Производство № 2-1614/2024
УИД 67RS0003-01-2024-000773-51
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Смоленск 11 апреля 2024 года
Промышленный районный суд города Смоленска
в составе:
председательствующего Коршунова Н.А.,
при секретаре Хлудневе П.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Маркова Алексея Леонидовича, Маркова Леонида Федоровича к АО «АтомЭнергоСбыт» в лице филиала «АтомЭнергоСбыт» о признании действий незаконными, возложении обязанностей возобновить электроснабжение, признании незаконными требований об оплате долго за электроснабжение, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Марков А.Л., Марков Л.Ф. обратились в суд с данным иском к ответчику, указав в обоснование заявленных требований, что проживают в квартире № № в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>. 01 февраля 2024 г. в квартире истцов была отключена электроэнергия. Полагают, что действия ответчика по отключению электроэнергии в их квартире не основаны на законе, а кроме того, полагают незаконными и требования «АтомЭнергоСбыт» об оплате электрической энергии. Так, в обоснование своей правовой позиции указывают, что договор энергоснабжения между ответчиком и истцами не заключался, а за принуждение к совершению сделки установлена уголовная ответственность. Кроме того, ответчик не уведомлял истцом надлежащим образом об отключении электроэнергии в квартире № №. Полагали, что ни действующим законодательством РФ, ни Уставом города Смоленска, ни договорами с управляющей организацией или с ресурсоснабжающей организацией не обозначена коммерческая составляющая обеспечения электроэнергией граждан РФ. Государство, заботясь о гражданах, безвозмездно обеспечивает граждан электроэнергией для коммунальных нужд. Считают, что бремя содержания в отношении многоквартирного жилого дома <адрес> должно быть возложено на Администрацию г. Смоленска. Истцы утверждают, что счет-извещение ответчика об оплате потребляемой электроэнергии является офертой, ответчик предлагает добровольно пожертвовать денежные средства на инвестиции и страхование, на что не получает акцепт.
Просят суд признать незаконными действия ответчика по ограничению электроснабжения путем отключения квартиры № № в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>; обязать ответчика возобновить электроснабжение квартиры № № в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>; признать незаконными требования ответчика об оплате долга за электроснабжение квартиры № № в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>; взыскать с ответчика в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 40 000 руб. каждому; а также взыскать с ответчика в свою пользу судебные расходы по уплате госпошлины.
В судебное заседание истцы не явились по неизвестной суду причине, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, уважительных причин неявки в судебное заседание не представили.
Представитель ответчика АО «АтомЭнергоСбыт» Король А.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования истца не признала, поддержав правовую позицию, изложенную в письменных возражениях на иск. Дополнительно указала, что правовая позиция истцов основана на неверном толковании норм материального права, поскольку истцы, как собственники рассматриваемого жилого помещения, несут бремя оплаты коммунальных платежей. При этом истцы заблаговременно были предупреждены о наличии задолженности по оплате за электроснабжение, путем включения текста предупреждения (Уведомления) в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги. Данный платежный документ был получен истцами, поскольку прикладывался ими к исковому заявлению. Полагала, что правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется. Просила в удовлетворении иска отказать в полном объеме.
При таких обстоятельствах, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав объяснения представителя ответчика, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно абз. 29 ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) гарантирующий поставщик электрической энергии (далее - гарантирующий поставщик) - коммерческая организация, которой в соответствии с законодательством Российской Федерации присвоен статус гарантирующего поставщика, которая осуществляет энергосбытовую деятельность и обязана в соответствии с настоящим Федеральным законом заключить договор энергоснабжения, договор купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от своего имени или от имени потребителя электрической энергии и в интересах указанного потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.
В силу п. 15 Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (вместе с "Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", "Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии") (далее - Постановление №442) принятие организацией, имеющей статус гарантирующего поставщика, на обслуживание потребителей, энергопринимающие устройства которых расположены в границах ее зоны деятельности в качестве гарантирующего поставщика, в отсутствие обращений указанных потребителей осуществляется в следующих случаях:
-присвоение указанной организации статуса гарантирующего поставщика;
-изменение в соответствии с настоящим документом границ зон деятельности гарантирующего поставщика с включением в его зону деятельности территории, соответствующей всей зоне деятельности иного гарантирующего поставщика или ее части;
-принятие энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией решения о ее ликвидации или о прекращении ею деятельности по продаже электрической энергии (мощности) потребителям. Указанная организация обязана уведомить о принятом решении уполномоченный орган субъекта Российской Федераций в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения с указанием предполагаемой даты ликвидации или даты прекращения деятельности по продаже электрической энергии (мощности), которая не может наступить ранее 2 месяцев со дня надлежащего уведомления уполномоченного органа субъекта Российской Федерации об этом способе, позволяющем подтвердить получение указанного уведомления;
-признание банкротом энергосбытовой (энергоснабжающей) организации и начало процедуры конкурсного производства. Указанная организация уведомляет уполномоченный орган субъекта Российской Федерации о признании ее банкротом в течение 5 рабочих дней со дня принятия арбитражным судом соответствующего решения способом, позволяющим подтвердить получение указанного уведомления;
-принятие советом рынка в соответствии с Правилами оптового рынка решения об исключении энергосбытовой (энергоснабжающей) организации из реестра субъектов оптового рынка и (или) прекращении поставки (покупки) электрической энергии и мощности на оптовом рынке в соответствующей группе точек поставки, если энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией не обеспечено приобретение соответствующего объема электроэнергии на розничном рынке. В этом случае совет рынка в течение 3 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения уведомляет об этом уполномоченный орган субъекта Российской Федерации и уполномоченный федеральный орган способом, позволяющим подтвердить получение указанного уведомления;
- неисполнение или ненадлежащее исполнение энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией, исполнителем коммунальных услуг обязательств по оплате электрической энергии (мощности) на розничном рынке и (или) услуг по передаче электрической энергии, если такое неисполнение или ненадлежащее исполнение влечет в соответствии с условиями договора отказ в одностороннем порядке гарантирующего поставщика и (или) сетевой организации от исполнения договора полностью. Организация, перед которой не исполнены или ненадлежащим образом исполнены обязательства, уведомляет уполномоченный орган субъекта Российской Федерации о наступлении указанного события путем направления документов, подтверждающих неисполнение или ненадлежащее исполнение энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией, исполнителем коммунальных услуг обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии (акты сверки взаиморасчетов и (или) вступившие в законную силу решения суда), способом, позволяющим подтвердить получение указанного уведомления;
- отказ гарантирующего поставщика в соответствии с пунктами 53 и 106 настоящего документа от исполнения договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), заключенного с энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией или исполнителем коммунальных услуг. В этом случае гарантирующий поставщик уведомляет об этом уполномоченный орган субъекта Российской Федерации способом, позволяющим подтвердить получение указанного уведомления, не позднее 2 рабочих дней со дня направления им энергосбытовой (энергоснабжающей) организации или исполнителю коммунальных услуг уведомления в соответствии с пунктом 53 настоящего документа.
Согласно п. 19 Постановления № 442 энергосбытовая (энергоснабжающая) организация или исполнитель коммунальных услуг, для которых наступили предусмотренные пунктом 15 настоящего документа обстоятельства, либо организация, утратившая статус гарантирующего поставщика, или гарантирующий поставщик, часть зоны деятельности которого включается в зону деятельности другого гарантирующего поставщика, не позднее 5 рабочих дней со дня получения извещения, предусмотренного пунктом 17 настоящего документа, направляет в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации актуальную информацию по формам, предусмотренным приложением № 2 к настоящему документу, об обслуживаемых потребителях, а также информацию об имеющейся задолженности потребителей за поставленную электрическую энергию (мощность) и о пунктах приема платежей от граждан.
Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации в течение 5 рабочих дней со дня получения указанной в настоящем пункте информации направляет полученную информацию гарантирующему поставщику, которому надлежит принять на обслуживание потребителей.
На основании приказа Министерства энергетики Российской Федерации №311 от 23.05.2016г., поставку электрической энергии потребителям Смоленской области с 01.06.2014 года осуществляет Гарантирующий поставщик АО «АтомЭнергоСбыт» (дочернее общество Концерна Росэнергоатом) в лице филиала «АтомЭнергоСбыт» Смоленск.
Судом по делу также установлено, что Марков А.Л., Марков Л.Ф. являются собственниками жилого помещения – квартиры № <адрес>, что подтверждается сведениями из Управления Росреестра по Смоленской области.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ и ст. 30 ЖК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч. 1 ст. 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ч. 1,2 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
В соответствии с ч. 1 ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Частью 1 ст. 544 ГК РФ установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно п. 72 Постановления Правительства «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» №442 от 04.05.2012, действие договора энергоснабжения между гарантирующим поставщиком и гражданином, указанным в пункте 71 настоящего документа, не ставится в зависимость от факта составления документа, подписанного сторонами в письменной форме.
В силу положений ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
На основании ч.1, ч.3 ст.155 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
С 07.10.2016, в соответствии со сведениями, переданными от управляющей компании ОАО «Жилищник», в управлении которой находился жилой дом по адресу: <адрес>, (о чем свидетельствует акт приема передачи - приложение №1), АО «АтомЭнергоСбыт» был открыт лицевой счет № №, Потребителем электрической энергии по указанной точке поставки, которой является Марков Л.Ф.
Таким образом, в силу ст. ст. 539,540 ГК РФ, между АО «АтомЭнергоСбыт» и Марков Л.Ф. с 07.10.2016 возникли договорные отношения по поставке электрической энергии, расчет стоимости которой производился исходя из тарифа для населения и приравненных к нему категорий потребителей электрической энергии, на основании показаний индивидуального прибора учета.
Индивидуальный прибор учёта - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое в одном жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), в жилом доме (части жилого дома) или домовладении при наличии технической возможности и используемое для определения объёмов (количества) потребления коммунального ресурса в каждом из указанных помещений, жилом доме (части жилого дома).
В соответствии с пп. «ж» п. 31 Правил № 354 принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства, сеть Интернет и др.), и использовать показания, полученные не позднее 25-го числа расчетного месяца, при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях.
В связи с ненадлежащим исполнением своих обязательств по оплате стоимости потребленной электроэнергией, за период с ноября 2023 г. по март 2024 г., по указанному жилому помещению образовалась задолженность на общую сумму 4 605 руб. 24 коп., что подтверждается соответствующим расчетом, представленным стороной ответчика, в связи с чем, в адрес истца Маркова Л.Ф. в декабре 2023 г. было направлено платежное поручение, включающее в себя информацию/предупреждение о планируемом ограничении/приостановлении предоставления коммунальной услуги, в силу п. 1 ст. 544 ГК РФ и п. 1, ст. 153 ЖК РФ.
В связи с тем, что истцами задолженность по электроэнергии не погашена, с 01.02.2024 в рассматриваемой квартире № <адрес> введен режим приостановления предоставления коммунальной услуги по электроснабжению, о чем составлен соответствующий акт (л.д. 37).
Истцы с такими действиями ответчика не согласны, отмечая, что не обязаны оплачивать поставляемую электроэнергию, поскольку это не является их обязанностью, а кроме того отмечают, что ответчик не уведомил надлежащим образом об отключении электроэнергии в квартире.
Вместе с тем, согласно нормам действующего законодательства, а в частности п. 119 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ № 354, обязанность по оплате стоимости электроэнергии подлежит в течение 10 дней со дня получения настоящего Предупреждения.
В соответствии с пунктами 117, 118 ПП № 354 в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя.
Согласно п. 119 ПП № 354 уведомление потребителя может осуществляться одним из следующих способов:
- вручение предупреждения (уведомления) под расписку;
- направление предупреждения (уведомления) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении;
- включение текста предупреждения (уведомления) в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги;
- иным способом, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе посредством передачи сообщения на мобильный телефон, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной системе ЖКХ либо на официальной странице исполнителя в сети Интернет.
Согласно пункту 2 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение может считаться доставленным не только тогда, когда оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но и считается доставленным в иных случаях, прямо предусмотренных законом. Иными словами, статья 165.1 ГК РФ устанавливает возможность применения юридической фикции, с которой может связываться факт доставки юридически значимого сообщения адресату, вне зависимости от фактического его вручения и (или) ознакомления адресата с таким сообщением.
Следовательно, указанное в подпункте "а" пункта 119 Правил № 354 предупреждение (уведомление) должника об ограничении (приостановлении) предоставления коммунальной услуги за долги, включенное в текст платежного документа для внесения платы за коммунальные услуги, является иным, предусмотренным пунктом 2 статьи 165.1 ГК РФ и статьей 7 ЖК РФ, законным способом направления юридически значимого сообщения о введении ограничения (приостановления) предоставления коммунальной услуги.
Таким образом, в описанном выше случае не требуется подтверждение факта вручения и (или) ознакомления потребителя-должника с содержанием предупреждения (уведомления), включенного в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги, так как соответствующее предупреждение (уведомление) считается доставленным потребителю-должнику с даты направления платежного документа исполнителем коммунальных услуг, которая нормативно определена частью 2 статьи 155 ЖК РФ и пунктом 67 Правил № 354, данная норма закреплена в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. № 45451-ОЛ/06.
Позиция гарантирующего поставщика о надлежащем характере уведомления потребителя о предстоящем ограничении потребления электрической энергии подтверждается актуальной судебной практикой, в том числе Верховного суда Российской Федерации.
Как следует из правовой позиции, изложенной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 26.07.2022 № АКПИ22-310, ПП № 354 регулируют сроки предоставления платежных документов (пункт 67 правил), при этом не содержат указания о необходимости получения от потребителя какого-либо подтверждения факта вручения (ознакомления) с текстом предупреждения (уведомления) в случае извещения потребителя-должника путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления).
Верховный Суд Российской Федерации указал, что положения подпункта "а" пункта 119 Правил обеспечивает доведение информации об ограничении или приостановлении предоставления коммунальной услуги до потребителя, которая необходима ему для осуществления компетентного выбора в соответствии с индивидуальными запросами и потребностями, в полной мере содействует защите потребителей от ущерба их здоровью и безопасности, а также защите их экономических интересов как экономически более слабой и зависимой стороны в гражданско-правовых отношениях с организациями и индивидуальными предпринимателями и не противоречит действующему законодательству, в том числе статье 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит требований к правовому регулированию обмена юридически значимыми сообщениями между участниками жилищных правоотношений, в том числе для целей введения ограничения предоставления коммунальных услуг.
Верховный Суд в решении от 26.07.2022 № АКПИ22-310 отметил, что платежный документ является основанием для внесения потребителем платы за коммунальные услуги и в нем указываются различные сведения, в том числе о размере платы за предоставленные коммунальные ресурсы и размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды. Данный платежный документ формируется исполнителем и направляется потребителям.
Такое правовое регулирование носит императивный характер, направлено на своевременное предоставление потребителю уведомительной и достоверной информации о фактически потребленных коммунальных услугах и на исполнение им обязанности по внесению платы за коммунальные услуги согласно статье 155 ЖК РФ.
Указанное в подпункте "а" пункта 119 ПП № 354 предупреждение (уведомление) потребителя-должника об ограничении (приостановлении) предоставлении коммунальной услуги, включенное в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги, Верховный Суд Российской Федерации посчитал является законным способом направления юридически значимого сообщения о введении ограничения (приостановления) предоставления коммунальной услуги, поскольку нормативное предписание применяется как часть специального законодательства, имеет приоритет в сфере регулирования отношений, связанных с предоставлением коммунальных услуг, и не может противоречить статье 165.1 ГК РФ.
Более того, в рассматриваемом случае истцами не оспаривалось то обстоятельство, что счет-извещение ответчика за декабрь 2023 г., содержащие в себе требование об уплате задолженности по электроэнергии, а также уведомление об ограничении предоставления данной коммунальной услуги, в случае не погашения задолженности, было получено Марковым Л.Ф. своевременно, поскольку после получения данного документа, истец 08.12.2023 обращался в адрес ответчика с заявлением о том, что с действиями АО «АтомЭнергоСбыт» он не согласен (л.д.15-16).
В этой связи, с учетом вышеприведенного правового регулирования и установленных в ходе судебного заседания обстоятельств, требование истцов о возложении на ответчика обязанности возобновить электроснабжение жилого помещения по адресу: <адрес>, не основано на законе, поскольку основанием для введения полного ограничения режима потребления электрической энергии явилась систематическая неуплата потребителем услуги по электроснабжению.
Доказательств отсутствия задолженности истцами, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, не представлено.
В связи с изложенным, не имеется предусмотренных законов оснований для освобождения истцов, как собственников жилого помещения, от возложенной на них законом обязанности по оплате коммунальных услуг, в т.ч. электроэнергии.
Правовая позиция истцов о том, что они не обязаны оплачивать электроэнергию, основана на неверном толковании норм материального права, в связи с чем, подлежит отклонению судом.
Поскольку со стороны ответчика каких-либо нарушений прав потребителя не допущено, то, в силу положений ст.ст. 13 и 15 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», оснований для взыскания с ответчика компенсации морального вреда, штрафа, не имеется.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований истцов у суда не имеется, в удовлетворении исковых требований надлежит отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░