ДЕЛО № 2 – 994/2016 30 сентября 2016 года
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Коряжемский городской суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Шевелёва С.В.,
при секретаре Лопаткиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Коряжма в помещении суда 30 сентября 2016 года дело по иску Бушуевой О. А. к администрации муниципального образования «Город Коряжма», финансовому управлению администрации муниципального образования «Город Коряжма», управлению социального развития администрации муниципального образования «Город Коряжма» о признании незаконным приказа №473 от 21.07.2016 года, признании права на ежемесячную доплату к пенсии и возложении обязанности производить ежемесячную доплату к пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Бушуева О.А. 06.07.2016 года обратилась в суд с исковым заявлением к муниципальному образованию «Город Коряжма» (далее МО «Город Коряжма) в лице управления социального развития и финансового управления администрации МО «Город Коряжма» о взыскании задолженности по доплате к трудовой пенсии. В обоснование требований указала, что она работала в администрации МО «Город Коряжма» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на различных должностях муниципальной службы. Общий стаж муниципальной службы составляет 23 года 6 месяцев. Трудовой договор прекращен ДД.ММ.ГГГГ по инициативе работника в связи с выходом на пенсию. ДД.ММ.ГГГГ Бушуева О.А. обратилась с заявлением о назначении ей доплаты к пенсии в соответствии с постановлением администрации города от 27.10.2014 № 1800 «О порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы в администрации МО «Город Коряжма». Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за № истца известили о том, что распоряжением администрации города от 17.05.2016 № ей установлена ежемесячная доплата с учетом назначенной пенсии по старости в размере 60 процентов месячного денежного содержания за счет средств бюджета муниципального образования. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за № Бушуеву О.А. уведомили, что сумма доплаты составляет ... руб. в месяц, но выплачивать ее нет возможности в связи с отсутствием средств в бюджете города. По состоянию на дату обращения в суд задолженность составила ... руб., которую истец и просила взыскать с ответчиков.
От ответчиков, а также третьего лица - администрации МО «Город Коряжма» в суд поступили возражения в которых они в удовлетврении требований просили отказать, поскольку орган местного самоуправления - городская Дума не приняла порядок назначения ежемесячной доплаты к государственной пенсии муниципальным служащим, и не производилось финансирования на указанные цели. При этом, стороны в возражениях также указали, что Бушуева О.А., как лицо, занимавшее муниципальную должность муниципальной службы, в связи с выходом на государственную пенсию и имеющее необходимый стаж, приобрела право на ежемесячные доплаты к государственной пенсии, но реализовать это право можно только при наличии определённых условий, а именно с установлением порядка назначения указанных доплат и финансирования за счет местного бюджета, что предусмотрено нормативными правовыми актами.
ДД.ММ.ГГГГ истец исковые требования изменила. Просила признать приказ № 473 от 21.07.2016 года «О признании утратившим силу приказа управления социального развития администрации города от 25.05.2016 года № 362 «О ежемесячной доплате к пенсии Бушуевой О.А. замещавшей должность муниципальной службы муниципального образования «Город Коряжма» заместителя главы муниципального образования по экономическому развитию и финансам», незаконным и отменить со дня его подписания. Признать за ней право на получение ежемесячной доплаты к пенсии по старости за стаж муниципальной службы и обязать администрацию муниципального образования «Город Коряжма» в лице финансового управления администрации муниципального образования «Город Коряжма» производить выплату ежемесячной доплаты к страховой пенсии установив ей ежемесячную доплату к пенсии по старости в размере ... руб., начиная с ДД.ММ.ГГГГ. Обязать муниципальное образование «Город Коряжма» в лице финансового управления администрации муниципального образования «Город Коряжма» производить ей ежемесячную доплату к пенсии с учетом получаемой пенсии с последующим изменением размера доплаты при изменении размера назначенной пенсии, с условием, чтобы сумма доплаты и пенсии равнялась 60% размера месячного денежного содержания .
Определением Коряжемского городского суда от 12.08.2016 года уточнение требования истца были приняты, в качестве соответчика по делу привлечено муниципальное образование «Город Коряжма» в лице администрации города .
В судебном заседании истец Бушуева О.А., ее представитель - адвокат Гневанова А.Л. заявленные измененные требования поддержали в полном объеме по доводам изложенных в иске и уточнений к нему.
Представитель ответчиков - МО «Город Коряжма» в лице администрации МО «Город Коряжма», а также в лице управления социального развития и финансового управления администрации МО «Город Коряжма» Клочкова А.А. действующая на основании доверенностей, заявленные требования просила оставить без удовлетворения, по доводам ранее направленных в суд возражений. Дополнительно указала, что истец относительно первоначального иска изменила одновременно и предмет и основание иска, что является препятствием к рассмотрению дела по существу.
Представитель третьего лица - городской Думы МО «Город Коряжма» Сподобаева И.Р. также возражала относительно заявленных требований, указав, что в силу действующего законодательства право на получение муниципальными служащими ежемесячной доплаты к страховой пенсии возникает в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, а финансирование этой доплаты осуществляется из муниципальных бюджетов также в порядке, определяемом нормативными актами органов местного самоуправления. Согласно ст. 19 п. 11 Устава муниципального образования «Город Коряжма» в исключительной компетенции городской Думы находятся наряду с другими полномочиями утверждение бюджета муниципального образования «Город Коряжма». Финансовые средства на выплату ежемесячных доплат к страховой пенсии в бюджете муниципального образования «Город Коряжма» на 2016 год не закладывались. Реализовать право на ежемесячные доплаты можно только при наличии определенных условиях, а именно с установлением порядка назначения указанных доплат и финансирования за счет местного бюджета. Поскольку, городской Думой не принят порядок назначения ежемесячной доплаты к государственной пенсии муниципальным служащим, и не производилось финансирования на указанные цели, в удовлетворении исковых требований Бушуевой О.А. следует отказать.
Заслушав участвующих лиц, исследовав имеющиеся материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит к компетенции законодателя установление государственных пенсий (часть 2 статьи 39).
Согласно статье 42 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
В соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 12 ч. 1 ст. 11), муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (п. 5 ч. 1 ст. 23).
В силу ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 18 закона Архангельской области от 16.04.1998 N 68-15-ОЗ "О муниципальной службе в Архангельской области" (далее по тексту - Областной закон №68-15-ОЗ) муниципальные служащие в связи с выходом на страховую пенсию имеют право в соответствии с муниципальными нормативными правовыми актами на ежемесячную доплату к страховой пенсии (страховой пенсии и фиксированной выплате к страховой пенсии) (далее - ежемесячная доплата к страховой пенсии), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" или Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
Ежемесячная доплата к страховой пенсии муниципальным служащим устанавливается при наличии 12,5 календарных лет стажа муниципальной службы у мужчин и 10 календарных лет у женщин в таком размере, чтобы сумма пенсии (страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии) и доплаты составляла 50 процентов месячного денежного содержания муниципального служащего. Размер доплаты увеличивается на 3 процента месячного денежного содержания муниципального служащего за каждый полный год выслуги свыше установленной настоящим пунктом продолжительности стажа муниципальной службы, но сумма пенсии (страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии) и доплаты не может превышать 60 процентов его месячного денежного содержания.
Ежемесячная доплата к страховой пенсии назначается и выплачивается в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящей статьей, также к:
- государственной пенсии, ранее назначенной в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации;
- трудовой пенсии, ранее назначенной в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Таким образом, правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств соответствующего бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления.
Как следует из искового заявления, истец отработала в администрации МО «Город Коряжма» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Стаж муниципальной службы составил 23 года 06 месяцев. ДД.ММ.ГГГГ истец была уволена с муниципальной службы, а именно с должности заместителя главы муниципального образования по экономическому развитию и финансам, начальника финансового управления администрации города.
Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.
ДД.ММ.ГГГГ Бушуева О.А. обратилась с заявлением к главе МО «Город Коряжма» с просьбой назначить ей доплату к пенсии как уволенной с должности муниципальной службы .
Распоряжением администрации города от 17.05.2016 года № «Об установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии Бушуевой О.А.», и приказом управления социального развития администрации города от 25.05.2016 года № «О ежемесячной доплате к пенсии Бушуевой О.А. замещавшей должность муниципальной службы муниципального образования «Город Коряжма» заместителя главы муниципального образования по экономическому развитию и финансам, начальника финансового управления» Бушуевой О.А. определена ежемесячная доплата к страховой пенсии в размере ... руб. .
Как пояснила в судебном заседании истец, назначенная ей доплата к пенсии выплачена ей не была со ссылкой на отсутствие денежных средств в бюджете города.
В последующем, приказом заместителя главы муниципального образования по социальным вопросам, начальника управления социального развития от 21.07.2016 года № приказ управления социального развития администрации города от 25.05.2016 года №362 «О ежемесячной доплате к пенсии Бушуевой О.А. замещавшей должность муниципальной службы муниципального образования «Город Коряжма» заместителя главы муниципального образования по экономическому развитию и финансам, начальника финансового управления » признан утратившим силу .
Истец оспаривает указаний приказ, просит признать его незаконным.
Постановлением главы муниципального образования от 27.10.2014 года №1800 «О порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы в администрации МО «Город Коряжма» было утверждено соответствующее положение о порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы в администрации МО «Город Коряжма» .
Вместе с тем в силу ст. 19 п. 11 Устава МО «Город Коряжма» полномочия по принятию указанного порядка отнесены к исключительной компетенции Городской Думы МО «Город Коряжма».
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами в настоящее время городская Дума МО «Город Коряжма» не приняла порядок назначения ежемесячной доплаты к страховой пенсии.
Постановлением главы муниципального образования от 19.07.2016 года №1262 «О признании утратившими силу отдельных правовых актов администрации города» постановление администрации города от 27.10.2014 года №1800 признано утратившим силу .
Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что приказ управления социального развития администрации города от 25.05.2016 года № «О ежемесячной доплате к пенсии Бушуевой О.А. замещавшей должность муниципальной службы муниципального образования «Город Коряжма» заместителя главы муниципального образования по экономическому развитию и финансам, начальника финансового управления» был издан в отсутствие юридически значимого правового акта, оснований для признания незаконным приказа заместителя главы муниципального образования по социальным вопросам, начальника управления социального развития от 21.07.2016 года № суд не находит.
Вместе с тем отсутствие на территории МО «Город Коряжма» соответствующего нормативно правового акта, регулирующего вопросы пенсионного обеспечения муниципальных служащих, не может является основанием для отказа в назначении указанной категории лиц ежемесячной доплаты к пенсии.
Как ранее было указано правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств соответствующих бюджетов, отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Норма Областного закона №68-15-ОЗ предписывает муниципальным образованиям варианты возможного поведения, предоставляя право в пределах законных средств урегулировать правоотношения по установлению доплат к пенсии.
Вместе с тем, предоставление органам местного самоуправления права по установлению дополнительной гарантии в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, предполагает и его обязанность, в случае установления таковой, разработать механизм реализации такого права.
В соответствии со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права, присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Поскольку в ст. 18 Областного закона №68-15-ОЗ закреплено право муниципального служащего в связи с выходом на страховую пенсию (или трудовую пенсию) на ежемесячную доплату к страховой пенсии при наличии стажа муниципальной службы 10 календарных лет (для женщин), а истец Бушуева О.А. относится к указанной категории лиц, суд приходит к выводу, что она имеет право на получение ежемесячной доплаты к пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Противоправность отказа ответчика в назначении ежемесячной доплаты в данном случае не может быть оправдана как отсутствием порядка назначения и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии муниципальным служащим, так и дефицитом бюджета.
Органы местного самоуправления не вправе снижать уровень гарантий, установленных федеральным и областным законодательством.
Границы, в пределах которых органы местного самоуправления определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения для муниципальных служащих, установлены в п. 2 ст. 18 Областного закона №68-15-ОЗ, что позволяет определить размер ежемесячной доплаты, право на получение которой приобрела истец в связи с выходом на пенсию.
С учетом изложенного за истцом необходимо признать право на ежемесячную доплату к страховой пенсии.
В судебном заседании сторона ответчика не оспаривала размер доплаты к пенсии, определенный истцом, а также наличие у истца стажа муниципальной службы.
При таких обстоятельствах в соответствии с указанным в п. 2 ст. 18 Областного закона №68-15-ОЗ механизмом размер ежемесячной доплаты с учетом получаемой истцом пенсии должен быть определен в размере ... руб..
Учитывая периодический характер платежей, суд приходит к выводу, что нарушенное право подлежит восстановлению и путем обязании ответчика производить выплату ежемесячной доплаты к пенсии по старости за стаж муниципальной службы в указанном размере с ДД.ММ.ГГГГ, а в дальнейшем производить Бушуевой О.А. ежемесячную доплату к пенсии с учетом получаемой страховой пенсии с последующим изменением размера доплаты при изменении размера назначенной пенсии, с условием, чтобы сумма доплаты и пенсии равнялась с условием, чтобы сумма доплаты и пенсии равнялась 60 % размера месячного денежного содержания.
Принимая во внимание, что в соответствии с положением о финансовом управлении администрации МО «Город Коряжма», утвержденном решением городской Думы МО «Город Коряжмы» от 28.05.2009 №27, именно финансовое управление осуществляет функции финансового органа муниципального образования, суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по делу является МО «Город Коряжма» в лице финансового управления администрации МО «Город Коряжма», в иске к иным ответчикам Бушуевой О.А. следует отказать.
Основания для оставления уточненного искового заявления без рассмотрения по существу суд не находит.
Согласно ч. 1 ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска.
Данным правом истец воспользовалась, изменив основание иска, предметом спора являются нарушенные права истца, как муниципального служащего на ежемесячное доплаты к страховой пенсии.
При подаче иска истцом была уплачена государственная пошлина в сумме ... руб..
В соответствии со п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов и ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, в связи с чем уплаченная заявителем госпошлина подлежит возврату заявителю за счёт средств соответствующего бюджета, в который данная госпошлина была зачислена.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Бушуевой О. А. к администрации муниципального образования «Город Коряжма», муниципальному образованию в лице финансового управления администрации муниципального образования «Город Коряжма» и управления социального развития администрации муниципального образования «Город Коряжма» о признании незаконным приказа №473 от 21.07.2016 года, признании права на ежемесячную доплату к пенсии и возложении обязанности производить ежемесячную доплату к пенсии – удовлетворить частично.
Признать за Бушуевой О. А. право на получение ежемесячной доплаты к страховой пенсии за стаж муниципальной службы.
Обязать муниципальное образование «Город Коряжма» в лице финансового управления администрации муниципального образования «Город Коряжма» установить Бушуевой О. А. ежемесячную доплату к страховой пенсии в размере ... руб., начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать муниципальное образование «Город Коряжма» в лице финансового управления администрации муниципального образования «Город Коряжма»» производить Бушуевой О. А. указанную ежемесячную доплату к пенсии с учетом получаемой ею пенсии с последующим изменением размера доплаты при изменении размера назначенной пенсии, с условием, чтобы сумма доплаты и пенсии равнялась 60 % размера месячного денежного содержания.
В удовлетворении остальных заявленных требований к администрации муниципального образования «Город Коряжма» и управлению социального развития администрации муниципального образования «Город Коряжма» - отказать.
Возвратить Бушуевой О. А. из соответствующего бюджета уплаченную при подаче иска государственную пошлину в размере ... руб..
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Коряжемский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме (05 октября 2016 года).
Председательствующий С.В. Шевелёв