Председательствующий по делусудья Сенотрусова Т.Ю. | Дело № 33-2407/2023(дело в суде первой инстанции № 2-48/2023)УИД 75RS0020-01-2023-000071-70 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Чайкиной Е.В.,
судей Подшиваловой Н.С., Радюк С.Ю.,
при секретаре Бутиной Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 14 июня 2023 г. гражданское дело по иску Степановой Т. В. к МБОУ «Вершино-Дарасунская начальная общеобразовательная школа», Комитету образования администрации муниципального района «Тунгокоченский район», Министерству образования и науки Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, администрации муниципального района «Тунгокоченский район» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, возложении обязанности,
по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства образования и науки Забайкальского края Немовой Е.А.
на решение Тунгокоченского районного суда Забайкальского края от 22 марта 2023 г., которым постановлено:
«Иск удовлетворить частично.
Взыскать с МБОУ «Вершино-Дарасунская НОШ» пользу Степановой Т. В. (№) недоначисленную и невыплаченную заработную плату в части стимулирующих выплат за выслугу лет и за соответствие занимаемой должности за период с <Дата> по <Дата> в сумме 10 270 (десять тысяч двести семьдесят) рублей 20 копеек.
Обязать «Вершино-Дарасунская НОШ» (№) и Комитет образования администрации муниципального района «Тзщгркоченский район» (ОГРН №) произвести Степановой Т. В. перерасчет и выплатить задолженность по недоначисленной и невыплаченной сумме за период отпуска в 2021-2022 г.
Обязать «Вершино-Дарасунская НОШ» (№) в дальнейшем производить Степановой Т. В. начисление стимулирующих выплат за выслугу лет и за соответствие занимаемой должности от фактического объема учебной нагрузки, начиная с <Дата>
Обязать администрацию муниципального района «Тушэжоченский район» (№) профинансировать «Вершино-Дарасунская НОШ» денежными средствами для выплаты недоначисленной й невыплаченной заработной платы Степановой Т. В., в случае их недостаточности у образовательного учреждения, за счет и в пределах субвенций, выделенных на эти цели из бюджета Забайкальского края.
Обязать Министерство образования и науки Забайкальского края (№) профинансировать администрацию муниципального района «Тунгокоченский район» денежными средствами для выплаты ответчиком «Вершино-Дарасунская НОШ» истцу Степановой Т. В. недоначисленной и невыплаченной заработной платы в сумме 10 270 (десять тысяч двести семьдесят) рублей 20 копеек, в случае их недостаточности у ответчика «Вершино-Дарасунская НОШ» в установленном порядке, за счет и в пределах выделенных на эти цели субвенций.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с «Вершино-Дарасунская НОШ» (№) государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 410,80 рублей».
Заслушав доклад судьи Подшиваловой Н.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Степанова Т.В. обратилась в суд с иском, в обоснование которого указала, что с <Дата> работает учителем <данные изъяты> в МБОУ «Вершино-Дарасунская НОШ». За весь период работы истца надбавки за квалификационную категорию и выслугу лет начислялись из расчета ставки 18 часов в неделю, а не за фактическую нагрузку, установленную в учебном году. Ссылаясь на нарушение своих трудовых прав, истец просила суд обязать МБОУ «Вершино-Дарасунская НОШ» произвести перерасчет и выплатить задолженность по надбавке за выслугу лет 15%, надбавке за соответствие занимаемой должности 5 % за период с <Дата> по <Дата>, за период отпуска в 2021-2022 учебном году, взыскать недоначисленную и невыплаченную заработную плату за указанный период в сумме 14 552,50 рублей, обязать Комитет образования администрации муниципальный район «Тунгокоченский район» произвести расчет недоначисленной и невыплаченной суммы за период отпуска в 2021-2022 году, впредь производить начисление стимулирующих выплат по надбавке за выслугу лет 15%, надбавке за соответствие занимаемой должности 5 % от фактического объема учебной нагрузки до прекращения трудовых отношений, обязать Комитет образования администрации муниципальный район «Тунгокоченский район», Министерство образования и науки Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края профинансировать денежными средствами для выплаты недоначисленной и невыплаченной заработной платы МБОУ «Вершино-Дарасунская НОШ» в случае их недостаточности (л.д. 2-7).
В порядке подготовки к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация муниципального района «Тунгокоченский район» (л.д. 1).
Решением Тунгокоченского районного суда Забайкальского края от 22 марта 2023 г. иск Степановой Т.В. удовлетворен частично (л.д. 124-130).
С постановленным решением не согласился ответчик Министерство образования и науки Забайкальского края, в апелляционной жалобе представитель по доверенности Немова Е.А. ставит вопрос о его отмене в части возложения на Министерство обязанности профинансировать администрацию муниципального района «Тунгокоченский район» денежными средствами на выплату истцу задолженности по заработной плате. Ссылаясь на Положение об оплате труда работников МБОУ «Байкальская СОШ», постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30.06.2003 № 41, указывает, что совместительство педагогическим работником возможно на не более 0,5 ставки. Не считаются совместительством и не требуют заключение трудового договора педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год. Таким образом, если учитель работает более чем на одну ставку, трудовой договор не заключается, как совместительство данное не оформляется, а педагогическая нагрузка, которую он выполняет сверх 18 часов, оплачивается на условиях почасовой оплаты, но не более 300 часов в год. Не допускается работа более чем на 1,5 ставки. При этом Министерство не финансирует непосредственно средние общеобразовательные школы. Министерство, как главный распорядитель бюджетных средств, надлежащим образом осуществляет полномочие по обеспечению государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного образования посредством предоставления субвенций местным бюджетам на основании поданных заявок. Изменение объемов субвенций является полномочием Законодательного собрания Забайкальского края. Указывает, что в соответствии с пунктом 11 постановления Правительства Забайкальского края от 02.03.2017 № 81 использование средств субвенций на финансирование расходов, не предусмотренных Методикой расчета норматива финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного образования на одного обучающегося, утвержденной данным постановлением, не допускается. Министерство не является работодателем для педагогических работников образовательного учреждения, не имеет собственных денежных средств, обязательств финансировать вне субвенций администрацию района денежными средствами на выплату заработной платы, в том числе во исполнение решения суда. В связи с указанным, полает Министерство ненадлежащим ответчиком по делу. Обращает внимание, что как образовательное учреждение, так и администрация района вправе своими правовыми актами улучшить положения работника в спорном вопросе, установив более высокие социальные выплаты и гарантии (л.д. 139-141).
Истец Степанова Т.В., представители ответчиков Министерства образования и науки Забайкальского края, МБОУ «Вершино-Дарасунская начальная общеобразовательная школа», Комитета образования администрации муниципального района «Тунгокоченский район», Министерства финансов Забайкальского края, администрации муниципального района «Тунгокоченский район», надлежащим образом извещенные о рассмотрении дела в апелляционном порядке, в судебное заседание не явились, об отложении слушания дела не заявили.
Руководствуясь частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив законность и обоснованность решения суда, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, имеются.
В соответствии со статьей 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы; возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами.
Исходя из положений статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Тарифная ставка является фиксированным размером оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Оклад (должностной оклад) является фиксированным размером оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (части 3,4 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации).
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (статья 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 8 Трудового кодекса Российской Федерации работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров. Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права, или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение, или трудовой договор, то они не подлежат применению (статья 9 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно абзацу 3 части 1 статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с положениями статьи 333 Трудового кодекса Российской Федерации для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
Согласно приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 №1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» объем учебной нагрузки педагогических работников, выполняющих учебную (преподавательскую) работу, определяется ежегодно на начало учебного года и устанавливается локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Учебная нагрузка учителей и преподавателей определяется с учетом количества часов по учебным планам, рабочим программам учебных предметов, образовательным программам, кадрового обеспечения организации.
Учителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, устанавливается норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы.
Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23.12.202 утверждены Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2022 год.
Данные Единые рекомендации разработаны Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы и учитываются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений и разработке законов и иных нормативных правовых актов по оплате труда работников указанных учреждений.
В соответствии с разделом IX Единых рекомендаций в системах оплаты труда педагогических работников, поименованных в пунктах 2.3 - 2.8 приложения 1 к приказу №1601, выполняющих с их письменного согласия педагогическую или учебную (преподавательскую) работу сверх установленной нормы часов в неделю (в год) за ставку заработной платы либо ниже установленной нормы часов в неделю (в год) за ставку заработной платы, в целях обеспечения равной оплаты за труд равной ценности педагогических работников предусмотрен следующий порядок исчисления заработной платы за весь объем педагогической или учебной (преподавательской) работы: для педагогических работников, поименованных в пунктах 2.3 - 2.7 и в подпункте 2.8.1 указанного приказа, - путем умножения размеров ставок заработной платы, установленных за календарный месяц на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп без применения к ним каких-либо повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах) за квалификационные категории или по иным основаниям, на фактический объем учебной нагрузки (педагогической работы) в неделю и деления полученного произведения на норму часов преподавательской или педагогической работы в неделю, установленную за ставку заработной платы.
При этом определение размеров выплат стимулирующего характера педагогическим работникам, для которых установлены нормы часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы, за наличие квалификационных категорий, а также выплат компенсационного характера, выплат за работу в сельской местности, за особенности работы в отдельных следует осуществлять с учетом фактического объема учебной нагрузки.
При наличии у работников права на применение повышающих коэффициентов и (или) повышений, установленных в процентах (в абсолютных величинах) по нескольким основаниям, их величины по каждому основанию необходимо определять отдельно без учета других повышающих коэффициентов и (или) повышений, установленных в процентах (в абсолютных величинах), которые затем суммировать и применять путем умножения образовавшейся величины на размер заработной платы, исчисленный за фактический объем учебной нагрузки и (или) педагогической работы.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела истец Степанова Т.В. с <Дата> работает в МБОУ «Вершино-Дарасунская начальная общеобразовательная школа» в должности учителя <данные изъяты> (л.д. 53-55).
Согласно условиям трудового договора, заключенного <Дата>, Степановой Т.В. установлены: учебная нагрузка 24 часа в неделю, должностной оклад – <данные изъяты> рублей в месяц, надбавки за стаж – 10 %, за категорию 5 %, работу с детьми ОВЗ 10%, северная надбавка и районный коэффициент по 50 % (л.д. 56-62).
Дополнительным соглашением к трудовому договору, заключенным <Дата>, истцу на период с <Дата> по <Дата> установлены: должностной оклад <данные изъяты> рублей в месяц (за 18 часов), выплаты компенсационного характера: за работу в сельской местности 25% – <данные изъяты> рублей, за методическую литературу – 100 рублей, фактическая ставка 24 часа – <данные изъяты>33 руб., выплаты стимулирующего характера: за заведование спортивным залом 10 % в сумме <данные изъяты> рублей, за соответствие занимаемой должности 5 % в сумме <данные изъяты> рублей, за обучение учащихся с ОВЗ 5 % в сумме <данные изъяты> рублей, за стаж работу в ОУ 15 % в сумме <данные изъяты> рублей, за внеклассную работу 10 % в сумме <данные изъяты> рублей, северная надбавка и районный коэффициент по 50 % <данные изъяты> рублей (л.д. 63-65).
Дополнительным соглашением к трудовому договору, заключенным <Дата>, Степановой Т.В. на период с <Дата> по <Дата> установлены: учебная нагрузка 23,5 часов, должностной оклад <данные изъяты> рублей в месяц, выплаты компенсационного характера: за работу в сельской местности 25% – <данные изъяты> рублей, за издательскую литературу – 100 рублей, нагрузка – 23,5 часов (при норме 18 часов), выплаты стимулирующего характера: за заведование спортивным залом 10 % в сумме <данные изъяты> рублей, за соответствие занимаемой должности 5 % в сумме <данные изъяты> рублей, за обучение учащихся с ОВЗ 10 % в сумме <данные изъяты> рублей, за стаж работу в ОУ 15 % в сумме <данные изъяты> рублей, за внеклассную работу 10 % в сумме <данные изъяты> рублей, северная надбавка и районный коэффициент по 50 % <данные изъяты>,66 рублей (л.д.66-68).
В соответствии с пунктом 2.1.1. Положения об оплате труда работников МБОУ «Вершино-Дарасунская НОШ», утвержденного приказом директора образовательного учреждения от <Дата>, заработная плата работников организации за исполнение трудовых (должностных) обязанностей включает в себя базовые оклады, базовые ставки заработной платы по соответствующим профессиональным квалификационным группам и квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп, компенсационные выплаты, стимулирующие выплаты (л.д. 37-52).
В соответствии с пунктами 2.3.1, 2.3.3 Положения стимулирующие выплаты устанавливаются с целью повышения мотивации работников учреждения к качественному результату, о также поощрения за выполненную работу. Работникам учреждения установлены выплаты стимулирующего характера, в том числе выплата за специфику, надбавки за выслугу лет, за интенсивность, за почетное звание, ученую степень, ученое звание (п. 2.3.3 Положения).
Согласно пункту 2.3.5.2.1 Положения ежемесячная стимулирующая надбавка за выслугу лет к должностному окладу производится дифференцированно в зависимости от стажа работы в следующих размерах: при стаже от 1 до 5 лет – 5%, от 5 до 10 лет – 10%, от 10 до 15 лет – 15%, от 15 лет и более – 25%.
В соответствии с изменениями, внесенными в Положение с 01.09.2017, за соответствие занимаемой должности установлена выплата 5 %, первой квалификационной категории 10 %, второй квалификационной категории 15 % (л.д.30-31).
Из представленных в материалы дела тарификационных списков по состоянию на <Дата>, <Дата> следует, что истцу устанавливалась учебная нагрузка 24 часа и 23,5 часа соответственно (л.д. 90, 94).
Обращаясь в суд с заявленными требованиями, Степнова Т.В. указала на неверное исчисление работодателем заработной платы, в частности начисление надбавок за выслугу лет и соответствие занимаемой должности не за фактическую нагрузку, установленную в учебном году, а из расчета ставки 18 часов в неделю, что привело к уменьшению заработной платы.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности с учетом приведенных выше положений закона, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных истцом требований о взыскании с ответчика недоначисленной и невыплаченной заработной платы с учетом надбавок за выслугу лет и соответствие занимаемой должности, начисленных на фактический объем учебной нагрузки.
При этом суд исходил из того, что в нарушение Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений спорные надбавки начисляются и выплачиваются истцу образовательным учреждением в меньшем размере, поскольку ограничены пределами нормы часов и произведены без учета объема фактической учебной нагрузки педагога.
Судом первой инстанции отмечено, что порядок начисления заявленных надбавок на ставку заработной платы, установленный Положением об оплате труда образовательного учреждения, противоречит действующему законодательству и лишает работников, работающих свыше нормы часов рабочего времени, права на получение выплат стимулирующего характера с учетом их фактической нагрузки. Такие условия оплаты труда, по мнению суда первой инстанции, являются дискриминационными по отношению к этим работникам при оплате их работы.
Применив по заявлению стороны ответчика положения статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции взыскал с МБОУ «Вершино-Дарасунская НОШ» в пользу Степановой Т.В. недоначисленную и невыплаченную заработную плату в части стимулирующих выплат за выслугу лет и за соответствие занимаемой должности за период с <Дата> по <Дата> в сумме 10 270,20 рублей, возложив на работодателя и Комитет образования администрации муниципального района «Тунгокоченский район» обязанность произвести истцу перерасчет и выплату задолженность по недоначисленной и невыплаченной сумме за период отпуска в 2021-2022 г.
Также судом возложены обязанности на работодателя в дальнейшем производить истцу начисление стимулирующих выплат за выслугу лет и за соответствие занимаемой должности от фактического объема учебной нагрузки, начиная с <Дата>, на администрацию муниципального района «Тунгокоченский район» профинансировать учебное заведение денежными средствами для выплаты недоначисленной и невыплаченной истцу заработной платы в случае их недостаточности у образовательного учреждения за счет и в пределах субвенций, выделенных на эти цели из бюджета Забайкальского края.
При этом требования истца о возложении обязанности произвести перерасчет и выплатить задолженность по недоначисленной и невыплаченной заработной плате по надбавке за выслугу лет 15% и надбавке за соответствие занимаемой должности 5% за период с <Дата> по <Дата> суд первой инстанции нашел излишне заявленными и не подлежащими удовлетворению, при этом исходил из того, что требования истца о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы с учетом надбавок за выслугу лет и за соответствие занимаемой должности, начисленных на фактический объем учебной нагрузки за названный период, подлежат удовлетворению.
Решение суда в приведенной выше в части сторонами по делу не обжалуется и в силу частей 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предметом проверки суда апелляционной инстанции не является.
Доводы апелляционной жалобы ответчика Министерства образования и науки Забайкальского края сводятся к несогласию с решением суда в части возложения на Министерство обязанности профинансировать администрацию муниципального района «Тунгокоченский район» для выплаты истцу взысканных судом денежных сумм.
Оценивая данные доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит их заслуживающими внимания, при этом исходит из следующего.
Исходя из пункта 1 Положения о Министерстве образования и науки Забайкальского края, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от 16.05.2017 № 192, Министерство образования и науки Забайкальского края является исполнительным органом Забайкальского края, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, оказанию государственных услуг, контролю и надзору в пределах установленных полномочий, а также переданных Российской Федерацией полномочий.
Министерство образования и науки Забайкальского края обеспечивает государственные гарантии реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечивает дополнительное образование детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми Правительством Забайкальского края (пункт 12.3.2 Положения).
В соответствии с подпунктом 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред., действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу пунктов 1, 4 части 1 статьи 9 Федерального закона №273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций.
Частями 1-3 статьи 99 Федерального закона №273-ФЗ предусмотрено, что финансовое обеспечение оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся), за исключением образовательной деятельности, осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчете на одного обучающегося, если иное не установлено настоящей статьей.
Нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования включают в себя затраты на оплату труда педагогических работников с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу, определяемого в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций, включаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в нормативы, определяемые в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого расположены такие общеобразовательные организации.
В данном случае, в ходе рассмотрения дела как в суде первой, так и в суде апелляционной инстанций фактов ненадлежащего финансирования из бюджета Забайкальского края в бюджет муниципального образования «Тунгокоченский район» установлено не было.
В связи с указанным, правовых оснований для возложения субсидиарной ответственности по обязательствам образовательной организации на Министерство образования и науки Забайкальского края у суда первой инстанции не имелось.
Принимая во внимание указанное, постановленное решение надлежит изменить, исключив из его резолютивной части указание о возложении на Министерство образования и науки Забайкальского края обязанности профинансировать администрацию муниципального района «Тунгокоченский район» денежными средствами для выплаты ответчиком «Вершино-Дарасунская НОШ» истцу Степановой Т.В. недоначисленной и невыплаченной заработной платы в сумме 10 270,20 рублей в случае их недостаточности у ответчика «Вершино-Дарасунская НОШ» в установленном порядке, за счет и в пределах выделенных на эти цели субвенций.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм процессуального права, которые по смыслу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут послужить основанием для безусловной отмены обжалуемого решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тунгокоченского районного суда Забайкальского края от 22 марта 2023 г. изменить.
Исключить из резолютивной части решения указание на возложении обязанности на Министерство образования и науки Забайкальского края профинансировать администрацию муниципального района «Тунгокоченский район».
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, расположенный в г. Кемерово, в срок, не превышающий трех месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Тунгокоченский районный суд Забайкальского края.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 23 июня 2023 г.
Председательствующий Е.В. Чайкина
Судьи Н.С. Подшивалова
С.Ю. Радюк