УИД 54RS0010-01-2021-001903-59

Судья: Коцарь Ю.А.                                                                     Дело № 2-2326/2021

Докладчик: Никифорова Е.А.                                                      № 33-11002/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

        председательствующего Никифоровой Е.А,

            судей Черных С.В., Давыдовой И.В.,

при секретаре    Павловой А.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске «18» ноября 2021 года гражданское дело по апелляционной жалобе Васильева Н.Ф. на решение Центрального районного суда г.Новосибирска от 20 августа 2021 года по исковому заявлению Васильева Николая Федоровича к Отделению Пенсионного фонда РФ в Новосибирской области (государственное учреждение) о включении периодов работы в страховой стаж, осуществлении перерасчета, выплате денежных средств, которым постановлено:

исковые требования Васильева Николая Федоровича – удовлетворить частично.

Включить в страховой стаж Васильева Николая Федоровича период осуществления предпринимательской деятельности с 25.08.1998 по 31.12.1998.

Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда РФ по Новосибирской области произвести Васильеву Николаю Федоровичу перерасчет размера пенсии с 03.11.2014 с учетом вышеуказанного периода работы.

В удовлетворении исковых требований в остальной части – отказать.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Никифоровой Е.А., объяснения истца Васильева Н.Ф., представителя ответчика Лемасовой О.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Васильев Н.Ф. обратился в суд с иском к Отделению Пенсионного фонда РФ в Новосибирской области (государственное учреждение) и просил:

- произвести зачет в трудовой стаж периоды осуществления предпринимательской деятельности с 01.01.1998 по 01.07.1999 – 01 год 06 месяцев 00 дней;

- зачислить на его лицевой счет застрахованного лица и в расчет пенсии суммы денежных средств, ранее уплаченных как налог на доходы физических лиц по упрощенной системе налогообложения за 1997 г., 1998 г., 1999 г., 2000 г., 2001 г., 2002 г. и страховые взносы с 01.01.2002 по 31.12.2014 с индексацией в сумме 1 237 677 рублей 17 копеек;

- произвести зачет в трудовой стаж сроки учебы в ГПТУ-45 с 01.09.1970 по 11.07.1972 – 01 год 10 месяцев 11 дней;

- произвести зачет в трудовой стаж сроки службы в советской армии по призыву в двойном размере с 27.11.1972 по 13.12.1974 – 02 года 00 месяцев 17 дней х 2 = 4 года 01 месяц 04 дня;

- произвести оценку и подтверждение в зачет трудового стажа включительно на 31.12.2001 без применения индивидуального коэффициента пенсионера по ФЗ РФ №340-1 от 20.11.1990 с 01.09.1970 по 31.12.2001 – 30 лет 04 месяца 20 дней;

- произвести расчет и перерасчет базовой части трудовой пенсии при полном стаже с 03.11.2014 – 43 года 03 месяца 22 дня по ФЗ РФ №173;

- произвести выплату на пенсионную карту недополученной суммы трудовой пенсии с 03.11.2014 в размере 2 739 510 рублей 89 копеек;

- произвести единовременную выплату на пенсионную карту накопительной части пенсионных накоплений за 2002 год с учетом доходности от инвестирования в сумме 46 280 рублей 21 копейка;

- исправить в личном деле сумму дохода за 2000 год – 272 160 рублей, сумму дохода за 2001 год – 272 160 рублей, зарплату за два года – 22 680 рублей в месяц;

- назначить трудовую пенсию с 01.01.2015 в сумме 35 925 рублей 35 копеек и проиндексировать по настоящее время в сумме 55 816 рублей 11 копеек.

В обоснование требований истец указал, что с 03.11.2014 ему была назначена пенсия по старости в размере 9 446 рублей 85 копеек. С размером пенсии истец не согласен, полагает, что пенсионным органом не были учтены все периоды его трудовой деятельности, службы в армии, прохождении обучения. Также пенсионный орган не в полном объеме учел обязательные взносы, размер его заработной платы, страховые взносы.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился Васильев Н.Ф., в апелляционной жалобе просит решение отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на несогласие с выводами суда в части не включения в трудовой стаж периода учебы и службы в армии, ссылаясь на ФЗ № 400, который вступил в силу в 2015 году и увеличил количество периодов, засчитываемых в трудовой стаж.

Ссылается на то, что суд необоснованно не принял во внимание его расчет трудовой пенсии по старости по № 340-ФЗ от 20.11.1990, по ст.ст. 7, 16,18 «О государственных пенсиях в РФ» на 31.12.2001.

Апеллянт указывает на несогласие с выводом суда об отсутствии оснований для включения в трудовой стаж периодов осуществления им предпринимательской деятельности в период с 01.01.1998 по 01.07.1999, так как за период с 26.05.1997 по 26.05.1998 уплачивал страховые взносы.

Ссылается на несогласие с выводом суда относительно отказа в зачислении на его лицевой счет и в расчет пенсии суммы денежных средств, ранее уплаченных как налог на доходы физических лиц по упрощенной системе налогообложения за 1997-2002 и страховые взносы с 01.01.2002 по 31.12.2014 с индексацией в сумме 1 237 677, 17 руб., так как уплачивал за 1997, 1998, 1999 налог на доход физических лиц, за 1999-2002 единый налог на вмененный доход.

Полагает, что неправомерно отказано судом в единовременной выплате накопительной части пенсии, так как средства пенсионных накоплений формируются за счет страховых взносов работодателями и гражданами и 6 % отчисляется в накопительную часть пенсии. За 2002 год уплачен налог в сумме 60 743 руб. и 6 % от этой суммы составляет 46 280,21 руб.

Считает, что указанные доводы не были исследованы судом надлежащим образом.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель ГУ-ОПФР по НСО Лемасова О.А. указывает на законность оспариваемого решения, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела с учетом требований ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

При рассмотрении настоящего дела указанные нарушения судом допущены не были.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, с 03.11.2014 истцу назначена трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 7 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях», то есть в связи с достижением пенсионного возраста, в размере 9 446 рублей 85 копеек, из которых: 3 910 рублей 34 копейки составила фиксированный базовый размер, что следует из решения УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Новосибирска от 23.10.2014.

На момент назначения истцу пенсии действовал Федеральный закон РФ от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в связи с чем, расчет пенсии был произведен в соответствии с данным Федеральным законом РФ.

Трудовые пенсии в соответствии с названным законом состояли из двух частей – базовой и страховой.

Базовая часть пенсии устанавливалась в твердом размере и зависела от вида пенсии, категории пенсионера и наличия на иждивении нетрудоспособных членов семьи.

Размер страховой части трудовой пенсии определялся по нормам ст. 14 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ и рассчитывался из суммы расчетного пенсионного капитала, учтенного на день назначения пенсии, деленной на количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии.

Истец полагает, что при определении размера пенсии ответчиком в трудовой стаж не были включены следующие периоды: период осуществления предпринимательской деятельности с 01.01.1998 по 01.07.1999, период учебы в ГПТУ-45 с 01.09.1970 по 11.07.1972, период службы в армии по призыву с 27.11.1972 по 13.12.1974 в двойном размере.

Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции, оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, пришел к выводу о правильности произведенного пенсионным органом расчета размера пенсии истцу, который выполнен по наиболее выгодному для него варианту, предусмотренному п. 3 ст. 30 Федерального закона РФ от 17.12.2001 № 173-ФЗ и не предусматривающему включение в общий трудовой стаж, учитываемый для определения расчетного размера трудовой пенсии, периодов учебы. Оснований же для осуществления перерасчета пенсии с применением формулы, предусмотренной п. 4 ст. 30 указанного Закона и позволяющей учитывать в общем трудовом стаже периоды учебы, не имеется, поскольку такой перерасчет повлечет уменьшение размера назначенной истцу пенсии, т.е. ухудшит его положение, к тому же истец не лишен права обратиться в пенсионный фонд за перерасчетом пенсии в соответствии с п. 4 ст. 30 Закона N 173-ФЗ при его волеизъявлении.

Кроме того, период военной службы по призыву может быть включен в общий трудовой стаж в двойном размере также на основании п. 4 ст. 30 Федерального закона РФ от 17.12.2001 N 173-ФЗ, однако, по вышеприведенным мотивам расчет пенсии по указанному пункту наименее выгоден для истца.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.

Согласно п. 3 ст. 30 Федерального закона РФ от 17.12.2001 N 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле: РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где

РП - расчетный размер трудовой пенсии;

СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:

из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20;

из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20;

ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается;

ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;

СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек).

Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.

При этом в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются:

периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; периоды работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части независимо от ее характера; периоды индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве;

периоды творческой деятельности членов творческих союзов -писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;

служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны;

периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;

период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;

периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.

Период обучения не подлежит зачету в трудовой стаж при определении расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона РФ от 17.12.2001 N 173-ФЗ.

Период обучения может быть включен в трудовой стаж в соответствии с п. 4 ст. 30 Федерального закона РФ от 17.12.2001 N 173-ФЗ, согласно которому расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле: РП = ЗР x СК, где:

РП - расчетный размер трудовой пенсии;

ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок застрахованного лица не подтверждается;

СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц.

В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются, в том числе периоды подготовки к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре.

В соответствии с абз. 40 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии, определенный в соответствии с пунктом 4 статьи 30, при наличии общего трудового стажа, равного 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28 настоящего Федерального закона), при наличии общего трудового стажа, равного по продолжительности страховому стажу, требуемому для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, не может превышать сумму, равную 555 рублей 96 копеек, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1, 11 и 13 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, - 648 рублей 62 копеек. За каждый полный год, превышающий 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, - продолжительность страхового стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, указанные суммы повышаются на 1 процент, но не более чем на 20 процентов.

Таким образом, требование о включении спорных периодов учебы и службы в армии по призыву заявлено исключительно с целью последующего перерасчета назначенной истицу страховой пенсии по старости, в то время как произведенный пенсионным органом расчет пенсии является правильным, соответствующим действующему пенсионному законодательству и права истца не нарушающим, поскольку расчетный размер его трудовой пенсии при оценке пенсионных прав определен пенсионным фондом по наиболее выгодному варианту в соответствии с п. 3 ст. 30 Закона N 173-ФЗ, оснований для удовлетворения иска в указанной части у суда первой инстанции не имелось.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о несогласии с указанными выводами суда подлежат отклонению по указанным выше основаниям, как основанные на ошибочном толковании и применении норм материального права.

В соответствии с п. 4 ст. 13 Федерального закона РФ от 17.12.2001 N 173-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Во исполнение данной нормы Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 N 555 были утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий (далее – Правила).

Согласно п. 13 Правил периоды индивидуальной трудовой деятельности лиц, имевших регистрационные удостоверения или патенты, выданные исполкомами местных Советов народных депутатов, периоды трудовой деятельности на условиях индивидуальной или групповой аренды за период до 1 января 1991 г. подтверждаются документом финансовых органов или справками архивных учреждений об уплате обязательных платежей.

Указанные периоды деятельности (за исключением деятельности индивидуальных предпринимателей, перешедших на уплату единого налога на вмененный доход и применявших упрощенную систему налогообложения) начиная с 1 января 1991 г. подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

В соответствии с п. 14 Правил периоды осуществления предпринимательской деятельности, в течение которой индивидуальным предпринимателем уплачивался единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, подтверждаются свидетельством об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами в установленном порядке.

Также разрешая спор относительно включения в трудовой стаж периодов осуществления истцом предпринимательской деятельности с 01.01.1998 по 01.07.1999 суд правомерно исходил из того, что согласно справке ОПФР от 11.06.2014, имеющейся в материалах пенсионного дела, у истца не было доходов в 1998, оплата взносов не произведена, также не произведена оплата взносов за период с 01.01.1999 по 01.08.1999.

После поступления справки из ИФНС по Железнодорожному району г. Новосибирска пенсионный орган скорректировал сведения, содержащиеся в справке от 11.06.2014 относительно уплаты страховых взносов, указав, что в период с 01.07.1999 по 31.12.1999 истцом оплачивались страховые взносы.

Отсутствие у истца доходов в 1998 г. и до 3 квартала 1999 г. также подтверждается справками ИФНС по Железнодорожному району г. Новосибирска от 08.04.2013 и от 01.03.2019 (л.д. 154-155 т. 1). Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица только с 01.07.1999 у истца появился заработок. С 01.09.1999 истец стал вести предпринимательскую деятельность и применять систему налогообложения - Единый налог на вмененный доход, стал в связи с этим выплачивать налог в соответствии с данной системой налогообложения.

Таким образом, поскольку за период с 01.01.1998 по 30.06.1999 отсутствует уплата истцом страховых взносов (налога), данный период не подлежит зачету в трудовой стаж истца.

С учетом установленных материалами дела фактических обстоятельств и приведенных выше положений пенсионного законодательства, исходя из того, что за период с 01.01.1998 по 30.06.1999 отсутствует уплата истцом страховых взносов (налога), суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для зачета в трудовой стаж указанного периода осуществления истцом предпринимательской деятельности.

Указанные обстоятельства опровергают доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводом суда в данной части.

Конституционный Суд в Постановлении РФ от 23.12.1999 N 18-П указал, что вопрос о размерах тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации уже был предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации в деле о проверке конституционности отдельных положений статей 1 и 5 Федерального закона от 5 февраля 1997 года "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год".

Постановлением от 24 февраля 1998 года положения пунктов "б" и "в" статьи 1 данного Федерального закона, устанавливавшие для индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной практикой нотариусов, а также адвокатов тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 28 процентов от суммы заработка (дохода), признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации.

В Постановлении от 24 февраля 1998 года Конституционный Суд Российской Федерации, определяя сроки исполнения своего решения, указал, что положения Федерального закона от 8 января 1998 года, как воспроизводящие признанные неконституционными нормы Федерального закона "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год", по истечении шести месяцев с момента провозглашения данного Постановления не подлежат применению; Федеральному Собранию предлагалось в течение этого срока внести в Федеральный закон от 8 января 1998 года изменения, вытекающие из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации.

Однако соответствующий Федеральный закон был принят только 30 марта 1999 года. Этим Федеральным законом посредством внесения изменений и дополнений в статью 2 Федерального закона от 8 января 1998 года законодатель внес изменения в Федеральный закон от 5 февраля 1997 года, изложив в новой редакции часть первую пункта "б" статьи 1 и пункт "в" этой же статьи. Суть указанных изменений состоит в уменьшении для индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной практикой нотариусов, а также адвокатов тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с 28 процентов до 20,6 процента.

В соответствии с частью третьей статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" утрата актом или его отдельными положениями, признанными неконституционными, юридической силы означает, что с момента начала действия решения Конституционного Суда Российской Федерации данный акт или его положения не должны применяться.

Положения Федерального закона от 8 января 1998 года о тарифе страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, взимаемых с заработка (дохода) индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной практикой нотариусов, а также адвокатов, утратили силу после 24 августа 1998 года. Поскольку законодатель в 1998 году не осуществил необходимое правовое регулирование в отношении перечисленных категорий плательщиков, не должно было осуществляться (в том числе после принятия Федерального закона от 30 марта 1999 года) и не имеющее законных оснований взимание страховых взносов с доходов, полученных ими в период с 25 августа по 31 декабря 1998 года. Распространение на указанный период установленного Федеральным законом от 30 марта 1999 года тарифа страховых взносов в размере 20,6 процента означает противоречащее статье 57 Конституции Российской Федерации придание обратной силы закону, ухудшающему положение плательщика.

Следовательно, с индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной практикой нотариусов, а также адвокатов страховые взносы в размере 20,6 процента заработка (дохода) за период с 25 августа по 31 декабря 1998 года не должны взиматься. Вся сумма взысканных или уплаченных добровольно за этот период страховых взносов подлежит зачету в счет будущих платежей, независимо от того, исходя из какого тарифа они начислялись.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 23.12.1999 N 18-П признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации придание нормам абзацев третьего и шестого пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год" обратной силы применительно к индивидуальным предпринимателям, занимающимся частной практикой нотариусам, а также адвокатам в качестве плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, которые в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 1998 года не должны были их уплачивать в период с 25 августа по 31 декабря 1998 года. Постановлено, что граждане, которые в периоды с 1 января по 10 февраля 1997 года и с 25 августа по 31 декабря 1998 года из-за отсутствия нового правового регулирования не должны были уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с бездействием законодателя имеют право в порядке возмещения вреда в силу статьи 53 Конституции Российской Федерации на включение указанных периодов в страховой стаж и трудовой стаж, дающий право на пенсию.

Судом установлено, что истец обращался в пенсионный орган с заявлением на включение в стаж работы периодов осуществления им предпринимательской деятельности. Ответчик на обращение истца дал ответ, в котором указал, что период с 01.01.1998 по 31.08.1999 не может быть включен в стаж, поскольку за указанный период не была произведена оплата страховых взносов (л.д. ответ от 20.02.2015 – л.д. 33-40 т. 1).

Судом первой инстанции обосновано отмечено, что согласно вышеприведенной позиции Конституционного Суда РФ, в период с 25.08.1998 по 31.12.1998 обязанность оплачивать страховые взносы у ответчика отсутствовала в виду отсутствия соответствующего правового регулирования.

На основании изложенного, суд пришел к выводу, что указанный период с 25.08.1998 по 31.12.1998 подлежит включению в страховой стаж истца, а пенсия истца подлежит перерасчету с учетом указанного периода с 03.11.2014 – то есть с даты назначения истцу страховой пенсии по старости.

Решение суда в указанной части сторонами не обжалуется, в связи с чем не является предметом апелляционного рассмотрения.

Суд первой инстанции, разрешая требования в части зачисления на лицевой счет застрахованного лица и в расчет пенсии суммы денежных средств, ранее уплаченных как налог на доходы физических лиц по упрощенной системе налогообложения за 1997 г., 1998 г., 1999 г., 2000 г., 2001 г., 2002 г. и страховые взносы с 01.01.2002 по 31.12.2014 с индексацией в сумме 1 237 677 рублей 17 копеек установил то, что согласно сведениям карточки плательщика Васильева Н.Ф. истец был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 07.08.1997 по 20.10.2010, рег.номер: 064-002-072015, с 05.06.2000 по 15.09.2007, рег. номер 064-002-073410, с 14.11.2012 по 19.04.2013, рег.номер: 021-283-735-18.

При этом суд исходил из того, что с 01.01.2002 вступил в законную силу Федеральный закон РФ от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона РФ от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по указанной в статье формуле: ПК = (РП - 450 рублей) x T, где, ПК - величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица; РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с настоящей статьей; 450 рублей - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 1 января 2002 года; T - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 14 и пункт 1 статьи 32 настоящего Федерального закона).

Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи (ч. 2 ст. 30 Федерального закона РФ от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

В п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что, исчисляя трудовую пенсию, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, в целях сохранения ранее приобретенных прав на пенсию производят оценку пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. При рассмотрении требований, связанных с оценкой органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, пенсионных прав граждан по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, судам необходимо руководствоваться правилами, изложенными в статье 30 Федерального закона N 173-ФЗ.

Таким образом, при исчислении размера пенсии определяется расчетный пенсионный капитал, который является базой для расчета пенсии. До 01.01.2002 размер расчетного пенсионного капитала определяется исходя из положений статьи 30 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», предусматривающей правовой механизм оценки приобретенных прав (стаж, заработок) до 1 января 2002 года. После 01.01.2002 расчетный пенсионный капитал определяется исходя из суммы страховых взносов, поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо в период с 01.01.2002.

Таким образом, уплаченные истцом налоги на доходы физических лиц по упрощенной системе налогообложения за 1997 г., 1998 г., 1999 г., 2000 г., 2001 г. имеют значение при оценке пенсионных прав до 01.01.2002 и определении соотношения среднемесячного заработка истца к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации.

Соотношение заработков при назначении истцу пенсии было учтено пенсионным органом как максимальное в размере 1,2, что следует из решения о назначении пенсии, а потому учет уплаченных налогов до 01.01.2002 не повлечет перерасчет размера пенсии истца, размер пенсии будет одинаков.

Кроме того, судом учтено, что периоды работы истца с 1997 по 2001 гг. указаны в выписке по лицевому счету застрахованного лица (л.д. 168-174 т. 1) и, следовательно, учтены пенсионным органом при назначении пенсии, что также подтверждается сведениями о стаже. Так, пенсионным органом учтены периоды: с 23.03.1992 по 14.07.1994 – работа в Магазине №4, с 01.04.1997 по 28.04.1997 – работа в Специальной (коррекционной) общеобразовательной школе, с 26.05.1997 по 31.12.1997, с 01.07.1999 по 31.12.2001 – работа в ИП Васильев. Период осуществления истцом предпринимательской деятельности, в который истец не имел дохода – с 01.01.1998 по 01.07.1999 – не был учтен пенсионным фондом. Далее периоды с 01.01.2002 по 23.08.2009 – работа в ИП Васильев, с 24.08.2009 по 31.05.2010 – работа в ЗАО «Производство товаров и инвестиций», с 01.06.2010 по 31.12.2010 – работа в ООО «Мечта», с 01.04.2011 по 31.12.2012 – работа в ЗАО «Производство товаров и инвестиций», с 01.01.2013 по 19.04.2013 – работа в ИП Васильев, с 08.07.2013 по 31.09.2014 – работа в ООО «ОКЕЙ» также были учтены при назначении пенсии, а также были учтены страховые взносы за данные периоды, что подтверждается выпиской по счету (л.д. 78-79, 182-184 т. 1).

При этом судом отклонены доводы истца о том, что пенсионный орган в соответствии с разъяснениями Конституционного Суд РФ «О разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 1998 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1 и 5 Федерального закона от 5 февраля 1997 года "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год» должен был те страховые взносы, которые истец оплатил в 1997 г., перенести на 1998 г. до 26.05.1998, а оставшуюся сумму зачесть за период с 26.05.1998 по 01.07.1999.

Действительно, Конституционным Судом РФ были даны разъяснения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 1998 года (Определение от 26.11.1998 №144-О), в которых указано, что после 24 февраля 1998 года - даты провозглашения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации - при исчислении сумм страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной практикой нотариусов, а также адвокатов тариф в размере 28 процентов от сумм их заработка (дохода) не должен применяться. Суммы указанных страховых взносов за 1997 год, которые до 24 февраля 1998 года не были внесены, не должны взыскиваться. Внесенные же после этой даты суммы подлежат зачету в счет текущих и будущих платежей. Вместе с тем не подлежат перерасчету суммы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации названных категорий граждан за 1997 год, если они были внесены или взысканы до 24 февраля 1998 года, за исключением сумм страховых взносов с заработка (дохода) за период с 1 января по 10 февраля 1997 года (даты введения в действие и опубликования Федерального закона "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год").

Как следует из уведомления об уплате страховых взносов за 1997 год и как указывает истец, в 1997 году он заплатил 15.11.1997 страховые взносы в размере 700 000 рублей и 15.12.1997 он заплатил страховые взносы в размере 700 000 рублей (л.д. 151 т. 1).

При указанных обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу о том, что не подлежат перерасчету вышеуказанные суммы страховых взносов, внесенные истцом в Пенсионный фонд РФ за 1997 год, поскольку они были внесены до 24 февраля 1998 года. Исключение составляют суммы страховых взносов с заработка (дохода) за период с 1 января по 10 февраля 1997 года. Однако, в указанный период истец еще не являлся индивидуальным предпринимателем. В качестве индивидуального предпринимателя истец был зарегистрирован с 07.08.1997, следовательно, в период с 1 января по 10 февраля 1997 года истец страховые взносы не платил и оснований для их перерасчета или перераспределения не имеется.

Из решения о назначении пенсии следует, что при назначении пенсии истцу были учтены уплаченные страховые взносы – 168 209,03 и начисленные страховые взносы – 232 232,06.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, доводы апелляционной жалобы в указанной части являются несостоятельными.

Суд первой инстанции, приходя к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований в части производства оценки и подтверждение в зачет трудового стажа включительно на 31.12.2001 без применения индивидуального коэффициента пенсионера по ФЗ РФ №340-1 от 20.11.1990 с 01.09.1970 по 31.12.2001 – 30 лет 04 месяца 20 дней исходил из того, что к расчету размера пенсии истца не подлежит применению Закон РФ от 20.11.1990 N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», поскольку утратил свою силу с 01.01.2002 с принятием Федерального закона РФ от 17.12.2001 N 173-ФЗ.

Истец полагает, что, если рассчитывать пенсию по вышеуказанному закону, то период прохождения им военной службы по призыву подлежит зачету в двойном размере, а потому на 31.12.2001 его стаж составит 30 лет 3 месяца 18 дней, и всего стажевый коэффициент будет составлять 0,60% от среднемесячного заработка.

Однако, в соответствии с пп. «а» п. 3 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется по выбору застрахованных лиц при исчислении: периодов работы, указанных в абзаце третьем подпункта "а", абзаце третьем подпункта "б" и абзаце третьем подпункта "в" пункта 1 настоящего постановления, - в соответствии положениями пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий».

При указанном способе исчисления возможно приравнивание к работе, предусмотренной Списками №1 и №2, периода службы в Вооруженным Силах СССР, который предшествует либо следует за работой по Спискам №1 и №2 от 1956 г. при исчислении соответствующей работы до 01.01.1992. Однако, у истца отсутствуют периоды работы, которые подлежат включению для досрочного назначения пенсии, трудовая пенсия назначена истцу на общих основаниях по достижении общеустановленного возраста 60 лет, следовательно, оснований для применения постановления Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий» не имеется.

Также суд пришел к выводу о том, что не подлежит удовлетворению требование об исправлении в личном деле суммы дохода за 2000 год – 272 160 рублей, суммы дохода за 2001 год – 272 160 рублей, зарплаты за два года – 22 680 рублей в месяц, полагая, что до 01.01.2002 для определения размера пенсии оценивались стаж работы и заработная плата, а после 01.01.2002 – учитывается сумма страховых взносов.

Как следует из выписки по лицевому счету истца, за 2000 год доход истца составил 181 968 рублей, за 2001 – 272 190 рублей, заработная плата за 2000 год составила 15 164 рубля, а за 2001 год – 22 680 рублей (л.д. (л.д. 98-123 т. 1).

Истец полагает, что в 2000 году размер его дохода в месяц составлял также 22 680 рублей.

Судом правомерно установлено, что данные доводы истца опровергаются материалами дела. Так, в соответствии со свидетельством об уплате единого налога на вмененный доход истца за период с 01.01.2000 по 31.03.2000 составил 22 680 рублей, с 01.04.2000 по 30.06.2000 – 22 680 рублей, с 01.07.2000 по 30.09.2000 – 22 680 рублей, с 01.10.2000 по 31.12.2000 – 22 680 рублей (л.д. 163-165 т. 1). Таким образом, 22 680 рублей не являлось доходом истца в месяц.

При таких обстоятельствах, пенсионный орган при расчете пенсии правомерно руководствовался данными индивидуального персонифицированного учета.

Кроме того, размер дохода до 01.01.2002 имел значение для определения расчетного размера пенсии только в части определения соотношения среднего заработка истца со средней заработной платой по РФ. Поскольку истцу при расчете пенсии был установлен максимальный размер соотношения заработков, суд приходит к выводу о том, что изменение размера заработка за 2000 год не повлечет перерасчет размера пенсии истца, поскольку от этого соотношение размера заработков при определении расчетного размера трудовой пенсии не изменится и останется прежним – максимальным 1,2, а, следовательно, и размер пенсии истца останется прежним.

На основании изложенного, суд не усмотрел оснований для исправления суммы заработной платы истца за 2000 год.

Разрешая требование о расчете и перерасчете базовой части страховой пенсии при полном стаже с 03.11.2014 – 43 года 03 месяца 22 дня, суд установив, что базовый размер пенсии устанавливается законом и не зависит от продолжительности трудового стажа, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования.

Требование истца о выплате на пенсионную карту недополученной части трудовой пении в размере 2 739 510 рублей 89 копеек суд счел не подлежащим удовлетворению исходя из того, что требования истца об определении его размера в сумме 35 925 рублей 35 копеек признаны судом не обоснованными.

Установив, что согласно уведомлению Пенсионного фонда РФ от 22.11.2012 средства пенсионных накоплений, отраженные в специальности части индивидуального лицевого счета истца, были переданы из ПФР в негосударственный пенсионный фонд, осуществляющий обязательное пенсионное страхование – ВТБ НПФ, в связи с чем инвестирование и учет средств пенсионных накоплений истца осуществляет негосударственный пенсионный фонд ВТБ НПФ суд установил, что для выплаты средств пенсионных накоплений истцу необходимо обратиться в НПФ ВТБ.

Таким образом, суд возложил на ответчика обязанность осуществить перерасчет размера пенсии истца только с учетом включения периода осуществления предпринимательской деятельности с 25.08.1998 по 31.12.1998, признав не обоснованными требования истца в остальной части.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, так как они основаны на имеющихся в деле доказательствах, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.

Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, в указанной части, а доводы апелляционной жалобы об обратном являются необоснованными, направлены на иную оценку исследованных судом доказательств и переоценку выводов суда.

Суд пришел к верному выводу о необходимости применения закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего в период обращения истца с заявлением о назначении пенсии, в соответствии с требованиями которого, пенсионным органом обоснованно произведена оценка пенсионных прав истца на основании п. 3 ст. 30 указанного Закона.

Поскольку суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал имеющие значение для дела обстоятельства, правильно оценил доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, с учетом подлежащих применению норм материального и процессуального права принял законное и обоснованное решение, оснований для его отмены по изложенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░░░░░░░░░ ░░ 20 ░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33-11002/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Васильев Николай Федорович
Ответчики
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Новосибирска (Межрайонное)
ОПФР по Новосибирской области
Суд
Новосибирский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.nsk.sudrf.ru
18.11.2021Судебное заседание
06.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.12.2021Передано в экспедицию
18.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее