года город Самара
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Штейн Э.Г., рассмотрев жалобу П* на вступившие в законную силу постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №4 по Туймазинскому району и г. Туймазы Республики Башкортостан от 15 октября 2020 г., решение судьи Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 22 декабря 2020 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении П*,
установила:
постановлением мирового судьи судебного участка №4 по Туймазинскому району и г. Туймазы Республики Башкортостан от 26 мая 2020 г. П* признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами сроком на один год девять месяцев.
Не согласившись с постановлением мирового судьи от 26 мая 2020 г. П* подал жалобу в Туймазинский межрайонный суд Республики Башкортостан.
Решением судьи Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 24 августа 2020 г. постановление мирового судьи судебного участка №4 по Туймазинскому району и г. Туймазы Республики Башкортостан от 26 мая 2020 г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение мировому судье судебного участка №4 по Туймазинскому району г. Туймазы Республики Башкортсотан.
Постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №4 по Туймазинскому району и г. Туймазы Республики Башкортостан от 15 октября 2020 г. П* признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами сроком на один год одиннадцать месяцев.
Не согласившись с постановлением мирового судьи от 15 октября 2020 г. П* подал жалобу в Туймазинский межрайонный суд Республики Башкортостан.
Решением судьи Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 22 декабря 2020 г. постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №4 по Туймазинскому району и г. Туймазы Республики Башкортостан от 15 октября 2020 г. изменено в части срока лишения права управления транспортными средствами, снижен срок лишения права управления транспортными средствами до одного года шести месяцев. В остальной части постановление мирового судьи оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, П* ставит вопрос об отмене судебных актов, вынесенных в отношении него по настоящему делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая их незаконными, и прекращении производства по делу.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
Согласно пункту 2.7 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила дорожного движения), водителю запрещается управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения.
Из протокола об административном правонарушении следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 22 часа 00 минут на <адрес> около <адрес> П* в нарушение пункта 2.7 Правил дорожного движения управлял транспортным средством - автомобилем <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, находясь в состоянии опьянения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения П* к административной ответственности по части 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Между тем, согласиться в вынесенными в отношении заявителя судебными актами нельзя.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для назначения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Положениями статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
В соответствии с части 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо, которое управляет транспортным средством и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения, в порядке, предусмотренном частью 6 настоящей статьи, в соответствии с которой, освидетельствование осуществляется в порядке, установленном Правилами освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 г. №475.
Согласно подпункта б пункта 10 указанных Правил при несогласии с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения водитель транспортного средства подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Основанием полагать, что П* находился в состоянии опьянения, явилось наличие выявленных у него признаков опьянения: запаха алкоголя изо рта, неустойчивости позы, нарушения речи, поведения, не соответствующего обстановке, в связи с чем в отношении заявителя инспектором ГИБДД было проведено освидетельствование на состояние алкогольного опьянения с помощью технического средства измерения Алкотектор PRO-100 Combi, заводской №.
Согласно акту освидетельствования на состояние алкогольного опьянения от 17 апреля 2020 г. результат освидетельствования П* на состояние алкогольного опьянения показал наличие 0,316 мг/л абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе. С результатом освидетельствования на состояние алкогольного опьянения П* не согласился, что следует из приобщенной к материалам дела видеозаписи, от подписи в акте освидетельствования на состояние опьянения П* отказался (л.д.5,6). Данная процедура осуществлена в отсутствие понятых с использованием видеозаписи (л.д.14).
Из имеющейся в материалах дела видеозаписи усматривается, что результат освидетельствования П* на состояние алкогольного опьянения показал наличие 0,316 мг/л этилового спирта в выдыхаемом воздухе. На вопрос сотрудника полиции о том, согласен ли он с результатом освидетельствования, П* неоднократно говорил, что согласен с показаниями прибора, но с с результатами освидетельствования не согласен, так как алкоголь не употреблял, а прибор может быть неисправен (файл № 0:19:33, 20:13) (л.д.14). В дальнейшем в отношении заявителя на основании результата освидетельствования на состояние алкогольного опьянения оформлен протокол об административном правонарушении.
Таким образом, вышеперечисленными доказательствами подтверждается, что фактически П* с результатом освидетельствования на состояние алкогольного опьянения не согласился.
Несогласие водителя с результатом освидетельствования на состояние алкогольного опьянения в соответствие с требованиями частью 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пунктом 10 Правил являлось основанием для его направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
В нарушение названных норм на медицинское освидетельствование на состояние опьянения П* направлен не был, соответствующий процессуальный документ в материалах дела отсутствует, согласно представленной видеозаписи пройти медицинское освидетельствование П* сотрудником ГИБДД не предлагалось, протокол об административном правонарушении в отношении заявителя составлен на основании результата освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, с результатами которого заявитель фактически не согласился.
Таким образом, должностным лицом ОГИБДД нарушен предусмотренный законом порядок установления факта нахождения водителя транспортного средства в состоянии опьянения, что не позволяет признать объективным вывод мирового судьи о виновности П* в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несоблюдение процедуры освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения влечет нарушение прав лица на защиту и доказывание своей невиновности.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №4 по Туймазинскому району и г. Туймазы Республики Башкортостан от 15 октября 2020 г. и решение судьи Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 22 декабря 2020 г., по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении П* подлежат отмене.
Вместе с тем, довод заявителя о том, что дело об административном правонарушении рассмотрено мировым судьей в отсутствии полномочий нельзя признать убедительными.
Определением мирового судьи судебного участка по Шаранскому району Республики Башкортостан Д*, исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка №4 по Туймазинскому району и г. Туймазы Республики Башкортостан от 31 августа 2020 г. принято к производству дело об административном правонарушении в отношении П* и назначено к рассмотрению на ДД.ММ.ГГГГ (л.д.50).
Постановлением исполняющего обязанности председателя Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 14 сентября 2020 г. исполнение обязанностей мирового судьи судебного участка №4 по Туймазинскому району и г. Туймазы с 14 сентября 2020 г. по 18 сентября 2020 г. возложены на мирового судью судебного участка №5 по Туймазинскому району и г. Туймазы Республики Башкортостан Я* (л.д.54).
Определением мирового судьи судебного участка №5 по Туймазинскому району и г. Туймазы Республики Башкортостан, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №4 по Туймазинскому району и г. Туймазы Республики Башкортостан от 17 сентября 2020 г. рассмотрение дела в отношении П* отложено на 1 октября 2020 г. (л.д.55).
Постановлением исполняющего обязанности председателя Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 28 сентября 2020 г. исполнение обязанностей мирового судьи судебного участка №4 по Туймазинскому району и г. Туймазы с 28 сентября 2020 г. по 2 октября 2020 г. возложены на мирового судью судебного участка №2 по Туймазинскому району и г. Туймазы Республики Башкортостан С* (л.д.59).
1 октября 2020 г. мировым судьей судебного участка №2 по Туймазинскому району и г. Туймазы Республики Башкортостан, исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка №4 по Туймазинскому району и г. Туймазы С*, отложено судебное заседание на 13 октября 2020 г. (л.д.61).
Постановлением председателя Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 13 октября 2020 г. исполнение обязанностей мирового судьи судебного участка №4 по Туймазинскому району и г. Туймазы возложены на мирового судью судебного участка №2 по Туймазинскому району и г. Туймазы Республики Башкортостан С* с 13 октября 2020 г. по 16 октября 2020 г. (л.д.62).
Определением председателя Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 14 октября 2020 г. внесены исправления в резолютивную часть постановления председателя Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 13 октября 2020 г. Резолютивная часть постановления изложена в верной редакции: «исполнение обязанностей мирового судьи судебного участка №4 по Туймазинскому району и г. Туймазы возложить на мирового судью судебного участка №1 по Туймазинскому району и <адрес> Республики Башкортостан К* с 13 октября 2020 г. по 16 октября 2020 г.».
С учетом изложенного мировой судьи судебного участка №1 по Туймазинскому району и г. Туймазы Республики Башкортостан, исполняющий обязанности мирового судьи судебного участка №4 по Туймазинскому району и г. Туймазы, К* имел полномочия на рассмотрение данного дела.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесены судебные постановления по делу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановила:
жалобу П* удовлетворить.
Постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №4 по Туймазинскому району и г. Туймазы Республики Башкортостан от 15 октября 2020 г. и решение судьи Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 22 декабря 2020 г., вынесенные в отношении П* по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых они вынесены.
Судья Э.Г.Штейн