ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-5450/2024
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Кемерово 27 сентября 2024 г.
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Безденежных Д.А., рассмотрев жалобу Стасенко П.Л. на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора Новокузнецкого городского округа и Новокузнецкого муниципального района по пожарному надзору №58 от 17 июля 2023г., решение судьи Новоильинского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 24 января 2024г., решение судьи Кемеровского областного суда от 4 марта 2024г., вынесенные в отношении Стасенко Павла Леонтьевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ,
установил:
постановлением государственного инспектора Новокузнецкого городского округа и Новокузнецкого муниципального района по пожарному надзору №58 от 17 июля 2023г., оставленным без изменения решением судьи Новоильинского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 24 января 2024г. и решением судьи Кемеровского областного суда от 4 марта 2024г., директор ООО «<данные изъяты>» Стасенко П.Л. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.20.4 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
В жалобе Стасенко П.Л. выражает несогласие с постановлением и решениями отменить, просит решение областного суда отменить.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.
Согласно ч.2 ст.20.4 КоАП РФ те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ) под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 №1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила), содержащие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
Согласно п. 2 (1) Правил, руководитель организации обеспечивает эксплуатацию зданий, сооружений в соответствии с требованиями Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и (или) проектной документации.
Руководитель организации, лица, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся объектами защиты, обеспечивают очистку объекта защиты от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности (п. 73 Правил).
В соответствии с пп. «а» п. 385 Правил, на автозаправочной станции запрещается заправка транспортных средств с работающими двигателями.
Пунктом 48 Правил установлено, что руководитель организации извещает подразделение пожарной охраны при отключении участков водопроводной сети и (или) пожарных гидрантов, находящихся на территории организации, а также в случае уменьшения давления в водопроводной сети ниже требуемого. Руководитель организации обеспечивает исправность, своевременное обслуживание и ремонт наружного противопожарного водоснабжения, находящегося в зоне эксплуатационной ответственности организации, и организует проведение проверок на водоотдачу не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты. Направление движения к источникам наружного противопожарного водоснабжения обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.
В силу пп. «б» п. 27 Правил, при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается размещать мебель (за исключением сидячих мест для ожидания) и предметы (за исключением технологического, выставочного и другого оборудования) на путях эвакуации, у дверей эвакуационных и аварийных выходов, в переходах между секциями, у выходов на крышу (покрытие), а также демонтировать лестницы, поэтажно соединяющие балконы и лоджии, лестницы в приямках, блокировать люки на балконах и лоджиях квартир.
В соответствии с пп. «л» п. 16 Правил, на объектах защиты запрещается устраивать в производственных и складских помещениях зданий (кроме зданий V степени огнестойкости) для организации рабочих мест антресоли, конторки и другие встроенные помещения с ограждающими конструкциями из горючих материалов.
Как следует из пп. «б» п. 384 Правил, при заправке транспортных средств топливом соблюдаются следующие требования: пролитые нефтепродукты засыпают песком или удаляются специально предусмотренными для этого адсорбентами, а пропитанный песок, адсорбенты и промасленные обтирочные материалы собираются в металлические ящики с плотно закрывающимися крышками в искробезопасном исполнении и по окончании рабочего дня вывозятся с территории автозаправочной станции.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ) пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным законом, а также одного из следующих условий: выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в п. 1 ч. 3 ст. 4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 2 ст. 54 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ, системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.
Пунктом 3 ст. 52 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ установлено, что защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются посредством устройства систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
В соответствии с ч. 6 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ пожарные извещатели и иные средства обнаружения пожара должны располагаться в защищаемом помещении таким образом, чтобы обеспечить своевременное обнаружение пожара в любой точке этого помещения.
Статьей 30 Федерального закона № 69-ФЗ, определено, что особый противопожарный режим может устанавливаться на соответствующих территориях в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях.
Постановлением Правительства Кемеровской области-Кузбасса от 28.03.2023 №186 на территории Кемеровской области-Кузбасса в период с 15.04.2023 до 01.06.2023 установлен особый противопожарный режим.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Новоильинского района г. Новокузнецка совместно с государственным инспектором Новокузнецкого городского округа и Новокузнецкого муниципального района по пожарному надзору во исполнение поручения прокуратуры Кемеровской области-Кузбасса в отношении юридического лица ООО «<данные изъяты>» была проведена выездная проверка исполнения требований законодательства в сфере пожарной безопасности.
В ходе проверки 16 мая 2023г. и 17 мая 2023г. на заправочном комплексе, расположенном по адресу: ул. Косыгина, зд. 1, г. Новокузнецк, Кемеровская область, выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
- в нарушение п. 73 Правил, руководитель организации не обеспечивает очистку объекта защиты от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности (покрышки, дрова, уголь, баннер, картон, шлак, пластиковые канистры с горючими веществами (нефтепродукты);
- в нарушение пп. «а» п. 385 Правил, допускается заправка транспортных средств с работающими двигателями;
- в нарушение п. 2 (1), п. 48 Правил, п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ, п. 10.11, табл. 2 СП 8.13 130.2020 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности» (далее по тексту — СП 8.13 130.2020), пожарные резервуары и их оборудование не защищены от замерзания воды (в пожарном резервуаре лед);
- в нарушение п. 2 (1) Правил, п. 1 ч. 1 ст. б Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ, п. 10.2 СП 8.13130.2020, п. 6.37 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности» (далее по тексту - СП 156.13130.2014), п. 23, главы 4 НПБ 111-98 «Нормы пожарной безопасности. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности», утвержденных Приказом ГУГПС МВД РФ от 23.03.1998 № 25 (далее по тексту - НПБ 111-98), не представлен расчет для определения объема пожарных резервуаров, для определения расхода воды на наружное пожаротушение и продолжительности тушения пожара (не представлена проектная документация, содержащая расчет на нужды пожаротушения, не представлена техническая документация на пожарные резервуары;
- в нарушение пп. «б» п. 27 Правил, в операторской допущено хранение на путях эвакуации предметов, препятствующих безопасной эвакуации (древесный уголь в мешках);
- в нарушение пп. «л» п. 16 Правил, устроено в производственном помещении здания автомойки встроенное помещение с охлаждающими конструкциями из горючих материалов (оборудована комната отдыха для персонала в автомойке и ОСБ плит);
- в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 54 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ, п. 8, п. 21 приложения 5 Требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 1464 от 01.09.2021, здание автомойки не в полном объеме оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (во встроенном помещении - комнате отдыха для персонала в автомойке отсутствует СОУЭ);
- в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 6, п. 3 ст. 52, ч. 6 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ, п. 3, п. 38 приложения 3 Требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 1464 от 01.09.2021, помещение конторки (комната отдыха для персонала в автомойке) не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации;
- в нарушение пп. «б» п. 384 Правил, промасленные обтирочные материалы не собираются в металлические ящики с плотно закрывающимися крышками в искробезопасном исполнении и по окончании рабочего дня не вывозятся с территории АЭС (фактически промасленные тряпки хранятся в технологических колодцах с резервуарами).
Собственником заправочного комплекса по адресу: ул. Косыгина, зд. 1, г. Новокузнецк, Кемеровская область является ФИО6 На основании договора аренды № от 01.02.2023, заключенного между ФИО6 и директором ООО «<данные изъяты>» - Стасенко П.Л., ООО «<данные изъяты>» осуществляет эксплуатацию части автозаправочной станции. В соответствии с п. 2.4 договора аренды № от 01.02.2023 безопасность на арендуемом объекте обеспечивает ООО «<данные изъяты>». Согласно выписке из ЕГРЮЛ, Стасенко П.Л. является директором ООО «<данные изъяты>».
Ответственным за допущенные нарушения, согласно должностной инструкции от 01.09.2016, является директор ООО «<данные изъяты>» Стасенко П.Л., который в силу положений примечания к ст. 2.4 КоАП РФ является должностным лицом.
Указанные обстоятельства подтверждаются постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, материалами проверки, отчетом о выявленных нарушениях, должностной инструкцией директора ООО «<данные изъяты>», объяснениями Стасенко П.Л., предписанием об устранении нарушений, копией договора аренды, выпиской из ЕГРЮЛ,
Перечисленным доказательствам, в совокупности с другими материалами дела, государственный инспектор дал верную оценку и обоснованно признал директора ООО «<данные изъяты>» Стасенко П.Л. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ.
Доводы жалобы являются несостоятельными. В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении должностным лицом и судами в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства данного дела; в соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения.
Факт нарушения директором ООО «Турмалин» ФИО1 требований пожарной безопасности в период особого противопожарного режима подтверждается материалами дела, поэтому вывод о наличии в его действия (бездействии) состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.20.4 КоАП РФ, являются верными.
Доводы жалобы о том, что заявителем на постановление № от 17 июля 2023г. подавалась жалоба в пожарный надзор, которая рассмотрена заместителем главного государственного инспектора, являются несостоятельными, поскольку материалы дела решения вышестоящего должностного лица не содержат. Согласно ответа от 23.09.2024г. государственного инспектора ФИО5, постановление предметом пересмотра вышестоящего должностного лица не было.
При этом доводы жалобы, адресованной Главному государственному инспектору Новокузнецкого городского округа и Новокузнецкого муниципального района по пожарному надзору, идентичны доводам, приведенным в жалобе, рассмотренной судьей районного суда.
Вопреки доводам заявителя, жалоба за №10140/06.10.23 на первоначально вынесенное решение Новоильинского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 24 августа 2023г. была рассмотрена судьей Кемеровского областного суда 30 ноября 2023г., с отменой решения и направлением дела на новое рассмотрение.
Доводы о том, что нарушения требований пожарной безопасности отсутствовали, аналогичны доводам, которые были предметом судебной проверки, обоснованно опровергнуты по мотивам, изложенным в решениях. Оснований не согласиться с выводами предыдущих судебных инстанций не имеется.
Каких-либо иных доводов в жалобе не представлено, заявитель фактически настаивает на переоценке доказательств и установленных судами обстоятельств.
Постановление по делу об административном правонарушении соответствует требованиям ст.29.10 КоАП РФ.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены в порядке, установленном ст.ст. 30.6, 30.9 КоАП РФ.
Нарушений процессуальных норм при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отмену или изменение оспариваемого постановления, не установлено, неустранимые сомнения в виновности Стасенко П.Л. в совершении административного правонарушения отсутствуют.
Таким образом, оснований для удовлетворения жалобы и отмены принятых по делу актов не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление государственного инспектора Новокузнецкого городского округа и Новокузнецкого муниципального района по пожарному надзору №58 от 17 июля 2023г., решение судьи Новоильинского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 24 января 2024г., решение судьи Кемеровского областного суда от 4 марта 2024г., вынесенные в отношении Стасенко Павла Леонтьевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу Стасенко П.Л. - без удовлетворения.
Судья: Д.А. Безденежных