Решение по делу № 2-5028/2020 от 11.09.2020

2-5028/2020

54RS0-35

    Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 ноября 2020 года                                                             <адрес>

           Центральный районный суд <адрес> в составе:

           председательствующего судьи              Александровой Е.А.,

           при секретаре                                                                 Озеровой Е.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Потапова М. Г. к Главному управлению МВД России по <адрес> и Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть МВД по <адрес>» о признании права на проезд на безвозмездной основе,

у с т а н о в и л:

    Истец Потапов М.Г. обратился в суд с иском к Главному управлению МВД России по <адрес> и Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть МВД по <адрес>», в котором просит:

    1. признать за ним право на зачет периода службы в органах внутренних дел в календарном исчислении, который составляет 13 лет 20 дней, в стаж военной службы, который составляет 7 лет 06 месяцев 28 дней в календарном исчислении по аналогии статей 1, 5 и 13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", пункта 2 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации и пунктов 1 и 6 ст. 38 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в целях предоставления социальных гарантий;

2. Признать за ним и членами его семьи право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом на лечение в медицинской организации в стационарных условиях в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные организации и оздоровительные организации и обратно (один раз в год) предусмотренное п. 5 ст. 20 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих";

3. Обязать Главное управление МВД России по <адрес>:

3.1. зачесть период его службы в органах внутренних дел в календарном исчислении, который составляет 13 лет 20 дней, в стаж военной службы, который составляет 7 лет 06 месяцев 28 дней в календарном исчислении по аналогии статей 1, 5 и 13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. От ДД.ММ.ГГГГ, с изм. от ДД.ММ.ГГГГ) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", пункта 2 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации и пунктов 1 и 6 ст. 38 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

3.2. выдать справку подтверждающую:

3.2.1. зачет период его службы в органах внутренних дел в календарном исчислении, который составляет 13 лет 20 дней, в стаж военной службы, который составляет 7 лет 06 месяцев 28 дней в календарном исчислении для реализации прав и социальных гарантий по п. 5 ст. 20 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"; 3.2.2. право за ним и членами его семьи право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом на лечение в медицинской организации в стационарных условиях в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные организации и оздоровительные организации и обратно (один раз в год) предусмотренное п. 5 ст. 20 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".

    В обоснование иска указал, что для исполнения Апелляционного определения Судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу он обратился ДД.ММ.ГГГГ к начальнику Главного управления МВД РФ по <адрес> с просьбой: 1. выдать справку, подтверждающую его право на меры социальной поддержки, установленные подпунктом 8 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах», а также пунктом 5 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"; 2. разъяснить порядок получения им и членами его семьи путевок на санаторно-курортное лечение, порядок их оплаты, а также порядок оплаты и получения проездных документов к местам проезда и обратно по этим путевкам.

Названная справка была истцу выдана, а также даны письменные ответы следующего содержания:

1. Начальника Центра финансового обеспечения ГУ МВД России по <адрес> М.Г. Горбачевой от ДД.ММ.ГГГГ , в котором указано, что Апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда ДД.ММ.ГГГГ в отношении него затрагивает меры социальной поддержки, связанные с получением медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения и не может быть применено к иным правоотношениям, и потому правовых оснований на компенсацию проезда к месту санаторно-курортного лечения у него и членов его семьи не имеется;

2. начальника Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть МВД по <адрес>» Ю.Д. Шакалите от ДД.ММ.ГГГГ , в котором указано, что за ним решением суда не признано право на меры социальной поддержки, установленные п. 5 ст. 20 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», и поэтому право на компенсацию проезда к месту санаторно-курортного лечения у него и членов его семьи отсутствует.

    Таким образом, считает истец, ГУ МВД по НСО и МСЧ ГУ МВД по НСО нарушили его право по п. 5 ст. 20 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ, установившего, что офицеры, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом на лечение в медицинской организации в стационарных условиях в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные организации и оздоровительные организации и обратно (один раз в год). Такое же право на проезд имеют и члены семей указанных офицеров при следовании в санаторно-курортные организации и оздоровительные организации.

    Названное нарушение его права на меры социальной поддержки, установленные п. 5 ст. 20 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ, подтверждаются следующими юридическими фактами:

1. Пенсия МВД РФ назначена ему с ДД.ММ.ГГГГ, исходя из выслуги лет в календарном (20 лет 07 месяцев 18 дней) и в льготном (26 лет 05месяцев 15 дней) исчислениях по воинской должности и воинскому званию, что подтверждается Справкой ГУ МВД по НСО от ДД.ММ.ГГГГ . Эта справка является фактом зачета периода службы в органах внутренних дел в стаж военной службы при назначении пенсии МВД по выслуге лет в соответствии со статьями 1, 5 и 13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. От ДД.ММ.ГГГГ, с изм. от ДД.ММ.ГГГГ) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".

2. В пунктах 1 и 6 ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ, предусмотрен зачет периода службы в органах внутренних дел в календарном исчислении в стаж военной службы, в том числе в целях предоставления социальных гарантий. Вместе с тем, Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ и не содержит нормы, распространяющей его пункты 1 и 6 ст. 38 на отношения, возникшие до вступления его в силу. Со дня вступления в силу, ДД.ММ.ГГГГ, Федеральный закон № 342-ФЗ и отсутствие в нем норм права, имеющих обратную силу к данным спорным отношениям, является фактом неравенства (дискриминации) в решении вопроса зачета периода службы в органах внутренних дел в календарном исчислении в стаж военной службы. До вступления этого закона в силу такой зачет не учитывается, после его вступления в силу такой зачет применяется. При этом сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим, имеющим стаж службы и в органах внутренних дел и военной службы, после вступления в силу Федерального закона № 342-ФЗ, зачитывается период службы в органах внутренних дел в стаж военной службы и они имеют право на меры социальной поддержки, предусмотренные, в том числе, п. 5 ст. 20 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ. Эти же субъекты, до вступления в силу Федерального закона № 342-ФЗ, такого права не имеют.

Таким образом, решение данного вопроса видится в применении пункта 1 ст. 6 ГК РФ, т.е. по аналогии закона. В соответствии с частью 3 ст. 11 ГПК РФ, в случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона).

4. Аналогия закона применима в решении данного вопроса потому, что:

4.1. в статьях 1, 5 и 13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что выслуга лет для назначения пенсии засчитывается и служба в органах внутренних дел и военная служба;

4.2. в пунктах 1 и 6 ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ, предусмотрен зачет периода службы в органах внутренних дел в календарном исчислении в стаж военной службы, в том числе в целях предоставления социальных гарантий;

4.3. пунктом 5 ст. 68 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ, закреплено, что стаж службы в органах внутренних дел и стаж военной службы засчитываются в непрерывный стаж службы для исчисления процентной надбавки за выслугу лет и представления социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации;

4.4. в пункте 2 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», закреплено включение в стаж (общую продолжительность) государственной службы одного вида в продолжительность государственной службы других видов.

Таким образом, из названных норм права приведенных законов и системного их толкования следует, что периоды службы в органах внутренних дел и периоды военной службы образуют необходимый стаж службы для предоставления социальных гарантий военнослужащих и членов их семей в соответствии с п. 5 ст. 20 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

В приведенной аналогии норм права названных законов и исковых требований (возникшего спора) нет противоречий их существу, поэтому применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона), что предусмотрено п. 1 ст. 6 ГК РФ и ч. 3 ст. 11 ГПК РФ.

В п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 23 "О судебном решении" (с последующими изменениями и дополнениями) разъяснено, что решение суда является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).

5. Правовые положения о зачете стажа службы в органах внутренних дел в стаж военной службы были установлены Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу , которым признано право истца на меры социальной поддержки, предусмотренные пунктом 5 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", а также подпунктом 8 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах», оставленные без изменения определением Судебной коллегии по гражданским делам 8-го Кассационного суда от ДД.ММ.ГГГГ .

6. Факт признания и зачета ГУ МВД по НСО периода службы истца в органах внутренних дел в календарном исчислении в стаж военной службы подтверждается удостоверением «Ветеран военной службы» от ДД.ММ.ГГГГ. Это звание присваивается при условии, что общая продолжительность военной службы военнослужащих составляет 20 лет и более, что предусмотрено ст. 5 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах».

     7. На момент увольнения истца с военной службы ДД.ММ.ГГГГ, действовал Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" - утратил силу ДД.ММ.ГГГГ в связи с принятием Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 227-ФЗ, в связи с принятием Федерального закона «О войсках национальной гвардии РФ», в котором:

7.1 частью 4 ст. 46 было предусмотрено, что на военнослужащих внутренних войск, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей распространяются иные социальные гарантии по медицинскому обслуживанию и право на обеспечение санаторно-курортным лечением, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами для военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;

7.2 абзацем 1 ст. 48 было установлено, что на военнослужащих внутренних войск, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в полном объеме распространяются и иные льготы, компенсации, социальные и правовые гарантии, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами для военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. По решению Правительства РФ, на военнослужащих внутренних войск распространяются льготы, компенсации, социальные и правовые гарантии, предусмотренные законодательством РФ для сотрудников органов внутренних дел;

7.3 абзацем 3 ст. 39 определено, что социальные гарантии военнослужащих внутренних войск, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей обеспечиваются в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".

8. Выслуга лет истца на момент увольнения с военной службы по состоянию здоровья составляет в календарном исчислении 20 лет 07 месяцев 18 дней, в льготном 26 лет 05 месяцев 15 дней. Это давало:

8.1 право на пенсию за выслугу лет, в соответствии с Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей"; 8.2 право на социальные гарантии в силу части 4 ст. 46 и абз.1 ст. 48, абз. 3 ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" и предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", в т.ч. право на санаторно-курортное лечение и право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным транспортом на лечение в медицинской организации в стационарных условиях (п. 5 ст. 20).

9. Подп. 6 п. 2 положения о МВД РФ, утв. Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ , в числе основных задач МВД России указано обеспечение социальной и правовой защиты сотрудников органов внутренних дел, федеральных государственных гражданских служащих и работников системы МВД России, граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, членов их семей, а также иных лиц, соответствующее обеспечение которых на основании законодательства Российской Федерации возложено на МВД России. В целях выполнения этих задач МВД России организует и осуществляет профилактические, лечебно-оздоровительные, реабилитационные и санаторно-курортные мероприятия, направленные на охрану и укрепление здоровья сотрудников органов внутренних дел, членов их семей, федеральных государственных гражданских служащих и работников системы МВД России, граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, а также иных лиц, соответствующее обеспечение которых на основании законодательства Российской Федерации возложено на МВД России; Осуществляет пенсионное обеспечение граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, членов их семей, а также иных лиц, пенсионное обеспечение которых на основании законодательства Российской Федерации возложено на МВД России(пункты 103 104 названного положения).

10. К мерам социальной поддержки граждан, уволенных с военной службы по выслуге лет, относится также и их право проезда на безвозмездной основе к месту стационарного лечения в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно, установленное п. 5 ст.20 Федерального закона № 76-ФЗ.

11. Законодатель в п. 5 ст.20 Федерального закона № 76-ФЗ, в целях обеспечения реализации лицами, уволенными с военной службы и утратившими статус военнослужащих, права на охрану здоровья и медицинскую помощь, установил дополнительную социальную гарантию, предоставив уволенным с военной службы офицерам и членам их семей право на проезд один раз в год на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным транспортом на лечение в медицинской организации и обратно.

12. После увольнения с военной службы мне и членам семьи (супруге) ГУ МВД по НСО оплачивало проездные документы, которые приобретались в кассах транспортных организаций с целью проезда к месту санаторно-курортных организаций МВД России и обратно. Эта оплата производилась в сентябре 1999 года, в феврале-марте 2003 года и в апреле 2004 года, когда истцу были выделены путевки в дома отдыха МВД «Озеро долгое» и «Березовая роща». Последующий отказ ГУ МВД по НСО и МСЧ МВД по НСО по мотивам отсутствия у истца и членов его семьи права на проезд один раз в год на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным транспортом на лечение в медицинской организации в стационарных условиях или в санаторно-курортные организации и оздоровительные организации и обратно, предусмотренные п. 5 ст.20 Федерального закона № 76-ФЗ, привел к лишению истца этого права, которое ранее обеспечивалось ГУ МВД по НСО.

Полагая свои права нарушенными, истец обратился в суд с данным исковым заявлением.

Истец Потапов М.Г. в судебном заседании исковые требования поддержал и просил удовлетворить их в полном объеме.

Представитель ответчика - Главного управления МВД России по <адрес> Шачкова Е.М., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании требования не признала, просила отказать в их удовлетворении.

Представитель ответчика - Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть МВД по <адрес>» Бауэр А.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании требования истца не признал, указав, что МСЧ является ненадлежащим ответчиком.

Суд, выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей определены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"

Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными названным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.

Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, федеральными государственными органами, органами военного управления и органами местного самоуправления; совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц; охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе (пункт 3 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ).

Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, федеральные государственные органы, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников). Реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут также содействовать общественные объединения (пункт 4 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ).

Система мер социальной поддержки военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей согласно нормативным положениям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ включает в себя ряд социальных гарантий, к числу которых отнесены обеспечение жилыми помещениями в различных формах (служебные жилые помещения, субсидии для приобретения и строительства жилого помещения, предоставление жилого помещения в натуре, единовременная денежная выплата на приобретение или строительство жилого помещения), проезд на безвозмездной основе различными видами транспорта, медицинское обеспечение и санаторно-курортное лечение, а также иные социальные гарантии и льготы.

Так, статьей 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ, военнослужащие имеют право на проезд на безвозмездной основе: железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом в служебные командировки, в связи с переводом на новое место военной службы, к местам использования реабилитационных отпусков, на лечение и обратно, на избранное место жительства при увольнении с военной службы, а военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, и курсанты военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы также к местам использования дополнительных отпусков (за исключением зимнего каникулярного отпуска (пункт 1).

Согласно пункту 5 этого же закона, офицеры, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом на лечение в медицинской организации в стационарных условиях в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные организации и оздоровительные организации и обратно (один раз в год). Такое же право на проезд имеют и члены семей указанных офицеров при следовании в санаторно-курортные организации и оздоровительные организации, а также прапорщики и мичманы, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более.

Судом установлено и подтверждается справкой ГУ МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, что Потапов М.Г. получает пенсию по линии МВД за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ. Уволен ДД.ММ.ГГГГ с должности - старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Новосибирского высшего военного командного училища внутренних войск МВД России в воинском звании - подполковник по статье 51 п. 3 п/п "б" по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе (за исключением лиц, указанных в подпункте "г" пункта 1 настоящей статьи). Ветеран боевых действий. Выслуга лет для назначения пенсии в календарном исчислении составляет 20 лет 07 месяцев 18 дней, в льготном - 26 лет 05 месяцев 15 дней из них: служба в органах внутренних дел: в календарном исчислении - 13 лет 00 месяцев 20 дней, в льготном -18 лет 04 месяца 15 дней; военная служба: в календарном исчислении - 07 лет 06 месяцев 28 дней, в льготном - 08 лет 01 месяц 00 дней. За Потаповым М.Г. признано право на меры социальной поддержки, установленные пунктом 5 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (л.д. 13).

С ДД.ММ.ГГГГ Потапов М.Г. является ветераном военной службы, что подтверждается соответствующим удостоверением от ДД.ММ.ГГГГ, выданное Министерством внутренних дел Российской Федерации (л.д. 14).

ДД.ММ.ГГГГ за исх. , Потапову М.Г. был дан письменный ответ начальника Центра финансового обеспечения ГУ МВД России по <адрес> М.Г. Горбачевой, в котором указано, что правовых оснований на компенсацию проезда к месту санаторно-курортного лечения у него и членов его семьи не имеется. При этом в письме сказано, что законодателем разграничены виды исчисления стажа по видам службы, соответственно социальные гарантии, предусмотренные пунктом 5 ст. 20 Федерального закона «О статусе военнослужащих», распространяются на офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и на членов их семей (л.д. 15-17).

ДД.ММ.ГГГГ за исх. Потапову М.Г., на его обращение по вопросу санаторно-курортного обеспечения, стоимости путевок и порядка оплаты проезда к месту санаторно-курортного лечения, начальником Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть МВД по <адрес>» дан ответ, в котором указано, что он и члены его семьи имеют право на медицинское обеспечение и санаторно-курортное лечение в санаторно-курортных организациях МВД России. Путевки предоставляются в МСЧ, оплата путевок составляет для Потапова М.Г. 25 %, а для членов его семьи 50 % стоимости путевки. Однако право на компенсацию проезда к месту санаторно-курортного лечения у него и членов его семьи отсутствует (л.д. 18-19).

ДД.ММ.ГГГГ было вынесено Апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда по жалобе Потапова М.Г. на решение Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно этому определению решение Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было отменено и принято новое решение о частичном удовлетворении иска, в соответствии с которым за Потаповым М.Г. признано право на меры социальной поддержки, установленные подпунктом 8 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ «О ветеранах», а также пунктом 5 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей определены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ

Истец просит признать за ним право на зачет периода службы в органах внутренних дел в календарном исчислении, который составляет 13 лет 20 дней, в стаж военной службы, который составляет 7 лет 06 месяцев 28 дней в календарном исчислении, в целях предоставления социальных гарантий, а также признать за ним и членами его семьи право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом на лечение в медицинской организации в стационарных условиях в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные организации и оздоровительные организации и обратно (один раз в год), предусмотренное п. 5 ст. 20 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".

Однако суд не находит оснований для удовлетворения данных требований истца, исходя из следующего.

Действующее законодательство не предусматривает зачёта стажа службы в органах внутренних дел в общую продолжительность военной службы (стаж военной службы) для предоставления проезда на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом на лечение в медицинской организации в стационарных условиях в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные организации и оздоровительные организации и обратно (один раз в год), предусмотренное п. 5 ст. 20 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".

         Как установлено материалами дела, Потапов М.Г. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (13 лет 20 дней) проходил службу в качестве офицера в органах МВД РФ (исправительно-трудовые учреждения - ИТУ) и имел специальное звание. Так, первое специальное звание – младший лейтенант внутренней службы ему было присвоено приказом Министра внутренних дел СССР л/с от ДД.ММ.ГГГГ. Указанные обстоятельства подтверждаются Приложением (Расчет выслуги лет Потапова М.Г.) (л.д. 52-54).

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил срочную военную службу в рядах Советской Армии, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Потапов М.Г. проходил военную службу в Новосибирском высшем военном командном училище (НВВКУ) МВД России. ДД.ММ.ГГГГ он был уволен с должности - старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Новосибирского высшего военного командного училища внутренних войск МВД России в воинском звании - подполковник по статье 51 п. 3 п/п "б" по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе.

          В письменном ответе начальника Центра финансового обеспечения ГУ МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Потапову М.Г. отказано в предоставлении льгот, предусмотренных пунктом 5 статьи 20 Федерального закона № 76-ФЗ и, в частности, сказано, что правовых оснований на компенсацию проезда к месту санаторно-курортного лечения у него и членов его семьи не имеется.

    Суд соглашается с данным решением ответчика по следующим основаниям.

Согласно пункту 5 статьи 20 Федерального закона № 76-ФЗ, офицеры, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом на лечение в медицинской организации в стационарных условиях в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные организации и оздоровительные организации и обратно (один раз в год). Такое же право на проезд имеют и члены семей указанных офицеров при следовании в санаторно-курортные организации и оздоровительные организации, а также прапорщики и мичманы, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более.

Из содержания приведённой нормы следует, что право на проезд на безвозмездной основе в соответствующие оздоровительные организации имеют офицеры общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более.

Таким образом, законодатель ставит в зависимость права на проезд от продолжительности именно военной службы.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военная служба – это особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооружённых Силах Российской Федерации и во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях.

Таким образом, в системе МВД РФ военная служба предусмотрена только во внутренних войсках, а прохождение Потаповым М.Г. службы в системе ИТУ в этом ведомстве прохождением военной службы не является.

Ссылки в заявлении на тождественность понятий общая продолжительность военной службы и выслуга лет основаны на неверном толковании норм материального права.

В ст. 2 и 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 58-ФЗ «О системе государственной службы» военная и правоохранительная службы выделены в отдельные виды государственной службы, каждая со своим особым правовым регулированием, которое обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы.

При этом, в соответствии со ст. 6 Федерального закона «О системе государственной службы», военная служба – это вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооружённых Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.

Потапову М.Г. в период службы в МВД РФ на основании ст. 7 того же федерального закона присваивались специальные звания.

В п. 2 ст. 14 Федерального закона «О системе государственной службы» закреплено, что в стаж (общую продолжительность) государственной службы одного вида в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей, и законами субъектов Российской Федерации включаются продолжительность государственной службы других видов, а также периоды замещения государственных должностей Российской Федерации, государственных должностей субъектов Российской Федерации, выборных муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе, и муниципальных должностей муниципальной службы.

В соответствии с ч. 1 ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации», стаж службы (выслуга лет) в органах внутренних дел исчисляется в порядке, установленном этим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Целями исчисления такого стажа являются назначение пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки за стаж службы (выслугу лет), выплата единовременного пособия при увольнении сотрудника органов внутренних дел, предоставление дополнительного отпуска за стаж службы в органах внутренних дел, предоставление иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия.

Таким образом, стаж службы в органах внутренних дел засчитывается в период общей продолжительности военной службы не автоматически, а лишь в порядке, установленном законодательством РФ, применительно к целям исчисления и зачёта такого стажа.

Так, Потапову М.Г., в соответствии с имеющимся у него стажем, при увольнении назначена соответствующая пенсия по линии МВД РФ, кроме этого он имеет право на меры социальной поддержки, связанные с получением медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения, установленные п. 5 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Наряду с этим, Потапов М.Г. ставит вопрос о зачёте периода его службы в органах внутренних дел в общую продолжительность военной службы с целью реализации права на проезд на безвозмездной основе, предусмотренный для военнослужащих.

Однако действующее законодательство возможность такого зачёта для предоставления требуемого права на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом на лечение в медицинской организации в стационарных условиях в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные организации и оздоровительные организации и обратно (один раз в год), предусмотренное п. 5 ст. 20 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", не предусматривает.

В этой связи, учитывая, что основанием для предоставления льгот, предусмотренных ст. 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих" является наличие у уволенного с военной службы лица, определенной в п. 5 данной статьи общей продолжительности свыше 20 лет именно военной службы, которая у истца составляет лишь 7 лет и 06 месяцев в календарном исчислении и 08 лет 01 месяц - в льготном, прав на вышеуказанное социальное обеспечение он не приобрел.

Установив вышеуказанные обстоятельства и отказывая в удовлетворении требования истца, суд, руководствуясь вышеуказанными нормами права, исходит из того, что у истца отсутствует необходимая продолжительность военной службы для того, чтобы он приобрел право на социальные гарантии военнослужащим и членам их семей, установленные п. 5 ст. 20 Федерального закона № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".

Доводы истца о наличии у него общей выслуги лет в календарном и в льготном исчислении свыше 20 лет, правового значения для разрешения спора не имеют, поскольку в силу вышеприведенных положений закона право на предусмотренные ст. 20 названного Федерального закона льготы наличие выслуги не влечет.

Ссылка истца на применение аналогии закона в соответствии с п.1 ст. 6 ГК РФ в данном случае не применима, поскольку ст. 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определяет условия предоставления льгот применительно только к военнослужащим.

Также суд полагает необходимым указать, что апелляционным определением Новосибирского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ были установлены в отношении истца меры социальной поддержки, связанные с получением медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения, установленные п. 5 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и не затрагивают спорные правоотношения, связанные с компенсацией проезда к месту санаторно-курортного лечения.

При установленных судом обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Потапова М. Г. к Главному управлению МВД России по <адрес> и Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть МВД по <адрес>» - отказать в полном объеме.

Решение суда может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения суда с подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд <адрес>.

Решение суда в окончательной форме изготовлено «24» ноября 2020 года.

Судья                                    подпись                                      Е.А. Александрова

        Подлинник решения находится в гражданском деле Центрального районного суда <адрес>.

2-5028/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Потапов Михаил Григорьевич
Ответчики
Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Медико-санитарная часть МВД по Новосибирской области"
Главное Управление Министерства Внутренних Дел Российской Федерации
Суд
Центральный районный суд г. Новосибирск
Судья
Александрова Елена Александровна
Дело на сайте суда
centralny.nsk.sudrf.ru
11.09.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.09.2020Передача материалов судье
18.09.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.10.2020Судебное заседание
17.11.2020Судебное заседание
24.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее