61RS0023-01-2024-006598-96
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 ноября 2024 года г. Шахты
Шахтинский городской суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Черепановой Л.Н., при секретаре Ларионовой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Скляренко А.А., Скляренко Ю.В., действующей в интересах Скляренко В.А. к Администрации г. Шахты, третьи лица Министерство энергетики РФ, Скляренко А.В. об установлении факта проживания, обязании включить в списки на переселение из ветхого жилья, обязании заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья,
установил:
истцы обратились в Шахтинский городской суд с настоящим иском, ссылаясь на следующее.
Домовладением, расположенным по адресу: <данные изъяты> владеет Скляренко А.А. на основании решения Шахтинского городского суда по делу №2-1237/2021 от 01.04.2021 и соглашения о разделе наследуемого имущества от 27.12.2021.
Право собственности на данный дом до 2021 года оформлено не было.
На праве собственности Ажогиной П.Ф. - родной сестре матери истца Скляренко А.А. принадлежал земельный участок под данным домом.
Скляренко А.А. со своим мужем Скляренко В.А. и сыном досматривали Ажогину П.Ф. и проживали по адресу г<данные изъяты> с августа 1994 года, о чем свидетельствует акт о проживании, заверенный административным участковым.
Ажогина П.Ф. умерла <данные изъяты>. Семья истцов осталась проживать в данном доме.
В 2021 году Скляренко А.А. со своим братом разделили наследственное имущество по факту проживания. Сын истцов Скляренко А.В. право на включение в списки не заявляет и заявлять не будет, так как имеет другое жилье.
Постановлением Администрации города Шахты от 04.07.2022 №2184 «О
признании жилых помещений непригодными для проживания» дом <данные изъяты> был признан непригодным для проживания.
Истцы обращались в Администрацию г. Шахты с заявлением о включении в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированными шахтами города непригодным для проживания по критериям безопасности, им было отказано, поскольку в решении Шахтинского городского суда от 01.04.2021 по делу №2-1237/2021 указано, что согласно техническому заключению, выполненному МУП БТИ г. Шахты по результатам обследования, обследованный одноэтажный жилой дом по ул. <данные изъяты> является пригодным для постоянного проживания. Размещение жилого дома на земельном участке по ул. <данные изъяты> не противоречит СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», не создает угрозы для безопасности и здоровья жильцов, не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав законных интересов иных лиц».
Однако, на момент обследования в начале 2021 года жилой дом был в относительно пригодном состоянии, имелись многочисленные мелкие трещины, но после весеннего паводка в 2022 году и резкого перепада температурных режимов имеющиеся мелкие трещины расползлись.
Истцы пытались самостоятельно устранить эти проблемы, но трещины возникали в других местах.
На основании технического заключения, выполненного МУП БТИ на 02.06.2022 г №210 здание индивидуального жилого дома №<данные изъяты>, построено в 1959г.
Согласно справке МУП г. Шахты БТИ от 31.05.2022 физический износ дома составляет 73%.
Истцы другого жилья не имеют, проживание в жилом доме в настоящее время невозможно.
Просят установить факт постоянного проживания Скляренко А.А., Скляренко В.А. с августа 1994 по адресу: <данные изъяты> признать за Скляренко А.А., Скляренко В.А. право на предоставление социальных выплат за счет средств федерального бюджета; обязать Администрацию г.Шахты включить их в список граждан, подлежащих переселению, проживающих в ветхих, подлежащих сносу жилых домах, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах ОАО «Ростовуголь» непригодными для проживания по критериям безопасности; обязать Администрацию г. Шахты заключить с ними договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предназначенных для реализации программы «Содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности».
Протокольным определением суда от 26.10.2024 к участию в деле в качестве 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен Скляренко А.В. – сын истцов.
В судебное заседание не явились истцы Скляренко А.А., Скляренко Ю.В., действующая в интересах Скляренко В.А., их представитель Балобанова А.А., действующая на основании доверенностей от 23.09.2023, извещены надлежащим образом, предоставили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
В предыдущее судебное заседание являлись истец Скляренко А.А. и ее представитель Балабанова А.А., действующая на основании доверенности, исковые требования просили удовлетворить.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в представленных письменных возражениях просил отказать в удовлетворении требований в полном объеме.
Представитель Минэнерго РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв на иск, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
3-е лицо Скляренко А.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, не возражает против удовлетворения исковых требований, на своё участие в программе переселения требований не заявляет.
Изучив материалы дела, допросив свидетелей, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно п. 2 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств, для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Спорные правоотношения урегулированы Федеральным законом от 20 июня 1996 г. N 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности», ст. 2 которого предусматривает, что законодательство об особенностях социальной защиты работников организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации, а также принятыми в его развитие Постановлениями Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2004 г. N 840 и от 13 июля 2005 г. N 428.
В соответствии с Федеральным законом от 20 июня 1996 г. N 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности» предусмотрены мероприятия по реструктуризации угольной промышленности. Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации (ст. 5).
В частности, п. п. «б» п. 8 Перечня мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2004 г. N 840, в качестве одного из направлений программы местного развития шахтерских городов и поселков предусмотрено содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 г. N 428 утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.
Названное постановление утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2023 г. N 2252.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 321 утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие энергетики», в Приложении N 36 к которой утверждены Правила предоставления и распределения в 2024 и 2025 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков).
Согласно п.9 Приложение N 1 к Правилам предоставления и распределения в 2024 и 2025 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков основаниями для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, являются:
рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности;
государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению;
снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье;
проживание гражданина в не учтенных при разработке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов домах, являющихся ветхим жильем, на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности;
фактическое отсутствие гражданина, зарегистрированного по месту жительства в ветхом жилье и владеющего правом собственности или иным законным правом на него, в таком ветхом жилье на дату утверждения списка граждан, подлежащих переселению.
Орган местного самоуправления заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации (п.10 Приложения №1).
В соответствии с п. п. 5, 8 Правил, действующих в 2023 году, межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий, в том числе, снос многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, и (или) жилых домов (жилых помещений), признанных непригодными для проживания, ставших аварийными или непригодными для проживания в результате ведения горных работ на ликвидированных до 1 января 2012 г. угольных (сланцевых) шахтах, а также на ликвидированных с 1 января 2012 г. шахтах в г. г. Прокопьевске, Киселевске и Анжеро-Судженске (Кемеровская область); содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.
Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.
В соответствии с п. 11 Правил, социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты. Указанные обязательства принимаются и подписываются всеми совершеннолетними членами семьи гражданина.
В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты, кроме того, в число членов семей включаются учащиеся школ, средних и высших учебных заведений, военнослужащие, проходящие срочную службу и убывшие к месту учебы или службы с данной площади.
Решая вопрос о ликвидации угольных шахт, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности. Таким образом, предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем. При этом совокупность данных обстоятельств должна иметь место на дату принятия решения о ликвидации шахты.
Получателями социальной выплаты являются граждане-собственники жилых помещений или наниматели и члены их семей, зарегистрированные вместе с ним в жилом помещении, расположенном в ветхом жилье, ставшим в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности на момент ликвидации шахт. Указанные меры социальной помощи носят целевой характер; являются одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, проживающим до настоящего времени в жилых домах, ставших непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах, которые сохраняют в нем регистрацию по месту жительства и не имеют другого жилого помещения, при этом совокупность данных обстоятельств должна иметь место на дату принятия решения о ликвидации шахты и предоставления социальной льготы.
Из толкования указанных норм права усматривается, что социальные выплаты предоставляются не всем гражданам, проживающим в непригодных жилых помещениях, а лишь тем, кто отвечает всей совокупности условий, необходимых и достаточных для включения в списки.
Предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем.
Судом установлено, что Скляренко А.А. является собственником домовладения, расположенного по адресу: <данные изъяты> на основании решения Шахтинского городского суда по делу №2-1237/2021 от 01.04.2021 и соглашения о разделе наследуемого имущества от 27.12.2021.
Постановлением Администрации города Шахты от 04.07.2022 №2184 «О
признании жилых помещений непригодными для проживания» дом №<данные изъяты> признан непригодным для проживания.
Согласно отчету о научно-технической работе оценке степени горных работ ликвидированной шахты «Глубокая» ОАО «Ростовуголь» на техническое состояние жилого дома по адресу: <данные изъяты> выполненному Северо-Кавказского филиалом ООО «МНЦ ГЕОМЕХ» от 03.06.2022, горные работы ликвидированной шахты «Глубокая» ОАО «Ростовуголь» негативно повлияли на техническое состояние дома по <данные изъяты>
Вследствие указанного негативного влияния на указанный жилой дом является непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидированной шахты «Глубокая» ОАО «Ростовуголь».
Согласно техническому заключению МУП БТИ на 02.06.2022 №210 здание индивидуального жилого дома №<данные изъяты>, 1959 года постройки, является аварийным и имеет износ конструкций 73 %.
Истцы обращались в Администрацию г. Шахты с заявлением о включении их в списки на переселение из ветхого жилья.
Согласно ответу Администрации г.Шахты № 61.03.2/2553 от 18.09.2020, оснований для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, установленных Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005г. № 428, в отношении истцов нет. Кроме того, в решении Шахтинского городского суда от 01.04.2021 по делу №2-1237/2021 указано, что согласно техническому заключению, выполненному МУП БТИ г. Шахты по результатам обследования, обследованный одноэтажный жилой дом по <данные изъяты> является пригодным для постоянного проживания. Размещение жилого дома на земельном участке по <данные изъяты> не противоречит СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», не создает угрозы для безопасности и здоровья жильцов, не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав законных интересов иных лиц».
На праве собственности Ажогиной П.Ф. - родной сестре матери истца Скляренко А.А. принадлежал земельный участок под домом г<данные изъяты>
Согласно акту о проживании, заверенный административным участковым Проничкиной Е.Ю., Скляренко А.А. Скляренко В.А., Скляренко А.В. проживают по адресу <данные изъяты> с августа 1994 года.
Ажогина П.Ф. умерла <данные изъяты>, однако семья истцов осталась проживать в данном доме.
Скляренко В.А., <данные изъяты> года рождения, является мужем Скляренко А.А.
Согласно постановлению Администрации г. Шахты от 19.05.2022 №1602 опекуном Скляренко В.А., <данные изъяты> года рождения, назначена Скляренко Ю.В.
Согласно выписке из амбулаторной карты ГБУ РО №2 в г. Шахты адрес Скляренко В.А. - <данные изъяты>, наблюдается он в данной поликлинике с 1983 года.
Допрошенная в судебном заседании 24.10.2024 свидетель <данные изъяты>. пояснила, что проживает с 1991 года по адресу: г<данные изъяты> Скляренко А.А. её двоюродная сестра по линии матери. Ажогина П.Ф. приходилась ей тётей, она проживала по ул<данные изъяты>, сожительствовала с мужчиной д. Сашей, он умер в 1992 году, детей у них не было. После его смерти Ажогина П.Ф. проживала одна, ей было тяжело, в связи с чем, Скляренко А.А. начала ухаживать за ней, в 1994 году перешла к ней жить со своим мужем Скляренко Владимиром. До 1994 года Скляренко проживали в доме возле речки, их пустили пожить, но там даже в доме вода была. Сейчас Скляренко так и живут по ул<данные изъяты>, там невозможно проживать, но другого жилья нет.
Допрошенный в судебном заседании 24.10.2024 свидетель <данные изъяты> пояснил, что Скляренко А.А. его родная сестра, она проживает по <данные изъяты>. Ранее в этом доме проживала Ажогина П.Ф., в 1992 году у неё умер муж, а ей требовался уход, так как у неё был сахарный диабет, поэтому в 1994 году Скляренко А.А. со своим мужем перешла к ней жить и ухаживать за ней, досматривали её до смерти. До 1994 года Скляренко приехали жить в г. Шахты и проживали по <данные изъяты>, дом находился возле речки, в камышах, их пустили туда пожить. Сам он проживает по <данные изъяты> это родительский дом, отец умер в 1990 году, а мать в 2005 году. В 2021 году они с сестрой Скляренко А.А. разделили имущество, в собственность Скляренко А.А. перешел дом по <данные изъяты>, а ему по <данные изъяты>. Скляренко так и живут по <данные изъяты>, но дом в очень плохом состоянии.
В соответствии с ч.1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В соответствии со ст.20 ГК РФ местом жительства признаётся место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Таким образом, судом установлен факт проживания Скляренко А.А. и Скляренко В.А. по адресу: <данные изъяты> с августа 1994 года.
Истцы до настоящего времени вынуждены проживать в жилом помещении, признанном непригодным для проживания по критериям безопасности. Проживание в данном доме угрожает их безопасности, однако переселиться из данного жилья истцы не могут, так как другого жилья не имеют.
Доводы Администрации не могут быть приняты во внимание, поскольку единственным, постоянным жильем для истцов является указанный дом, где они зарегистрированы и постоянно проживают, не имея другого жилья, что подтверждается справками МУП БТИ г. Шахты и сведениями Росреестра.
Таким образом, поскольку жилой дом, в котором проживают и зарегистрированы истцы, признан ветхим и непригодным для проживания, на момент принятия решения о ликвидации шахты проживали в жилом доме, другого жилья у истцов нет, то они должны быть включены в списки граждан, подлежащих переселению из жилья, ставшего непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, а также имеют право на предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
установить факт постоянного проживания Скляренко А.А., (паспорт <данные изъяты>), Скляренко В.А., (паспорт <данные изъяты>) с августа 1994 года по адресу: <данные изъяты>
Признать за Скляренко А.А., (паспорт <данные изъяты>), Скляренко В.А. (паспорт <данные изъяты>) право на предоставление социальных выплат за счет средств федерального бюджета, выделяемых в рамках программы реструктуризации угольной промышленности для переселения из ветхого жилья по адресу: <данные изъяты>, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ ОАО «Ротовуголь».
Обязать Администрацию города Шахты (ИНН <данные изъяты>) включить в список граждан, подлежащих переселению, проживающих в ветхих, подлежащих сносу жилых домах, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах ОАО «Ростовуголь» непригодными для проживания по критериям безопасности:
- Скляренко А.А. (паспорт <данные изъяты>);
- Скляренко В.А. (паспорт <данные изъяты>).
Обязать Администрацию города Шахты заключить с Скляренко А.А., Скляренко В.А. договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на семью из двух человек за счет средств, предназначенных для реализации программы «Содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности».
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Шахтинский городской суд Ростовской области в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Л.Н. Черепанова
Решение в окончательной форме изготовлено 10 декабря 2024г.