Решение по делу № 2-1125/2022 от 17.08.2022

Дело №2-1125/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 октября 2022 года п. Матвеев Курган

Матвеево-Курганский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Цокуренко Н.П.,

при секретаре судебного заседания Тищенко Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в лице территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г. Таганроге, Неклиновском, Матвеево-Курганском, Куйбышевском районах к администрации Матвеево-Курганского района Ростовской области, МУП «Водоканал» Матвеево-Курганского района Ростовской области о признании незаконным бездействия по исполнению требований санитарного законодательства, обязании устранить выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства,

установил:

Управление Роспотребнадзора по Ростовской области в лице территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г. Таганроге, Неклиновском, Матвеево-Курганском, Куйбышевском районах обратилось в суд с иском к администрации Матвеево-Курганского района Ростовской области и МУП «Водоканал» Матвеево-Курганского района Ростовской области, в котором просит суд: признать незаконным факт бездействия администрации Матвеево-Курганского района Ростовской области по исполнению требований санитарного законодательства по подготовке технического задания на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями; обязать администрацию Матвеево-Курганского района Ростовской области ежегодно подготавливать техническое задание на разработку мероприятий по приведению качества питьевой воды подземных источников водоснабжения – артезианских скважин и направлять в МУП «Водоканал» Матвеево-Курганского района Ростовской области; признать незаконным факт бездействия администрации Матвеево-Курганского района Ростовской области и МУП «Водоканал» Матвеево-Курганского района Ростовской области по исполнению требований санитарного законодательства по обеспечению населения района качественной водой для хозяйственно-бытовых нужд; обязать МУП «Водоканал» Матвеево-Курганского района Ростовской области устранить нарушения санитарно-эпидемиологических требований, в соответствии с действующим законодательством: обеспечить качество поставляемой населению воды для хозяйственно-бытовых нужд в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» по микробиологическим, органолептическим и санитарно-химическим показателям.

В обоснование исковых требований истец сослался на то, что по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за качеством питьевой воды, средние уровни показателей проб питьевой воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества питьевой воды. Территориальным отделом в январе 2022 года были направлены уведомления в орган местного самоуправления и в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение. В соответствии с п.6 ст.23 Федерального закона №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае получения указанного уведомления органы местного самоуправления до 1 марта очередного года обязаны внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Несмотря на то, что уведомление было направлено главе администрации Матвеево-Курганского района Ростовской области и директору МУП «Водоканал» Матвеево-Курганского района Ростовской области, указанная информация не поступила. Кроме того, администрацией Матвеево-Курганского района Ростовской области техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, не разработано.

В судебное заседание территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г. Таганроге, Неклиновском, Матвеево-Курганском, Куйбышевском районах, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, представителя не направил.

Ответчик - администрация Матвеево-Курганского района Ростовской области, будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела, представила заявление, согласно которому заявленные исковые требования признает в полном объеме, последствия признания иска разъяснены и понятны, просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Ответчик - МУП «Водоканал» Матвеево-Курганского района Ростовской области, будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об отложении дела не заявлено. В ранее представленном возражении просил в иске отказать, указав, что нарушения были оперативно устранены, Проведены профилактические дезинфицирующие обработки водоподъемного оборудования скважин, резервуаров накопителей хлоросодержащим раствором гипохлорита натрия с концентрацией от 75 до 100 мг\л активного хлора. За выявленное нарушение МУП «Водоканал» привлечен к административной ответственности по ст. 6.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа, который оплачен.

Исследовав материалы дела, оценив представленные по делу доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Данное право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации, а также в статье 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В пункте 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 322 от 30 июня 2004 г., Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функцию по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, защиты прав потребителей на потребительском рынке.

Исходя из абз. 2 п. 1 ст. 1 Федерального закона № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

Согласно п. 1 ст. 19 названного Федерального закона питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

Федеральным законом от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

В соответствии со ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Согласно пункту 18 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» питьевая вода – вода, за исключением бутилированной питьевой воды, предназначенная для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения, а также для производства пищевой продукции.

В Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоотведения относятся организация водоснабжения населения, в том числе, принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Частью 1.1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Как следует из положений статьи 23 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона (часть 1).

Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям (часть 2).

В соответствии с пунктом 5 статьи 23 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что если по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды средние уровни показателей проб питьевой воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества питьевой воды, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязан до 01 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления и в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение.

Согласно требованиям пункта 6 статьи 23 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае получения указанного в части 5 настоящей статьи уведомления органы местного самоуправления до 1 марта очередного года обязаны внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №3 утверждены Санитарные правила и нормы СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

Согласно пункту 75 СанПин 2.1.3684-21 качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам.

СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 года №2, установлены специальные требования к нормативам качества и безопасности воды.

В соответствии с пунктом 76 СанПиН 2.1.3684-21, при несоответствии качества подаваемой питьевой и горячей воды, хозяйствующим субъектом, осуществляющим водоснабжение, организуются и проводятся санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивающие, в том числе, выявление и устранение причин ухудшения ее качества и безопасности обеспечения населения питьевой водой.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что на территории Матвеево-Курганского района Ростовской области услуги населению по доставке воды для хозяйственно-бытовых нужд осуществляет МУП «Водоканал» Матвеево-Курганского района Ростовской области, учредителем которого является администрация Матвеево-Курганского района Ростовской области.

В соответствии с программой наблюдения объектов окружающей среду оперативного мониторинга территории Матвеево-Курганского района Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г.Таганроге, Неклиновском, Матвеево-Курганском, Куйбышевском районах по результатам лабораторных испытаний ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Ростовской области» проб питьевой воды установлено, что вода питьевая подземного источника водоснабжения: скважина в <адрес>, скважина <адрес>, скважина <адрес>, вода из резервуара <адрес>, вода из резервуара <адрес> не соответствует требованиям микробиологической безопасности, кроме того питьевая вода из скважины <адрес> не соответствует по органолептическим показателям, по обобщенным показателям и по неорганическим веществам.

За выявленные нарушения МУП Матвеево-Кургшанского района «Водоканал» привлечен к административной ответственности по ст. 6.5 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа 20000 рублей.

В адрес администрации Матвеево-Курганского района Ростовской области и МУП «Водоканал» Матвеево-Курганского района Ростовской области направлены уведомления о несоответствии нормативам качества питьевой воды.

Вместе с тем, администрация Матвеево-Курганского района Ростовской области, в нарушение требований пункта 6 статьи 23 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» не внесла изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Более того, как следует из доводов искового заявления, не опровергнутых ответчиком, администрацией Матвеево-Курганского района Ростовской области до настоящего времени не разработано техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о бездействии администрации Матвеево-Курганского района Ростовской области по исполнению требований санитарного законодательства по подготовке технического задания на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, а также бездействии администрации Матвеево-Курганского района Ростовской области и МУП «Водоканал» Матвеево-Курганского района Ростовской области по исполнению требований санитарного законодательства по обеспечению населения района качественной водой для хозяйственно-бытовых нужд, в связи с чем, требования истца об обязании администрации Матвеево-Курганского района Ростовской области ежегодно подготавливать техническое задание на разработку мероприятий по приведению качества питьевой воды подземных источников водоснабжения – артезианских скважин и направлять в МУП «Водоканал» Матвеево-Курганского района Ростовской области и обязании МУП «Водоканал» Матвеево-Курганского района Ростовской области устранить нарушения санитарно-эпидемиологических требований, в соответствии с действующим законодательством: обеспечить качество поставляемой населению воды для хозяйственно-бытовых нужд в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» по микробиологическим органолептическим и санитарно-химическим показателям, подлежат удовлетворению.

Доводы ответчика МУП «Водоканал» Матвеево-Курганского района Ростовской области изложенные в письменных возражениях суд находит не состоятельными. Доказательств, подтверждающих устранение нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду, в частности, на соответствие качества питьевой воды санитарно-эпидемиологическим требованиям, ответчиком МУП «Водоканал» Матвеево-Курганского района Ростовской области не представлено.

Представленные ответчиком договор от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по проведению анализа воды, заключенный с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области», акт о проведении промывки и дезинфекции трубопроводов (сооружений) от ДД.ММ.ГГГГ, протокол лабораторных испытаний от ДД.ММ.ГГГГ, , от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ микробиологических и химических исследований проб питьевой воды, не свидетельствуют об устранении выявленных нарушений по обеспечению холодным водоснабжением надлежащего качества, соответствующим санитарным нормам и правилам.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» документом, удостоверяющим соответствие или несоответствие санитарным правилам факторов среды обитания, является санитарно-эпидемиологическое заключение, которое выдается федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Следовательно, только при наличии документа, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, можно установить соответствие санитарных правил и безопасности питьевой воды.

Вместе с тем, ответчик МУП «Водоканал» Матвеево-Курганского района Ростовской области в обоснование несогласия с заявленными требованиями, ссылается на устранение нарушений, путем профилактической дезинфицирующей обработки водоподъемного оборудования скважин, резервуаров накопителей хлоросодержащим раствором гипохлорита натрия и повторные лабораторные испытания, проведенные ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области».

Согласно статье 25 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение. Порядок осуществления производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом (часть вторая). Гарантирующие организации вправе осуществлять производственный контроль качества питьевой воды на объектах централизованной системы холодного водоснабжения, эксплуатируемых другими организациями (часть третья).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2015 г. №10 утверждены правила осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, согласно пункту 7 которых программа производственного контроля должна предусматривать проведение лабораторных исследований и испытаний качества воды на соответствие показателям, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами, не реже 1 раза в месяц, а также информирование территориального органа о выявленном по результатам лабораторных исследований и испытаний несоответствии качества воды установленным требованиям.

В силу пункта 22 указанных правил организация, осуществляющая водоснабжение, в течение 3 рабочих дней со дня получения результатов лабораторных исследований и испытаний, свидетельствующих о несоответствии качества воды установленным требованиям, направляет территориальному органу выписку из журнала контроля качества воды.

Между тем, МУП «Водоканал» Матвеево-Курганского района Ростовской области документов, подтверждающих проведение указанных лабораторных исследований и испытаний качества воды на соответствие показателям, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами, не предоставило.

Все вышеизложенное свидетельствует о том, что МУП «Водоканал» Матвеево-Курганского района Ростовской области до настоящего времени не устранило нарушения обязательных требований к обеспечению жителей <адрес>, холодным водоснабжением надлежащего качества, соответствующим санитарным нормам и правилам, а, следовательно, исковые требования Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г.Таганроге, Неклиновском, Матвеево-Курганском, Куйбышевском районах подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в лице территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г. Таганроге, Неклиновском, Матвеево-Курганском, Куйбышевском районах к администрации Матвеево-Курганского района Ростовской области, МУП «Водоканал» Матвеево-Курганского района Ростовской области о признании незаконным бездействия по исполнению требований санитарного законодательства, обязании устранить выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Матвеево-Курганского района Ростовской области (ИНН 6119003088, ОГРН 1026101233971) по исполнению требований санитарного законодательства по подготовке технического задания на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями.

Обязать администрацию Матвеево-Курганского района Ростовской области ежегодно подготавливать техническое задание на разработку мероприятий по приведению качества питьевой воды подземных источников водоснабжения – артезианских скважин и направлять в МУП «Водоканал» Матвеево-Курганского района Ростовской области.

Признать незаконным бездействие администрации Матвеево-Курганского района Ростовской области (ИНН 6119003088, ОГРН 1026101233971) и МУП «Водоканал» Матвеево-Курганского района Ростовской области (ИНН 6119007974, ОГРН 1166196078157) по исполнению требований санитарного законодательства по обеспечению населения района качественной водой для хозяйственно-бытовых нужд.

Обязать МУП «Водоканал» Матвеево-Курганского района Ростовской области устранить нарушения санитарно-эпидемиологических требований, в соответствии с действующим законодательством: обеспечить качество поставляемой населению воды для хозяйственно-бытовых нужд в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» по микробиологическим, органолептическим и санитарно-химическим показателям.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Матвеево-Курганский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Н.П. Цокуренко

В окончательной форме решение принято 17.10.2022.

2-1125/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Управления Роспотребнадзора по Ростовской области
Ответчики
Администрация Матвеево-Курганского района Ростовской области
МУП "Водоканал Матвеево-Курганского района"
Суд
Матвеево-Курганский районный суд Ростовской области
Судья
Цокуренко Наталья Павловна
Дело на сайте суда
mkurgansky.ros.sudrf.ru
17.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.08.2022Передача материалов судье
22.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.10.2022Подготовка дела (собеседование)
10.10.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.10.2022Судебное заседание
17.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.10.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее