Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

03 июня 2020 года                                    г. Уфа

    Судья Уфимского районного суда Республики Башкортостан Кузнецов А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «Сантар» на постановление по делу об административном правонарушении вынесенное Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан -<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛ:

    Постановлением Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан -<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении ООО «Сантар» признано виновным по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 32 000 руб.

Постановлением установлено, что Прокуратурой района в октябре-ноябре 2019 года на основании обращения ФИО1 проведена проверка соблюдения ООО «Сантар» (ИНН 0276064523) трудового законодательства, в ходе которой выявлен факт невыплаты в установленный срок выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений.

Установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ Хисматова Ольга Викторовна состоит в трудовых отношениях с ООО «Сантар».

Находясь в отпуске по уходу за ребенком, ДД.ММ.ГГГГ Хисматова О.В. обратилась к работодателю с целью выплаты ей пособия по беременности и родам, единовременного пособия за постановку на учет в ранние сроки беременности.

Выплату указанных пособий ООО «Сантар» не произвело по мотиву не осуществления деятельности, направленной на получение прибыли, в связи с чем Хисматовой О.В. работодателем рекомендовано обратиться в Фонд социального страхования.

Государственным учреждением - Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Башкортостан по результатам рассмотрения заявлений Хисматовой О.В. о назначении и выплате пособия по беременности и родам, о выплате единовременного пособия за постановку на учет в ранние сроки беременности приняты решения об отказе в предоставлении соответствующих государственных услуг, в связи с отсутствием оснований, предусмотренных п. 4 ст. 13 Закона.

Таким образом, ООО «Сантар» на день обращения Хисматовой О.В. за назначением и выплатой пособия по беременности и родам, выплатой единовременного пособия за постановку на учет в ранние сроки беременности деятельность не прекращало, являлось действующей организацией, процедуры применяемые в деле о банкротстве, в отношении ООО «Сантар» не проводились.

В связи с вышеуказанным Хисматовой О.В. в нарушение норм права ООО «Сантар» не выплачено пособие по беременности и родам, а также единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, что является недопустимым, так как, в том числе, в связи с трудоустройством в ООО «Сантар» Хисматова О.В. уже является застрахованной по социальному страхованию в связи с материнством.

ООО «Сантар» не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства по выплате пособий Хисматовой О.В.

ООО «Сантар» при принятии заявления от Хисматовой О.В. о назначении и выплате пособий письменно ей не отказало, меры по направлению заявления и документов для назначения и выплаты пособий Хисматовой О.В. в территориальный орган Фонда социального страхования РФ по РБ по месту, регистрации не приняло.

Таким образом, ООО «Сантар» осуществлена невыплата в установленный срок выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений.

Данные нарушения привели к несоблюдению права работника на обязательное социальное страхование.

Указанные обстоятельства правонарушения объективно подтверждаются материалами проверки.

Часть 6 статьи 5.27 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо воспрепятствование работодателем осуществлению работником права на замену кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством.

При вышеуказанных обстоятельствах в действиях ООО «Сантар» усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, т.е. невыплата в установленный срок выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений.

    Не согласившись с данным постановлением, ООО «Сантар» подало жалобу, в которой просит суд данное постановление отменить и прекратить производство по делу по доводам, указанным в жалобе.

Представители ООО «Сантар» и ГИТ в РБ, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, причины не явки не сообщили.

Хисматова О.В. в судебном заседании жалобу просила оставить без удовлетворения, пояснила, что выплаты ей произведены региональным отделением ФСС РФ.

    Суд, выслушав Хисматову О.В., проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, пришел к выводу о том, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

    Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии ч. 1, ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии п. 3 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении считается возбужденным с составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Прокуратурой Уфимского района РБ по итогам проверки соблюдения ООО «Сантар» трудового законодательства, проведенной в октябре - ноябре 2019 года на основании обращения Хисматовой О.В., было вынесено представление об устранении нарушений трудового законодательства <данные изъяты> в отношении ООО «Сантар» и вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, направленное в Государственную инспекцию труда в Республике Башкортостан.

Постановлением Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан -<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Сантар» привечено к административной ответственности по части 6 статьи 5.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и назначен штраф в размере 32 000 рублей.

Решением Уфимского районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силуДД.ММ.ГГГГ, представление заместителя прокурора Уфимского района РБ об устранении нарушений трудового законодательства №<данные изъяты> в отношении ООО «Сантар» признано незаконным.

При вынесении оспариваемого постановления должностным лицом ГИТ в РБ не было учтено следующее.

Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» определены условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по беременности и родам.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях граждан, имеющим детей» пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности, пособие на рождение ребенка и пособие по уходу за ребенком до полутора лет, отнесены к видам государственных пособий граждан, имеющим детей. Порядок назначения и выплаты указанных государственных пособий устанавливается Правительством Российской Федерации в части, определенной названным Законом.

Согласно положениям ст. 4, 6, 13, 14 Федерального закона № 81-ФЗ, выплата пособия по беременности и родам осуществляется за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации. Право на пособие по беременности и родам имеют женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию. Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения ребенком полутора лет имеют в том числе матери, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 255-ФЗ обязательному социальному страхованию в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам.

Статьей 13 Федерального закона № 255 установлено, что назначение и выплата пособия по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица. Частью 4 названной статьи предусмотрено, что застрахованным лицам, указанным в части 3 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также иным категориям застрахованных лиц в случае прекращения деятельности страхователем на день обращения застрахованного лица за пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком, либо в случае отсутствия возможности их выплаты страхователем в связи с недостаточностью денежных средств на его счетах в кредитных организациях и применением очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации, либо в случае отсутствия возможности установления местонахождения страхователя и его имущества, на которое может быть обращено взыскание, при наличии вступившего в законную силу решения суда об установлении факта невыплаты таким страхователем пособий застрахованному лицу, либо в случае, если на день обращения застрахованного лица за указанными пособиями в отношении страхователя проводятся процедуры, применяемые в деле о банкротстве страхователя, назначение и выплата указанных пособий, за исключением пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемого за счет средств страхователя в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, осуществляются территориальным органом страховщика.

Таким образом, законодательством четко определены обстоятельства, при наличии которых застрахованное лицо в случае наступления страхового случая вправе обратиться не к страхователю (работодателю), а непосредственно в Фонд обязательного социального страхования (его территориальные органы). Одним из таких обстоятельств является:

недостаточность денежных средств на счетах страхователя в кредитных организациях и применение очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации.

Как было установлено, Хисматова О.В., состоящая в трудовых отношениях с ООО «Сантар» с ДД.ММ.ГГГГ, обратилась ДД.ММ.ГГГГ к ООО «Сантар» с целью выплаты ей пособия по беременности и родам.

Указывая на факт нарушения ООО «Сантар» пунктов 2, 5, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ положения «Об особенностях назначения и выплаты в 2012 - 2019 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта», выразившегося в том, что ООО «Сантар» при принятии заявления Хисматовой О.В. письменно ей не отказал, меры по направлению заявления и документов для назначения и выплаты пособий в территориальный орган ФСС РФ не принял, должностным лицом ГИТ не учтено, что согласно п. 2 названного Постановления в действующей редакции (Постановление Правительства от ДД.ММ.ГГГГ «     в 2012-2020 годах.. .»), Республика Башкортостан участвует в реализации пилотного проекта только с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, тогда как ХисматоваО.В. обратилась с заявлением о наступлении страхового случая ДД.ММ.ГГГГ, что исключает обязанность ООО «Сантар» обратиться в ФСС от своего имени в порядке, предусмотренном Положением.По факту обращения ООО «Сантар», Хисматовой О.В. была выдана справка (по форме и содержанию, согласно требованиям территориального органа ФСС) о том, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ пособие ей назначалось, но не выплачивалось. Данное обстоятельство было обусловлено фактом изначального приостановления операций по счёту в связи с наличием неисполненных ООО «Сантар» обязанностей по уплате налоговых платежей в связи с отсутствием достаточных денежных средств - инкассовых требований, а затем закрытием кредитной организацией счета в одностороннем порядке, что подтверждается справками налогового органа, кредитной организации. В своем Письме ФСС РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О выплате органами ФСС РФ пособий застрахованным гражданам, не получающим их по вине недобросовестных работодателей», давало разъяснение о порядке действий ФСС: в связи с участившимися случаями невыплаты пособий работодателями, при поступлении заявления от застрахованного лица за назначением и выплатой пособий в рамках части 4 статьи 13 Закона № 255-ФЗ, территориальные органы Фонда запрашивают в налоговых органах и кредитных организациях документы (сведения), подтверждающие наличие оснований, предусмотренных частью 4 статьи 13 Закона № 255-ФЗ.Административным регламентом предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по назначению и выплате пособия по беременности и родам в случае прекращения деятельности страхователем на день обращения застрахованного лица за пособием по беременности и родам либо в случае невозможности его выплаты страхователем в связи с недостаточностью денежных средств на его счетах в кредитных организациях и применением очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации, либо в случае отсутствия возможности установления местонахождения страхователя и его имущества, на которое может быть обращено взыскание, при наличии вступившего в законную силу решения суда об установлении факта невыплаты таким страхователем пособия по беременности и родам застрахованному лицу, либо в случае, если на день обращения застрахованного лица за указанным пособием в отношении страхователя проводятся процедуры, применяемые в деле о банкротстве страхователя (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 6 мая 2014 г. №291н, утратил силу с 02.09.2019), предусматривалось: В случае необходимости подтверждения прекращения деятельности страхователем на день обращения заявителя за Пособием либо отсутствия возможности выплаты Пособия страхователем в связи с недостаточностью денежных средств на его счетах в кредитных организациях и применением очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации, либо в случае, необходимости подтверждения того, что на день обращения застрахованного лица за указанным Пособием в отношении страхователя проводятся процедуры, применяемые в деле о банкротстве страхователя, территориальный орган Фонда направляет запросы в кредитные организации, налоговые органы и (или) арбитражному управляющему для получения (пункт 17): а)    документов, подтверждающих прекращение деятельности страхователем на день обращения заявителя за Пособием; б)    документов, подтверждающих отсутствие возможности выплаты Пособия страхователем в связи с недостаточностью денежных средств на его счетах в кредитных организациях и применением очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации;в)    документов, подтверждающих, что в отношении страхователя проводятся процедуры, применяемые в деле о банкротстве, в случае отсутствия данной информации в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (http://bankrot.fedresurs.ru); г)    информации о нахождении требований застрахованного лица по выплате Пособия в реестре требований кредиторов либо в текущих требованиях в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ, а также о невыплате Пособия с указанием периода и суммы невыплаты. Заявитель вправе представить указанные в пунктах 17,18 настоящего Административного регламента документы по собственной инициативе. Непредставление заявителем документов, указанных в пунктах 17,18 настоящего Административного регламента, не является основанием для отказа в предоставлении заявителю государственной услуги (пункт 19). Аналогичный порядок позже был установлен и приказом ФСС РФ от 08.04.2019 № 158 «Об утверждении Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по назначению и выплате застрахованным лицам пособия по беременности и родам в случае невозможности его выплаты страхователем» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.08.2019 N (Зарегистрировано в Минюсте России 21.08.2019 N 55701).После предоставления ООО «Сантар» Хисматовой О.В. необходимой для предъявления в территориальный орган ФСС справки, ни Хисматова О.В., ни территориальный орган ФСС к ООО «Сантар» за необходимыми пояснениями, дополнительными документами - не обращались.Вместе с тем, про рассмотрении дела административным органом о привлечении ООО «Сантар» к административной ответственности, не были изучены и не получили оценки на предмет соответствия законодательству причины отказа территориального органа ФСС в выплате Хисматовой О.В. причитающихся ей денежных средств, достаточность оснований для отказа, применительно к возложенным на ФСС обязанностям. Факта отсутствия со стороны ООО «Сантар» отчисления страховых взносов в части застрахованного лица - не установлено.Таким образом, выводы о бездействии ООО «Сантар», нарушающем требования действующего законодательства, права и законные интересы Хисматовой О.В., образующие состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, основаны на неверном понимании и толковании приведенных выше положений нормативных актов, применении нормативного акта, не подлежащего применению, необъективном установлении всех обстоятельств, необходимых для всесторонней и полной оценки заявления Хисматовой О.В. на предмет законности действий/бездействия ООО «Сантар», что исключает обоснованность утверждения о факте наличия состава административного правонарушения.Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Согласно диспозиции части 6 статьи 5.27 КоАП РФ, невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо воспрепятствование работодателем осуществлению работником права на замену кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, - Объективную сторону данного правонарушения, применительно к обстоятельствам настоящего дела составляет невыплата или неполная выплата в установленный срок других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений. При этом у привлекаемого к административной ответственности лица должна иметься предусмотренная действующим законодательством такая обязанность. Как следует из протокола об административном правонарушении и постановления о привлечении ООО «Сантар» к административной ответственности - ООО «Сантар» по сути вменяется в вину бездействие - однако, ООО «Сантар» при принятии заявления от Хисматовой О.В. письменно ей не отказало, меры по направлению заявления и документов для назначения и выплаты пособий Хисматовой О.В. в территориальный орган ФСС РФ по месту регистрации, не приняло.По мнению Административного органа, ООО «Сантар» должно было выполнить вышеприведённые действия в силу нормативного указания, содержащегося в Положении «об особенностях назначения и выплаты в 2012 - 2019 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта». Вместе с тем, на момент «совершения» ООО «Сантар» вменяемого правонарушения данного нормативного акта не существовало, поскольку Постановлением Правительства РФ от 11.12.2017 № 1514, в названный нормативный акт были внесены изменения, вступившие в силу 1 января 2018 года, согласно которым нормативный документ (Положение) стал называться: «об особенностях назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта». Постановлением Правительства РФ от 01.12.2018 № 1459, вступившим в силу с 1 января 2019 года был обновлён список субъектов Российской Федерации - участников пилотного проекта, установлено, что в реализации пилотного проекта участвуют: с 1 июля 2020 г. по 31 декабря 2020 г. - Республика Башкортостан, Республика Дагестан, Красноярский и Ставропольский края, Волгоградская, Иркутская, Ленинградская, Тюменская и Ярославская области. При таких обстоятельствах, у ООО «Сантар» в 2019 году отсутствовала обязанность, предусмотренная п. 2 и 5 Положения (в редакции, не указанной Административным органом), по направлению заявления и документов для назначения и выплаты пособий Хисматовой О.В. в территориальный орган ФСС РФ по месту регистрации, что исключает обоснованность утверждения Административного органа о наличии события правонарушения, выразившегося в неисполнении ООО «Сантар» требований Положения. Факт наличия или отсутствия обстоятельства, предусмотренного Статьей 13 Федерального закона № 255, а именно: в случае отсутствия возможности их выплаты страхователем в связи с недостаточностью денежных средств на его счетах в кредитных организациях и применением очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации, административным органом не устанавливался. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении. Данные обстоятельства исключают законность и обоснованность постановления о привлечении ООО «Сантар» к административной ответственности. Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление ДД.ММ.ГГГГ вынесенные в отношение ООО «Сантар» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Сантар» подлежит прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ.

    Исходя из выше изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░ ░░░ «░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ -<░░░░░░ ░░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ -<░░░░░░ ░░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░» - ░░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░                                ░░░2

12-121/2020

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
ООО "Сантар"
Суд
Уфимский районный суд г. Уфы
Судья
Кузнецов А.В.
Дело на сайте суда
ufimsky.bkr.sudrf.ru
12.02.2020Материалы переданы в производство судье
13.02.2020Истребованы материалы
06.05.2020Поступили истребованные материалы
06.05.2020Судебное заседание
03.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее