Судья: Черняков Н.Н. адм. дело № 33а–10260/2020
АПЕЛЛЯЦРРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
04.09.2020
г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе: председательствующего Клюева С.Б.
судей Житниковой Рћ.Р’., Р§РёСЂРєРѕРІРѕР№ Р.Рќ.,
РїСЂРё секретаре Зенкевиче Р’.Р.,
с участием прокурора Володина Д.А.,
рассмотрела РІ открытом судебном заседании апелляционную жалобу Войтенко Рђ.Р’. РЅР° решение Куйбышевского районного СЃСѓРґР° Рі. Самары РѕС‚ 21 августа 2020 РіРѕРґР° РїРѕ административному делу в„– 2Р°-1378/20 РїРѕ административному РёСЃРєСѓ Скалкиной Р.Рњ. Рє Территориальной избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Куйбышевского района Рі. Самары РѕР± отмене решения Рѕ регистрации кандидатом Войтенко Рђ.Р’..
Заслушав доклад СЃСѓРґСЊРё Самарского областного СЃСѓРґР° Клюева РЎ.Р‘., пояснения Войтенко Рђ.Р’. Рё представителя заинтересованного лица Самарского областного отделения политической партии РљРџР Р¤ – Рангаевой Р“.Р., поддержавших РґРѕРІРѕРґС‹ апелляционной жалобы, возражения РЅР° РґРѕРІРѕРґС‹ апелляционной жалобы представителей Скалкиной Р.Рњ. – Р—РѕСЂРєРёРЅРѕР№ Рњ.Р’., Князева Р’.Р’., представителя Территориальной избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Куйбышевского района РіРѕСЂРѕРґР° Самары Самарской области – Рыбина Рђ.Р’., заключение РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Прокуратуры Самарской области – Володина Р”.Рђ., судебная коллегия
установила:
Скалкина Р.Рњ. обратилась СЃ административным РёСЃРєРѕРј Рє Территориальной избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Куйбышевского района Рі.Самары (далее - РўРРљ) РѕР± отмене решения Рѕ регистрации кандидата РІ депутаты Совета депутатов Куйбышевского внутригородского района Рі.Рѕ. Самары Войтенко Рђ.Р’.
В обоснование иска указано, что оспариваемое решение принято в нарушение закона, так как кандидат Войтенко А.В. не выполнил требования о единовременном представлении документов, необходимых для регистрации.
Решением Куйбышевского районного СЃСѓРґР° Рі. Самары РѕС‚ 21 августа 2020 РіРѕРґР° административные исковые требования Скалкиной Р.Рњ. удовлетворены.
Р’ апелляционной жалобе Войтенко Рђ.Р’., РїСЂРѕСЃРёС‚ отменить решение СЃСѓРґР° Рё РІ удовлетворении административного РёСЃРєР° отказать РІ полном объеме. Р’ обоснование РґРѕРІРѕРґРѕРІ жалобы заявитель указывает РЅР° то, что решение РўРРљ Куйбышевского района Рі. Самары Самарской области СЃ полномочиями РѕРєСЂСѓР¶РЅРѕР№ избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё одномандатного избирательного РѕРєСЂСѓРіР° в„–1 РїРѕ выборам депутатов Совета депутатов Куйбышевского внутригородского района РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Самара Самарской области второго созыва РѕС‚ 2 августа 2020 РіРѕРґР° принято без нарушений требований действующего законодательства, Р° именно пункта 23 статьи 38 Федерального закона РѕС‚ 12.06.2002 в„– 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав Рё права РЅР° участие РІ референдуме граждан Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации», части 11 статьи 37 Закона Самарской области РѕС‚ 31.12.2019 в„– 142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области», ссылаясь РЅР° то, что справка, выданная РџРђРћ Сбербанк Р РѕСЃСЃРёРё РѕР± открытии специального избирательного счета, была РёРј предоставлена Р·Р° день РґРѕ принятия РўРРљ решения Рѕ регистрации кандидата РІ депутаты, РІ соответствии СЃ положениями части 3 статьи 37 Закона Самарской области РѕС‚ 31.12.2019 в„– 142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области».
Рзучив материалы дела, РґРѕРІРѕРґС‹ апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц, участвовавших РІ судебном заседании, заключение РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР°, полагавшего апелляционную жалобу РЅРµ подлежащей удовлетворению, проверив законность Рё обоснованность судебного решения РІ соответствии СЃ пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации (далее РљРђРЎ Р Р¤), судебная коллегия РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє следующим выводам.
Согласно ч. 10 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
Установлено, что Скалкина Р.Рњ. является зарегистрированным кандидатом РІ депутаты Совета депутатов Куйбышевского внутригородского района Рі.Рѕ. Самара Самарской области РїРѕ одномандатному избирательному РѕРєСЂСѓРіСѓ в„– 1 РЅР° основании решения Территориальной избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Куйбышевского района Рі. Самары Самарской области РѕС‚ 05.08.2020 в„– 106/8 «О регистрации кандидата РІ депутаты Совета депутатов Куйбышевского внутригородского района РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Самара Самарской области Скалкиной Р.РњВ».
РР· материалов дела усматривается, что решением административного ответчика РѕС‚ 02.08.2020 в„– 103/65 (Р».Рґ. 12) РїРѕ данному одномандатному избирательному РѕРєСЂСѓРіСѓ произведена регистрация РІ качестве кандидата РІ депутаты Совета депутатов Куйбышевского внутригородского района Рі.Рѕ.Самара Самарской области Войтенко Рђ.Р’.
РџСЂРё обращении СЃ заявленными требованиями РІ СЃСѓРґ Скалкина Р.Рњ. ссылалась РЅР° допущенные РўРРљ Куйбышевского района Рі. Самары Самарской области нарушения РїСЂРё регистрации кандидата РІ депутаты Войтенко Рђ.Р’., выразившиеся РІ несоблюдении положений частей 1 Рё 2 статьи 37 Закона Самарской области РѕС‚ 31.12.2019 в„– 142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области», обязывающих кандидатов представить РІ РѕРєСЂСѓР¶РЅСѓСЋ избирательную РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ единовременно РЅРµ ранее чем Р·Р° 50 дней Рё РЅРµ позднее чем Р·Р° 40 дней РґРѕ РґРЅСЏ голосования необходимые сведения Рё документы.
На основании части 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» кандидаты вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) избирательной комиссии, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с пунктом 5 статьи 75 Закона Самарской области от 31.12.2019 № 142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же одномандатному избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных частью 12 статьи 37 настоящего Закона, иных требований, предусмотренных Федеральным законом, настоящим Законом.
Основанием для отказа в регистрации кандидата, среди прочих, в силу положений части 12 статьи 37 Закона, является факт отсутствия среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
При этом частью 1 статьи 37 Закона предусмотрено, что регистрация кандидата осуществляется окружной избирательной комиссией; документы, необходимые для регистрации кандидата, представляются в соответствующую окружную избирательную комиссию единовременно не ранее чем за 50 дней и не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени.
Среди прочих документов, представляемых кандидатом для регистрации, в части 2 статьи 37 Закона указан документ, подтверждающий открытие специального избирательного счета избирательного фонда кандидата (за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым части 1 и частью 10 статьи 55 настоящего Закона, при условии уведомления соответствующей окружной избирательной комиссии о данных обстоятельствах).
РР· материалов дела следует, что Войтенко Рђ.Р’. выдвинут избирательным объединением Самарским областным отделением политической партии «Коммунистическая партия Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации».
28.07.2020 Войтенко Рђ.Р’. представил РІ РўРРљ уведомление РѕР± отсутствии изменений РІ СЃРІРѕРёС… данных, ранее представленных РІ соответствии СЃ частью 5 статьи 34 Закона.
29.07.2020 РўРРљ известила Войтенко Рђ.Р’. Рё политическое объединение Рѕ выявленных недостатках РІ представленных для регистрации документах, РІ том числе РѕР± отсутствии документа, подтверждающего открытие специального избирательного счета.
31.07.2020 Войтенко Рђ.Р’. представил РІ РўРРљ документ, подтверждающий открытие специального избирательного счета избирательного фонда кандидата.
02.08.2020 РўРРљ принято решение в„–103/35 «О регистрации кандидата РІ депутаты Совета депутатов Куйбышевского внутригородского района Рі.Рѕ.Самары Войтенко Андрея Владимировича».
Оценив РІ совокупности представленные доказательства, СЃСѓРґ первой инстанции, руководствуясь приведенными выше нормами, пришел Рє правильному выводу Рѕ том, что административным ответчиком неправомерно принято решение Рѕ регистрации кандидата РІ депутаты Совета депутатов Куйбышевского внутригородского района Рі.Рѕ. Самара Самарской области РїРѕ одномандатному избирательному РѕРєСЂСѓРіСѓ в„– 1 Войтенко Рђ.Р’., поскольку Войтенко Рђ.Р’., РІ нарушение положений частей 1 Рё 2 статьи 37 Закона Самарской области РѕС‚ 31.12.2019 в„– 142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области», представил документ, подтверждающий открытие специального избирательного счета избирательного фонда кандидата, РЅРµ единовременно СЃ иными документами Рё сведениями, предоставляемыми кандидатом для регистрации, Р° позднее, направления РўРРљ РІ адрес кандидата сообщения Рѕ выявленных недостатках РІ представленных для регистрации документах, РІ том числе РѕР± отсутствии документа, подтверждающего открытие специального избирательного счета.
Следует учесть, что РІ силу Закона окружная избирательная РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ РЅРµ обладает полномочиями РїРѕ регистрации кандидатов СЃ нарушением установленной процедуры. Р’ равной степени Сѓ РўРРљ отсутствуют дискреционные полномочия оценивать существенность допущенных нарушений Рё, РІ этой СЃРІСЏР·Рё, отступать РѕС‚ установленной Законом процедуры.
В данном случае, окружная избирательная комиссия не вправе была принимать дополнительно представленные 31.07.2020 документы, вопреки процедуре, установленной ч.1,2 ст.37 Закона.
Доводы апелляционной жалобы Войтенко Рђ.Р’. Рѕ том, что решение РўРРљ Куйбышевского района Рі. Самары Самарской области СЃ полномочиями РѕРєСЂСѓР¶РЅРѕР№ избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё одномандатного избирательного РѕРєСЂСѓРіР° в„–1 РїРѕ выборам депутатов Совета депутатов Куйбышевского внутригородского района РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Самара Самарской области второго созыва РѕС‚ 2 августа 2020 РіРѕРґР° принято без нарушений требований действующего законодательства, Рё справка, выданная РџРђРћ Сбербанк Р РѕСЃСЃРёРё РѕР± открытии специального избирательного счета, была РёРј предоставлена Р·Р° день РґРѕ принятия РўРРљ решения Рѕ регистрации кандидата РІ депутаты, РІ соответствии СЃ положениями части 3 статьи 37 Закона Самарской области РѕС‚ 31.12.2019 в„– 142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области», судебной коллегий отклоняются РїРѕ следующим основаниям.
Частью 3 статьи 37 Закона предусмотрено, что при выявлении неполноты сведений о кандидате, отсутствия каких-либо документов, представление которых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено настоящим Законом, или несоблюдения требований настоящего Закона к оформлению документов соответствующая окружная избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате, и представленные в соответствии с частями 4 и 7 статьи 33, частью 5 статьи 34, пунктом 1 части 1 статьи 35 настоящего Закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено частью 6 статьи 33, пунктами 2 - 5 части 1 статьи 35 настоящего Закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания соответствующей окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата
Таким образом, буквальное толкование части 3 статьи 37 Закона не предусматривает возможности представления кандидатом на основании уведомления избирательной комиссии документов, предоставление которых является обязательным и которые не были им представлены единовременно.
Более того, несмотря РЅР° наличие РІ деле уведомления РўРРљ РѕС‚ 29.07.2020, направленного РІ нарушение положений части 3 статьи 37 Закона, Войтенко Рђ.Р’. отрицает факт его получения Рё предоставления документов РЅР° основании извещения.
Вместе с тем, Законом предусмотрен механизм устранения недостатков в документах, необходимых для регистрации, только по инициативе окружной избирательной комиссии и в строго определенном порядке.
Кандидаты не наделены правом представлять документы в последовательном порядке, в том числе, в случае выявления отсутствия какого-либо документа, предоставление которого является обязательным.
Вопреки доводам Войтенко А.В. никаких объективных препятствий для единовременного предоставления документов, указанных в части 2 статьи 37 Закона, не имеется.
Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции обоснованными, поскольку они основаны на правильно примененных и истолкованных нормах материального права, при этом все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка.
Доводов, ставящих под сомнение или опровергающих выводы суда первой инстанции, а также указывающих на нарушение судом норм материального или процессуального права, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Решение суда первой инстанции принято при правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного решения.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение Куйбышевского районного суда г. Самары от 21 августа 2020 года является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
определила:
решение Куйбышевского районного суда г. Самары от 21 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Войтенко А.В. – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационной суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий
РЎСѓРґСЊРё