КОПИЯ:
Дело № 2а-6775/2021
74RS0002-01-2021-006365-80
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Челябинск 16 сентября 2021 года
Центральный районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего судьи Д.А. Лисицын,
при секретаре К.А. Емельяновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Биктомировой Гульсании Рахвкатовны, Арсентьевой Веры Ивановны, Мурахтиной Елены Васильевны, ТСЖ «Оптимист» к ГУ ГЖИ по Челябинской области о признании незаконными предписаний,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с административным иском, в котором просят признать незаконными и отменить предписания ГУ ГЖИ по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, которыми на ТСЖ «Оптимист» возложена обязанность произвести перерасчет платы за отопление потребителям многоквартирного жилого дома № 3 «Б» по ул. Знаменская в г. Челябинске в соответствии с требованиями Правил № 354 исходя из показаний ОПУ тепловой энергии за период с октября 2017 года по март 2021 года в соответствии с п. 42 (1) Правил № 354.
Требования мотивированы тем, что указанные представления противоречат решению общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома (далее - МКД), которым определен порядок начисления платы за поставленную тепловую энергию. При этом, по мнению истцов, ГУ ГЖИ не вправе произвольно отменять принятые собственниками решения, вмешиваться в вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания. Также указывают на идентичность оспариваемых предписаний, что по их мнению недопустимо.
В судебном заседании Биктомирова Г.Р., Арсентьева В.И., Мурахтина Е.В. при надлежащем извещении не явились.
Представитель истцов Дементьев Н.В. на иске настаивал по изложенным доводам и основаниям.
Представитель ответчика Баймухаметов А.С. иск не признал, просил суд отказать в удовлетворении иска.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска ввиду следующего.
Судом установлено, и не оспаривается сторонами, что собственниками помещений указанного МКД было проведено общее собрание от ДД.ММ.ГГГГ по вопросам создания ТСЖ «Оптимист», которое осуществляет управление общим имуществом собственников помещений, расположенных в доме.
Также не оспаривалось сторонами, что указанный МКД оборудован ОПУ тепловой энергии, поставляемой для нужд отопления и горячего водоснабжения собственникам помещений, при этом, ИПУ в помещениях МКД не установлены.
ТСЖ «Оптимист» производит учет показаний ОПУ, однако, требования по передаче показаний рессурсоснабжающей организации надлежащим образом не исполняет.
Также установлено, что ТСЖ «Оптимист» выставляет собственникам помещений счета по оплате тепловой энергии на нужды отопления исходя из норматива, без учета объемов потребления, зафиксированных ОПУ.
Указанные обстоятельства были выявлены в ходе проведенной ГУ ГЖИ проверки на основании поступавшего обращения одного из жильцов дома <адрес>
Как пояснил представитель истца, по итогам проведенного общего собрания, оформленного протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, собственниками помещений принято решение о распределении дополнительных доходов, полученных от экономии по теплу в следующем порядке:
40% от экономии оплаты коммунальных услуг (ГВС и отопления) на накопление на текущий ремонт и содержание дома;
40% от экономии оплаты коммунальных услуг (ГВС и отопления) на благоустройство;
20% от экономии оплаты коммунальных услуг (ГВС и отопления) на накопление в резервный фонд ТСЖ «Оптимист».
По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств, а также соблюдению срока для обращения в суд за защитой нарушенного права. Вместе с тем административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону.
В силу положений ст. 20 ЖК РФ предметом государственного жилищного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственного жилищного надзора) в соответствии с положением, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, и общими требованиями к организации и осуществлению государственного жилищного надзора, установленными Правительством Российской Федерации.
При осуществлении государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в том числе в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности).
На основании п. 9 Положения о Главном управлении «Государственная жилищная инспекция Челябинской области», утвержденном Постановлением Губернатора Челябинской области от 15.05.2014 № 364 Главное управление для осуществления возложенных на него функций имеет право выдавать предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
Согласно положений ст. 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества к предоставлению коммунальных услуг.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, в том числе:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Согласно ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
В соответствии с п. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 42(1) Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из 2 способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В соответствии с подп. «д» п. 31(1) Правил № 354 при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и не позднее 26-го числа текущего месяца направлять полученные показания ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном заключенным управляющей организацией, товариществом или кооперативом с ресурсоснабжающей организацией договором о приобретении коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Поскольку в ходе проводимой ГУ ГЖИ проверки установлено, что ТСЖ «Оптимист» не исполняет предусмотренную Правилами № 354 обязанность по своевременному предоставлению ресурсоснабжающей организации показаний ОПУ, кроме того, при наличии ОПУ производит собственникам начисления по нормативу, то есть без учета показаний ОПУ, выводы ГУ ГЖИ о наличии в действиях ТСЖ «Оптимист» нарушений обязательных для исполнения требований являются правомерными.
Доводы представителя истцов о том, что применяемый ТСЖ «Оптимист» способ начисления платы за поставленную тепловую энергию обусловлен решением собственников на общем собрании от ДД.ММ.ГГГГ судом отклоняется, поскольку из текста протокола, которым было оформлено соответствующее решение не следует, что собственники решили производить оплату по нормативу.
Кроме того, суд учитывает, что ни нормы Жилищного Кодекса РФ, ни нормы Правил № 354 не наделяют собственников помещений правом самостоятельно изменять предусмотренные законодательно установленные правила расчета и начисление платы за коммунальные услуги по теплоснабжению.
Вопреки доводов представителя истцов, действиями ГУ ГЖИ не отменяется и не оспаривается решение собрания от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку, как указано выше, решение собственников не наделяло ТСЖ «Оптимист» правом производить начисления по нормативу, без учета ОПУ.
Также суд отклоняет доводы истцов о том, что ГУ ГЖИ произвольно вмешивается в хозяйственную деятельность ТСЖ «Оптимист». Как указано в приведенных выше положениях закона, ГУ ГЖИ правомочно выдавать предписание об устранении выявленных нарушений организациям, осуществляющим управление многоквартирными домами и оказывающим собственникам помещений коммунальные услуги. При этом, выявленные в ходе проведения должностными лицами ГУ ГЖИ проверки деятельности ТСЖ «Оптимист» нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства. Доказательств обратного истцами суду не представлено.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении административного иска, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Совокупность условий, позволяющих сделать вывод о допущенных ответчиком нарушений по данному делу не была установлена судом, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180, 227-228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Биктомировой Гульсании Рахвкатовны, Арсентьевой Веры Ивановны, Мурахтиной Елены Васильевны, ТСЖ «Оптимист» отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Центральный районный суд г. Челябинска.
Председательствующий: п/п Д.А. Лисицын
Копия верна. Решение не вступило в законную силу.
Судья Центрального районного
суда г. Челябинска: Д.А. Лисицын
Секретарь: К.А. Емельянова
Решение вступило в законную силу
Судья Центрального районного
суда г. Челябинска: Д.А. Лисицын
Секретарь:
Мотивированное решение изготовлено 27 сентября 2021 года.