Решение по делу № 2-348/2022 от 22.08.2022

УИД 51RS0018-01-2022-000625-68

Дело № 2-348/2022

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ковдор 14 сентября 2022 г.

Ковдорский районный суд Мурманской области в составе

председательствующего судьи Фадеевой Г.Г.,

при секретаре Ерохиной П.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного областного казенного учреждения «Кандалакшский межрайонный центр социальной поддержки населения» к Стельмаху Евгению Валентиновичу о взыскании неосновательного обогащения,

установил:

Государственное областное казенное учреждение «Кандалакшский межрайонный центр социальной поддержки населения» (далее - ГОКУ «Кандалакшский межрайонный ЦСПН») обратилось с иском к Стельмаху Е.В. о взыскании неосновательного обогащения.

В обоснование заявленных требований указано, что с ответчиком был заключен социальный контракт на период с <дд.мм.гг> по <дд.мм.гг>, конечной целью которого являлось официальное трудоустройство. В соответствии с заключенным социальным контрактом ответчику была назначена адресная государственная социальная помощь в размере * рублей в первый месяц действия социального контракта (<дд.мм.гг>) и три месяца с даты официального трудоустройства, а также в размере * рублей ежемесячно в период с <дд.мм.гг> по <дд.мм.гг>, и в размере * рублей в период с <дд.мм.гг> по <дд.мм.гг>.

В соответствии с программой социальной адаптации Стельмах Е.В. обязан был предоставить специалисту учреждения отчетные документы, подтверждающие расходование адресной государственной социальной помощи в <дд.мм.гг> на приобретение электросчетчика. Кроме того, Стельмах Е.В. обязан был трудоустроиться в срок до <дд.мм.гг>. Мероприятия, запланированные на <дд.мм.гг>, Стельмахом Е.В. не исполнены. В связи с чем, социальный контракт был признан неэффективным и решением от <дд.мм.гг> – расторгнут в одностороннем порядке.

<дд.мм.гг> учреждение письменно обратилось к ответчику о необходимости возврата в бюджет необоснованно полученных сумм адресной государственной социальной помощи на основании социального контракта в размере 61145 рублей 00 копеек в срок до <дд.мм.гг>. Однако, до настоящего времени указанная сумма ответчиком в бюджет не возвращена.

По указанным основаниям истец просит взыскать с ответчика в пользу истца необоснованно полученную адресную государственную социальную помощь на основании социального контракта за <дд.мм.гг> в размере 61145 рублей 00 копеек, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 2035 рублей 00 копеек.

Представитель истца ГОКУ «Кандалакшский межрайонный ЦСПН» в суд не явился; о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, дело просили рассмотреть в отсутствие представителя, на исковых требованиях настаивают, не возражают против вынесения по делу заочного решения.

Ответчик Стельмах Е.В. о дате, времени и месте судебного заседания извещен по месту отбытия наказания, возражений по иску не представил, не просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В соответствии со статьей 167, частью 1 статьи 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом в отсутствие представителя истца и ответчика в порядке заочного производства.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Законом Мурманской области от 23.12.2004 № 549-01-ЗМО «О государственной социальной помощи в Мурманской области» установлены правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, иным категориям граждан, предусмотренным названным Законом, и малоимущим семьям, имеющим детей, проживающим на территории Мурманской области и нуждающимся в социальной поддержке.

Согласно статье 3 Закона государственная социальная помощь оказывается в целях: поддержания уровня жизни малоимущих семей, малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленной в Мурманской области; снижения уровня социального неравенства; адресного использования бюджетных средств; усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан; обеспечения поддержки материнства, отцовства и детства.

Получателями адресной государственной социальной помощи в соответствии со статьей 5 Закона являются следующие категории граждан (семей), которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой
доход ниже величины прожиточного минимума, установленной Правительством Мурманской области в соответствии с Федеральным законом от 24.10.1997 №134-ФЗ «О прожиточном
минимуме в Российской Федерации»: малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, за исключением категорий граждан (семей), указанных в подпункте 2 названного пункта; малоимущие семьи, имеющие в своем составе неработающего трудоспособного члена семьи, и малоимущие одиноко проживающие неработающие трудоспособные граждане.

Адресная государственная социальная помощь предоставляется на основании социального контракта. При этом в целях оказания адресной государственной социальной помощи на основании социального
контракта к неработающим трудоспособным гражданам не относятся, в том числе граждане, получающие любые виды пенсий; один из родителей (усыновитель, опекун, попечитель, приемный родитель) или единственный родитель (усыновитель, опекун, попечитель, приемный родитель) в многодетных семьях, в семьях, имеющих в своем составе ребенка-инвалида и (или) ребенка в возрасте до трех лет, а также ребенка, не являющегося инвалидом, которому по заключению медицинской организации проводится лечение или медицинская реабилитация продолжительностью более 21
дня в медицинской организации.

Как указано в статье 6 Закона адресная государственная социальная помощь, исходя из конкретных условий, может оказываться в денежном выражении (социальные пособия, субсидии) и (или) в виде натуральной
помощи.

Размер адресной государственной социальной помощи, предоставляемой на основании социального контракта, устанавливается Правительством Мурманской области (пункт 1.1 статьи 7 Закона).

Постановлением Правительства Мурманской области от 24.02.2021 №102-ПП утвержден Порядок назначения адресной государственной социальной помощи на основании социального контракта.

В соответствии с пунктом 1.2 Порядка адресная помощь предоставляется отдельным категориям получателей адресной государственной социальной помощи, указанных статьей 5 Закона №549-01-ЗМО: 1) с их согласия малоимущим семьям, в том числе имеющим в своем составе несовершеннолетнего(их) ребенка (детей), и малоимущим одиноко проживающим гражданам (исключение - категории граждан (семей), указанные в подпункте 2 настоящего пункта); 2) малоимущим семьям, имеющим в своем составе неработающего трудоспособного члена семьи, и малоимущим одиноко проживающим неработающим трудоспособным гражданам.

Право на получение адресной помощи имеют граждане, проживающие на территории Мурманской области по месту жительства или по месту пребывания (пункт 1.3 Порядка).

Согласно пункту 1.4 Порядка социальный контракт представляет собой письменное соглашение, заключаемое между гражданином и государственным областным учреждением социальной поддержки населения по месту жительства или месту пребывания гражданина (далее - учреждение), подведомственным Министерству труда и социального развития Мурманской области (далее - уполномоченный орган), в соответствии с которым учреждение обязуется оказать гражданину адресную помощь, а гражданин обязуется реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.

В социальном контракте определяются: предмет социального контракта; права и обязанности граждан и учреждения при оказании адресной помощи; виды и размер адресной помощи; порядок оказания адресной помощи; срок действия социального контракта; порядок изменения и основания прекращения социального контракта; требования к конечному результату предоставления адресной помощи.

К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации - разработанные учреждением совместно с гражданином мероприятия, которые направлены на преодоление им трудной жизненной ситуации, а также виды, объем и порядок реализации этих мероприятий.

Обязательными для включения в программу социальной адаптации являются мероприятия: а) по поиску работы; б) по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности; в) по ведению личного подсобного хозяйства (пункт 1.5 Порядка).

В соответствии с пунктом 3.1 Порядка адресная помощь назначается учреждениями по месту жительства или месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.

Согласно пункту 3.2 Порядка граждане, претендующие на получение адресной помощи, представляют в учреждение лично или через представителя: а) заявление об оказании адресной помощи по форме, утвержденной уполномоченным органом, в котором указывают сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем им (их семье) имуществе на праве собственности, а также сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с главой 2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи"; б) анкету о семейном и материально-бытовом положении по форме, утвержденной уполномоченным органом; в) документы о доходах трудоспособных работающих членов семьи (гражданина) за три последних месяца, предшествующих месяцу подачи заявления, в части денежного довольствия (денежного содержания), а также о наличии принадлежащего заявителю (членам семьи) на праве собственности имущества в части правоустанавливающих документов на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.

В случае принятия решения о назначении адресной помощи социальный контракт, к которому прилагается программа социальной адаптации, заключается между заявителем и учреждением в лице его руководителя в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения (пункт 3.8. Порядка).

Пунктом 5.3 Порядка установлено, что получатель адресной помощи: ежемесячно представляет куратору документы, подтверждающие факт выполнения мероприятий программы социальной адаптации; уведомляет в течение 3 рабочих дней о досрочном прекращении выполнения мероприятий программы социальной адаптации, трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и ведения личного подсобного хозяйства в период действия социального контракта; по запросу куратора представляет информацию об условиях жизни его (его семьи) по мероприятиям, указанным в подпунктах "а" - "г" пункта 1.5 Порядка, в течение 12 месяцев со дня окончания срока действия социального контракта.

Согласно пункту 6.1 Порядка адресная помощь предоставляется в виде единовременного и (или) ежемесячного социального пособия.

Размер адресной помощи определяется в соответствии с пунктом 6.2 Порядка.

Из содержания пункта 6.3 Порядка следует, что адресная помощь назначается на срок от трех месяцев до одного года.

В соответствии с пунктом 6.4 Порядка социальное пособие, полученное гражданами, заключившими социальный контракт, должно быть использовано исключительно на мероприятия, связанные с выполнением обязанностей по социальному контракту.

Основания прекращения социального контракта установлены пунктом 6.5 Порядка, в соответствии с которым одним из случаев прекращения социального контракта является невыполнение гражданином условий социального контракта и (или) мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации (п.п. 6).

Согласно пункту 6.8 Порядка в случае прекращения социального контракта по основаниям, указанным в подпунктах 4 - 8 пункта 6.5 настоящего Порядка, суммы выплаченной адресной помощи возмещаются заявителем в добровольном порядке. В случае отказа заявителя от добровольного возврата полученных сумм они взыскиваются с заявителя в судебном порядке.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что <дд.мм.гг> Стельмах Е.В. обратился в ГОКУ «Кандалакшский межрайонный ЦСПН» с заявлением о назначении адресной государственной социальной помощи на основании социального контракта (л.д. 8).

Тогда же Стельмахом Е.В. подписано заявление, которым он поставлен в известность о том, что в случае оформления адресной государственной социальной помощи на основе социального контракта: 1) ему необходимо представлять отчет о целевом использовании денежных средств, выделенных на мероприятия, указанные в программе социальной адаптации, путем предоставления копий платежных документов с приложением оригиналов; 2) в случае невыполнения им условий предоставления адресной государственной социальной помощи на основании социального контракта по причинам, указанным в подпунктах 4-8 пункта 6.5 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Мурманской области от 24.02.2020 № 102-ПП, выплаченные пособия на реализацию мероприятий, указанных в Программе социальной адаптации, возмещаются в добровольном порядке или взыскиваются в судебном порядке (л.д. 9).

При этом Стельмахом Е.В. представлена анкета о семейном и материально-бытовом положении, где в составе семьи указан он один, как безработный, в сведениях об имуществе указана квартира по адресу: <адрес>, принадлежащая ему на праве собственности, кроме пособия по безработице иных финансовых источников не имеет. В качестве обстоятельств, способствующих снижению качества жизни и уровня материального обеспечения указано отсутствие постоянной работы. Вариантом выхода из трудной жизненной ситуации заявителем указано – получение водительских прав для дальнейшего трудоустройства. В качестве планируемых мероприятий по выходу из трудной жизненной ситуации для реализации в рамках социального контракта заявителем указано – поиск работы. Также, в анкете Стельмахом Е.В. обозначены планируемые расходы, а именно: приобретение холодильника – * рублей, электросчетчика – * рублей, пылесоса – * рублей, одежды и обуви – * рублей, стиральной машины – * рублей (л.д. 10-11).

<дд.мм.гг> между ГОКУ «Кандалакшский межрайонный ЦСПН» и Стельмахом Е.В. заключен социальный контракт (л.д. 16), предметом которого является предоставление заявителю адресной государственной социальной помощи в соответствии с Законом Мурманской области от 23.12.2004 № 549-01-ЗМО «О государственной социальной помощи в Мурманской области» и постановлением Правительства Мурманской области от 24.02.2021 г. № 102-ПП «О порядке назначения адресной государственной социальной помощи на основании социального контракта» (п. 1.1).

Действия обеих сторон в рамках социального контракта направлены на реализацию мероприятия по выходу из трудной жизненной ситуации – поиск работы (п. 2.1).

Согласно пункту 3.2 социального контракта Учреждение обязано предоставлять заявителю адресную помощь, социальные или иные услуги в соответствии с прилагаемой программой социальной адаптации в период с <дд.мм.гг> по <дд.мм.гг> ежемесячное пособие в размере * рублей, с <дд.мм.гг> по <дд.мм.гг> ежемесячное пособие в размере * рублей и в размере * рублей с <дд.мм.гг> по <дд.мм.гг> и 3 месяца с даты подтверждения факта трудоустройства; обеспечить сопровождение социального контракта, подготовку заключения об эффективности реализации социального контракта, мониторинг условий жизни гражданина в течение 12 месяцев со дня окончания срока действия социального контракта.

Учреждение вправе прекращать выплату адресной помощи по основаниям, предусмотренным пунктом 6.5 Порядка (п. 3.1).

Как указано в пункте 4.2 социального контракта заявитель обязан предпринимать активные действия по выходу из трудной жизненной ситуации, выполнять программу социальной адаптации в полном объеме, взаимодействовать со специалистом учреждения, ответственным за заключение и сопровождение социального контракта (куратор), ежемесячно предоставлять куратору документы, подтверждающие факт выполнения мероприятий программы социальной адаптации, уведомить в течение 3 рабочих дней о досрочном прекращении выполнения мероприятий программы социальной адаптации, по запросу куратора предоставить информацию об условиях жизни его в течение 12 месяцев со дня окончания срока действия социального контракта, возместить Учреждению неправомерно полученные денежные средства.

Срок действия социального контракта установлен с <дд.мм.гг> по <дд.мм.гг> (п. 6.1).

Тогда же утверждена программа социальной адаптации Стельмаха Е.В., согласно которой мероприятием по выходу из трудной жизненной ситуации является трудоустройство. В целях реализации данного мероприятия Стельмах Е.В. обязался выполнить действия, указанные в пункте 4.2 социального контракта, а также в срок до <дд.мм.гг> приобрести холодильник, в срок до <дд.мм.гг> – приобрести стиральную машину, в срок до <дд.мм.гг> приобрести одежду, обувь, электросчетчик, пылесос и трудоустроиться (л.д. 17).

Решением ГОКУ «Кандалакшский межрайонный ЦСПН» от <дд.мм.гг> <№> Стельмаху Е.В. назначена адресная государственная социальная помощь в размере * рублей на период с <дд.мм.гг> по <дд.мм.гг> и 3 месяца с даты подтверждения факта трудоустройства, в размере * рублей ежемесячно на период с <дд.мм.гг> по <дд.мм.гг>, в размере * рублей ежемесячно на период с <дд.мм.гг> по <дд.мм.гг> (л.д. 18).

Согласно заключению об оценке выполнения мероприятий программы социальной адаптации или целесообразности продления срока действия социального контракта от <дд.мм.гг> Стельмах Е.В. по состоянию на <дд.мм.гг> не приобрел электросчетчик, не представил документы, подтверждающие трудоустройство. На телефонные звонки Стельмах Е.В. не отвечает, иных обращений от него не поступало. Программа социальной адаптации Стельмаха Е.В. не выполнена (л.д. 20).

Решением ГОКУ «Кандалакшский межрайонный ЦСПН» от <дд.мм.гг> <№> социальный контракт с Стельмахом Е.В. расторгнут, определено с Стельмаха Е.В. удержать адресную социальную помощь на основании социального контракта за период с <дд.мм.гг> по <дд.мм.гг> в размере 61145 рублей (л.д. 21, 22).

В соответствии с произведенным истцом расчетом за период с <дд.мм.гг> по <дд.мм.гг> Стельмаху Е.В. выплачена адресная помощь в размере 61145 рублей (л.д. 19).

<дд.мм.гг> в адрес ответчика истцом направлено письмо с требованием о возврате суммы адресной социальной помощи в размере 61145 рублей (л.д. 23, 24).

Как установлено в судебном заседании, указанная сумма до настоящего времени ответчиком Стельмахом Е.В. истцу ГОКУ «Кандалакшский межрайонный ЦСПН» не возвращена, доказательств обратного суду ответчиком не представлено.

В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 названного Кодекса (п. 1). Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (п. 2).

Таким образом, при доказанности факта получения ответчиком денежных средств от истца, ответчик должен доказать, что у него имеются вытекающие из закона либо договора правовые основания удерживать у себя данные денежные средства. В противном случае он как лицо, удерживающее данные денежные средства истца без законных оснований, обязан вернуть их как неосновательное обогащение.

При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что адресная государственная социальная помощь, начисленная ответчику Стельмаху Е.В. и подлежащая возврату в бюджет, составляет неосновательное обогащение ответчика и подлежит взысканию в размере 61145 рублей 00 копеек, иск подлежит удовлетворению.

Вопрос о взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины разрешается судом в соответствии с требованиями части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым понесенные ГОКУ «Кандалакшский межрайонный ЦСПН» судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2035 рублей, подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 233 - 237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

иск Государственного областного казенного учреждения «Кандалакшский межрайонный центр социальной поддержки населения» к Стельмаху Евгению Валентиновичу о взыскании неосновательного обогащения – удовлетворить.

Взыскать со Стельмаха Евгения Валентиновича, <данные изъяты>, в пользу Государственного областного казенного учреждения «Кандалакшский межрайонный центр поддержки населения», ИНН 5102007371, неосновательное обогащение в размере 61145 (шестьдесят одна тысяча сто сорок пять) рублей 00 копеек, а также судебные расходы, состоящие из государственной пошлины, в размере 2035 (две тысячи тридцать пять) рублей 00 копеек.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Ковдорский районный суд Мурманской области в течение трех месяцев со дня вступления его в законную силу при условии, что лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями, были исчерпаны иные способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу.

Председательствующий Г.Г. Фадеева

УИД 51RS0018-01-2022-000625-68

Дело № 2-348/2022

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ковдор 14 сентября 2022 г.

Ковдорский районный суд Мурманской области в составе

председательствующего судьи Фадеевой Г.Г.,

при секретаре Ерохиной П.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного областного казенного учреждения «Кандалакшский межрайонный центр социальной поддержки населения» к Стельмаху Евгению Валентиновичу о взыскании неосновательного обогащения,

установил:

Государственное областное казенное учреждение «Кандалакшский межрайонный центр социальной поддержки населения» (далее - ГОКУ «Кандалакшский межрайонный ЦСПН») обратилось с иском к Стельмаху Е.В. о взыскании неосновательного обогащения.

В обоснование заявленных требований указано, что с ответчиком был заключен социальный контракт на период с <дд.мм.гг> по <дд.мм.гг>, конечной целью которого являлось официальное трудоустройство. В соответствии с заключенным социальным контрактом ответчику была назначена адресная государственная социальная помощь в размере * рублей в первый месяц действия социального контракта (<дд.мм.гг>) и три месяца с даты официального трудоустройства, а также в размере * рублей ежемесячно в период с <дд.мм.гг> по <дд.мм.гг>, и в размере * рублей в период с <дд.мм.гг> по <дд.мм.гг>.

В соответствии с программой социальной адаптации Стельмах Е.В. обязан был предоставить специалисту учреждения отчетные документы, подтверждающие расходование адресной государственной социальной помощи в <дд.мм.гг> на приобретение электросчетчика. Кроме того, Стельмах Е.В. обязан был трудоустроиться в срок до <дд.мм.гг>. Мероприятия, запланированные на <дд.мм.гг>, Стельмахом Е.В. не исполнены. В связи с чем, социальный контракт был признан неэффективным и решением от <дд.мм.гг> – расторгнут в одностороннем порядке.

<дд.мм.гг> учреждение письменно обратилось к ответчику о необходимости возврата в бюджет необоснованно полученных сумм адресной государственной социальной помощи на основании социального контракта в размере 61145 рублей 00 копеек в срок до <дд.мм.гг>. Однако, до настоящего времени указанная сумма ответчиком в бюджет не возвращена.

По указанным основаниям истец просит взыскать с ответчика в пользу истца необоснованно полученную адресную государственную социальную помощь на основании социального контракта за <дд.мм.гг> в размере 61145 рублей 00 копеек, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 2035 рублей 00 копеек.

Представитель истца ГОКУ «Кандалакшский межрайонный ЦСПН» в суд не явился; о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, дело просили рассмотреть в отсутствие представителя, на исковых требованиях настаивают, не возражают против вынесения по делу заочного решения.

Ответчик Стельмах Е.В. о дате, времени и месте судебного заседания извещен по месту отбытия наказания, возражений по иску не представил, не просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В соответствии со статьей 167, частью 1 статьи 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом в отсутствие представителя истца и ответчика в порядке заочного производства.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Законом Мурманской области от 23.12.2004 № 549-01-ЗМО «О государственной социальной помощи в Мурманской области» установлены правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, иным категориям граждан, предусмотренным названным Законом, и малоимущим семьям, имеющим детей, проживающим на территории Мурманской области и нуждающимся в социальной поддержке.

Согласно статье 3 Закона государственная социальная помощь оказывается в целях: поддержания уровня жизни малоимущих семей, малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленной в Мурманской области; снижения уровня социального неравенства; адресного использования бюджетных средств; усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан; обеспечения поддержки материнства, отцовства и детства.

Получателями адресной государственной социальной помощи в соответствии со статьей 5 Закона являются следующие категории граждан (семей), которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой
доход ниже величины прожиточного минимума, установленной Правительством Мурманской области в соответствии с Федеральным законом от 24.10.1997 №134-ФЗ «О прожиточном
минимуме в Российской Федерации»: малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, за исключением категорий граждан (семей), указанных в подпункте 2 названного пункта; малоимущие семьи, имеющие в своем составе неработающего трудоспособного члена семьи, и малоимущие одиноко проживающие неработающие трудоспособные граждане.

Адресная государственная социальная помощь предоставляется на основании социального контракта. При этом в целях оказания адресной государственной социальной помощи на основании социального
контракта к неработающим трудоспособным гражданам не относятся, в том числе граждане, получающие любые виды пенсий; один из родителей (усыновитель, опекун, попечитель, приемный родитель) или единственный родитель (усыновитель, опекун, попечитель, приемный родитель) в многодетных семьях, в семьях, имеющих в своем составе ребенка-инвалида и (или) ребенка в возрасте до трех лет, а также ребенка, не являющегося инвалидом, которому по заключению медицинской организации проводится лечение или медицинская реабилитация продолжительностью более 21
дня в медицинской организации.

Как указано в статье 6 Закона адресная государственная социальная помощь, исходя из конкретных условий, может оказываться в денежном выражении (социальные пособия, субсидии) и (или) в виде натуральной
помощи.

Размер адресной государственной социальной помощи, предоставляемой на основании социального контракта, устанавливается Правительством Мурманской области (пункт 1.1 статьи 7 Закона).

Постановлением Правительства Мурманской области от 24.02.2021 №102-ПП утвержден Порядок назначения адресной государственной социальной помощи на основании социального контракта.

В соответствии с пунктом 1.2 Порядка адресная помощь предоставляется отдельным категориям получателей адресной государственной социальной помощи, указанных статьей 5 Закона №549-01-ЗМО: 1) с их согласия малоимущим семьям, в том числе имеющим в своем составе несовершеннолетнего(их) ребенка (детей), и малоимущим одиноко проживающим гражданам (исключение - категории граждан (семей), указанные в подпункте 2 настоящего пункта); 2) малоимущим семьям, имеющим в своем составе неработающего трудоспособного члена семьи, и малоимущим одиноко проживающим неработающим трудоспособным гражданам.

Право на получение адресной помощи имеют граждане, проживающие на территории Мурманской области по месту жительства или по месту пребывания (пункт 1.3 Порядка).

Согласно пункту 1.4 Порядка социальный контракт представляет собой письменное соглашение, заключаемое между гражданином и государственным областным учреждением социальной поддержки населения по месту жительства или месту пребывания гражданина (далее - учреждение), подведомственным Министерству труда и социального развития Мурманской области (далее - уполномоченный орган), в соответствии с которым учреждение обязуется оказать гражданину адресную помощь, а гражданин обязуется реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.

В социальном контракте определяются: предмет социального контракта; права и обязанности граждан и учреждения при оказании адресной помощи; виды и размер адресной помощи; порядок оказания адресной помощи; срок действия социального контракта; порядок изменения и основания прекращения социального контракта; требования к конечному результату предоставления адресной помощи.

К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации - разработанные учреждением совместно с гражданином мероприятия, которые направлены на преодоление им трудной жизненной ситуации, а также виды, объем и порядок реализации этих мероприятий.

Обязательными для включения в программу социальной адаптации являются мероприятия: а) по поиску работы; б) по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности; в) по ведению личного подсобного хозяйства (пункт 1.5 Порядка).

В соответствии с пунктом 3.1 Порядка адресная помощь назначается учреждениями по месту жительства или месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.

Согласно пункту 3.2 Порядка граждане, претендующие на получение адресной помощи, представляют в учреждение лично или через представителя: а) заявление об оказании адресной помощи по форме, утвержденной уполномоченным органом, в котором указывают сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем им (их семье) имуществе на праве собственности, а также сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с главой 2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи"; б) анкету о семейном и материально-бытовом положении по форме, утвержденной уполномоченным органом; в) документы о доходах трудоспособных работающих членов семьи (гражданина) за три последних месяца, предшествующих месяцу подачи заявления, в части денежного довольствия (денежного содержания), а также о наличии принадлежащего заявителю (членам семьи) на праве собственности имущества в части правоустанавливающих документов на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.

В случае принятия решения о назначении адресной помощи социальный контракт, к которому прилагается программа социальной адаптации, заключается между заявителем и учреждением в лице его руководителя в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения (пункт 3.8. Порядка).

Пунктом 5.3 Порядка установлено, что получатель адресной помощи: ежемесячно представляет куратору документы, подтверждающие факт выполнения мероприятий программы социальной адаптации; уведомляет в течение 3 рабочих дней о досрочном прекращении выполнения мероприятий программы социальной адаптации, трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и ведения личного подсобного хозяйства в период действия социального контракта; по запросу куратора представляет информацию об условиях жизни его (его семьи) по мероприятиям, указанным в подпунктах "а" - "г" пункта 1.5 Порядка, в течение 12 месяцев со дня окончания срока действия социального контракта.

Согласно пункту 6.1 Порядка адресная помощь предоставляется в виде единовременного и (или) ежемесячного социального пособия.

Размер адресной помощи определяется в соответствии с пунктом 6.2 Порядка.

Из содержания пункта 6.3 Порядка следует, что адресная помощь назначается на срок от трех месяцев до одного года.

В соответствии с пунктом 6.4 Порядка социальное пособие, полученное гражданами, заключившими социальный контракт, должно быть использовано исключительно на мероприятия, связанные с выполнением обязанностей по социальному контракту.

Основания прекращения социального контракта установлены пунктом 6.5 Порядка, в соответствии с которым одним из случаев прекращения социального контракта является невыполнение гражданином условий социального контракта и (или) мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации (п.п. 6).

Согласно пункту 6.8 Порядка в случае прекращения социального контракта по основаниям, указанным в подпунктах 4 - 8 пункта 6.5 настоящего Порядка, суммы выплаченной адресной помощи возмещаются заявителем в добровольном порядке. В случае отказа заявителя от добровольного возврата полученных сумм они взыскиваются с заявителя в судебном порядке.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что <дд.мм.гг> Стельмах Е.В. обратился в ГОКУ «Кандалакшский межрайонный ЦСПН» с заявлением о назначении адресной государственной социальной помощи на основании социального контракта (л.д. 8).

Тогда же Стельмахом Е.В. подписано заявление, которым он поставлен в известность о том, что в случае оформления адресной государственной социальной помощи на основе социального контракта: 1) ему необходимо представлять отчет о целевом использовании денежных средств, выделенных на мероприятия, указанные в программе социальной адаптации, путем предоставления копий платежных документов с приложением оригиналов; 2) в случае невыполнения им условий предоставления адресной государственной социальной помощи на основании социального контракта по причинам, указанным в подпунктах 4-8 пункта 6.5 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Мурманской области от 24.02.2020 № 102-ПП, выплаченные пособия на реализацию мероприятий, указанных в Программе социальной адаптации, возмещаются в добровольном порядке или взыскиваются в судебном порядке (л.д. 9).

При этом Стельмахом Е.В. представлена анкета о семейном и материально-бытовом положении, где в составе семьи указан он один, как безработный, в сведениях об имуществе указана квартира по адресу: <адрес>, принадлежащая ему на праве собственности, кроме пособия по безработице иных финансовых источников не имеет. В качестве обстоятельств, способствующих снижению качества жизни и уровня материального обеспечения указано отсутствие постоянной работы. Вариантом выхода из трудной жизненной ситуации заявителем указано – получение водительских прав для дальнейшего трудоустройства. В качестве планируемых мероприятий по выходу из трудной жизненной ситуации для реализации в рамках социального контракта заявителем указано – поиск работы. Также, в анкете Стельмахом Е.В. обозначены планируемые расходы, а именно: приобретение холодильника – * рублей, электросчетчика – * рублей, пылесоса – * рублей, одежды и обуви – * рублей, стиральной машины – * рублей (л.д. 10-11).

<дд.мм.гг> между ГОКУ «Кандалакшский межрайонный ЦСПН» и Стельмахом Е.В. заключен социальный контракт (л.д. 16), предметом которого является предоставление заявителю адресной государственной социальной помощи в соответствии с Законом Мурманской области от 23.12.2004 № 549-01-ЗМО «О государственной социальной помощи в Мурманской области» и постановлением Правительства Мурманской области от 24.02.2021 г. № 102-ПП «О порядке назначения адресной государственной социальной помощи на основании социального контракта» (п. 1.1).

Действия обеих сторон в рамках социального контракта направлены на реализацию мероприятия по выходу из трудной жизненной ситуации – поиск работы (п. 2.1).

Согласно пункту 3.2 социального контракта Учреждение обязано предоставлять заявителю адресную помощь, социальные или иные услуги в соответствии с прилагаемой программой социальной адаптации в период с <дд.мм.гг> по <дд.мм.гг> ежемесячное пособие в размере * рублей, с <дд.мм.гг> по <дд.мм.гг> ежемесячное пособие в размере * рублей и в размере * рублей с <дд.мм.гг> по <дд.мм.гг> и 3 месяца с даты подтверждения факта трудоустройства; обеспечить сопровождение социального контракта, подготовку заключения об эффективности реализации социального контракта, мониторинг условий жизни гражданина в течение 12 месяцев со дня окончания срока действия социального контракта.

Учреждение вправе прекращать выплату адресной помощи по основаниям, предусмотренным пунктом 6.5 Порядка (п. 3.1).

Как указано в пункте 4.2 социального контракта заявитель обязан предпринимать активные действия по выходу из трудной жизненной ситуации, выполнять программу социальной адаптации в полном объеме, взаимодействовать со специалистом учреждения, ответственным за заключение и сопровождение социального контракта (куратор), ежемесячно предоставлять куратору документы, подтверждающие факт выполнения мероприятий программы социальной адаптации, уведомить в течение 3 рабочих дней о досрочном прекращении выполнения мероприятий программы социальной адаптации, по запросу куратора предоставить информацию об условиях жизни его в течение 12 месяцев со дня окончания срока действия социального контракта, возместить Учреждению неправомерно полученные денежные средства.

Срок действия социального контракта установлен с <дд.мм.гг> по <дд.мм.гг> (п. 6.1).

Тогда же утверждена программа социальной адаптации Стельмаха Е.В., согласно которой мероприятием по выходу из трудной жизненной ситуации является трудоустройство. В целях реализации данного мероприятия Стельмах Е.В. обязался выполнить действия, указанные в пункте 4.2 социального контракта, а также в срок до <дд.мм.гг> приобрести холодильник, в срок до <дд.мм.гг> – приобрести стиральную машину, в срок до <дд.мм.гг> приобрести одежду, обувь, электросчетчик, пылесос и трудоустроиться (л.д. 17).

Решением ГОКУ «Кандалакшский межрайонный ЦСПН» от <дд.мм.гг> <№> Стельмаху Е.В. назначена адресная государственная социальная помощь в размере * рублей на период с <дд.мм.гг> по <дд.мм.гг> и 3 месяца с даты подтверждения факта трудоустройства, в размере * рублей ежемесячно на период с <дд.мм.гг> по <дд.мм.гг>, в размере * рублей ежемесячно на период с <дд.мм.гг> по <дд.мм.гг> (л.д. 18).

Согласно заключению об оценке выполнения мероприятий программы социальной адаптации или целесообразности продления срока действия социального контракта от <дд.мм.гг> Стельмах Е.В. по состоянию на <дд.мм.гг> не приобрел электросчетчик, не представил документы, подтверждающие трудоустройство. На телефонные звонки Стельмах Е.В. не отвечает, иных обращений от него не поступало. Программа социальной адаптации Стельмаха Е.В. не выполнена (л.д. 20).

Решением ГОКУ «Кандалакшский межрайонный ЦСПН» от <дд.мм.гг> <№> социальный контракт с Стельмахом Е.В. расторгнут, определено с Стельмаха Е.В. удержать адресную социальную помощь на основании социального контракта за период с <дд.мм.гг> по <дд.мм.гг> в размере 61145 рублей (л.д. 21, 22).

В соответствии с произведенным истцом расчетом за период с <дд.мм.гг> по <дд.мм.гг> Стельмаху Е.В. выплачена адресная помощь в размере 61145 рублей (л.д. 19).

<дд.мм.гг> в адрес ответчика истцом направлено письмо с требованием о возврате суммы адресной социальной помощи в размере 61145 рублей (л.д. 23, 24).

Как установлено в судебном заседании, указанная сумма до настоящего времени ответчиком Стельмахом Е.В. истцу ГОКУ «Кандалакшский межрайонный ЦСПН» не возвращена, доказательств обратного суду ответчиком не представлено.

В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 названного Кодекса (п. 1). Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (п. 2).

Таким образом, при доказанности факта получения ответчиком денежных средств от истца, ответчик должен доказать, что у него имеются вытекающие из закона либо договора правовые основания удерживать у себя данные денежные средства. В противном случае он как лицо, удерживающее данные денежные средства истца без законных оснований, обязан вернуть их как неосновательное обогащение.

При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что адресная государственная социальная помощь, начисленная ответчику Стельмаху Е.В. и подлежащая возврату в бюджет, составляет неосновательное обогащение ответчика и подлежит взысканию в размере 61145 рублей 00 копеек, иск подлежит удовлетворению.

Вопрос о взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины разрешается судом в соответствии с требованиями части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым понесенные ГОКУ «Кандалакшский межрайонный ЦСПН» судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2035 рублей, подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 233 - 237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

иск Государственного областного казенного учреждения «Кандалакшский межрайонный центр социальной поддержки населения» к Стельмаху Евгению Валентиновичу о взыскании неосновательного обогащения – удовлетворить.

Взыскать со Стельмаха Евгения Валентиновича, <данные изъяты>, в пользу Государственного областного казенного учреждения «Кандалакшский межрайонный центр поддержки населения», ИНН 5102007371, неосновательное обогащение в размере 61145 (шестьдесят одна тысяча сто сорок пять) рублей 00 копеек, а также судебные расходы, состоящие из государственной пошлины, в размере 2035 (две тысячи тридцать пять) рублей 00 копеек.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Ковдорский районный суд Мурманской области в течение трех месяцев со дня вступления его в законную силу при условии, что лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями, были исчерпаны иные способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу.

Председательствующий Г.Г. Фадеева

2-348/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ГОКУ "Кандалакшский межрайонный центр социальной поддержки населения"
Ответчики
Стельмах Евгений Валентинович
Суд
Ковдорский районный суд Мурманской области
Судья
Фадеева Галина Григорьевна
Дело на сайте суда
kovd.mrm.sudrf.ru
22.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.08.2022Передача материалов судье
26.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.09.2022Судебное заседание
15.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.09.2022Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
03.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее