г. Великий Устюг 18 августа 2017 года
Великоустюгский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Зеленской Т.Г.
с участием помощника Великоустюгского межрайонного прокурора Ивойлова В.Н.,
при секретаре Остроумовой Е.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению кандидата в депутаты Совета МО «Город Великий Устюг» 4 созыва по многомандатному избирательному округу № 4 Великоустюгского муниципального района Вологодской области Лыюрова Андрея Рудольфовича о признании незаконным и отмене постановления территориальной избирательной комиссии Великоустюгского муниципального района от 04 августа 2017 года № 62/749 «О регистрации кандидата в депутаты Совета МО «Город Великий Устюг» 4 созыва по многомандатному избирательному округу № 4 Великоустюгского муниципального района Вологодской области Ананьина Сергея Серафимовича, выдвинутого в порядке самовыдвижения»,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением Территориальной избирательной комиссии Великоустюгского муниципального района (далее ТИК) № 30 от 16 июня 2017 года назначены выборы депутатов Совета МО «Город Великий Устюг» четвертого созыва.
Постановлением Территориальной избирательной комиссии Великоустюгского муниципального района № 62/749 от 04 августа 2017 года Ананьин С.С. зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета МО «Город Великий Устюг» 4 созыва по многомандатному избирательному округу № 4 Великоустюгского муниципального района Вологодской области, выдвинутого в порядке самовыдвижения.
Постановлением территориальной избирательной комиссией Великоустюгского муниципального района № 61/707 от 01 августа 2017 года Лыюров А.Р. зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета МО «Город Великий Устюг» 4 созыва по многомандатному избирательному округу № 4 Великоустюгского муниципального района Вологодской области, выдвинутого избирательным объединением «Вологодское региональное отделение Политической партии ЛДПР».
14 августа 2017 года Лыюров А.Р. обратился в Великоустюгский районный суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав.
В обоснование с учетом уточнений указал, что в заявлении Ананьина С.С. о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты по многомандатному избирательному округу № 4 представительного органа Совета МО «Город Великий Устюг» отсутствуют сведения, необходимые для выдвижения и регистрациикандидата: в графе «профессиональное образование» отсутствует обязательный реквизит документа об образовании - дата выдачи диплома; неправильно указаны сведения о наименовании представительного органа, кандидатом в депутаты которого баллотируется Ананьин С.С. Также считает, что все подписи избирателей в подписном листе являются недействительными, так как адрес места жительства избирателей указан в сокращенном виде.
Просит суд признать незаконным и отменить постановление территориальной избирательной комиссии Великоустюгского муниципального района № 62/749 от 04 августа 2017 года «О регистрации кандидата в депутаты Совета МО «Город Великий Устюг» 4 созыва по многомандатному избирательному округу № 4 Великоустюгского муниципального района Вологодской области Ананьина С.С., выдвинутого в порядке самовыдвижения.
Административный истец Лыюров А.Р. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель административного истца по доверенности Обухов А.Н. исковые требования поддержал полностью.
Представитель административного ответчика - председатель территориальной избирательной комиссии Великоустюгского муниципального района Полицинская С.Н. полагает, что указанные истцом доводы не являются достаточным основанием для отмены оспариваемого постановления территориальной избирательной комиссии Великоустюгского муниципального района, по основаниям изложенным в письменном отзыве.
Заинтересованное лицо Ананьин С.С. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица - избирательного объединения «Вологодское региональное отделение Политической партии ЛДПР» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом.
Избирательная комиссия Вологодской области была уведомлена о принятии к производству суда административного иска в порядке части 1 статьи 243 КАС РФ.
Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Ивойлова В.Н., полагавшего требования не подлежащими удовлетворению, приходит к следующему.
Согласно ч. 11 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор.
В соответствии с ч. 5 ст. 240 КАС РФ административное исковое заявление об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования.
В силу ч. 4 ст. 241 КАС РФ решение об удовлетворении административного искового заявления об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов принимается судом первой инстанции не позднее чем за пять дней до дня голосования.
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, данный Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
Частью 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ предусмотрено, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.
В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).
Согласно подпунктам «а», «б» пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ к заявлению о согласии баллотироваться прилагаются копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, Ананьин С.С. дал согласие баллотироваться кандидатом в депутаты по многомандатному избирательному округу № 4 представительного органа Совета МО «Город Великий Устюг» Великоустюгского муниципального района Вологодской области на выборах 10 сентября 2017 года в порядке самовыдвижения, о чем подал заявление от 07 июля 2017 года в территориальную избирательную комиссию Великоустюгского муниципального района.
В заявлении, сообщая о себе сведения, Ананьин С.С. в графе «профессиональное образование» указал: ...; в сведениях о наименовании представительного органа указано: по многомандатному избирательному округу № 4 представительного органа МО «Город Великий Устюг» Великоустюгского муниципального района Вологодской области.
В подтверждении получения документов, представленных для уведомления о выдвижении кандидата в депутаты Совета МО «Город Великий Устюг» 4 созыва по многомандатному избирательному округу № 4 Великоустюгского муниципального района Вологодской области, выдвинутого в порядке самовыдвижения от 10 июля 2017 года в перечне документов в п.3 указано о получении копии документа о профессиональном образовании кандидата: диплом №.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что документ об образовании на стадии уведомления о выдвижении кандидата, был представлен Ананьиным С.С.
Из копии диплома № от ... следует, что Ананьин С.С. окончил ...
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что при указании сведений о себе, а именно в сведениях о профессиональном образовании кандидатом Ананьиным С.С. допущено неполное указание реквизитов документа об образовании, а именно не указана дата выдачи диплома, что нельзя признать грубым нарушением избирательного законодательства.
Рассматривая довод административного истца о том, что в заявлении неправильно указаны сведения о наименовании представительного органа кандидатом в депутаты которого баллотируется Ананьин С.С., исследовав указанный документ, суд приходит к выводу о том, что при указании наименования представительного органа: МО «Город Великий Устюг», вместо Совета МО «Город Великий Устюг» четвертого созыва, в который баллотируется кандидатАнаньин С.С. допущена техническая ошибка, что не может являться нарушением формы документа, поскольку заявление принято уполномоченной избирательной комиссией в рамках избирательной компании по выборам депутатов Совета МО «Город Великий Устюг» 4 созыва по многомандатному избирательному округу № 4 Великоустюгского муниципального района Вологодской области. Из содержания заявления усматривается согласие Ананьина С.С. на участие в соответствующих выборах в качестве кандидата в депутаты.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что недостатки в оформлении заявления о согласии баллотироваться кандидатом Ананьина С.С. нельзя признать грубым и существенным нарушением избирательного законодательства, которое может являться основанием для отмены постановления территориальной избирательной комиссии Великоустюгского муниципального района № 62/749 от 04 августа 2017 года «О регистрации кандидата в депутаты Совета МО «Город Великий Устюг» 4 созыва по многомандатному избирательному округу № 4 Великоустюгского муниципального района Вологодской области Ананьина С.С.».
При этом суд принимает во внимание несоблюдение ТИК Великоустюгского района норм избирательного законодательства, регламентированных пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, пункта 2(1) части 2 статьи 39 Закона области № 909-ОЗ в части неизвещения кандидатао нарушении требований закона, предъявляемых к оформлению документов.
Вместе с тем, такая гарантия направлена на обеспечение всем кандидатамравных возможностей для реализации своего права на выдвижение и регистрацию кандидатовна выборах депутатов представительного органа Совета МО «Город Великий Устюг» Великоустюгского муниципального района Вологодской области на выборах 10 сентября 2017 года, в том числе и в тех случаях, когда имеют место недостатки в представленных документах.
Рассматривая довод административного истца о том, что Ананьин С.С. был зарегистрирован ТИК Великоустюгского района в качестве кандидата при отсутствии достаточного для регистрации количества действительных и достоверных подписей избирателей, собранных в поддержку его самовыдвижения, суд приходит к следующему.
В силу подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Пунктом 8 статьи 37 указанного Федерального закона установлено, что подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются по формам согласно приложению 8 к настоящему Федеральному закону.
27 июля 2017 года Ананьиным С.С. представлен в ТИК Великоустюгского района один подписной лист, содержащий подписи 14 избирателей кандидата Ананьина С.С. в поддержку его самовыдвижения в депутаты Совета МО «Город Великий Устюг» по многомандатному избирательному округу № 4 Великоустюгского муниципального района Вологодской области.
Согласно итоговому протоколу проверки подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Совета МО «Город Великий Устюг» по Успенскому многомандатному избирательному округу № 4 Великоустюгского муниципального района Вологодской области Ананьина С.С. от 01 августа 2017 года, указанные подписи проверены, из них недостоверными и недействительными признаны 2 подписи, количество достоверных подписей установлено 12. Оснований для отказа в регистрации кандидата Ананьина С.С. комиссия не усмотрела.
Из исследованного подписного листа следует, что допущены сокращения в написании адреса места жительства избирателей указано: Вологодская обл., Великоустюгский р-н, г.В. Устюг, ул…
Между тем федеральный законодатель установил, что не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений (пункт 5 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ).
Сведения о сокращениях содержатся в разных словарях сокращенных слов, в том числе в общедоступной системе Интернет http://www.sokr.ru/, обл.- область, р-н - район, г.- город.
Суд полагает, что это сокращение: Вологодская обл., Великоустюгский р-н, г. В. Устюг читается однозначно - Вологодская область, Великоустюгский район, город Великий Устюг и не является препятствием для однозначного восприятия наименования муниципального образования, так как иных муниципальных образований с такими наименованиями в Вологодской области, Великоустюгском районе нет.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отказе административному истцу в удовлетворении заявленных им требований.
Руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного искового заявления кандидата в депутаты Совета МО «Город Великий Устюг» 4 созыва по многомандатному избирательному округу № 4 Великоустюгского муниципального района Вологодской области Лыюрова Андрея Рудольфовича об отмене постановления территориальной избирательной комиссии Великоустюгского муниципального района от 04 августа 2017 года № 62/749 «О регистрации кандидата в депутаты Совета МО «Город Великий Устюг» 4 созыва по многомандатному избирательному округу № 4 Великоустюгского муниципального района Вологодской области Ананьина Сергея Серафимовича, выдвинутого в порядке самовыдвижения» отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Великоустюгский районный суд в течение пяти дней со дня вынесения решения.
Судья: Т.Г. Зеленская