Дело № 2-1741/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Киров 19 мая 2015 года
Октябрьский районный суд г.Кирова в составе
судьи Стародумовой С.А.,
с участием прокурора Ворониной Н.В.,
при секретаре Макаровой С.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Октябрьского района города Кирова в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского района города Кирова обратился в суд с исковым заявлением в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. В обоснование требований указали, что прокуратурой Октябрьского района г. Кирова в ходе мониторинга
Интернет - ресурсов с целью выявления сайтов, которые содержат материалы коррупционной направленности, выявлен сайт: <данные изъяты>, на страницах которого, согласно справки о проведении проверки от 07.04.2015, размещены материалы, содержащие информацию о способах дачи взятки, об обстоятельствах, при наличии которых необходимо давать взятку. При этом вход на сайт свободный, регистрации пользователей для доступа к использованию ресурсов сайта не требуется. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273 - ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закон № 273 - ФЗ) коррупция -злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими лицами; противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции), по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией), по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. В силу ст. 3 Закона № 273 - ФЗ противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на принципах комплексного использования политических, организационных, информационно -пропагандистских, социально - экономических, правовых, специальных и иных мер, приоритетного применения мер по принуждению коррупции. В соответствии ч. 1 ст. 6 Закона № 273 - ФЗ профилактика коррупции осуществляется путем применения мер по формированию в обществе нетерпимости к коррупционному поведению. Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому свободу мысли и слова, вместе с тем, запрещает злоупотребление свободы слова, если оно нарушает права других граждан. Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149 - ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон № 149 - ФЗ) информационно - телекоммуникационная сеть -технологическая система, предназначения для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. Пунктом п. 1 ст. 10 Закона № 149 - ФЗ установлено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении, установленных законодательство Российской Федерации. В соответствии с п. 5 ст. 15 Закона № 149 - ФЗ передача информации посредством использования информационно - телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Согласно п. 6 ст. 10 Закона № 149 - ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. Статья 9 Закона предусматривает возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Статьей 291 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) установлена уголовная ответственность за дачу взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника. В ч. 4 ст. 33 УК РФ дано уголовно - правовое определение соучастников преступления - подстрекателя, которой воздействуя на сознание и на волю исполнителя, взращивает в нём намерение совершить преступление. Пособником, в соответствии с ч. 5 данной статьи же признается лицо содействовавшее совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий, а также лицо, заранее обещавшее скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно лицо, заранее обещавшее приобрести или сбыть такие предметы. Статьей 34 УК РФ установлена ответственность соучастников преступления, которая определяется характером и степенью фактического участия каждого из них в совершении преступления. Уголовная ответственность подстрекателя и пособника наступает по статье, предусматривающей наказание за совершенное преступление, со ссылкой на статью 33 УК РФ. В ст. 30 УК РФ дано уголовно - правовое определение приготовлению к преступлению, под ним понимается приискание соучастников преступления, иное умышленное создание условий для совершения преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам. Уголовная ответственность наступает за приготовление только к тяжкому и особо тяжкому преступлениям. Согласно ст. 15 УК РФ преступления, предусмотренные ч.ч. 2-6 ст. 290, ч.ч. 2-5 ст. 291 УК РФ, относятся к категории тяжких и особо тяжких преступлений. В силу ст. 15.1 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее -реестр). В реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Основанием для включения страниц в Реестр является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. При этом порядок ограничения доступа к информации, предусмотренный ст. 15.3 названного закона применен быть не может, поскольку в рассматриваемом случае на страницах сайта отсутствует прямые призывы к совершению преступления, предусмотренного ст. 291 УК РФ, а именно дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника. Указанное исключает возможность направления требования о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам. Распространяющим такую информацию без решения суда по данному вопросу, то есть без вынесения решения суда о признании информации запрещенной к распространению. В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации. Таким образом, в целях восстановления нарушенных прав граждан, Российской Федерации и во исполнение действующего законодательства, следует ограничить доступ к Интернет - сайту <данные изъяты>. Свободный доступ к данной информации на сайт способствует формированию в обществе мнения о возможности совершения коррупционных преступлений с целью удовлетворения собственных потребностей безнаказанно, кроме того, подрывает авторитет государственной власти Российской Федерации, действующих российских законов. Просят признать информацию, содержащую описание способов совершения преступления, предусмотренного ст. 291 УК РФ, размещенную в сети Интернет на электронных страницах сайта <данные изъяты> информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В судебном заседании помощник прокурора Воронина Н.В. заявленные требования поддержала, просит их удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Управление Роскомнадзора по Кировской области в судебное заседание не явились, извещены, просили рас-смотреть дело в их отсутствие, о чем имеется заявление, представили письменный отзыв, в котором указали, что на 28.04.2015 информация по адресу: <данные изъяты> недоступна.
Заслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что прокуратурой Октябрьского района г. Кирова в ходе мониторинга Интернет - ресурсов с целью выявления сайтов, которые содержат материалы коррупционной направленности, выявлен сайт <данные изъяты>
Согласно справки о проведении проверки от 30.03.2015, на страницах сайта:<данные изъяты> размещены материалы, содержащие информацию о способах дачи взятки, об обстоятельствах, при наличии которых необходимо давать взятку, а также о способах уклонения от уголовной ответственности за совершенное коррупционное преступление. При этом вход на сайт свободный, регистрации пользователей для доступа к использованию ресурсов сайта не требуется.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими лицами; противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции), по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией), по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
В силу ст. 3 Федерального закона «О противодействии коррупции» противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на принципах комплексного использования политических, организационных, информационно -пропагандистских, социально - экономических, правовых, специальных и иных мер, приоритетного применения мер по принуждению коррупции.
В соответствии ч. 1 ст. 6 Федерального закона «О противодействии коррупции» профилактика коррупции осуществляется путем применения мер по формированию в обществе нетерпимости к коррупционному поведению.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому свободу мысли и слова, вместе с тем, запрещает злоупотребление свободы слова, если оно нарушает права других граждан.
Согласно ст. 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно - телекоммуникационная сеть -технологическая система, предназначения для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Пунктом п. 1 ст. 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении, установленных законодательство Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ст. 15 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно - телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности.
Согласно п. 6 ст. 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Статья 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусматривает возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статьей 291 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) установлена уголовная ответственность за дачу взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника.
В ч. 4 ст. 33 УК РФ дано уголовно - правовое определение соучастников преступления - подстрекателя, которой воздействуя на сознание и на волю исполнителя, взращивает в нём намерение совершить преступление. Пособником, в соответствии с ч. 5 данной статьи же признается лицо содействовавшее совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий, а также лицо, заранее обещавшее скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно лицо, заранее обещавшее приобрести или сбыть такие предметы.
Статьей 34 УК РФ установлена ответственность соучастников преступления, которая определяется характером и степенью фактического участия каждого из них в совершении преступления. Уголовная ответственность подстрекателя и пособника наступает по статье, предусматривающей наказание за совершенное преступление, со ссылкой на статью 33 УК РФ.
В ст. 30 УК РФ дано уголовно - правовое определение приготовлению к преступлению, под ним понимается приискание соучастников преступления, иное умышленное создание условий для совершения преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам. Уголовная ответственность наступает за приготовление только к тяжкому и особо тяжкому преступлениям.
Согласно ст. 15 УК РФ преступления, предусмотренные ч.ч. 2-6 ст. 290, ч.ч. 2-5 ст. 291 УК РФ, относятся к категории тяжких и особо тяжких преступлений.
В силу ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее -Реестр).
В Реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения страниц в Реестр является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. При этом порядок ограничения доступа к информации, предусмотренный ст. 15.3 названного закона применен быть не может, поскольку в рассматриваемом случае на страницах сайта отсутствует прямые призывы к совершению преступления, предусмотренного ст. 291 УК РФ, а именно дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника. Указанное исключает возможность направления требования о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам. Распространяющим такую информацию без решения суда по данному вопросу, то есть без вынесения решения суда о признании информации запрещенной к распространению.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее- ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.
Свободный доступ к указанной выше информации на сайт <данные изъяты> способствует формированию в обществе мнения о возможности совершения коррупционных преступлений с целью удовлетворения собственных потребностей безнаказанно, кроме того, подрывает авторитет государственной власти Российской Федерации, действующих российских законов.
При вышеуказанных обстоятельствах, в целях восстановления нарушенных прав российских граждан, Российской Федерации и во исполнение действующего законодательства, суд считает необходимым заявленные требования удовлетворить.
Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░: <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ - 24 ░░░ 2015 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░.