Решение по делу № 2а-41/2020 от 28.10.2019

УИД 11RS0016-01-2019-001578-13

Дело № 2а-41/2020

Сыктывдинского районного суда Республики Коми

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывдинский районный суд Республики Коми

в составе судьи Щенниковой Е. В.,

при секретаре судебного заседания Габовой Е. А.,

с участием административного истца Патова В. А.,

представителя административного ответчика Кокорина С. Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Выльгорт

20 января 2020 года административное дело по административному исковому заявлению Патова В. А. к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о признании незаконным постановления об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, обязании выдать разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительств,

установил:

Патов В. А. обратился в суд с административным иском (с учетом уточнений) о признании незаконным и отмене постановления № 8/912 администрации МО МР «Сыктывдинский» от 12.08.2019 об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от параметров реконструкции индивидуального жилого дома и возложении обязанности выдать разрешение на отклонение параметров реконструкции индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>. В обоснование требований иска указано, что 07.02.2019 в администрацию МО МР «Сыктывдинский» им подано уведомление об окончании строительства или реконструкции индивидуального строительства, по результатам рассмотрения которого, <дата> выдано уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности. 06.05.2019 Патов В. А. обратился в администрацию МО МР «Сыктывдинский» с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, однако постановлением от 12.08.2019 № 8/912 получил отказ, несогласие с которым послужило поводом для обращения в суд.

Административный истец Патов В. А. в судебном заседании на требованиях настаивал в полном объеме, дополнительно пояснив суду, что полагает оспариваемое постановление не законным, поскольку административным ответчиком при рассмотрении его заявления от 06.05.2019 нарушена процедура его рассмотрения, а именно, порядок проведения публичных слушаний, поскольку он не был надлежащим образом извещен о времени и месте данных слушай, в связи с чем полагает, что они фактически не проводились и он был лишен возможности дать свои объяснения. Кроме того, полагал отказ незаконным, поскольку он не мотивирован, что противоречит нормам действующего законодательства.

Представитель административного ответчика администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Кокорин С. Л., действующий на основании доверенности, с требованиями не согласился, полагая процедуру рассмотрения соблюденной, а отказ мотивированным должным образом.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу толкования части 9 статьи 226, частей 2, 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ основанием для признания оспариваемого решения государственного органа незаконным является его несоответствие требованиям закона или иного нормативного правового акта, регулирующих спорные правоотношения, несоблюдение компетенции и порядка принятия решения, а также нарушение принятым решением прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых подано заявление.

При этом бремя доказывания законности оспариваемого решения в силу части 10 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ возлагается на принявший его орган.

Как следует из материалов дела, Патов В. А. на праве собственности с <дата> владеет земельным участком с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м с разрешенным видом использования «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенным по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир жилой дом. Почтовый адрес ориентира: <адрес>.

На данном земельном участке располагался жилой <адрес> года постройки с кадастровым номером <данные изъяты>, который снят с кадастрового учета по заявлению административного истца 11.07.2018.

<дата> Патовым В. А. получено разрешение на строительство № RU11514000-37 индивидуального жилого дома с хозпостройками, двухэтажный, дерево, кирпич V степень огнестойкости, площадь земельного участка <данные изъяты> кв.м, общая площадь <адрес> кв.м, строительный объем <данные изъяты> куб.м, расположенного по адресу: <адрес>, срок действия разрешения 16.05.2018.

В период с 2008 по 2018 год Патовым В. А. осуществлялось строительство дома на принадлежащем земельном участке.

При этом на участке также находился старый дом, которым Патовым В. А. пользовался. В связи с окончанием строительства нового дома, старый дом снесен и снят с регистрационного учета, право собственности Патова В. А. на него прекращено (л.д. 156).

02.08.2018 Патовым В. А. получен технический план здания нового дома.

16.01.2019 Патовым В. А. подано уведомление об изменении параметров планируемого строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, на что 22.01.2019 получено уведомление о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на принадлежащем ему земельном участке.

<дата> Патовым В. А. в администрацию МО МР «Сыктывдинский» подано уведомление об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>, по результатам рассмотрения которого 15.02.2019 направлено уведомление о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства.

В последующем, 06.05.2019 Патов В. А. обратился в администрацию МО МР «Сыктывдинский» с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства в части изменения минимального отступа от правой боковой стены объекта индивидуального строительства до 1,0 метра.

Постановлением администрации МО МР «Сыктывдинский» от 12.08.2019 № 8/912 по результатам проведения публичных слушаний по вопросам предоставления разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства от 30.07.2019, в связи с нарушением требований градостроительного плана земельного участка, норм, установленных Правилами землепользования и застройки муниципального образования СП «Выльгорт», Патову В. А. отказано в предоставлении разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.

В соответствии со статьей 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов. Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в части предельного количества этажей, предельной высоты зданий, строений, сооружений и требований к архитектурным решениям объектов капитального строительства в границах территорий исторических поселений федерального или регионального значения не допускается.

Заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения (часть 3 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации); на основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации (часть 5 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации), который в течение семи дней со дня поступления указанных рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения (часть 6 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, согласно части 2 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается при соблюдении требований технических регламентов.

Следовательно, основанием для отказа в выдаче такого разрешение является невозможность соблюдения технических регламентов при отклонении от предельных параметров разрешенного строительства.

Что касается предусмотренной частью 6 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации обязанности мотивации принятого решения об отказе и возможность его оспаривания, установленной частью 7 данной статьи, то она означает, что местная администрация вправе отказать в испрашиваемом отклонении только при наличии на то оснований.В силу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение органа местного самоуправления, принятое по результатам рассмотрения заявления заинтересованного лица в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, должно отвечать требованиям нормативно правовых актов и не нарушать прав и законных интересов административного истца.

Как следует из содержания оспариваемого постановления администрации МО МР «Сыктывдинский» от <дата> N 8/912, оно ничем не мотивировано, в нем не указаны допущенные нарушения и конкретные нормы права, которые, по мнению администрации, не были соблюдены. В Постановлении лишь приведено указание на несоответствие размещения жилого дома на земельном участке с кадастровым номером N, <данные изъяты> требованиям правил землепользования и застройки МО СП «Выльгорт».

Данная ссылка носит общий характер, без указаний на нарушение конкретных технических регламентов.

Между тем, одно лишь упоминание о наличии утвержденной документации по планировке территории не обосновывает причину несогласия административного ответчика с изменением минимального отступа от правой боковой стены объекта индивидуального строительства до 1,0 метра.

При этом неконкретизированные доводы представителя административного ответчика о несоблюдении Патовым В. А. при строительстве дома утвержденных в 2018 году Правил землепользования и застройки СП «Выльгорт» не могут быть приняты во внимание, как основанные на ошибочном толковании норм права. При этом, как указывалось выше, разрешение на строительство получено Патовым В. А. в 2008 году, строительство осуществлялось в течении почти 10 лет.

Каких-либо иных оснований в обоснование отказа администрацией МО МР «Сыктывдинский» в тексте решения не приведено.

Так, одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является единство требований к порядку осуществления взаимодействия субъектов градостроительных отношений (пункт 10.1 статьи 2 Градостроительного кодекса РФ), который предполагает установление исчерпывающего перечня процедур, прав, обязанностей и оснований принятия решений указанными субъектами.

Регламентированные статьями 39, 40 Градостроительного кодекса условия получения разрешения на отклонение от предельных параметров строительства Патовым В. А. не нарушены.

Административным ответчиком не учтено, что правила статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации направлены на возможность отклонения от установленных предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Таким образом, исходя из установленных обстоятельств дела, администрацией МО МР «Сыктывдинский», в нарушение статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации не подтверждено наличие оснований, которые бы препятствовали принятию положительного решения по заявлению Патова В. А. об отклонении от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства.

В данном случае немотивированный отказ не позволяет лицу определить, какие конкретно нарушения, препятствующие получению разрешения, им допущены, а также в целях их устранения представить в полном объеме все необходимые доказательства.

Поскольку в нарушение императивных требований Градостроительного кодекса Российской Федерации оспариваемое постановление администрации не содержит указания причин принятого решения, суд приходит к выводу, что такое решение органа местного самоуправления безусловно нарушает права и законные интересы Патова В. А., как собственника данного участка, обратившегося за разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.

При этом, суд находит довод административного истца о нарушении органом местного самоуправления процедуры рассмотрения его заявления, а именно не проведение процедуры проведения публичных слушаний, не состоятельным.

Положениями части 4 статьи 40 Градостроительного кодекса РФ установлено, что проект решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 данного Кодекса, с учетом положений статьи 39 Кодекса, за исключением случая, указанного в части 1.1 указанной статьи.

Процедура проведения публичных слушаний состоит из следующих этапов: 1) оповещение о начале публичных слушаний; 2) размещение проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта; 3) проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях; 4) проведение собрания или собраний участников публичных слушаний; 5) подготовка и оформление протокола публичных слушаний; 6) подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний (ч. 5 ст. 5.1 Градостроительного кодекса РФ).

Как следует из материалов дела, указанная процедура органом местного самоуправления соблюдена в полной мере.

Решением Совета МО МР «Сыктывдинский» от <дата> назначены публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, кадастровый номер земельного участка <данные изъяты>, а именно разрешить строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, площадью <данные изъяты> кв.м с отступами в размере 1 м от жилого дома до боковой и до задней границы земельного участка, <дата> в <данные изъяты> час. <данные изъяты> мин. в конференц-зале администрации МО МР «Сыктывдинский».

Данное решение Совета МО МР «Сыктывдинский» опубликовано на сайте в Интернет сайте 01.07.2019.

Согласно протоколу проведения публичных слушаний от 30.07.2019, слушания состоялись 30.07.2019.

Кроме того, фактическое проведение слушаний именно 30.07.2019 также подтверждено показаниями допрошенных судом в качестве свидетелей <данные изъяты> и <данные изъяты>

Результаты публичных слушаний также оформлены соответствующим образом и опубликованы.

Рассматривая требования Патова В. А. о возложении обязанности на административного ответчика выдать разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительств, суд исходит из следующего.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению, суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

В то же время судебный контроль ограничен принципом разделения властей (статья 10 Конституции Российской Федерации), который препятствует вмешательству в сферу исключительной компетенции соответствующих органов и должностных лиц. В связи с чем, суд не уполномочен возлагать на орган местного самоуправления обязанности, напрямую вытекающие из исключительной компетенции данного субъекта, а равно подменять своим судебным актом реализацию функций органов местного самоуправления и установленный законом административный порядок разрешения тех или иных заявлений.

Поскольку, как указывалось выше, разрешение вопроса о выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительств относится к исключительной компетенции уполномоченного органа местного самоуправления, соответственно, суд не вправе предрешать результат рассмотрения уполномоченным органом такого заявления, а равно оснований для удовлетворения требований Патова В. А. в названной части не имеется.

Между тем, учитывая установленные при рассмотрении дела обстоятельства, надлежащим способом устранения нарушения прав административного истца, по убеждению суда, будет возложение на орган местного самоуправления в лице администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» обязанность устранить в полном объеме нарушение прав и законных интересов административного истца путем повторного рассмотрения ранее поданного Патовым В. А. заявления.

Руководствуясь ст. 175-180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

Административные исковые требования Патова В. А. удовлетворить в части.

Признать незаконным и отменить постановление администрации МО МР «Сыктывдинский» от 12.08.2019 № 8/912 об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.

Возложить на администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» обязанность повторно рассмотреть заявление Патова В. А. о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров строительства от 06.05.2019.

В удовлетворении требований Патова В. А. к АМО МР «Сыктывдинский» о возложении обязанности выдать разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 27.01.2020.

Судья Е.В. Щенникова

2а-41/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Патов Виктор Анатольевич
Ответчики
Администрация МОМР Сыктывдинский
Суд
Сыктывдинский районный суд Республики Коми
Судья
Щенникова Елена Викторовна
Дело на сайте суда
skdsud.komi.sudrf.ru
26.03.2020Регистрация административного искового заявления
26.03.2020Передача материалов судье
26.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
26.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.03.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.03.2020Предварительное судебное заседание
25.11.2019Судебное заседание
11.12.2019Судебное заседание
09.01.2020Судебное заседание
06.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.01.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее