Решение по делу № 2-722/2024 от 30.07.2024

Дело № 2 - 722/2024

56RS0035-01-2024-001092-98

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 ноября 2024 года г. Сорочинск

Сорочинский районный суд Оренбургской области:

в составе председательствующего судьи Никитина А.А.,

при секретаре Сластове А.И.,

с участием истца Насановой С.А.,

представителя ответчика ГБУЗ «Сорочинская МБ» - Пахомовой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Насановой Светы Алпамысовны к государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Сорочинская межрайонная больница», отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области об устранении нарушений трудового законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Насанова С.А. обратилась в суд с вышеуказанным иском, в обоснование которого указала, что истец состоит в трудовых отношениях с ответчиком с 2019 года, что подтверждает трудовой договор № 1 от 09.01.2019 г. Она была принята на должность фельдшера сначала на время нахождения в декретном отпуске основного сотрудника, а в период с 13.05.2019 года была переведена постоянно на занимаемое рабочее место. Её должность фельдшер общебольничного медицинского персонала, так же она выполняет функции фельдшера «мобильного ФАП». В её должностные функции входит в том числе, лечение пациентов с хроническими неосложненными заболеваниями и (или) состояниями, их обострениями, травмами, отравлениями; оказывает медицинскую помощь в экстренной форме; проводит доврачебное функциональное обследование и оценку функциональных возможностей пациентов. ГБУЗ «Сорочинская МБ» является медицинской организацией, входящей в государственную и региональную системы здравоохранения и участвующей в базовой программе ОМС, а также реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Оренбургской области медицинской помощи, в том числе территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с ПП Оренбургской области от 26.12.2023 № 1424-пп. Считает, что её должность относится к среднему медицинскому персоналу центральных районных, районных и участковых больниц, а также больниц и медико-санитарных частей и т.д. В соответствии с пп. «д» п.2 Постановления Правительства РФ от 31.12.2022 года № 2568 установлены специальные социальные выплаты среднему медицинскому персоналу центральных районных, районных и участковых больниц без каких-либо дополнительных условий. Своим обращением б/н от 25.07.2024 года к работодателю о включении его должности в реестр для получения специальной социальной выплаты медицинским работникам, она получила отказ.

Истец просит суд обязать ГБУЗ «Сорочинская межрайонная больница» не позднее месяца с момента вступления в законную силу решения суда устранить нарушения постановления Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568 и осуществить её право на получение специальной социальной выплаты за период с июня 2023 года и весь период действия специальных социальных выплат для медицинских работников.

19.09.2024 года истец Насанова С.А. уточнила исковые требования, просила обязать ГБУЗ «Сорочинская межрайонная больница» не позднее месяца с момента вступления в законную силу решения суда устранить нарушения постановления Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568 и включить её в реестр работников, на получение специальной социальной выплаты. Осуществить её право на получение специальной социальной выплаты за период с января 2023 года и на весь период действия специальных социальных выплат для медицинских работников.

16.10.2024 года протокольным определением суда в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство здравоохранения Оренбургской области.

В судебном заседании истец Насанова С.А. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, пояснила, что считает, что она подпадает под п. «д» постановления Правительства РФ от 31.12.2022 №2568, фактически она работает в
г. Сорочинске.

Представитель ответчика ГБУЗ «Сорочинская МБ» - Пахомова Н.Н. в принятии решения полагалась на усмотрения суда, поддержала доводы, изложенные в отзыве на иск. Пояснила, что согласно штатному расписанию Насанова С.А. работает в общем больничном комплексе, но также выезжает в населенные пункты.

Согласно письменному отзыву, Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 года № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» предусмотрена новая мера поддержки медработников первичного звена здравоохранения, центральных районных, районных и участковых больниц, а также занятым на станциях и в отделениях скорой помощи. Обязательное условие – чтобы медорганизация работала в системе ОМС. Она может оказывать медпомощь либо по базовой, либо по терпрограмме. Как следует из приказа Минздрава от 10.03.2023 года № 99н, если медорганизация называется межрайонной больницей, но в её составе имеются ЦРБ, районные и (или) участковые больницы, то работники ЦРБ, РБ и УБ, которые входят в состав этой межрайонной больницы, имеют право на выплаты. Специальную социальную выплату также получают врачи, средний и младший медперсонал поликлиник и других амбулаторных учреждений первичного звена. Субъективных и личных оснований не выплачивать социальные выплаты лицу, обратившемуся в суд, у Учреждения и его руководства нет. Финансирование идет из средств СФР, но они не имеют оснований для подачи в реестр должности Насановой С.А. в СФР для получения выплат, так как это может послужить нарушением действующего законодательства.

Представитель ответчика отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области, представитель третьего лица Министерства здравоохранения Оренбургской области в судебном заседании не присутствовали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями.

Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области представило в суд письменный отзыв согласно которому, ГБУЗ «Сорочинская МБ» в ОСФР по Оренбургской области направлялись реестры работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, при этом истец не была включена ГБУЗ «Сорочинская МБ» в указанные реестры (по состоянию на 01.08.2024 года). Соответственно, специальные социальные выплаты ОСФР по Оренбургской области истцу не осуществлялись. Исходя из изложенного, в соответствии с Постановлением № 2568 отделение Фонда является плательщиком специальных социальных выплат на основании реестров, предоставляемых организациями, и не участвует в формировании перечня лиц, включенных в реестры, а также количества фактически отработанного времени получателями специальных социальных выплат. Таким образом, требования истца к ОСФР по Оренбургской области не обоснованны. На основании данных, имеющихся в информационных ресурсах Фонда пенсионного и социального страхования РФ, истец является медицинским работником межрайонной больницы в должности «Фельдшер (город). Общебольничный медицинский персонал». При этом отсутствуют сведения, в каком обособленном (структурном) подразделении ГБУЗ «Сорочинская МБ» работает истец и, соответственно, не подтвержден факт её работы в районной больнице, участковой больнице. Следовательно не подтверждено право истца на получение специальной социальной выплаты по подп. «д» п.2 Постановления Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568. Просило отказать в иске в полном объеме.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав стороны, лиц участвующих в деле, изучив заявленные требования, исследовав материалы дела и оценив все доказательства в совокупности, суд приходит к следующему выводу.

Статьей 2 Конституции Российской Федерации определено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации).

В части 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации отмечено, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

В соответствии с абзацем 5 части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы. Работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с данным Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами (абз. 7 ч. 2 ст. 22 ТК РФ).

Понятие заработной платы сформулировано в ч. 1 ст. 129 ТК РФ, согласно которой она определяется как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568 отдельным категориям медицинских работников медучреждений государственной системы здравоохранения, участвующих в программах ОМС с 01.01.2023 года установлена ежемесячная специальная социальная выплата.

В п. 2. постановления Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568 с 01.01.2023 года установлена специальная социальная выплата следующим категориям медицинских работников (за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства) медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования, и медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области:

а) врачи центральных районных, районных и участковых больниц;

б) врачи, к которым обращаются (которых посещают) граждане по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, работающие в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, а также осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию);

в) врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, осуществляющие прижизненные гистологические и цитологические исследования по направлениям медицинских работников, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта;

г) врачи станций (отделений) скорой медицинской помощи;

д) специалисты со средним медицинским образованием центральных районных, районных и участковых больниц;

е) специалисты со средним медицинским образованием, работающие с врачами, указанными в подпункте "б" настоящего пункта, а также оказывающие первичную медико-санитарную помощь по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, по территориально-участковому принципу прикрепленному населению и (или) осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию);

ж) фельдшеры и медицинские сестры станций (отделений) скорой медицинской помощи;

з) младший медицинский персонал центральных районных, районных и участковых больниц;

и) младший медицинский персонал медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь гражданам по территориально-участковому принципу;

к) младший медицинский персонал станций (отделений) скорой медицинской помощи;

л) медицинские сестры (фельдшеры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи.

В п. 3 постановления Правительства РФ от 31 декабря 2022 года № 2568 установлены размеры специальной социальной выплаты медицинским работникам. В соответствии с п. п. «а» п. 4 постановления Правительства РФ от 31 декабря 2022 года
№ 2568 специальную социальную выплату осуществляет Социальный фонд России (далее - СФР).

Порядок осуществления указанной выплаты разъяснен в Правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2022 года № 2568.

Пунктом 2 Правил установлено, что социальная выплата осуществляется территориальными органами Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации работникам, занимающим штатные должности по состоянию на 1 января 2023 г., в том числе находящимся в отпуске по уходу за ребенком и работающим на условиях неполного рабочего времени, а также вновь пришедшим на вакантные должности в медицинские организации. Выплата перечисляется медработникам ежемесячно на основе данных медицинских организаций (п. 3 Правил).

Начисление выплаты производится за календарный месяц исходя из исполнения работником трудовой функции, установленной трудовым договором, а также суммарного отработанного времени по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце. Расчет отработанного времени ведется с округлением до десятой части числа в большую сторону.

В соответствии с п. 4 Правил для получения специальной социальной выплаты медицинские организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган СФР по своему местонахождению реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты. В декабре реестр представляется до 25-го числа исходя из ожидаемого (предполагаемого) рабочего времени полного месяца.

Реестр формируется с указанием сведений о медицинской организации (наименование, адрес юридического лица в пределах его местонахождения, ИНН, КПП, ОГРН), периода, за который осуществляется специальная социальная выплата (календарный месяц), а также сведений по каждому работнику (п. 6 Правил).

Реестр в электронной форме подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица и направляется в федеральную ГИС «Соцстрах» СФР либо с помощью программного обеспечения, предоставляемого фондом на безвозмездной основе посредством внешних сервисов информационного взаимодействия (п. 5 Правил).

Фондом осуществляется идентификация работников, указанных в реестрах, и проверка факта их трудоустройства в медицинской организации, в том числе c использованием страхового номера индивидуального лицевого счета работника в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования (п. 7 Правил).

Специальная социальная выплата осуществляется территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в течение 7 рабочих дней со дня получения территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации реестра. В случаях, когда в I квартале 2023 г. специальная социальная выплата не установлена медицинскому работнику, имеющему право на ее получение, по организационно-техническим и иным причинам, она подлежит выплате ему в полном объеме во II квартале 2023 г. за период со дня возникновения права на нее. (п. 8 Правил).

Согласно п. п. 10 - 11 Правил медицинская организация несет ответственность за представление недостоверных сведений либо сокрытие сведений, влияющих на право получения работником специальной социальной выплаты в соответствии c законодательством Российской Федерации. Контроль за полнотой и достоверностью сведений, представляемых медицинскими организациями, осуществляют территориальные органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации по согласованию c Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Сорочинская межрайонная больница» создано в соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 24.12.2020 № 1169-пп «О создании государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Сорочинская межрайонная больница». Согласно указанному постановлению ГБУЗ «Сорочинская межрайонная больница» создана путем реорганизации в форме слияния ГБУЗ «Городская больница» города Сорочинска, «Красногвардейкая районная больница».

В соответствии с пунктом 2.1 Устава ГБУЗ «Сорочинская МБ» основной целью создания учреждения является реализация полномочий органов государственной власти Оренбургской области в сфере охраны здоровья граждан в части оказания первичной медико-санитарной, специализированной, скорой, в том числе скорой специализированной, паллиативной медицинской помощи.

Основным видом деятельности Учреждения является медицинская деятельность
(п. 2.2 Устава). В качестве иных видов деятельности предусмотрена деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений; фармацевтическая деятельность.

Из выписки из реестра лицензий по состоянию на 07:02 17.07.2024 года следует, что с 31.10.2019 года ГБУЗ «Сорочинская МБ» выдавались лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Согласно трудовому договору № 1 от 09.01.2019 год истец Насанова С.А. принята на работу на должность фельдшера в общебольничный медицинский персонал. В приказе о приеме на работу от 09.01.2019 года и о переводе от 08.05.2019 года её должность указана фельдшер (город).

В отношении Насановой С.А. по настоящее время ГБУЗ «Сорочинская МБ» реестр для производства специальной социальной выплаты в Фонд не направлялся.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27.02.2016 № 132н «О требованиях к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения исходя из потребностей населения» (далее - Приказ от 27.02.2016 № 132н) утверждены Требования к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, исходя из потребностей населения.

Согласно пункту 1 Требований, настоящие Требования разработаны в целях обеспечения доступности медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и их структурных подразделениях (далее - медицинские организации) с учетом видов, форм и условий оказания медицинской помощи и положений методики определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах здравоохранения, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 октября 1999 г.
№ 1683-р.

Пунктом 6 Требований установлено, что размещение отдельных видов медицинских организаций, включенных в номенклатуру медицинских организаций, исходя из условий, видов, форм оказания медицинской помощи и рекомендуемой численности обслуживаемого населения осуществляется в соответствии с приложением к настоящим Требованиям.

Приложением к Требованиям является таблица, на основании которой определяется размещение отдельных видов медицинских организаций, включенных в номенклатуру медицинских организаций, исходя из условий, видов, форм оказания медицинской помощи и рекомендуемой численности обслуживаемого населения.

В соответствии с данным Приложением, при оказании медицинской помощи в стационарных условиях и в условиях дневного стационара в городской больнице оказывается специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь в форме плановой, неотложеной и экстренной помощи, рекомендуемая численность обслуживаемого населения - одна на 20-300 т.р. человек,

При оказании медицинской помощи в стационарных условиях и в условиях дневного стационара в районной больнице оказывается только специализированная медицинская помощь в форме плановой, неотложеной и экстренной помощи, рекомендуемая численность обслуживаемого населения - одна на 20-100 т.р. человек. Высокотехнологическая помощь районной больницей не оказывается.

В соответствии с пунктом 11 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, предоставленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности. В целях настоящего Федерального закона к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность.

Согласно статьи 32 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи.

К видам медицинской помощи относятся:

1) первичная медико-санитарная помощь;

2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;

3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь;

4) паллиативная медицинская помощь.

Медицинская помощь может оказываться в следующих условиях:

1) вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации);

2) амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника;

3) в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);

4) стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).

Формами оказания медицинской помощи являются:

1) экстренная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;

2) неотложная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента;

3) плановая - медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.

Приказом Минздрава России от 06.08.2013 № 529н «Об утверждении номенклатуры медицинских организаций» утверждена номенклатура медицинских организаций по виду медицинской деятельности и по территориальному признаку.

В соответствии с данной номенклатурой, по виду медицинской деятельности определяются отнесение лечебно-профилактических медицинских организации к больницам либо иным медицинским организациям, а отнесение больниц к городским, в том числе центральным, либо районным, определяется номенклатурой по территориальному признаку.

Вместе с тем, согласно письма Министерства здравоохранения Российской Федерации, в соответствии с п. 4 разъяснений по применению постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 г. № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования», утвержденных приказом Министерства здравоохранения РФ № 99н от 10.03.2023. При осуществлении специальной социальной выплаты рекомендуется в том числе производить специальную социальную выплату медицинским работникам, указанным в подпунктах «а», «д» и «з» пункта 2 постановления № 2568, работающим в центральных районных и участковых больницах, являющихся как самостоятельными юридическими лицами, их филиалами, так и структурными подразделениями медицинских организаций.

Распоряжением Министерства здравоохранения Оренбургской области № 1696 от 22.07.2014 года «Об организации службы «мобильных» ФАПов в районах области с целью доступности качества и оказания первичной медико-санитарной помощи населению в рамках программы ОМС на базе больницы организована служба «мобильного» ФАП. Насанова С.А. является фельдшером мобильного ФАПа, таким образом, была включена в состав мобильной бригады. Приказом 8/1 от 11.01.2023 года организуется деятельность мобильной медицинской бригады.

Также, в целях обеспечения доступности и качества оказания первичной медико-санитарной помощи населению, приказами главного врача № 12 от 11.01.2023 года, № 15 от 09.01.2023 года и № 14 от 09.01.2024 года «О совершенствовании работы службы «мобильных» ФАПов» распределены основные действия по функционированию мобильного ФАП.

Приказами главного врача № 5 от 10.01.2022 (дополнение (№ 547/1 от 07.11.2022), № 7/1 от 11.01.2023 и № 9 от 09.01.2024 года на фельдшеров, в том числе и на Насанову С.А. были возложены отдельные функции лечащего врача. Данные обстоятельства, подтверждаются копиями медицинских карт пациентов ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8

Кроме того, по ходатайству истца, допрошен свидетель ФИО9, который показал, что Насанова С.А. работает фельдшером в ГБУЗ «Сорочинская МБ». Проводит первичный прием пациентов, проводит диагностику, выдает направления, а также оказывает первичную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях. Медицинская помощь оказывается в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования и территориальной программы обязательного медицинского страхования.

Согласно п. 9.40 приказа Минздрава России от 02 мая 2023 года № 205н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских и фармацевтических работников» должности «фельдшер» относятся к должностям со средним медицинским образованием.

Как неоднократно разъяснялось Верховным Судом Российской Федерации, не допускается формальный подход к рассмотрению дел, связанных с реализацией гражданами установленных законом государственных гарантий социальной защиты. Предусмотренная постановлением Правительства Российской Федерации № 2568 от 31.12.2022 специальная социальная выплата направлена на обеспечение достойного уровня заработной платы медицинских работников в рамках их социальной и материальной поддержки и во исполнение программы по развитию системы здравоохранения государства.

В судебном заседании установлено, что ГБУЗ «Сорочинская МБ», как самостоятельное медицинское учреждения отвечает признакам «районной больницы».

ГБУЗ «Сорочинская МБ» является медицинской организацией, входящей в государственную систему здравоохранения (федеральное бюджетное учреждение), участвует в базовой программе обязательного медицинского страхования и территориальной программе обязательного медицинского страхования, оказывает первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, оказывает виды медицинской помощи, указанные для районных больниц в соответствии с лицензией на осуществление медицинской деятельности.

При этом истец Насанова С.А. является фельдшером, то есть относится к среднему медицинскому персоналу, осуществляет трудовую функцию в ГБУЗ «Сорочинская МБ», в связи, с чем не может быть лишена права на социальную выплату из-за несоответствия наименования медицинского учреждения фактически осуществляемым функциям, то есть по формальным основаниям.

Судом установлено, что исходя из представленных в материалы дела совокупности доказательств, а также должностной инструкции указанного медицинского работника, её трудовая деятельность непосредственно связана с оказанием первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, предусмотренной Федеральным законом от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

В связи с вышеизложенным, учитывая нормы действующего законодательства, суд полагает, что Насанова С.А. относится к категориям медицинских работников, которым Постановлением № 2568 установлена специальная социальная выплата и имеет право на получение специальной социальной выплаты в период работы с 1 января 2023 года в соответствии с п. 2 пп. «д» постановления Правительства Российской Федерации № 2568 от 31.12.2022 года.

Суд считает необходимым удовлетворить исковые требования Насановой С.А. и признать за ней право на получение специальной социальной выплаты медицинским работникам, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 года № 2568, со дня возникновения права на ее назначение - с 01.01.2023 года.

Однако, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований к отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области, поскольку п. п. 2, 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568, установлено, что социальная выплата осуществляется территориальными органами Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на основе данных медицинских организаций, то суд приходит к выводу о том, что данный ответчик является ненадлежащим, в удовлетворении заявленного к нему иска надлежит отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Насановой Светы Алпамысовны (СНИЛС ) к государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Сорочинская межрайонная больница» (ИНН 5617023039) удовлетворить частично.

Признать за Насановой Светой Алпамысовной (СНИЛС ) право на получение специальной социальной выплаты в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» с 1 января 2023 года.

Обязать государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Сорочинская межрайонная больница» (ИНН 5617023039) предоставить в отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области реестр работников, необходимый для осуществления специальной социальной выплаты, установленной Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 года № 2568, в отношении Насановой Светы Алпамысовны.

В удовлетворении исковых требований Насановой Светы Алпамысовны к отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Сорочинский районный суд Оренбургской области в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме

Судья: А.А. Никитин

Мотивировочная часть решения изготовлена 22 ноября 2024 года.

Дело № 2 - 722/2024

56RS0035-01-2024-001092-98

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 ноября 2024 года г. Сорочинск

Сорочинский районный суд Оренбургской области:

в составе председательствующего судьи Никитина А.А.,

при секретаре Сластове А.И.,

с участием истца Насановой С.А.,

представителя ответчика ГБУЗ «Сорочинская МБ» - Пахомовой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Насановой Светы Алпамысовны к государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Сорочинская межрайонная больница», отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области об устранении нарушений трудового законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Насанова С.А. обратилась в суд с вышеуказанным иском, в обоснование которого указала, что истец состоит в трудовых отношениях с ответчиком с 2019 года, что подтверждает трудовой договор № 1 от 09.01.2019 г. Она была принята на должность фельдшера сначала на время нахождения в декретном отпуске основного сотрудника, а в период с 13.05.2019 года была переведена постоянно на занимаемое рабочее место. Её должность фельдшер общебольничного медицинского персонала, так же она выполняет функции фельдшера «мобильного ФАП». В её должностные функции входит в том числе, лечение пациентов с хроническими неосложненными заболеваниями и (или) состояниями, их обострениями, травмами, отравлениями; оказывает медицинскую помощь в экстренной форме; проводит доврачебное функциональное обследование и оценку функциональных возможностей пациентов. ГБУЗ «Сорочинская МБ» является медицинской организацией, входящей в государственную и региональную системы здравоохранения и участвующей в базовой программе ОМС, а также реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Оренбургской области медицинской помощи, в том числе территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с ПП Оренбургской области от 26.12.2023 № 1424-пп. Считает, что её должность относится к среднему медицинскому персоналу центральных районных, районных и участковых больниц, а также больниц и медико-санитарных частей и т.д. В соответствии с пп. «д» п.2 Постановления Правительства РФ от 31.12.2022 года № 2568 установлены специальные социальные выплаты среднему медицинскому персоналу центральных районных, районных и участковых больниц без каких-либо дополнительных условий. Своим обращением б/н от 25.07.2024 года к работодателю о включении его должности в реестр для получения специальной социальной выплаты медицинским работникам, она получила отказ.

Истец просит суд обязать ГБУЗ «Сорочинская межрайонная больница» не позднее месяца с момента вступления в законную силу решения суда устранить нарушения постановления Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568 и осуществить её право на получение специальной социальной выплаты за период с июня 2023 года и весь период действия специальных социальных выплат для медицинских работников.

19.09.2024 года истец Насанова С.А. уточнила исковые требования, просила обязать ГБУЗ «Сорочинская межрайонная больница» не позднее месяца с момента вступления в законную силу решения суда устранить нарушения постановления Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568 и включить её в реестр работников, на получение специальной социальной выплаты. Осуществить её право на получение специальной социальной выплаты за период с января 2023 года и на весь период действия специальных социальных выплат для медицинских работников.

16.10.2024 года протокольным определением суда в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство здравоохранения Оренбургской области.

В судебном заседании истец Насанова С.А. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, пояснила, что считает, что она подпадает под п. «д» постановления Правительства РФ от 31.12.2022 №2568, фактически она работает в
г. Сорочинске.

Представитель ответчика ГБУЗ «Сорочинская МБ» - Пахомова Н.Н. в принятии решения полагалась на усмотрения суда, поддержала доводы, изложенные в отзыве на иск. Пояснила, что согласно штатному расписанию Насанова С.А. работает в общем больничном комплексе, но также выезжает в населенные пункты.

Согласно письменному отзыву, Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 года № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» предусмотрена новая мера поддержки медработников первичного звена здравоохранения, центральных районных, районных и участковых больниц, а также занятым на станциях и в отделениях скорой помощи. Обязательное условие – чтобы медорганизация работала в системе ОМС. Она может оказывать медпомощь либо по базовой, либо по терпрограмме. Как следует из приказа Минздрава от 10.03.2023 года № 99н, если медорганизация называется межрайонной больницей, но в её составе имеются ЦРБ, районные и (или) участковые больницы, то работники ЦРБ, РБ и УБ, которые входят в состав этой межрайонной больницы, имеют право на выплаты. Специальную социальную выплату также получают врачи, средний и младший медперсонал поликлиник и других амбулаторных учреждений первичного звена. Субъективных и личных оснований не выплачивать социальные выплаты лицу, обратившемуся в суд, у Учреждения и его руководства нет. Финансирование идет из средств СФР, но они не имеют оснований для подачи в реестр должности Насановой С.А. в СФР для получения выплат, так как это может послужить нарушением действующего законодательства.

Представитель ответчика отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области, представитель третьего лица Министерства здравоохранения Оренбургской области в судебном заседании не присутствовали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями.

Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области представило в суд письменный отзыв согласно которому, ГБУЗ «Сорочинская МБ» в ОСФР по Оренбургской области направлялись реестры работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, при этом истец не была включена ГБУЗ «Сорочинская МБ» в указанные реестры (по состоянию на 01.08.2024 года). Соответственно, специальные социальные выплаты ОСФР по Оренбургской области истцу не осуществлялись. Исходя из изложенного, в соответствии с Постановлением № 2568 отделение Фонда является плательщиком специальных социальных выплат на основании реестров, предоставляемых организациями, и не участвует в формировании перечня лиц, включенных в реестры, а также количества фактически отработанного времени получателями специальных социальных выплат. Таким образом, требования истца к ОСФР по Оренбургской области не обоснованны. На основании данных, имеющихся в информационных ресурсах Фонда пенсионного и социального страхования РФ, истец является медицинским работником межрайонной больницы в должности «Фельдшер (город). Общебольничный медицинский персонал». При этом отсутствуют сведения, в каком обособленном (структурном) подразделении ГБУЗ «Сорочинская МБ» работает истец и, соответственно, не подтвержден факт её работы в районной больнице, участковой больнице. Следовательно не подтверждено право истца на получение специальной социальной выплаты по подп. «д» п.2 Постановления Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568. Просило отказать в иске в полном объеме.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав стороны, лиц участвующих в деле, изучив заявленные требования, исследовав материалы дела и оценив все доказательства в совокупности, суд приходит к следующему выводу.

Статьей 2 Конституции Российской Федерации определено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации).

В части 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации отмечено, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

В соответствии с абзацем 5 части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы. Работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с данным Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами (абз. 7 ч. 2 ст. 22 ТК РФ).

Понятие заработной платы сформулировано в ч. 1 ст. 129 ТК РФ, согласно которой она определяется как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568 отдельным категориям медицинских работников медучреждений государственной системы здравоохранения, участвующих в программах ОМС с 01.01.2023 года установлена ежемесячная специальная социальная выплата.

В п. 2. постановления Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568 с 01.01.2023 года установлена специальная социальная выплата следующим категориям медицинских работников (за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства) медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования, и медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области:

а) врачи центральных районных, районных и участковых больниц;

б) врачи, к которым обращаются (которых посещают) граждане по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, работающие в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, а также осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию);

в) врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, осуществляющие прижизненные гистологические и цитологические исследования по направлениям медицинских работников, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта;

г) врачи станций (отделений) скорой медицинской помощи;

д) специалисты со средним медицинским образованием центральных районных, районных и участковых больниц;

е) специалисты со средним медицинским образованием, работающие с врачами, указанными в подпункте "б" настоящего пункта, а также оказывающие первичную медико-санитарную помощь по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, по территориально-участковому принципу прикрепленному населению и (или) осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию);

ж) фельдшеры и медицинские сестры станций (отделений) скорой медицинской помощи;

з) младший медицинский персонал центральных районных, районных и участковых больниц;

и) младший медицинский персонал медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь гражданам по территориально-участковому принципу;

к) младший медицинский персонал станций (отделений) скорой медицинской помощи;

л) медицинские сестры (фельдшеры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи.

В п. 3 постановления Правительства РФ от 31 декабря 2022 года № 2568 установлены размеры специальной социальной выплаты медицинским работникам. В соответствии с п. п. «а» п. 4 постановления Правительства РФ от 31 декабря 2022 года
№ 2568 специальную социальную выплату осуществляет Социальный фонд России (далее - СФР).

Порядок осуществления указанной выплаты разъяснен в Правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2022 года № 2568.

Пунктом 2 Правил установлено, что социальная выплата осуществляется территориальными органами Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации работникам, занимающим штатные должности по состоянию на 1 января 2023 г., в том числе находящимся в отпуске по уходу за ребенком и работающим на условиях неполного рабочего времени, а также вновь пришедшим на вакантные должности в медицинские организации. Выплата перечисляется медработникам ежемесячно на основе данных медицинских организаций (п. 3 Правил).

Начисление выплаты производится за календарный месяц исходя из исполнения работником трудовой функции, установленной трудовым договором, а также суммарного отработанного времени по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце. Расчет отработанного времени ведется с округлением до десятой части числа в большую сторону.

В соответствии с п. 4 Правил для получения специальной социальной выплаты медицинские организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган СФР по своему местонахождению реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты. В декабре реестр представляется до 25-го числа исходя из ожидаемого (предполагаемого) рабочего времени полного месяца.

Реестр формируется с указанием сведений о медицинской организации (наименование, адрес юридического лица в пределах его местонахождения, ИНН, КПП, ОГРН), периода, за который осуществляется специальная социальная выплата (календарный месяц), а также сведений по каждому работнику (п. 6 Правил).

Реестр в электронной форме подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица и направляется в федеральную ГИС «Соцстрах» СФР либо с помощью программного обеспечения, предоставляемого фондом на безвозмездной основе посредством внешних сервисов информационного взаимодействия (п. 5 Правил).

Фондом осуществляется идентификация работников, указанных в реестрах, и проверка факта их трудоустройства в медицинской организации, в том числе c использованием страхового номера индивидуального лицевого счета работника в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования (п. 7 Правил).

Специальная социальная выплата осуществляется территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в течение 7 рабочих дней со дня получения территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации реестра. В случаях, когда в I квартале 2023 г. специальная социальная выплата не установлена медицинскому работнику, имеющему право на ее получение, по организационно-техническим и иным причинам, она подлежит выплате ему в полном объеме во II квартале 2023 г. за период со дня возникновения права на нее. (п. 8 Правил).

Согласно п. п. 10 - 11 Правил медицинская организация несет ответственность за представление недостоверных сведений либо сокрытие сведений, влияющих на право получения работником специальной социальной выплаты в соответствии c законодательством Российской Федерации. Контроль за полнотой и достоверностью сведений, представляемых медицинскими организациями, осуществляют территориальные органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации по согласованию c Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Сорочинская межрайонная больница» создано в соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 24.12.2020 № 1169-пп «О создании государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Сорочинская межрайонная больница». Согласно указанному постановлению ГБУЗ «Сорочинская межрайонная больница» создана путем реорганизации в форме слияния ГБУЗ «Городская больница» города Сорочинска, «Красногвардейкая районная больница».

В соответствии с пунктом 2.1 Устава ГБУЗ «Сорочинская МБ» основной целью создания учреждения является реализация полномочий органов государственной власти Оренбургской области в сфере охраны здоровья граждан в части оказания первичной медико-санитарной, специализированной, скорой, в том числе скорой специализированной, паллиативной медицинской помощи.

Основным видом деятельности Учреждения является медицинская деятельность
(п. 2.2 Устава). В качестве иных видов деятельности предусмотрена деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений; фармацевтическая деятельность.

Из выписки из реестра лицензий по состоянию на 07:02 17.07.2024 года следует, что с 31.10.2019 года ГБУЗ «Сорочинская МБ» выдавались лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Согласно трудовому договору № 1 от 09.01.2019 год истец Насанова С.А. принята на работу на должность фельдшера в общебольничный медицинский персонал. В приказе о приеме на работу от 09.01.2019 года и о переводе от 08.05.2019 года её должность указана фельдшер (город).

В отношении Насановой С.А. по настоящее время ГБУЗ «Сорочинская МБ» реестр для производства специальной социальной выплаты в Фонд не направлялся.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27.02.2016 № 132н «О требованиях к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения исходя из потребностей населения» (далее - Приказ от 27.02.2016 № 132н) утверждены Требования к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, исходя из потребностей населения.

Согласно пункту 1 Требований, настоящие Требования разработаны в целях обеспечения доступности медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и их структурных подразделениях (далее - медицинские организации) с учетом видов, форм и условий оказания медицинской помощи и положений методики определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах здравоохранения, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 октября 1999 г.
№ 1683-р.

Пунктом 6 Требований установлено, что размещение отдельных видов медицинских организаций, включенных в номенклатуру медицинских организаций, исходя из условий, видов, форм оказания медицинской помощи и рекомендуемой численности обслуживаемого населения осуществляется в соответствии с приложением к настоящим Требованиям.

Приложением к Требованиям является таблица, на основании которой определяется размещение отдельных видов медицинских организаций, включенных в номенклатуру медицинских организаций, исходя из условий, видов, форм оказания медицинской помощи и рекомендуемой численности обслуживаемого населения.

В соответствии с данным Приложением, при оказании медицинской помощи в стационарных условиях и в условиях дневного стационара в городской больнице оказывается специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь в форме плановой, неотложеной и экстренной помощи, рекомендуемая численность обслуживаемого населения - одна на 20-300 т.р. человек,

При оказании медицинской помощи в стационарных условиях и в условиях дневного стационара в районной больнице оказывается только специализированная медицинская помощь в форме плановой, неотложеной и экстренной помощи, рекомендуемая численность обслуживаемого населения - одна на 20-100 т.р. человек. Высокотехнологическая помощь районной больницей не оказывается.

В соответствии с пунктом 11 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, предоставленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности. В целях настоящего Федерального закона к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность.

Согласно статьи 32 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи.

К видам медицинской помощи относятся:

1) первичная медико-санитарная помощь;

2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;

3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь;

4) паллиативная медицинская помощь.

Медицинская помощь может оказываться в следующих условиях:

1) вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации);

2) амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника;

3) в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);

4) стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).

Формами оказания медицинской помощи являются:

1) экстренная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;

2) неотложная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента;

3) плановая - медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.

Приказом Минздрава России от 06.08.2013 № 529н «Об утверждении номенклатуры медицинских организаций» утверждена номенклатура медицинских организаций по виду медицинской деятельности и по территориальному признаку.

В соответствии с данной номенклатурой, по виду медицинской деятельности определяются отнесение лечебно-профилактических медицинских организации к больницам либо иным медицинским организациям, а отнесение больниц к городским, в том числе центральным, либо районным, определяется номенклатурой по территориальному признаку.

Вместе с тем, согласно письма Министерства здравоохранения Российской Федерации, в соответствии с п. 4 разъяснений по применению постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 г. № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования», утвержденных приказом Министерства здравоохранения РФ № 99н от 10.03.2023. При осуществлении специальной социальной выплаты рекомендуется в том числе производить специальную социальную выплату медицинским работникам, указанным в подпунктах «а», «д» и «з» пункта 2 постановления № 2568, работающим в центральных районных и участковых больницах, являющихся как самостоятельными юридическими лицами, их филиалами, так и структурными подразделениями медицинских организаций.

Распоряжением Министерства здравоохранения Оренбургской области № 1696 от 22.07.2014 года «Об организации службы «мобильных» ФАПов в районах области с целью доступности качества и оказания первичной медико-санитарной помощи населению в рамках программы ОМС на базе больницы организована служба «мобильного» ФАП. Насанова С.А. является фельдшером мобильного ФАПа, таким образом, была включена в состав мобильной бригады. Приказом 8/1 от 11.01.2023 года организуется деятельность мобильной медицинской бригады.

Также, в целях обеспечения доступности и качества оказания первичной медико-санитарной помощи населению, приказами главного врача № 12 от 11.01.2023 года, № 15 от 09.01.2023 года и № 14 от 09.01.2024 года «О совершенствовании работы службы «мобильных» ФАПов» распределены основные действия по функционированию мобильного ФАП.

Приказами главного врача № 5 от 10.01.2022 (дополнение (№ 547/1 от 07.11.2022), № 7/1 от 11.01.2023 и № 9 от 09.01.2024 года на фельдшеров, в том числе и на Насанову С.А. были возложены отдельные функции лечащего врача. Данные обстоятельства, подтверждаются копиями медицинских карт пациентов ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8

Кроме того, по ходатайству истца, допрошен свидетель ФИО9, который показал, что Насанова С.А. работает фельдшером в ГБУЗ «Сорочинская МБ». Проводит первичный прием пациентов, проводит диагностику, выдает направления, а также оказывает первичную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях. Медицинская помощь оказывается в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования и территориальной программы обязательного медицинского страхования.

Согласно п. 9.40 приказа Минздрава России от 02 мая 2023 года № 205н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских и фармацевтических работников» должности «фельдшер» относятся к должностям со средним медицинским образованием.

Как неоднократно разъяснялось Верховным Судом Российской Федерации, не допускается формальный подход к рассмотрению дел, связанных с реализацией гражданами установленных законом государственных гарантий социальной защиты. Предусмотренная постановлением Правительства Российской Федерации № 2568 от 31.12.2022 специальная социальная выплата направлена на обеспечение достойного уровня заработной платы медицинских работников в рамках их социальной и материальной поддержки и во исполнение программы по развитию системы здравоохранения государства.

В судебном заседании установлено, что ГБУЗ «Сорочинская МБ», как самостоятельное медицинское учреждения отвечает признакам «районной больницы».

ГБУЗ «Сорочинская МБ» является медицинской организацией, входящей в государственную систему здравоохранения (федеральное бюджетное учреждение), участвует в базовой программе обязательного медицинского страхования и территориальной программе обязательного медицинского страхования, оказывает первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, оказывает виды медицинской помощи, указанные для районных больниц в соответствии с лицензией на осуществление медицинской деятельности.

При этом истец Насанова С.А. является фельдшером, то есть относится к среднему медицинскому персоналу, осуществляет трудовую функцию в ГБУЗ «Сорочинская МБ», в связи, с чем не может быть лишена права на социальную выплату из-за несоответствия наименования медицинского учреждения фактически осуществляемым функциям, то есть по формальным основаниям.

Судом установлено, что исходя из представленных в материалы дела совокупности доказательств, а также должностной инструкции указанного медицинского работника, её трудовая деятельность непосредственно связана с оказанием первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, предусмотренной Федеральным законом от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

В связи с вышеизложенным, учитывая нормы действующего законодательства, суд полагает, что Насанова С.А. относится к категориям медицинских работников, которым Постановлением № 2568 установлена специальная социальная выплата и имеет право на получение специальной социальной выплаты в период работы с 1 января 2023 года в соответствии с п. 2 пп. «д» постановления Правительства Российской Федерации № 2568 от 31.12.2022 года.

Суд считает необходимым удовлетворить исковые требования Насановой С.А. и признать за ней право на получение специальной социальной выплаты медицинским работникам, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 года № 2568, со дня возникновения права на ее назначение - с 01.01.2023 года.

Однако, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований к отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области, поскольку п. п. 2, 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568, установлено, что социальная выплата осуществляется территориальными органами Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на основе данных медицинских организаций, то суд приходит к выводу о том, что данный ответчик является ненадлежащим, в удовлетворении заявленного к нему иска надлежит отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Насановой Светы Алпамысовны (СНИЛС ) к государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Сорочинская межрайонная больница» (ИНН 5617023039) удовлетворить частично.

Признать за Насановой Светой Алпамысовной (СНИЛС ) право на получение специальной социальной выплаты в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» с 1 января 2023 года.

Обязать государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Сорочинская межрайонная больница» (ИНН 5617023039) предоставить в отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области реестр работников, необходимый для осуществления специальной социальной выплаты, установленной Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 года № 2568, в отношении Насановой Светы Алпамысовны.

В удовлетворении исковых требований Насановой Светы Алпамысовны к отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Сорочинский районный суд Оренбургской области в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме

Судья: А.А. Никитин

Мотивировочная часть решения изготовлена 22 ноября 2024 года.

2-722/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Насанова Света Алпамысовна
Ответчики
ГБУЗ "Сорочинская межрайонная больница"
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Оренбургской области
Другие
Министерство здравоохранения Оренбургской области
Суд
Сорочинский районный суд Оренбургской области
Судья
Никитин Александр Анатольевич
Дело на сайте суда
sorochinsky.orb.sudrf.ru
30.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.07.2024Передача материалов судье
06.08.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.08.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.08.2024Подготовка дела (собеседование)
29.08.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.09.2024Судебное заседание
16.10.2024Судебное заседание
12.11.2024Судебное заседание
22.11.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее