№11-59/2020
2-405/2020
24MS0096-01-2020-000592-48
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Лесосибирск 04 декабря 2020 года
Суд апелляционной инстанции Лесосибирского городского суда Красноярского края в составе: председательствующего: судьи Большаковой А.В.,
при секретаре судебного заседания Копотевой Д.Н.,
с участием представителей истца Белякова И.А., Семина Ю.С.,
ответчика Истомина В.Н.,
рассмотрев материалы гражданского дела по иску Общества с ограниченной ответственностью «Рециклинговая компания» к Истомину В.Н. о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также апелляционную жалобу истца на решение мирового судьи судебного участка № 96 в г. Лесосибирске Красноярского края от 13 августа 2020 года,
УСТАНОВИЛ:
Истец ООО «Планета-Сервис» обратилось к мировому судье о взыскании с Истомина В.Н. задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с января 2019 года по октябрь 2019 года (с учетом заявления об изменении исковых требований от 26 марта 2020 года) в сумме 6 055 руб. 70 коп., расходов по оплате государственной пошлины в размере 400 руб., мотивируя свои требования тем, что истец является региональным оператором по обращению с твердыми бытовыми отходами на территории Лесосибирской технологической зоны. Ответчик Истомин В.Н. является потребителем услуги, проживая по адресу: <адрес>. 25 января 2019 года между истцом и ПАО «Красноярскэнергосбыт» заключен агентский договор №-ЕА. В соответствии с предоставленной агентом информацией о размере задолженности по оказанным услугам по обращению с твердыми коммунальными отходами, в период с 01 января 2019 года по 31 октября 2019 года у ответчика перед истцом образовалась задолженность по основному долгу в размере 6 055 руб. 70 коп. Истец просит взыскать с Истомина В.Н. задолженность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 6 055 руб. 70 коп., расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 руб.
Решением мирового судьи судебного участка № 96 в г. Лесосибирске Красноярского края от 13 августа 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано в полном объёме.
В апелляционной жалобе, а также в дополнении к апелляционной жалобе представитель ООО «Рециклинговая компания» Беляков И.А. просит решение мирового судьи отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований истца, так как считают, что выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, судом были неправильно применены нормы материального права.
Проверив материалы дела, выслушав стороны, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда эта обязанность предусмотрена настоящим кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В силу п. 1 ст. 426 Гражданского кодекса РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Согласно ч. 1, п. 5 ч. 2 ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение с учетом правила, установленного ч. 3 ст. 169 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Часть 5 статьи 30 Жилищного кодекса РФ гласит о том, что собственник жилья обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором.
В соответствии с п. 20 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 года № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами – оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами – юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются, и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
В соответствии со ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством российской Федерации.
Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов. Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными непротиворечащими законодательству российской Федерации положениями.
Как следует из материалов дела Истомин В.Н. и ФИО13 являются собственниками по ? доли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 40).
Кроме того, на регистрационном учете в данном жилом помещении состоят ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО12, ФИО6 (л.д. 40).
Из финансово-лицевого счета № абонентов - Истомин В.Н. и ФИО13, по оплате услуг за обращение с ТКО по адресу: <адрес>, имеется задолженность за период с 01 января 2019 года по 30 ноября 2019 года в размере 6 728 руб. 59 коп. (л.д. 9).
На основании Приказа Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края № 1/943-од от 21 мая 2018 года, соглашения № 3 от 21 мая 2018 года об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Лесосибирской технологической зоны Красноярского края, заключенным с Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края по результатам конкурсного отбора, ООО «Планета-Сервис» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Лесосибирской технологической зоны до 31 декабря 2028 года (л.д. 17).
Согласно п. 1.2 данного Соглашения региональный оператор организовывает и осуществляет деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Лесосибирской технологической зоны Красноярского края в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, региональной программой Красноярского края по обращению с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Красноярского края, утвержденной приказом министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 23.09.2016 года № 1/451-од (л.д. 17).
Пунктом 3.2 Соглашения установлено, что региональный оператор приступает к исполнению обязательств по Соглашению в полном объёме с 01 января 2019 года, при условии утверждения тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (л.д. 17 оборот).
Приказом Министерства тарифной политики Красноярского края от 11 декабря 2018 года № 664-в установлены единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми отходами для потребителей ООО «Планета-Сервис» (л.д. 18).
Согласно агентскому договору № 41-ЕА от 25 января 2019 года, заключенному между ООО «Планета-Сервис» и ПАО «Красноярскэнергосбыт», последний перед ООО «Планета-Сервис» обязался за вознаграждение совершать комплекс юридических, технических, организационных и иных фактических действий по сбору, автоматизированной обработке, хранению информации, сопровождению и ведению финансово-лицевых счетов потребителей ООО «Планета-Сервис», организации начисления платы потребителям за оказанные ООО «Планета-Сервис» коммунальные услуги и т.д. (л.д. 19-20).
Соглашением о расторжении соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Лесосибирской технологической зоны Красноярского края от 05 марта 2019 года установлено, что в соответствии с решением Арбитражного суда Красноярского края от 04 марта 2019 года по делу № А33-17516/2018 о признании Соглашения № 3 от 21 мая 2018 года об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Лесосибирской технологической зоны Красноярского края, заключенного Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края и Обществом с ограниченной ответственностью «Планета-Сервис» недействительным, в целях предупреждения чрезвычайной ситуации, вызванной отсутствием в Лесосибирской технологической зоне регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Планета – Сервис» исполняет функции регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами Лесосибирской технологической зоны Красноярского края до дня, определенного соглашением, заключенным Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края с новым региональным оператором по результатам конкурсного отбора (л.д. 16).
Разрешая требования истца, мировой судья исходил из того, что согласно информации по вопросам в области обращения с твердыми коммунальными отходами, размещенной на официальном сайте администрации г. Лесосибирска в разделе «Городское хозяйство», папка «Реформа в области обращения с ТКО», папка «Реестр площадок», в период времени с января 2019 года по октябрь включительно 2019 года для жителей <адрес>, где проживает ответчик Истомин В.Н. не было создано место (площадка) для накопления ТКО, в связи с чем, мировой судья пришел к выводу, что за указанный период времени истцом ответчику не была установлена услуга по обращению с твердыми коммунальными услугами.
Суд, апелляционной инстанции не может согласиться с данными выводами суда, полагая, что мировым судьей были неправильно установлены имеющие значение для дела обстоятельства, и соответственно неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные отношения сторон.
В соответствии с ч. 2 ст. 24. 7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадка) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Согласно п.п. 1,2 ст. 8 указанного Закона «Об отходах производства и потребления» создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления. Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утверждены Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года № 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, реестр мест ведется органами местного самоуправления.
Из анализа вышеуказанных норм права, следует, что региональный оператор не отвечает за наличие мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов вблизи места жительства отдельного потребителя, а принимает твердые коммунальные отходы в существующих местах накопления и обеспечивает последующее их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение.
Довод ответчика Истомина В.Н. о нахождении места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на значительном отдалении от его места жительства, не может служить основанием для признания услуги по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, не оказанной собственникам твердых коммунальных отходов.
Отсутствие площадок (контейнеров) для сбора твердых коммунальных отходов не является основанием считать, что региональным оператором услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами не оказывается, поскольку ответчик не лишен самостоятельно организовать площадку для сбора твердых коммунальных отходов, либо обратиться с соответствующим требованием к органу местного самоуправления.
Согласно ч. 2 ст. 24.7 Закона «Об отходах производства и потребления», собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуется твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Порядок заключения договора на обращение с твердыми бытовыми услугами регламентирован «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 года № 1156 (ред. от 15.12.2018 года) «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 года № 641» (далее – Правила 1156).
В соответствии с п. 8.17 Правил 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя. В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с абз. 8.17 Правил 1156 региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Предложение регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Планета-сервис» о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей Лесосибирской технологической зоны (публичная оферта), опубликовано в газете «НАШ КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ» № 96/1079 от 26 декабря 2018 года (л.д. 11).
В соответствии с п. 8.18 Правил 1156 до дня заключения письменного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
По смыслу положений Правил 1156 при заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО без составления письменной формы, услуги по договору оказываются путем вывоза ТКО из существующих мест накопления в соответствии с территориальной схемой.
Ответчик не лишен права обратиться в установленном порядке с соответствующим иском к органу местного самоуправления в случае, если считает свои права, относительно размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, нарушенными.
Кроме того, согласно информации Администрации г. Лесосибирска, отраженной в ответе на запрос мирового судьи, а также в Реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории города Лесосибирска», утвержденном распоряжением Администрации г. Лесосибирска от 27 декабря 2018 года № 1427-р, в спорный период место (площадка) накопления ТКО для адреса ответчика находилась в районе <адрес>.
При таких обстоятельствах, учитывая, что ответчиком расчет суммы задолженности не оспорен, решение мирового судьи об отказе ООО «Планета-сервис» в удовлетворении требований о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований ООО «Планета-Сервис», взыскании с Истомина В.Н., с учетом измененных исковых требований в сумме 6 055 руб. 70 коп., а также расходов по оплате государственной пошлины в размере 400 руб., в силу ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ.
В связи с тем, что после принятия решения 13 августа 2020 года, мировым судьей судебного участка № 96 в г. Лесосибирске Красноярского края, в связи с заключенным 15 мая 2020 года, между ООО «Планета-Сервис» и ООО «Рециклинговая компания» соглашения об уступке прав требования № 3, в соответствии с которым права требования задолженности потребителей услуги по обращению с ТКО перед прошлым региональным оператором ООО «Планета-Сервис» были переданы вновь отобранному региональному оператору – ООО «Рециклинговая компания», определением от 20 октября 2020 года произведена замена истца, суд считает необходимым в настоящем апелляционном определении при принятии нового решения в качестве истца указать ООО «Рециклинговая компания».
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Апелляционную жалобу представителя истца Общества с ограниченной ответственностью «Рециклинговая компания» Белякова И.А. на решение мирового судьи судебного участка № 96 в г. Лесосибирске Красноярского края от 13 августа 2020 года удовлетворить.
Решение мирового судьи судебного участка № 96 в г. Лесосибирске Красноярского края от 13 августа 2020 года об отказе в удовлетворении исковых требований Общества с Ограниченной ответственностью «Рециклинговая компания» к Истомину В.Н. о взыскании задолженности по оплате услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами - отменить.
Принять по делу новое решение: «Исковые требования Общества с Ограниченной ответственностью «Рециклинговая компания» к Истомину В.Н. о взыскании задолженности по оплате услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами удовлетворить. Взыскать с Истомина В.Н. в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Рециклинговая компания» задолженность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 6 055 руб. 70 коп., расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 руб., всего 6 455 руб. 70 коп.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья А.В. Большакова