Дело № 11-83/2018 мировой судья Смирнова Н.А.
АПЕЛЛЯЦРРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
«05» апреля 2018 года город Тверь
Центральный районный суд г.Твери в составе:
Председательствующего судьи Степановой Е.А.,
при секретаре Кудрявцевой А.А.,
СЃ участием истца Поселюгиной Рќ.Р.,
третьего лица Поселюгина Б.Е.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании РІ РіРѕСЂРѕРґРµ Твери гражданское дело РїРѕ апелляционной жалобе акционерного общества «АтомРнергоСбыт» РІ лице обособленного подразделения «ТверьАтомРнергоСбыт» РЅР° решение РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ СЃСѓРґСЊРё судебного участка в„– 2 Центрального района РіРѕСЂРѕРґР° Твери, исполняющего обязанности РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ СЃСѓРґСЊРё судебного участка в„– 3 Центрального района РіРѕСЂРѕРґР° Твери РѕС‚ 15 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2017 РіРѕРґР° РїРѕ гражданскому делу РїРѕ РёСЃРєСѓ Поселюгиной Рќ.Р. Рє акционерному обществу «АтомРнергоСбыт» РІ лице обособленного подразделения «ТверьАтомРнергоСбыт» РѕР± исключении РёР· платежных документов СЃСѓРјРјС‹ РїРѕ оплате электроэнергии РЅР° общедомовые РЅСѓР¶РґС‹, пени, компенсации морального вреда,
установил:
Поселюгина Рќ.Р. обратилась Рє РјРёСЂРѕРІРѕРјСѓ СЃСѓРґСЊРµ судебного участка в„– 3 Центрального района Рі. Твери СЃ исковым заявлением Рє РђРћ «АтомРнергоСбыт» РІ лице РћРџ «ТверьАтомРнергоСбыт» РѕР± исключении РёР· платежных документов СЃСѓРјРјС‹ задолженности РїРѕ оплате электроэнергии РЅР° общедомовые РЅСѓР¶РґС‹, пени, незаконно выставленные РІ РёСЋРЅРµ 2017 РіРѕРґР°, взыскании морального вреда.
Р’ обоснование РёСЃРєР° Поселюгина Рќ.Р. указала, что решения собственников помещений многоквартирного РґРѕРјР° перейти РЅР° прямые платежи ресурсоснабжающей организации принято РЅРµ было, РґРѕРіРѕРІРѕСЂ СЃ РђРћ «АтомРнергоСбыт» РІ лице РћРџ «ТверьАтомРнергоСбыт» истец РЅРµ заключала.
Между тем, ответчик, РІ нарушение требований жилищного законодательства, Р° также решения Заволжского районного СЃСѓРґР° Рі. Твери РїРѕ делу в„–2-2249/2015, Р·Р° период СЃ 01.04.2014 РїРѕ 31.12.2015 незаконно начислил истцу плату Р·Р° потребление электроэнергии РЅР° ОДН РІ СЃСѓРјРјРµ 3780 рублей 72 копеек, Р° также пени РІ СЃСѓРјРјРµ 345 рублей 65 копеек. Рстец считает действия ответчика РїРѕ начислению платы Р·Р° электроэнергию РЅР° ОДН незаконными, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем обратилась СЃ рассматриваемым РёСЃРєРѕРј РІ СЃСѓРґ, РІ котором просила обязать ответчика исключить РёР· платежных документов задолженность РїРѕ оплате электроэнергии РЅР° ОДН РІ размере 3780 рублей 72 копеек Рё пени РІ размере 345 рублей 65 копеек, взыскать СЃ ответчика компенсацию морального вреда РІ СЃСѓРјРјРµ 1000 рублей.
Решением мирового судьи судебного участка № 2 Центрального района города Твери, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 3 Центрального района города Твери от 15 ноября 2017 года по настоящему гражданскому делу постановлено:
В«Рсковые требования Поселюгиной Рќ.Р. Рє РђРћ «АтомРнергоСбыт» РІ лице обособленного подразделения «ТверьАтомРнергоСбыт» РѕР± обязании исключить РёР· платежного документа СЃСѓРјРјСѓ Р·Р° потребление электроэнергии РЅР° ОДН, исключении РёР· платежного документа СЃСѓРјРјС‹ пени, компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Обязать РђРћ «АтомРнергоСбыт» РІ лице обособленного подразделения «ТверьАтомРнергоСбыт» исключить РёР· платежного документа СЃСѓРјРјСѓ долга, выставленную Р·Р° потребление электроэнергии РЅР° ОДН Р·Р° период СЃ 11.10.2014 РіРѕРґР° РїРѕ 31.12.2015 РіРѕРґР° РІ отношении квартиры в„– РєРѕСЂРї.в„– РґРѕРјР° в„– РїРѕ <адрес> РІ размере 2859 СЂСѓР±. 66 РєРѕРї., исключить РёР· платежного документа СЃСѓРјРјСѓ пени РІ размере 345 СЂСѓР±. 65 РєРѕРї., выставленную РІ РёСЋРЅРµ 2017 РіРѕРґР°.
Взыскать СЃ РђРћ «АтомРнергоСбыт» РІ лице обособленного подразделения «ТверьАтомРнергоСбыт» РІ пользу Поселюгиной Рќ.Р. РІ счет компенсации морального вреда 500 СЂСѓР±. 00 РєРѕРї., штраф РІ размере 250 СЂСѓР±. 00 РєРѕРї., Р° всего 750 СЂСѓР±. 00 РєРѕРї.
Р’ удовлетворении остальной части исковых требований Поселюгиной Рќ.Р. Рє РђРћ «АтомРнергоСбыт» РІ лице обособленного подразделения «ТверьАтомРнергоСбыт» отказать.
Взыскать СЃ РђРћ «АтомРнергоСбыт» государственную пошлину РІ РґРѕС…РѕРґ бюджета муниципального РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° РіРѕСЂРѕРґ Тверь РІ размере 700 рублей».
РќРµ согласившись СЃ постановленным мировым судьей решением, РђРћ «АтомРнергоСбыт» РІ лице обособленного подразделения «ТверьАтомРнергоСбыт» обратилось РІ СЃСѓРґ СЃ апелляционной жалобой, РІ которой просило решение РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ СЃСѓРґСЊРё судебного участка в„– 2 Центрального района РіРѕСЂРѕРґР° Твери, исполняющего обязанности РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ СЃСѓРґСЊРё судебного участка в„– 3 Центрального района РіРѕСЂРѕРґР° Твери РѕС‚ 15 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2017 РіРѕРґР° отменить Рё принять РїРѕ делу РЅРѕРІРѕРµ решение РѕР± отказе РІ удовлетворении исковых требований РІ полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик указал, что считает постановленное мировым судьей решение необоснованным, вынесенным с нарушением норм действующего законодательства и подлежащим отмене по следующим основаниям.
РќР° основании приказа Министерства энергетики Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации в„–116 РѕС‚ 19 марта 2014 РіРѕРґР° РђРћ «АтомРнергоСбыт» СЃ 01 апреля 2014 РіРѕРґР° приступило Рє исполнению функций гарантирующего поставщика РЅР° территории Тверской области, Р·Р° исключением второй Р·РѕРЅС‹ деятельности РћРђРћ «МРСК Центра» Рё Р·РѕРЅС‹ деятельности РћРђРћ «Оборонэнергосбыт».
Продажа электроэнергии населению осуществляется по договорам энергоснабжения в порядке, установленном законодательством об электроэнергетике, Правилами представления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации №354 от 06 мая 2011 года.
Указанными нормативными актами установлен порядок поставки и оплаты электроэнергии собственниками (нанимателями) помещений многоквартирного дома, который предусматривает заключение договора энергоснабжения между ресурсоснабжающими организациями и исполнителями коммунальных услуг.
По мнению ответчика, из буквального толкования пунктов 13-15, подпункта «б» пункта 17 Правил №354 следует, что если управляющая организация или иной исполнитель коммунальных услуг не заключит договор с ресурсоснабжающей организацией, последняя обязана приступить к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида непосредственно собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме. В этом случае в соответствии со статьями 8, 9, 10 Правил №354 ресурсоснабжающая организация выступает исполнителем коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 32 Правил №354 исполнитель коммунальных услуг имеет право требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги, а также в случаях, установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, - уплаты неустоек (штрафов, пеней).
В силу пункта 40 Правил №354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме, т.е. за коммунальные услуги, предоставленные на обще домовые нужды.
Анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что установленный ранее в части 7.1 статьи 155 ЖК РФ запрет на внесение платы за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, ресурсоснабжающим организациям относится лишь к случаям, когда управляющей организацией, выбранной для управления многоквартирным домом, заключен договор с ресурсоснабжающей организацией, которая осуществляет энергоснабжение.
РџРѕ мнению ответчика, РІ случае отсутствия РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° между управляющей компанией, выбранной РІ установленном РїРѕСЂСЏРґРєРµ для управления многоквартирным РґРѕРјРѕРј, Рё РђРћ «АтомРнергоСбыт» как ресурсоснабжающей организацией, последнее РЅРµ вправе отказаться РѕС‚ энергоснабжения многоквартирного РґРѕРјР°, РЅРµ вправе отключить или ограничить электроснабжение граждан, проживающих РІ указанном РґРѕРјРµ, обязано поставлять электроэнергию РІ полном объеме, РІ том числе РЅР° общедомовые РЅСѓР¶РґС‹, непосредственно гражданам, выполняя РїСЂРё этом функции исполнителя коммунальных услуг. Таким образом, РїСЂРё исполнении указанных обязанностей РђРћ «АтомРнергоСбыт» РІ силу пункта 8 Правил в„–354 вправе требовать Рё получать РѕС‚ потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг. Рсполнение гражданами законных требований ресурсоснабжающей организации РѕР± оплате переданной коммунальной услуги, РІ том числе Рё РЅР° общедомовые РЅСѓР¶РґС‹, РЅРµ может нарушать права Рё законные интересы граждан, поскольку такой платеж предусмотрен нормативным актом.
Пунктом 3 Правил №354 установлено, что органом, уполномоченным давать разъяснения по их применению дает Министерство строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации.
РџРѕ запросу РђРћ «АтомРнергоСбыт» в„–631-Рџ РѕС‚ 25.09.2015 Министерство строительства Рё жилищно-коммунального хозяйства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации представило разъяснения РїРѕ РїРѕРІРѕРґСѓ применения пунктов 14 Рё 17 Правил в„–354 Рё указало, что законодательством предусмотрены случаи, РІ которых ресурсоснабжающие организации РјРѕРіСѓС‚ являться исполнителями коммунальных услуг, Рё имеют право рассчитывать Рё взимать, РІ том числе плату Р·Р° коммунальные услуги, потребленные РЅР° общедомовые РЅСѓР¶РґС‹, Р° также указало, что нормативное содержание положений части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации распространяется РЅР° случаи, РїСЂРё которых исполнителем коммунальной услуги является управляющая организация, РўРЎР–, жилищный кооператив или РёРЅРѕР№ специализированный потребительский кооператив, которыми заключен РґРѕРіРѕРІРѕСЂ ресурсоснабжения СЃ соответствующей ресурсоснабжающей организацией.
Аналогичное разъяснение представило НП «Совет Рынка» в письме №СР- 02/15-5402 от 12 ноября 2015 года.
РљСЂРѕРјРµ того РїРѕ запросу РћРџ «ТверьАтомРнергоСбыт» в„– 78/2509 РѕС‚ 30.09.2016 Главное управление «Государственная жилищная инспекция» Тверской области пояснило, что РІ соответствии СЃ пунктами 14, 17 Правил в„– 354, ресурсоснабжающая организация, для которой РІ соответствии СЃ законодательством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации заключение РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° СЃ потребителем является обязательным, приступает Рє предоставлению коммунальной услуги собственникам Рё пользователям помещений РІ многоквартирном РґРѕРјРµ, управление которым осуществляется управляющей компанией, РЅРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂ поставки коммунального ресурса такой компанией СЃ ресурсоснабжающей организацией РЅРµ заключен, РґРѕ РґРЅСЏ начала предоставления коммунальных услуг управляющей компанией. Таким образом, действующее законодательство допускает возможность начисления Рё взимания платы СЃ граждан Р·Р° коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающими организациями РІ отсутствие РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° СЃ управляющей компанией.
Согласно письму Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области №4369-06 от 10.04.2017 г. ресурсоснабжающая организация в соответствии с жилищным законодательством предоставляет коммунальные услуги потребителям в многоквартирных домах, которыми управляет управляющая организация, товарищество или кооператив, такая ресурсоснабжающая организация осуществляет все права и обязанности исполнителя коммунальных услуг, предусмотренные пунктами 31, 32 и 40 Правил № 354, включая определение размера платы за предоставленные коммунальные услуги и выставление собственникам (пользователям) помещений в многоквартирных домах платежных документов на оплату коммунальных услуг с указанием расчетных счетов ресурсоснабжающей организации. В соответствии с подпунктом «а» пункта 32 и пунктом 40 Правил №354 ресурсоснабжающая организация, являющаяся исполнителем коммунальных услуг, вправе требовать от потребителя внесения платы за коммунальные услуги.
Аналогичная позиция изложена в письме Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области №6734-Б от 25.11.2015 г. в ответ на обращение потребителя в Минстрой России (вх. ПГ- 5677 от 13.10.2015 г.).
В соответствии с Письмом Минстроя России от 30 декабря 2016 года №45097-АЧ/04 во всех случаях, когда РСО в соответствии с жилищным законодательством предоставляет коммунальные услуги потребителям в многоквартирных домах, которыми управляет управляющая организация по договору управления, товарищество или кооператив (части 17 или 18 статьи 12 Федерального закона 176-ФЗ, пункты 6 - 9, 14, 15, 17 Правил №354, пункт 30 Правил №124), такая ресурсоснабжающая организация осуществляет все права и обязанности исполнителя коммунальных услуг, предусмотренные пунктами 31, 32 и 40 Правил №354, включая определение размера платы за предоставленные коммунальные услуги и выставление собственникам (пользователям) помещений в многоквартирных домах платежных документов на оплату коммунальных услуг с указанием расчетных счетов РСО.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 32 и пунктом 40 Правил №354 РСО, являющаяся исполнителем коммунальных услуг, вправе требовать от потребителя внесения платы за коммунальные услуги, потребленные в помещении, а также платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды. Такая плата в соответствии с пунктом 69 Правил №354 подлежит внесению потребителями на банковский счет РСО, выступающей для потребителей исполнителем коммунальных услуг.
Таким образом, исполнение гражданами законных требований ресурсоснабжающей организации об оплате переданной коммунальной услуги, в том числе и на общедомовые нужды, не может нарушать их права и законные интересы, поскольку такой платеж предусмотрен нормативным актом.
Вывод истца о неправомерности действий гарантирующего поставщика основан на ошибочном толковании вышеуказанных нормативно-правовых актов и без учета их очевидной взаимосвязи.
Порядок расчета объемов потребленных коммунальных ресурсов установлен пунктом 44 Правил №354 и осуществлялся ответчиком в строгом соответствии с формулами, предусмотренными указанным нормативно- правовым актом.
Рспользуемый ответчиком РїРѕСЂСЏРґРѕРє определения объема электрической энергии, потребляемой РїСЂРё использовании общего имущества РІ многоквартирном РґРѕРјРµ, является обязательным для всех участников процесса поставки коммунального ресурса РїРѕ электроснабжению мест общего пользования Рё РЅРµ изменяется РІ зависимости РѕС‚ того, кто является исполнителем коммунальной услуги Рё осуществляет расчеты Р·Р° электрическую энергию, управляющая компания или ресурсоснабжающая организация.
С управляющей компанией, осуществляющей управление многоквартирным домом по адресу проживания истца в период с апреля 2014 года по декабрь 2015 года, гарантирующим поставщиком договор энергоснабжения не заключен, многоквартирный дом находился на непосредственном управлении.
РђРћ «АтомРнергоСбыт» РІ 2016 РіРѕРґСѓ производились действия РїРѕ начислению платы Р·Р° электроэнергию РЅР° ОДН РЅР° основании решения принятого РЅР° общем собрании собственников помещений многоквартирного РґРѕРјР° Рѕ внесении платы Р·Р° коммунальную услугу «электроснабжение мест общего пользования» непосредственно ресурсоснабжающей организации.
Поскольку то обстоятельство, кем будет взиматься плата за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды (гарантирующим поставщиком или управляющей организацией) на обязанность истца по внесению такой платы не влияет, оспариваемые действия гарантирующего поставщика не могут быть признаны незаконными. Доказательств двойного начисления платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды истцом не представлено.
Требования истца о взыскании компенсации морального вреда не подлежат удовлетворению в связи с отсутствием правовых оснований. Применение к спорным правоотношениям закона РФ «О защите прав потребителей», по мнению ответчика, невозможно, поскольку стороны не состоят в договорных отношениях по поставке электроэнергии.
В судебном заседании истец Поселюгина Н.Б., третье лицо Поселюгин Б.Е. возражали против доводов апелляционной жалобы, просили суд решение мирового судьи судебного участка № 2 Центрального района города Твери, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 3 Центрального района города Твери от 15 ноября 2017 года оставить без изменения.
Представитель ответчика РђРћ «АтомРнергоСбыт» РІ лице обособленного подразделения «ТверьАтомРнергоСбыт», извещенный СЃСѓРґРѕРј надлежащим образом Рѕ РґРЅРµ, месте Рё времени рассмотрения дела, РІ судебное заседание РЅРµ явился, Рѕ причинах неявки СЃСѓРґСѓ РЅРµ сообщил.
Представитель третьего лица ООО «ГУК Центрального района г. Твери», извещенный судом надлежащим образом о дне, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, об отложении судебного заседания не ходатайствовали, своих представителей в суд апелляционной инстанции также не направили, в связи с чем, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие иных лиц, участвующих в деле.
Заслушав доводы истца, третьего лица, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного постановления в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), суд приходит к следующему.
В силу ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно ст. 198 ГПК РФ в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд.
В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19 декабря 2003 года "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п. 3).
Заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с частью 2 статьи 56 ГПК РФ (п. 5).
Р’ судебном заседании установлено, что РЅР° основании РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° передачи квартиры РІ собственность граждан РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ Поселюгина Рќ.Р. Рё Поселюгин Р‘.Р•. имеют РІ совместной собственности квартиру в„–, расположенную РїРѕ адресу: <адрес>.
Как следует РёР· материалов гражданского дела Рё РЅРµ оспаривалось стороной ответчика, РІ период СЃ июля 2014 Рі. РїРѕ декабрь 2015 Рі. РђРћ «АтомРнергоСбыт» РІ лице РћРџ «ТверьАтомРнергоСбыт» истцу была начислена плата Р·Р° потребление электроэнергии РЅР° ОДН РІ размере 3780 рублей 72 копеек, Р° также пени РІ СЃСѓРјРјРµ 345 рублей 65 копеек. Указанная СЃСѓРјРјР° истцом РЅРµ оплачена.
В силу статей 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирных домах включает плату за электроснабжение.
Управляющие организации в силу статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, должны предоставлять жителям многоквартирных домов весь комплекс коммунальных услуг, в том числе закупать электроэнергию для мест общего пользования многоквартирных жилых домов, и не могут осуществлять только часть функций управления, не оказывая населению коммунальную услугу по энергоснабжению.
Согласно части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила), в соответствии с пунктом 13 которых предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
При этом в соответствии с п.п. "а" пункта 9 указанных Правил управляющая организация не вправе отказаться от включения в заключаемый с ней договор управления многоквартирным домом условий о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг.
В соответствии с частью 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае, если управление домом осуществляется управляющей организацией (при отсутствии товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, иного специализированного кооператива), плату за коммунальные услуги собственники вносят управляющей компании за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
РР· изложенного следует, что РїРѕСЂСЏРґРѕРє оплаты коммунальных услуг РІ многоквартирном РґРѕРјРµ зависит РѕС‚ выбранного жильцами СЃРїРѕСЃРѕР±Р° управления, Р° право начисления Рё взимания платы Р·Р° предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных РґРѕРјРѕРІ коммунальные услуги, принадлежит лицу, РІ том числе ресурсоснабжающей организации, РЅР° основании принятого РІ установленном законом РїРѕСЂСЏРґРєРµ решения общего собрания собственников помещений РІ многоквартирном РґРѕРјРµ Рѕ внесении платы Р·Р° коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации.
Кроме того, часть 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) не допускала возможности прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (ч. 8 ст. 155 ЖК РФ).
Таким образом, именно организация, осуществлявшая в спорный период времени управление многоквартирным домом, являлась исполнителем коммунальных услуг, и имела право взимать плату за оказанные услуги электроснабжения в местах общего пользования.
Как следует из материалов дела в спорный период времени способом управления многоквартирным домом № <адрес> являлось – «управление управляющей компанией», управляющей компанией с 01.01.2014 по 08.12.2014 являлось ООО «УК Центрального района г. Твери», а с 08.12.2015 - ООО «ГУК Центрального района г. Твери».
Сам РїРѕ себе факт отсутствия договорных отношений между РђРћ «АтомРнергоСбыт» Рё управляющей компанией РЅРµ является основанием для возникновения Сѓ РђРћ «АтомРнергоСбыт» права РЅР° взимание платы Р·Р° поставку электроэнергии РЅР° общедомовые РЅСѓР¶РґС‹ СЃ собственников жилых помещений.
Пункт 17 Правил, на который ссылается ответчик, не предусматривает наделение ресурсоснабжающих организаций правом взимания платы за поставленную электроэнергию с жильцов при наличии договора управления многоквартирным домом управляющей организацией.
Согласно пункту 40 Правил, в редакции, действующей на момент спорных отношений, потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
В силу пункта 44 Правил, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Согласно представленному РІ материалы дела ответу РћРћРћ «ГУК Центрального района Рі. Твери» РЅР° запрос СЃСѓРґР°, СЃ января 2014 Рі. РїРѕ 08.12.2014 управление многоквартирным РґРѕРјРѕРј РїРѕ адресу: <адрес> осуществляло РћРћРћ «УК Центрального района Рі. Твери» (РРќРќ 6950077228). РџРѕ данным ГУК «Центрального района Рі. Твери» решение общего собрания собственников помещений многоквартирного РґРѕРјР° Рѕ внесении платы Р·Р° электроэнергию потребленную РЅР° общедомовые РЅСѓР¶РґС‹ непосредственно РІ РђРћ «АтомРнергоСбыт», либо Рѕ распределении сверхнормативного объема коммунальной услуги, представленной РЅР° общедомовые РЅСѓР¶РґС‹ Р·Р° период СЃ 01.01.2014 РїРѕ настоящее время РЅРµ принималось.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
РЎ учетом изложенных обстоятельств, оснований для отмены постановленного мировым судьей решения Рё удовлетворения апелляционной жалобы РђРћ «АтомРнергоСбыт» Сѓ СЃСѓРґР° РЅРµ имеется.
В остальной части решение суда не обжалуется и судом апелляционной инстанции не проверяется.
Фактов нарушения судом первой инстанции норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью четвертой статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены правильного по существу решения суда по доводам данной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, суд
определил:
решение РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ СЃСѓРґСЊРё судебного участка в„– 2 Центрального района РіРѕСЂРѕРґР° Твери, исполняющего обязанности РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ СЃСѓРґСЊРё судебного участка в„– 3 Центрального района РіРѕСЂРѕРґР° Твери РѕС‚ 15 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2017 РіРѕРґР° РїРѕ РёСЃРєСѓ Поселюгиной Рќ.Р. Рє акционерному обществу «АтомРнергоСбыт» РІ лице обособленного подразделения «ТверьАтомРнергоСбыт» РѕР± исключении РёР· платежных документов СЃСѓРјРјС‹ РїРѕ оплате электроэнергии РЅР° общедомовые РЅСѓР¶РґС‹, пени, компенсации морального вреда оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества «АтомРнергоСбыт» РІ лице обособленного подразделения «ТверьАтомРнергоСбыт» - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья Е.А. Степанова
Мотивированное определение изготовлено 10 апреля 2018 года.