Дело №
УИД №
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
19 декабря 2023 года город Чебаркуль
Судья Чебаркульского городского суда Челябинской области Росляк Я.В., при секретаре Агафоновой И.В., с участием старшего помощника прокурора Слинько А.В., лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Шерметьева Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Чебаркульского городского суда Челябинской области (г. Чебаркуль, ул. 9 мая, 7) дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
Шереметьева Евгения Николаевича, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за однородные правонарушения
УСТАНОВИЛ:
Шереметьев Е.Н., являясь пользователем социальной сети «ВКонтакте» информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», находясь по адресу: Челябинская область, г.Чебаркуль, <адрес>, используя персональную страницу «Евгений Шереметьев» (<данные изъяты>) ДД.ММ.ГГГГ в 06 часов 39 минут на своей персональной странице в социальной сети «<данные изъяты>» с использованием мобильного устройства разместил публикацию, доступную для просмотра в момент ее выявления неопределенному кругу лиц, дискредитирующую использование Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности.
В судебном заседании Шереметьев Е.Н. после разъяснения прав, предусмотренных ст. 51 Конституции РФ и ст. 25.1 КоАП РФ, от услуг защитника отказался, пояснил, что вину в совершении указанного правонарушения не признает. Полагает, что сотрудниками УФСБ не верно установлено место совершения административного правонарушения, так как по адресу: Челябинская область, г.Чебаркуль, <адрес> он не проживает. Кроме того, размещенная на его странице информация не относится к Вооруженным Силам Российской Федерации, поскольку, по его мнению, со слов Президента Российской Федерации, в СВО принимают участия граждане, нанятые по контракту.
Старший помощник прокурора в судебном заседании полагал, что в действиях Шереметьева Е.Н. имеется состав административного правонарушения, и он подлежит привлечению к административной ответственности.
Заслушав Шереметьева Е.Н., прокурора, исследовав представленные материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 20.3.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, либо на дискредитацию исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации в указанных целях, а равно на дискредитацию оказания добровольческими формированиями, организациями или лицами содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Дискредитация является общеизвестным словом, подразумевающим, в рассматриваемом случае, любые умышленные действия, направленные на подрыв авторитета, имиджа и доверия к Вооруженным Сила Российской Федерации и умаление их достоинства.
Вооруженные Силы Российской Федерации - государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации. Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации (пункты 1, 2 статьи 10 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне", далее - Закон об обороне).
Пунктом 2.1 статьи 10 названного Закона определено, что в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности формирования Вооруженных Сил Российской Федерации могут оперативно использоваться за пределами территории Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и этим Федеральным законом для решения следующих задач: отражение вооруженного нападения на формирования Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска или органы, дислоцированные за пределами территории Российской Федерации; отражение или предотвращение вооруженного нападения на другое государство, обратившееся к Российской Федерации с соответствующей просьбой; защита граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации от вооруженного нападения на них; борьба с пиратством и обеспечение безопасности судоходства.
В пункте "г" части 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации закреплено, что к ведению Совета Федерации относится решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 87 Конституции Российской Федерации, пунктами 1, 2 статьи 4 Закона об обороне Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, определяет основные направления военной политики Российской Федерации.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 5, пункту 1 статьи 10.1 Закона об обороне Совет Федерации решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации. Решение об оперативном использовании за пределами территории Российской Федерации в соответствии с пунктом 2.1 статьи 10 данного Закона формирований Вооруженных Сил Российской Федерации принимается Президентом Российской Федерации на основании соответствующего постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Указами Президента Российской Федерации от 21 февраля 2022 года N 71 и N 72 Донецкая Народная Республика и Луганская Народная Республика признаны в качестве суверенных и независимых государств.
Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 22 февраля 2022 года N 35-СФ "Об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации" дано согласие Президенту Российской Федерации на использование Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации на основе общепризнанных принципов и норм международного права.
24 февраля 2022 года на основании постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 22 февраля 2022 года N 35-СФ Президентом Российской Федерации принято решение о проведении специальной военной операции на территории Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики в связи с обращением глав данных республик с просьбой об оказании помощи.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела Шереметьев Е.Н. ДД.ММ.ГГГГ в 06 часов 39 минут на своей персональной странице в социальной сети «<данные изъяты>» с использованием мобильного устройства разместил в открытом доступе информацию с тематическим содержанием, направленную на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, привлекая внимание неограниченного круга лиц. При этом эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами:
- постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, составленным в соответствии с требованиями ст.28.4 КоАП РФ, в котором отражены обстоятельства административного правонарушения. С постановлением Шереметьев Е.Н. ознакомлен. Положения ст.51 Конституции РФ, права, предусмотренные ст.25.1 КоАП РФ, Шереметьеву Е.Н. разъяснялись, копию получил, в постановлении указал, что с возбуждением дела не согласен;
- сообщением из УФСБ России по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ;
- протоколом проведения оперативно-розыскного мероприятия «сбор образцов для сравнительного исследования» от ДД.ММ.ГГГГ;
- приложением к акту сбора образцов для сравнительного исследования от ДД.ММ.ГГГГ в виде визуального отображения веб-страницы в сети «<данные изъяты>»;
- справкой о лингвистическом исследовании. Согласно выводам специалиста в публикациях пользователя социальной сети «<данные изъяты>» «Евгений Шереметьев» (<данные изъяты>) имеются лингвистические признаки, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил РФ;
- ответом ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ на запрос УФСБ России по Челябинской области, из которого следует, что страница <данные изъяты> (Евгений Шереметьев) в соцсети «<данные изъяты>» зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ и привязана к номеру телефона №;
- ответом ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ на запрос УФСБ России по Челябинской области, из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ выход на страницу <данные изъяты> был осуществлен с IP-адреса по телефону №, принадлежащему Шереметьеву Е.Н.;
- справкой от ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведения ОРМ «Наведение справок», согласно которой доступ к интернет-странице <данные изъяты> осуществлялся только Шереметьевы Е.Н., сведений о попытках взлома не установлено.
Все вышеперечисленные доказательства признаю допустимыми, относимыми, достоверными, а в их совокупности достаточными для установления виновности Шереметьева Е.Н. в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
Исследованные доказательства получены с соблюдением требований закона, согласуются между собой и по ряду существенных моментов дополняют друг друга.
Объективных обстоятельств, способных поставить под сомнение содержание вышеприведенных доказательств по делу, не установлено.
Под дискредитацией понимаются умышленные действия, направленные на лишение доверия к чему-либо, на подрыв авторитета, имиджа.
Совершение публичных противоправных действий представляет собой совершение лицом или группой лиц противоправных действий, направленных на неограниченный круг лиц, и может быть выражено в любой доступной для них форме; заключается в совершении противоправных действий в общественном месте либо сетях общего пользования.
Место размещения – сеть «Интернет», открытая для просмотра всем подписчикам (более 2000 человек) страница в социальной сети «<данные изъяты>», а также количество просмотров (18 на момент проведения ОРМ), свидетельствуют о публичности совершенного Шереметьевым Е.Н. действия.
Содержание публикации, размещенной Шереметьевым Е.Н. на своей персональной странице в социальной сети «<данные изъяты>» информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», неопределенному кругу лиц, направлено на подрыв доверия к Вооруженным Силам Российской Федерации, на формирование негативного отношения к специальной военной операции, проводимой Вооруженными Силами Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, на дискредитацию их использования в указанных целях. Это объективно установлено в ходе судебного разбирательства на основании совокупности перечисленных выше доказательств, которые получены с соблюдением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и признаются допустимыми и достоверными относительно обстоятельств административного правонарушения.
Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, если гражданин, осуществляя свои права и свободы (включая свободу мысли и слова, свободу творчества, право иметь и распространять убеждения и действовать сообразно с ними), в то же время нарушает права и свободы других лиц и такое нарушение (независимо от того, направлено оно против конкретных лиц или против общественного порядка в целом) носит общественно опасный и противоправный характер, то виновный может быть привлечен к публично-правовой ответственности, которая преследует цель охраны публичных интересов. При этом значение имеет не только форма выражения своих убеждений, но и способы распространения информации, а также ее содержание (Определения от 25 сентября 2014 года N 1873-О, от 27 октября 2015 года N 2450-О, от 29 сентября 2016 года N 1927-О, от 28 марта 2017 года N 665-О, от 27 июня 2017 года N 1411-О и др.). Федеральный законодатель вправе и обязан осуществить правовое регулирование, в том числе установить юридическую ответственность, с тем чтобы не допустить и пресечь действия, посягающие на правопорядок, общественный порядок и безопасность и иные охраняемые Конституцией Российской Федерации ценности, даже если внешне такие действия имеют признаки реализации указанных конституционных прав (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 30 мая 2023 года N 1398-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Я. на нарушение его конституционных прав ч. 1 ст. 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Отрицание Шереметьевым Е.Н. своей вины в совершении административного правонарушения, а также доводы о недоказанности факта дискредитации, об отсутствии умысла на совершение правонарушения судья расценивает как защитную линию поведения, которая опровергнута исследованными доказательствами.
Иные доводы лица, привлекаемого к ответственности за совершение административного правонарушения, указанные в письменном ходатайстве, во внимание не принимаются, поскольку к предмету рассмотрения настоящего дела не относятся.
Исследовав все доказательства в их совокупности, считаю, что виновность Шереметьева Е.Н. в совершении административного правонарушения доказана. Его действия следует квалифицировать по ст.20.3.3 КоАП РФ как публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе на дискредитацию исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации в указанных целях, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Смягчающим наказание обстоятельством считаю <данные изъяты>.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность Шереметьеву Е.Н., не установлено.
При назначении наказания судья, в соответствии с ч.2 ст.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства смягчающие административную ответственность, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств.
С учетом личности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, судья приходит к выводу о необходимости применения к нему наказания в виде штрафа. Указанная мера государственного принуждения с наибольшим эффектом достигнет целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения им новых противоправных деяний, а также будет соразмерна в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.9 ч.1 п.1, 29.10 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.1 ░░.20.3.3 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 30 000 (░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░:
░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░/░ 04691785680) ░░░ 744901001 ░░░ 7448065758 ░░░░░ 75701000 ░░░░ ░░░░░░░░░░ 03100643000000016900 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░ 017501500 ░░░ 322 1 16 01201 01 9000 140 ░░░ ░░░░ ░░░░░░ 32274000230001122117
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.32.2 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░; ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░.20.25 ░░░░ ░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░