№ 5-4/2024
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
с. Кваркено 05 марта 2024 г.
Судья Кваркенского районного суда Оренбургской области Паршина О.С., изучив при подготовке к рассмотрению протокол об административном правонарушении в отношении Герасимова О.В. по ч. 2 ст. 12.24 КоАП РФ и приложенные к нему документы,
у с т а н о в и л:
в Кваркенский районный суд Оренбургской области на рассмотрение поступил протокол об административном правонарушении в отношении Герасимова О.В. по ч. 2 ст. 12.24 КоАП РФ.
Изучив протокол и приложенные к нему документы, прихожу к следующему.
28.10.2023 должностным лицом ОГИБДД ОМВД России по Кваркенскому району Оренбургской области вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении Герасимова О.В. по ч. 2 ст. 12.24 КоАП РФ. Причиной проведения административного расследования как указано в определении послужила необходимость производства по делу экспертизы.
17.11.2023 вынесены определения о назначении медицинской экспертизы для определения степени тяжести имеющихся у Герасимова О.В. и Т. Р.К.о. телесных повреждений.
Определениями начальника ОГИБДД ОМВД России по Кваркенскому району от 28.11.2023 и 28.12.2023 срок административного расследования продлевался, соответственно до 28.12.2023 и 28.04.2024.
29.01.2024 медицинские экспертизы в отношении указанных лиц проведены, экспертные заключения получены.
29.02.2024 должностным лицом ОГИБДД ОМВД России по Кваркенскому району Оренбургской области составлен протокол в отношении Герасимова О.В. по ч. 2 ст. 12.24 КоАП РФ.
Частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ закреплено, что в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Составом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.24 КоАП РФ является нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего.
Составом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.24 КоАП РФ является нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего.
Из частей 1 и 2 статьи 12.24. КоАП РФ следует, что ответственность за нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства может иметь место лишь при условии наступления указанных в ней последствий и если эти последствия находятся в причинной связи с допущенным нарушением Правил. При этом, при описании события административного правонарушения, вменяемого в вину лицу, в отношении которого составляется протокол, данная статья предусматривает обязательное указание на нормы Правил дорожного движения, нарушение которых повлекло причинение потерпевшему того или иного вида вреда здоровью.
Однако в нарушение приведенных выше норм административного законодательства в составленном в отношении Герасимова О.В. протоколе об административном правонарушении от 29 февраля 2024 года не указано, какие именно Правила дорожного движения были им нарушены, что нарушает его право на защиту, противоречит требованиям части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, не позволяет проверить обоснованность предъявленного ему обвинения и принять правильное решение по делу.
В силу положений ч.ч. 1, 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Исходя из правил частей 2 и 3 ст. 1.5 КоАП РФ бремя доказывания наличия безусловных оснований к принятию решения о применении мер административной ответственности возлагается на должностных лиц уполномоченных государственных органов.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которое настоящим Кодексом или законом субъект Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Как следует из приложенного к протоколу об административном правонарушении заключения медицинской экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Т. Р.К.о., экспертом сделан вывод о наличии у Т. Р.К.о. телесного повреждения, которое расценивается как поврждение, причинившее легкий вред здоровью человека.
Между тем, в протоколе по делу об административном правонарушении должностным лицом Герасимову О.В. вменяется совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.24 КоАП РФ, т.е. нарушение Правил дорожного движения, повлекшее причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего.
Также, при описании в протоколе события административного правонарушения, указано на то, что в результате дорожно-транспортного происшествия оба водителя получили телесные повреждения, которые расцениваются как повреждения причинившие средний вред здоровью.
В заключении медицинской эксперизы в отношении Герасимова О.В. от 29.01.2024 (т.е. одного из водителей, которому собственно и вменяется совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.24 КоАП РФ), экспертом сделан вывод об отсутствии у Герасимова О.В. каких-либо телесных поврждений.
При описании события административного правонарушения в протоколе конкретно не указано кому был причинен вред здоровью и какой степени, т.е. фактически не определен потерпевший.
Данные о потерпевшем и разъяснении ему прав, предусмотренных нормами КоАП РФ не указаны в протоколе в соответствующих графах.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Частью 1 ст. 26.4 КоАП РФ установлено, что в случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы. Определение обязательно для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы.
Пунктом 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ" (далее - Постановление от 24 марта 2005 года N 5) установлено, что при решении вопроса о назначении экспертизы по делу об административном правонарушении с учетом объема и содержания прав, предоставленных потерпевшему и лицу, в отношении которого ведется производство по делу (ч. 1 ст. 25.1, ч. 2 ст. 25.2, ч. 4 ст. 26.4 КоАП РФ), необходимо выяснить у названных участников производства по делу их мнение о кандидатуре эксперта, экспертного учреждения и о вопросах, которые должны быть разрешены экспертом.
Согласно ч. 4 ст. 26.4 КоАП РФ до направления определения о назначении экспертизы для исполнения должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, обязано ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего, разъяснить им права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключение эксперта.
Согласно правовой позиции, выраженной в п. 18 Постановления Пленума от 24 марта 2005 года N 5, при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ).
Между тем, из приложенных к протоколу документов не следует, что лицо в отношении которого ведется производство по делу, а также потерпевший были ознакомлены с определением о назначении экспертизы, данных о том, что им разъяснились права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта, в материалы дела не представлены.
Также необходимо обратить внимание на то, что к протоколу приложен рапорт начальника ОГИБДД ОМВД России по Кваркенскому району М. В.Ш., адресованный врио начальника УГИБДД УМВД России по Оренбургской области Р. Р.Р., который не подписан.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований, предусмотренных КоАП РФ, являются существенными, которые в дальнейшем при рассмотрении дела могут повлиять на всесторонность и полноту рассмотрения дела, а также на законность принимаемого по делу решения.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешается, в том числе вопрос о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Оценка правильности оформления протокола и иных материалов дела может включать в себя проверку законности совершения отдельных процессуальных действий.
При таких обстоятельствах, установив, что в ходе производства по делу об административном правонарушении в отношении Герасимова О.В. неправильно составлен протокол об административном правонарушении, а так же то, что отдельные процессуальные действия проведены с нарушением закона материалы дела об административном правонарушении подлежат возвращению должностному лицу его составившему.
На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, судья
о п р е д е л и л:
возвратить протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 12.24 КоАП РФ и другие материалы дела в отношении Герасимова О.В. в ОГИБДД ОМВД России по Кваркенскому району Оренбургской области.
Определение может быть обжаловано через Кваркенский районный суд Оренбургской области в Оренбургский областной суд в течение десяти суток со дня получения копии определения.
Судья О.С.Паршина