Решение по делу № 12-44/2021 от 23.12.2020

Дело №12-44/2021

Р Е Ш Е Н И Е

25 января 2021г.                                                                                                  г.Смоленск

Судья Ленинского районного суда г.Смоленска Кудряшов А.В., рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Лукьянчикова Сергея Викторовича (ИНН <данные изъяты>, ОГРНИП <данные изъяты>), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу: <адрес> на постановление старшего государственного инспектора Смоленской области в области охраны окружающей среды Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от ДД.ММ.ГГГГ. №<данные изъяты> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

ИП Лукьянчиков С.В. обратился в суд с жалобой на постановление старшего государственного инспектора Смоленской области в области охраны окружающей среды Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, которым он подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> руб. за нарушение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления.

В жалобе, поданной в Ленинский районный суд г.Смоленска, ИП Лукьянчиков С.В. ставит вопрос об отмене вынесенного в отношении него по настоящему делу об административном правонарушении постановления, ссылаясь на его незаконность.

Заслушав объяснения защитника ИП Лукьянчикова С.В. – Вислогузова А.К., поддержавшего доводы жалобы, представителя Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии - Горбатенкову А.Д., указавшей на законность обжалуемого постановления, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

На основании п.1 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно ст.1, п.2 ст.11, п.1 ст.24.6 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. Твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, а накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения. Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами;

В силу п.4 ст.24.7 упомянутого Закона собственники твердых коммунальных отходов (ТКО) обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

С 01.01.2019 деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО на территории Смоленской области осуществляется региональным оператором по обращению с ТКО – АО «Спецавтохозяйство» в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, образующимися, в том числе, в зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами. Потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами (п.5, подп. «в» п.8(1), п.9 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156).

В силу п.8(3) названных Правил в случае если одно лицо владеет несколькими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками, на которых происходит образование твердых коммунальных отходов, может заключаться один договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с включением в такой договор всех указанных объектов, если они расположены в зоне деятельности одного регионального оператора.

В соответствии с ч.1 ст.8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

По делу установлено, что в результате осуществления ИП Лукьянчиковым С.В. предпринимательской деятельности образуются твердые коммунальные отходы (ТКО).

Департаментом Смоленской области по природным ресурсам и экологии в целях выявления нарушений требований законодательства РФ в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности ДД.ММ.ГГГГ проведен плановый (рейдовый) осмотр, обследование территории от административного здания по <адрес>, по результатам которого установлено, что ИП Лукьянчиков С.В. осуществляет розничную торговлю косметическими товарами и товарами личной гигиены в специализированном магазине «Бриз эконом» по адресу: <адрес>

Кроме того, ИП Лукьянчиков С.В. осуществляет розничную торговлю через сеть расположенных в г.Смоленске магазинов «Бриз эконом» по адресам: <адрес>.

Вместе с тем по сведениям АО «Спецавтохозяйство» между данным региональным оператором и ИП Лукьянчиковым С.В. ДД.ММ.ГГГГ заключен договор №<данные изъяты> на оказание услуг по обращению с ТКО по количеству и объему контейнеров для накопления ТКО (с учетом дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ №1), согласно которому услуги по вывозу ТКО из мест накопления, оказываются по адресам: <адрес>

Порядок сбора ТКО в сети магазинов «Бриз эконом» утвержден приказом ИП Лукьянчикова С.В. от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым накопление ТКО осуществляется в помещениях магазинов, накопленные ТКО генерируются на контейнерной площадке по адресу: <адрес> а их вывоз осуществляется региональным оператором с периодичностью, установленной упомянутым выше дополнительным соглашением к договору от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>.

Таким образом, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и вплоть до ДД.ММ.ГГГГ в магазинах «Бриз эконом», расположенных в г.Смоленске по адресам: <адрес>, ИП Лукьянчиков С.В. осуществлял предпринимательскую деятельность в отсутствие заключенного с региональным оператором – АО «Спецавтохозяйство» договора на оказание услуг по обращению с ТКО, чем нарушил п.4 ст.24.7 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и пп.5, 8(3) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156.

Подтверждающих документов о том, что ТКО, образующиеся в результате осуществления ИП Лукьянчиковым С.В. торговой деятельности в названных магазинах, вывозились в спорный период другой организацией, имеющей соответствующую лицензию, не представлено.

Договор на оказание услуг по обращению с ТКО, образующимися от осуществления предпринимательской деятельности в г.Смоленске по адресам: <адрес>, заключен между ИП Лукьянчиковым С.В. и АО «Спецавтохозяйство» только ДД.ММ.ГГГГ.

По данному факту постановлением прокурора Ленинского района г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ИП Лукьянчикова С.В. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2 КоАП РФ.

Обстоятельства совершения ИП Лукьянчиковым С.В. указанного административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым должностным лицом была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.

Ссылки защитника ИП Лукьянчикова С.В. на возможность накопления в небольших объемах ТКО в помещениях магазинах «Бриз эконом» с последующей доставкой их силами заявителя на контейнерную площадку по адресу: <адрес> и дальнейшим вывозом региональным оператором, являются несостоятельными.

Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156, и иные законодательные акты накопление ТКО в местах их образования (в частности, в нежилых помещениях) не допускают и, кроме того, у ИП Лукьянчикова С.В. отсутствует лицензия на транспортировку ТКО от занимаемых им магазинов и иных нежилых помещений до упомянутой контейнерной площадки.

Утверждения ИП Лукьянчикова С.В. об объективной невозможности исполнения им требований законодательства опровергаются представленным в дело договором на оказание услуг по обращению с ТКО от ДД.ММ.ГГГГ.

Доводы жалобы о возможности замены назначенного административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение в соответствии с ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ со ссылкой на то, что ИП Лукьянчиков С.В. является субъектом малого предпринимательства и включен в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, во внимание принять нельзя.

Санкция ч.1 ст.8.2 КоАП РФ не предусматривает возможность назначения наказания в виде предупреждения.

Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлены принципы, в том числе презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности и допустимости воздействия такой деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.

С учетом взаимосвязанных положений ч.2 ст.3.4 и ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч.2 ст.3.4 названного Кодекса. В рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств не имеется, в том числе с учетом того, что вмененное ИП Лукьянчикову С.В. нарушение требований законодательства не позволяет сделать вывод об отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда окружающей среде.

Принятие заявителем мер к устранению выявленных нарушений после привлечения его к административной ответственности, основанием для применения в настоящем деле положений ч.2 ст.3.4 и ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ не является.

Предусмотренных чч.2.2, 2.3 ст.4.1 КоАП РФ условий для назначения ИП Лукьянчикову С.В. наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, по делу не установлено.

Административное наказание назначено ИП Лукьянчикову С.В. в пределах санкции ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, а обжалуемое постановление вынесено с соблюдением срока давности привлечения заявителя к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

При таких обстоятельствах представленная жалоба удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.6, 30.7 КоАП РФ,

р е ш и л :

постановление старшего государственного инспектора Смоленской области в области охраны окружающей среды Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от ДД.ММ.ГГГГ. №<данные изъяты> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу индивидуального предпринимателя Лукьянчикова Сергея Викторовича – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Смоленский областной суд в 10-дневный срок со дня получения либо вручения его копии.

Судья                                              А.В. Кудряшов

«КОПИЯ ВЕРНА»подпись судьи                            А.В. Кудряшовсекретарь судебного заседания Ленинского районного суда г. Смоленска Е.В.Зайцеванаименование должности уполномоченного работника аппарата федерального суда общей юрисдикции                                                           28.01.2021.

12-44/2021

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Лукьянчиков Сергей Викторович
Суд
Ленинский районный суд г. Смоленска Смоленской области
Судья
Кудряшов А.В.
Статьи

8.2

Дело на сайте суда
leninsky.sml.sudrf.ru
24.12.2020Материалы переданы в производство судье
20.01.2021Судебное заседание
25.01.2021Судебное заседание
28.01.2021Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
12.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.01.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее