Решение по делу № 2-1595/2024 от 10.04.2024

Решение в окончательной форме изготовлено 10 июля 2024 года

Дело № 2-1595/2024

УИД: 77RS0002-02-2023-002325-79

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

3 июля 2024 года                     город Мурманск

Ленинский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего судьи             Лобановой О.Р.,

при секретаре Фетисовой О.Г.,

с участием:

представителя истца                        Бурова И.Ю.,

представителя ответчика                    Загребиной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мурманского транспортного прокурора к открытому акционерному обществу «РЖД» об обязании совершить определенные действия,

установил:

    

Мурманский транспортный прокурор обратился в суд с иском к ООО «РЖД» об обязании совершить определенные действия.

В обоснование исковых требований указано, что Мурманской транспортной прокуратурой в результате проверочных мероприятий по соблюдению требований законодательства о защите прав инвалидов, пассажиров на железнодорожном транспорте выявлены нарушения на железнодорожном вокзале Мурманска, находящихся в ведении ОАО «РЖД», требующие принятия мер к их устранению.

Проведенной проверкой установлено, что железнодорожный вокзал станции Мурманск не в полной мере оборудован специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться его услугами. Железнодорожный вокзал станции Мурманск, расположен в черте города и включает в себя, в том числе 2 пассажирские платформы (первую (береговую) и вторую (островную). На железнодорожный вокзал к первой и второй пассажирской платформе осуществляется прибытие и отправление пригородных пассажирских поездов, различного сообщения. В летний период осуществляется отправление и прибытие поездов дальнего следования.

Параметрами доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, закреплены в том чсиле в Своде правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных приказом Минстроя от 20.12.2020 № 904/пр ( СП 59.13330.2020).

Согласно п. 5.1.13 СП 59.13330.2020 форма завершающих частей поручней должна быть травмобезопасной : с плавным завершением вниз, в сторону ограждения или стены. Вопреки требованиям п. 5.1.13 СП 59.13330.2020, п.5.2.7.2 ГОСТ Р 51261-2017, рис. А 4 СТО РЖД 03.001-2019 у имеющихся на лестничных маршах вокзала (ведущих к первой пассажирской платформе) поручнях отсутствуют завершающие горизонтальные части поручня лестницы равные 0,3 м.

В силу п. 6.2.8. СП 59.13330.2020 при перепаде высот пола в здании или сооружении следует предусматривать лестницы, пандусы или подъемные устройства, доступные для маломобильных групп населения. на проступнях краевых ступеней лестничных маршей должны быть нанесены одна или несколько противоскользящих полос, контрастных с поверхностью ступени, как правило желтого цвета, общей шириной 0,08-01.м. Вопреки требованиям на лестничных маршах контрастное выделение краевых ступеней лестничного марша, нанесено с нарушением требований (нанесено на подступенок). Несколько противоскользящих полос, контрастных с поверхностью ступени, как правило желтого цвета, общей шириной 0,08-0,1 м., нанесено на подступенок лестничного марша.

Также нарушение п 5.1.14 СП 59.13330.2020 лестничные марши вокзала не продублированы пандусом или подъемной платформой.

Вопреки требованиям п 5.1.14, п. 8.4.11 СП 59. 13330.2020, п. 5.1 б Порядка № 329 на железнодорожном вокзале Мурманск отсутствует возможность (самостоятельного или с помощью персонала и вспомогательных средств) передвижения к пассажирским платформам в целях доступа к месту предоставления услуг, отсутствуют подъемные устройства.

Вопреки требованиям п. 5.5.3. ГОСТ Р 51261-2022 оборудование санузла для инвалидов не соответствует нормативным требованиям, поручень установлен только с одной стороны унитаза.

В соответствии с п 5.1.3 СП 59.13330.2020 пешеходные пути должны иметь непрерывную связь с внешними, по отношению к участку, транспортными и пешеходными коммуникациями, остановочными пунктами пассажирского транспорта общего пользования. Система средств информационной поддержки и навигации должна быть обеспечена на всех путях движения, доступных для МГН на часы работы организации (учреждения или предприятия).

Согласно п. 6.5.3 СП 59.13330.2020 технические средства информации и сигнализации в местах массового посещения должны обеспечивать посетителям объекта возможности однозначной идентификации объектов и мест посещения, получения информации о размещении и назначении функциональных элементов, об ассортименте и характере предоставляемых услуг, надежной ориентации в пространстве, своевременного предупреждения об опасности в экстремальных ситуациях, расположении путей эвакуации и т.п. При необходимости здание или сооружение по заданию на проектирование допускается дополнительно оборудовать звуковыми устройствами ориентирования и информирования для обеспечения навигации инвалидов по зрению.

В соответствии с п. 10.3.1 СП 136.13330.2012 акустические устройства и средства предназначены для оказания помощи лицам с недостатками зрения и слуха, а также для дублирования визуальной информации в наиболее ответственных местах. К ним относятся: звуковые маячки, шумовые индикаторы, средств, звуковоспроизведения, речевые синтезаторы, индукционная петля и другие электроакустические (звукоусиливающие) приспособления (Приложение Б). Следует применять индукционные системы стационарные, узконаправленные, портативные. Места установки индукционных систем - помещения приема посетителей и ожидания, лекционные, зрительные и спортивно-зрелищные залы, фойе, учебные помещения, библиотеки, общежития и гостиничные номера, стационары социальных учреждений.

Вопреки требованиям п. 5.1.3, п. 6.5.3 СП 59.13330.2020, п. 10.3.1, приложение Г (рис. Г.19) СП 136.13330.2012, а также п. 5.5.2.4 СТО РЖД 03.001-2019 на железнодорожном вокзале Мурманск отсутствует система средств информационной поддержки и навигации для лиц с нарушением зрения, а именно отсутствует система радиоинформирования и звукового ориентирования.

Согласно п. 8.1.7 СП59.13330.2020 поверхность столов индивидуального пользования, прилавков, низа окон касс, справочных и других мест эбслуживания, используемых посетителями - инвалидами на креслах-колясках, должна находиться на высоте не более 0,80 - 0,85 м над уровнем пола. Ширина и высота проема для ног должны быть не менее 0,75 м, глубина - не менее 0,5 м.

Вопреки требованиям п. 8.1.7 СП 59.13330.2020 высота расположения низа окна дежурного составляет более 0,80 м (121 см), что не доступно для инвалидов, передвигающихся на кресле-коляске.

Согласно п. 5.6. СП 136.13330.2012 к информационным средствам на участках зданий и сооружений, используемых маломобильными группами населения, относятся: рельефные, фактурные и иные виды тактильных поверхностей путей движения на участках, дорогах и пешеходных трассах; тактильно-контрастные или фотолюминесцентные указатели на путях движения на участках; информационные сооружения (мнемосхемы и тактильно-звуковые мнемосхемы, средства радиоинформирования и ориентирования, стенды, щиты и иные объемные рекламные устройства).

В силу п. 5 (в) Порядка № 329 перевозчики, владельцы инфраструктуры на вокзалах и в поездах дальнего следования обеспечивают, в том числе с помощью персонала и вспомогательных средств, создание пассажирам из числа инвалидов следующих условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: возможность ознакомления с правилами перевозки пассажиров, а также другой необходимой информацией об условиях перевозки в доступной для пассажиров из плела инвалидов форме при обращении к представителю перевозчика или владельца инфраструктуры и (или) по информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", по телефону.

В силу требований п. 5.6 СП 136.13330.2012, п. 5 (в) Порядка № 329 информационный стенд с расписанием о движении поездов, расположенный на платформах, не доступен для восприятия инвалидами, передвигающихся на кресле-коляске, и лицами с нарушением зрения.

Указанные нарушения законодательства Российской федерации в области обеспечения доступности объектов социальной и транспортной инфраструктуры маломобильным группам населения, нарушает права указанной группы лиц, на равные с другими гражданами возможности участия в жизни общества, гарантированные статье 7 Конституции Российской Федерации.

Просил суд обязать ОАО «Российские железные дороги» в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», Сводом правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных приказом Минстроя от 30.12.2020 № 904/пр, выполнить следующие мероприятия на железнодорожном вокзале Мурманск:

- оборудовать лестничные марши завершающими частями поручни с плавным завершением вниз, в сторону ограждения или стены; выполнить контрастное выделение краевых ступеней лестничного марша (сверху ступеней); установленный информационный стенд с расписанием движении поездов, на пассажирских платформах вокзала Мурманск, выполнить доступным для восприятия инвалидами, передвигающихся на кресле-коляске, и лицами с нарушением зрения; оборудовать железнодорожный вокзал Мурманск системами радиоинформирования и звукового ориентирования для лиц с нарушением зрения; оборудовать лестничные марши вокзала Мурманск пандусом или подъемной платформой; в санузле для инвалидов на вокзале Мурманск оборудовать унитаз двумя поручнями; снизить высоту окна дежурного по вокзалу Мурманск до 0,8м; оборудовать пассажирские платформы железнодорожного вокзала Мурманск навесами или павильонами.

Определением суда от 28.05.2024 (протокольным) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные исковые требования, относительно заявленных требований привлечена «Мурманская областная организация инвалидов».

Определением суда от 5 февраля 2024 года прекращено производство по делу в части требований, в связи с отказом истца от иска (л.д. 148-151, том 2).

В ходе судебного разбирательства представитель истца неоднократно уточнял исковые требования, с учетом последний уточнений просил: оборудовать поручни лестничных маршей, ведущий на пассажирскую платформу № 1, а также находящихся в здании железнодорожного вокзала завершающими частями с плавным завершением вниз, в сторону ограждения или стены в соответствии с п. 5.1.13 СП 59.13330.2020; выполнить контрастное выделение общей шириной 0,08-0,1 м на поступях краевых ступеней лестничных маршей, ведущий к пассажирским платформам, а также в здании железнодорожного вокзала город Мурманск, в соответствии с п. 6.2.8 СП 59.13330.2020; оборудовать железнодорожный вокзал города Мурманск системой радиоинформирования и звукового ориентирования для лиц с нарушением зрения в соответствии с п. 5.1.3, п.6.5.3. СП 59.13330.2020, ГОСТ Р 59431-2021.

Представитель истца Буров И.Ю. в судебном заседании заявленные уточненные исковые требования подержал в полном объеме. В судебном заседании дополнил, что считает целесообразным установить срок исполнения решения суда в течение 2-х лет с момента вступления в законную силу.

Представитель ответчика ОАО «РЖД» Загребина О.В. в судебном заседании представила письменные возражения, поддержала доводы, изложенные в них, просила в удовлетворении иска отказать в полном объеме, также обратила внимание суда на выполнение со стороны ОАО «РЖД», установленных действующим законодательством РФ требований по обеспечению минимальных потребностей маломобильных групп населения в доступе на спорный объект железнодорожной инфраструктуры. Указала, что начиная с 2016 года ОАО «РЖД» созданы условия и поддерживаются реальные меры, направленные на беспрепятственный доступ маломобильных групп на объекты пассажирских обустройств железнодорожной инфраструктуры, включая железнодорожный вокзал Мурманск.

Представитель третьего лица «Мурманская областная организация инвалидов» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Права, предоставленные прокурору частью первой статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, должны использоваться для защиты прав и свобод граждан, особо нуждающихся в правовой и социальной защите, а ситуации, требующие предъявления прокурором исков в суд, должны носить характер серьезных нарушений, иметь важное общественное значение и быть связанными с необходимостью защиты так называемого безгласного интереса.

Согласно п. 2 ст. 11 Закона № 17-ФЗ владельцы инфраструктур обязаны обеспечить выполнение законодательства Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее - Устав) пассажиры, пользующиеся услугами по перевозкам, как потребители пользуются всеми правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей.

В силу ст. 80 Устава перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать безопасность перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах, пассажирских платформах и в поездах. Пассажирские вагоны, а также вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов.

Пассажирские вагоны, а также вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов.

На железнодорожных станциях сооружаются пассажирские платформы, оборудованные навесами и павильонами, а также пешеходные настилы, тоннели, мосты в соответствии с нормами технологического проектирования и содержания связанных с обслуживанием пассажиров объектов железнодорожного транспорта, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

В соответствии со ст. 80.1. Устава перевозчик и владелец инфраструктуры должен обеспечивать условия доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов железнодорожного транспорта и предоставляемых на вокзалах и в поездах услуг наравне с другими пассажирами, в том числе: дублирование необходимой для пассажиров из числа инвалидов звуковой и зрительной информации, в том числе о времени отправления и прибытия поезда, стоимости проезда пассажиров и перевозок багажа, грузобагажа, времени работы железнодорожных билетных касс, о предоставляемых гражданам определенных категорий льготах; ознакомление с правилами перевозки пассажиров, а также другой необходимой информацией об условиях перевозки в доступной для пассажиров из числа инвалидов форме.

Пунктом 3 ч. 1 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003 № 17-ФЗ (далее -Закон № 17-ФЗ) безопасность и качество оказываемых услуг отнесено к принципам функционирования железнодорожного транспорта.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона № 17-ФЗ железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, документов по стандартизации, правил и техническим нормам.

В силу ч. 2 ст. 20 Закона № 17-ФЗ установлено, что владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают: безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда; безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа; безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

Пунктом 1 статьи 21 указанного Федерального закона предусмотрено, что железнодорожные пути, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности.

Согласно п. 15 Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.11.2003 № 703 (Правила №703), при оказании услуг по использованию инфраструктуры должны соблюдаться установленные требования по обеспечению безопасности жизни и здоровья пассажиров, работников железнодорожного транспорта и третьих лиц, безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, движения пассажирских поездов в соответствии с расписанием, нормативных сроков доставки грузов, багажа и грузобагажа в пункты назначения, экологической и пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Согласно п. 5, 6 Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2007 № 18, переход граждан через железнодорожные пути допускается только в установленных и оборудованных для этого местах; с целью предупреждения случаев травмирования граждан при их нахождении в зонах повышенной опасности, владельцами инфраструктур предусматривается проведение работ по обеспечению в том числе: содержания пассажирских платформ, пешеходных переходов, тоннелей, мостов и других объектов инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожных путей необщего пользования в исправном техническом и безопасном для движения и (или) нахождения граждан состоянии.

В соответствии с п. 29 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утв. приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21.12.2010 № 286, здания, платформы и другие сооружения и устройства, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны обеспечивать безопасное выполнение операций, связанных с перевозками и обслуживанием пассажиров и других лиц.

Требования указанного Федерального закона реализуются в СП 59.13330.2020 Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 (далее также - СП 59.13330.2020), утвержденном приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12.2020 № 904/пр и введенном в действие с 01.07.2021 (вместо утратившего силу СП 59.13330.2012 Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения.

Статья 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон № 181-ФЗ) предусмотрено, что под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В соответствии со ст. 15 Закона № 181-ФЗ организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам: условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации); надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.

Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.

Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организациями, предоставляющими услуги населению, в пределах установленных полномочий осуществляется инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

Федеральным законом от 03.05.2012 № 46-ФЗ ратифицирована Конвенция о правах инвалидов, в соответствии с частью 1 статьи 9 которой для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни государства - участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к объектам и услугам, открытым и (или) предоставляемым для населения.

На основании части 4 статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги.

В случае, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществлять по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Соответственно, даже до реконструкции, модернизации объектов социальной инфраструктуры собственники объектов должны принимать меры для обеспечения минимальных потребностей инвалидов.

Таким образом, по смыслу указанных норм действие данных правил распространяется также на уже существующие объекты, которые приспосабливаются для нужд инвалидов и маломобильных групп населения.

При этом как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2019 № 1943-О, в случае, если до реконструкции или капитального ремонта объектов социальной инфраструктуры собственники не могут выполнить условия обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры, изложенные в ст. 15 ФЗ № 81, то они должны принять меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, закреплены в том числе Сводом правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных приказом Минстроя от 30.12.2020 № 904/пр (далее - СП 59.13330.2020).

Согласно п. 5.1.13 СП 59.13330.2020 с двух сторон одно- и многомаршевых внешних лестниц следует предусматривать непрерывные по всей их длине ограждения и поручни в соответствии с ГОСТ Р 51261.

Высоту поручня определяют от его верхней части до поверхности проступи ступеней и принимают 0,9 м. Края поручней со стороны пешеходных путей должны быть расположены в одной вертикальной плоскости с границами прохожей части внешней лестницы.

При расчетной ширине прохожей части внешней лестницы 4 м и более следует предусматривать центральные двусторонние поручни. Они могут выполняться с разрывом в плане на горизонтальных площадках.

Перед нижним и верхним маршами внешней лестницы следует предусматривать завершающие части поручней, которые должны быть горизонтальными и выступать за границы лестничных маршей на 0,3 м. В стесненных условиях допускается выполнять завершающие части поручней под углом 90о во внешнюю сторону.

Форма завершающих частей поручней должна быть травмобезопасной: с плавным завершением вниз, в сторону ограждения или стены и т. п.

Расстояние любой прилегающей поверхности до поручней в свету должно быть не менее 0,06 м.

При расположении поручня под нависающими конструкциями ограждений следует обеспечивать высоту над поручнем не менее 0,45 м, а их внешнюю границу проектировать по одной вертикальной проекции с внутренним краем поручня.

Там, где высота свободного пространства от поверхности земли до выступающих снизу конструкций лестниц менее 2,1 м, следует предусматривать ограждение или озеленение (кустарник).

Согласно пункту 6.2.8 СП 59.13330.2020 при перепаде высот пола в здании или сооружении следует предусматривать лестницы, пандусы или подъемные устройства, доступные для МГН. Ступени лестниц должны быть ровными, без выступов и с шероховатой поверхностью. Ребро ступени должно иметь закругление радиусом не более 0,02 м. Боковые края ступеней, не примыкающие к стенам, должны иметь бортики высотой не менее 0,02 м или другие устройства для предотвращения соскальзывания трости или ноги.

Проступи ступеней должны быть горизонтальными шириной 0,3 м (допускается от 0,28 до 0,35 м). Высота ступеней — 0,15 м (допускается от 0,13 до 0,17 м).

На проступях краевых ступеней лестничных маршей должны быть нанесены одна или несколько противоскользящих полос, контрастных с поверхностью ступени, как правило, желтого цвета, общей шириной 0,08—0,1 м.

Допускается применение контрастных противоскользящих полос с фотолюминисцентным покрытием, если это предусмотрено заданием на проектирование. Расстояние между краем контрастной полосы и краем проступи ступени — не более 0,04 м. В том случае, если лестница включает в себя несколько маршей, предупреждающая тактильная полоса обустраивается только перед верхней ступенью верхнего марша и нижней ступенью нижнего марша.

Согласно проведенному комиссионному обследованию поручни на лестничных маршах, находящиеся в здании железнодорожного вокзала Мурманск и ведущие к пассажирской платформе № 1, не оборудованы завершающими частями поручней. которые должны быть горизонтальными и выступать за границы лестничных маршей на 0, 3 м.

Контрастное выделение краевых ступеней лестничного марша, ведущего к пассажирским платформам от железнодорожного вокзала, состоящего из 3 ступеней, отсутствует (нанесено только на подступенок), ширина контрастного выделения краевых ступеней лестничных маршей, ведущих к пассажирским платформам менее 0,08 м (также контрастное выделение нанесено на подступенок).

Согласно п.п. (б, е) п. 5.1 Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов, вокзалов, поездов дальнего следования и предоставляемых услуг на вокзалах и в поездах дальнего следования, утвержденного Приказом Министерства транспорта РФ от 06.11.2015 № 329 (далее - Порядок № 329), владельцы инфраструктуры обеспечивают возможность самостоятельного или с помощью персонала и вспомогательных средств передвижения по территории вокзала, пассажирским платформам в целях доступа к месту предоставления услуг; оказание помощи инвалидам, имеющим стойкие нарушения функций зрения, в передвижении при выгуле собак-проводников (при наличии документа, подтверждающего специальное обучение собаки-проводника).

В силу п. 5 (в) Порядка № 329 перевозчики, владельцы инфраструктуры на вокзалах и в поездах дальнего следования обеспечивают, в том числе с помощью персонала и вспомогательных средств, создание пассажирам из числа инвалидов следующих условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: возможность ознакомления с правилами перевозки пассажиров, а также другой необходимой информацией об условиях перевозки в доступной для пассажиров из числа инвалидов форме при обращении к представителю перевозчика или владельца инфраструктуры и (или) по информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", по телефону.

В соответствии п. 5.1.3 СП 59.13330.2020 пешеходные пути должны иметь непрерывную связь с внешними, по отношению к участку, транспортными и пешеходными коммуникациями, остановочными пунктами пассажирского транспорта общего пользования. Система средств информационной поддержки и навигации должна быть обеспечена на всех путях движения, доступных для МГН на часы работы организации (учреждения или предприятия).

Согласно п. 6.5.3 СП 59.13330.2020 Технические средства информации и сигнализации в местах массового посещения должны обеспечивать посетителям объекта возможности однозначной идентификации объектов и мест посещения, получения информации о размещении и назначении функциональных элементов, об ассортименте и характере предоставляемых услуг, надежной ориентации в пространстве, своевременного предупреждения об опасности в экстремальных ситуациях, расположении путей эвакуации и т.п. При необходимости здание или сооружение по заданию на проектирование допускается дополнительно оборудовать звуковыми устройствами ориентирования и информирования для обеспечения навигации инвалидов по зрению.

Судом установлено, что Мурманской транспортной прокуратурой в результате проверочных мероприятий по соблюдению требований законодательства о защите прав инвалидов, пассажиров на железнодорожном транспорте выявлены нарушения на железнодорожном вокзале города Мурманск, находящегося в ведении ОАО «РЖД».

Проведенной проверкой установлено, что железнодорожный вокзал не в полной мере оборудован специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться его услугами.

Экспертным заключением от 31.10.20203 проведенным АНО «НЦ «АСИ» по требованию Северо-Западной транспортной прокуратуры Мурманской транспортной прокуратуры, а также совместным актом осмотра от 31.10.2023 установлено, что на объекте железнодорожного вокзала Мурманск выявлены нарушения п.5.1.13 СП 59 13330.2020, поручни выполнены не в соответствии с нормативными требованиями, конструкция и размещение опорных устройств не исключает опасности травмирования, в том числе слепых инвалидов, отсутствуют завершающие горизонтальные части поручня.

Контрастное выделение краевых ступеней лестничного марша, нанесено с нарушением требований (нанесено на подступенок) (6.2.8 СП 59.13330.2020);

Отсутствует система средств информационной поддержки и навигации для лиц с нарушением зрения, а именно отсутствует система радиоинформирования и звукового ориентирования (ГОСТ Р 59431-2021), что не соответствует п. 5.1.3, п. 6.5.3 СП 59.13330.2020, п. 10.3.1 СП 136.3330.2012, а также п. 5.6.3 СТО РЖД 03.001-2022.

Согласно выводам экспертного заключения от 31.10.2023 для всех категорий инвалидов, текущая доступность объекта и услуг, равно как и сформированные мероприятия по повышению показателей доступности, не удовлетворяют требованиям безопасности, увеличивая в будущем затраты и усилия на адаптацию к среде, создавая возможность получения травм, невозможности своевременного опознавания и реагирования на места и зоны риска; отсутствия предупреждения о зонах, представляющих потенциальную опасность, отсутствия средств информирования и возможности эффективной ориентации, что в соответствии со ст. 1065 Гражданского Кодекса РФ создает опасность причинения вреда в будущем.

Стандартом РЖД 03.001-2022 «Услуги на железнодорожном транспорте. Требования к обслуживанию маломобильных пассажиров», введенного в действие Распоряжением ОАО "РЖД" от 18.11.2022 г. № 2977р. установлены минимальные функциональные и технические требования по организации обслуживания маломобильных пассажиров с учетом всех аспектов доступности услуг железнодорожного транспорта общего пользования для данной категории пользователей. Указанные требования применяются при проведении мероприятий по реконструкции, модернизации или иных видов ремонта действующих объектов, которые в силу архитектурно-планировочных особенностей, их культурной и исторической значимости не могут быть полностью приспособлены для нужд маломобильных пассажиров. Данный стандарт предназначен для использования всеми подразделениями ОАО «РЖД».

Согласно разделу 5.6.3 установлены требования к системе радиоинформирования и звукового ориентирования инвалидов по зрению.

Пунктом 5.6.3.1 СТО РЖД на вокзальных комплексах рекомендуется использовать систему радиоинформирования и звукового ориентирования инвалидов по зрению по ГОСТ Р 59431.

Пунктом 5.6.3.2 Система радиоинформирования и звукового ориентирования инвалидов по зрению должна обеспечивать возможность инвалидам по зрению (далее - Системы радиоинформирования) с помощью абонентских устройств или смартфонов (с установленным специальным программным обеспечением) получать информацию об объектах, находящихся от них на расстоянии от 10 до 15 м, и в случае необходимости точно определять направление движения к объекту или входной двери на объект.

Пунктом 5.6.3.3 предусмотрено, что инфраструктурное оборудование Системы радиоинформирования может размещаться: на зданиях железнодорожных вокзалов и внутри них; на железнодорожных платформах; на переходах через железнодорожные пути в одном уровне, надземных и подземных и т.д.;

Следовательно, довод представителя ответчика о том, что отсутствует техническая возможность установления радиоинформирования на железнодорожном вокзале города Мурманск, документально не подтвержден.

При этом как следует, из сообщения Общероссийской общественной организации инвалидов (ОООИ-РСИ) от 31 мая 2024 года, оснащение объектов радиоинформирования и звукового ориентирования по ГОСТ Р 59431 в зданиях и на железнодорожных объектах ОАО РЖД проводится. Союз инвалидов также подтверждает высокую эффективность данного оборудования в значительном повышении уровня доступности объектов: неслышно для окружающих, люди с инвалидностью на свое носимое устройство могут получить информацию об объекте, о препятствиях на пути следования, с помощью активации звукового маяка получить ориентир для движения к точке интереса, дистанционно подать сигнал сотруднику на объекте о необходимости помощи, самостоятельно ориентироваться внутри. Согласно представленным сведениям объекты железнодорожной инфраструктуры также оснащены данным оборудованием. Оснащение Системой радиоинформирования и звукового ориентирования по ГОСТ Р 59431-2021 осуществляется в рамках обустройства и разумного приспособления, без проведения реконструкции или капитального ремонта. Для данного оборудования разработана инструкция по монтажу, согласно которой специалист по монтажу на данном объекте может его осуществить. Выполнение монтажных работ не требуют остановки рабочего процесса на объекте. Технические характеристики объекта не меняются. И в соответствии с п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществление монтажных работ Системой радиоинформирования и звукового ориентирования по ГОСТ Р 59431 не относится ни к реконструкции здания, ни к капитальному ремонту и может быть установлена на железнодорожных объектах и платформах.

Из представленной информации Мурманской областной организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» объединяет 15 организаций ВОИ, в том числе инвалидов по зрению в Первомайском округе г. Мурманска 176 инвалидов, в Ленинском округе г. Мурманске 82 инвалида, в Октябрьском округе г. Мурманска 72 инвалида. Представитель организации пояснила, что имеются жалобы инвалидов по вопросу неудобства добираться по платформам железнодорожных путей на станциях в виду отсутствие радиооповещения.

Довод представителя ответчика о том, что положения части первой статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 г. исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам, является несостоятельным, основан на неверном толковании норм права.

Указанной нормой закона, регулирующей вопросы обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры, предусмотрено, что организации, независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Из указанной нормы не следует, что она должна применяться только при строительстве новых объектов. В случае, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Таким образом, до реконструкции, модернизации объектов транспортной инфраструктуры собственники объектов должны принимать меры для обеспечения минимальных потребностей инвалидов.

При таких обстоятельствах, поскольку в ходе проверки, проведенной Мурманской транспортной прокуратурой на объекте железнодорожного вокзала Мурманск установлены нарушения, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Мурманского транспортного прокурора.

Согласно части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Устанавливая срок для исполнения решения, суд руководствуется требованиями разумности, реальных сроков исполнения решения суда, исходит из обеспечения соблюдения баланса интересов сторон и полагает разумным установить срок исполнения решения суда до 01 января 2027 года.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Мурманского транспортного прокурора к открытому акционерному обществу «РЖД» об обязании совершить определенные действия – удовлетворить частично.

Обязать ОАО «Российские железные дороги» в срок до 01 января 2027 года выполнить следующие мероприятия, в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», Сводом правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных приказом Минстроя от 30.12.2020 № 904/пр, на железнодорожном вокзале Мурманск:

- оборудовать поручни лестничных маршей, ведущий на пассажирскую платформу № 1, а также находящихся в здании железнодорожного вокзала завершающими частями с плавным завершением вниз, в сторону ограждения или стены в соответствии с п. 5.1.13 СП 59.13330.2020; выполнить контрастное выделение, общей шириной 0,08-0,1 м на поступях краевых ступеней лестничных маршей, ведущий к пассажирским платформам, а также в здании железнодорожного вокзала город Мурманск, в соответствии с п. 6.2.8 СП 59.13330.2020; оборудовать железнодорожный вокзал города Мурманск системой радиоинформирования и звукового ориентирования для лиц с нарушением зрения в соответствии с п. 5.1.3, п.6.5.3. СП 59.13330.2020, ГОСТ Р 59431-2021.

Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» в доход бюджета муниципальное образование город Мурманск государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья          О.Р. Лобанова

2-1595/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Мурманский транспортный прокурор
Ответчики
ОАО "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД")
Другие
Васильева Екатерина Владимировна
Мурманская областная организация ВОИ
Суд
Ленинский районный суд г. Мурманска
Судья
Лобанова Ольга Раисовна
Дело на сайте суда
len.mrm.sudrf.ru
10.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
10.04.2024Передача материалов судье
10.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.05.2024Судебное заседание
03.07.2024Судебное заседание
10.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.09.2024Дело оформлено
03.10.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
03.10.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
30.10.2024Судебное заседание
05.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
03.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее