Дело № 2а-1606/2019 КОПИЯ+
24RS0017-01-2019-000041-75
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Красноярск 27 марта 2019 года
Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе
председательствующего судьи Панченко Л.В.,
при секретаре Севостьяновой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Дубровиной Н. А. к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю о признании незаконным действий (бездействия) по отказу в государственной регистрации права собственности на земельный участок, наложении обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности,
УСТАНОВИЛ :
Дубровина Н.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю о признании незаконными действий (бездействия) по отказу в государственной регистрации права собственности на земельный участок, наложении обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности. Мотивирует свои требования тем, что имеет в собственности гараж, расположенный по адресу: <адрес>. Земельный участок, на котором находится данный гаражный бокс, выдан для строительства гаража отцу истца Дубровиной Н.А. – Андрееву А.А., умершему ДД.ММ.ГГГГ, согласно постановлению Администрации Железнодорожного района г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ истец является наследником первой очереди, ввиду чего главой Администрации Железнодорожного района г. Красноярска принято решение о внесении изменений в списки членов кооператива «Хлебозавод». Дубровина Н.А. обратилась к ответчику с заявлением о регистрации права собственности на земельный участок, на котором расположен гараж по адресу: <адрес>, на что получила отказ. На основании изложенного, просит признать незаконным отказ Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю Дубровиной Н.А. на регистрацию права собственности в отношении земельного участка, на котором расположен принадлежащий ей на праве собственности гараж по адресу: <адрес>, обязать Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю зарегистрировать за Дубровиной Н.А. право собственности в отношении вышеуказанного земельного участка.
Административный истец Дубровина Н.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю – Кейнер М.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (сроком по ДД.ММ.ГГГГ), в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на письменные возражения, в которых указала, что в административном исковом заявлении Дубровиной Н.А. не указаны номер и дата принятия оспариваемого отказа в государственной регистрации права собственности. Более того, в Управлении отсутствует информация об обращении Дубровиной Н.А. в установленном Федеральным законом № 218-ФЗ порядке с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок, на котором расположен гараж по адресу: <адрес> и о принятии Управлением решения об отказе в государственной регистрации права собственности на данный земельный участок. В Управление ДД.ММ.ГГГГ поступило обращение Дубровиной Н.А. о регистрации права собственности на земельный участок, на котором расположен гараж по адресу: <адрес>. На данное обращение направлен мотивированный ответ от ДД.ММ.ГГГГ № в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Дубровиной Н.А., разъяснено, что согласно ч. 2 ст. 14 Федерального закона №218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на объекты недвижимого имущества носят заявительный характер и осуществляются в случае поступления в регистрирующий орган соответствующего заявления, содержащего ходатайство о проведении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, оформленного в соответствии с требованиями приказа Минэкономразвития РФ от 08.12.2015 № 920. Так, вышеуказанные заявления возможно подать при личном обращении заявителя в офисы приема и выдачи документов филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра», Многофункциональных центров вне зависимости от места нахождения заявителя и объекта недвижимого имущества. Истцу также разъяснено, что в соответствии с ч. 12 ст. 18 Федерального закона № 218-ФЗ указанное заявление может быть представлено в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении. В таком случае подлинность подписи заявителя на заявлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, к заявлению дополнительно прилагается копия документа, удостоверяющего личность физического лица. Кроме того, заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации может быть представлено в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя или его законного представителя, с использованием информационно телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) или официального сайта с использованием единой системы идентификации и аутентификации. Поскольку заявление Дубровиной Н.А. по форме и содержанию не соответствовало требованиям Приказа № 920 и было представлено не в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом №218-ФЗ, государственная регистрация права собственности на земельный участок, указанный в обращении заявителя, не могла быть осуществлена. Кроме того, Дубровиной Н.А. было разъяснено, что за государственную регистрацию права собственности должна быть уплачена государственная пошлина, а также право заявителя обратиться с заявлением о государственном кадастровом учете земельного участка с приложением межевого плана земельного участка, в случае, если данный земельный участок не стоит на кадастровом учете. Таким образом, отказ (ответ) Управления в проведении государственной регистрации права собственности на земельный участок истца, не нарушает положения Федерального закона № 218-ФЗ. Поскольку, Управлением Росреестра решение об отказе в государственной регистрации права собственности в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 218-ФЗ, не принималось, а ответ Управления на обращение Дубровиной Н.А. соответствует требованиям Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ и не обжалуется административным истцом, следовательно, при данных обстоятельствах, права и законные интересы истца в правоотношениях, возникших в сфере государственной регистрации прав, никоим образом не нарушены и более того, заявленные требования в настоящем деле не влекут восстановления прав административного истца. Просила в удовлетворении административного искового заявления Дубровиной Н.А. отказать.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. Согласно ч. 6 ст. 45 КАС РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Кроме того, по смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.
В этой связи полагая, что не явившийся административный истец, не приняв мер к явке в судебное заседание, определил для себя порядок защиты своих процессуальных прав, суд с учетом приведенных выше норм права, а также требований ст. 150 КАС РФ, рассмотрел дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд находит административное исковое заявление Дубровиной Н.А. не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
Частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Порядок реализации данного права предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица, либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
По смыслу вышеприведенных норм закона только при наличии совокупности двух признаков, а именно: несоответствия оспариваемых решения, действия (бездействия) закону или иным правовым актам и нарушения этими решением, действием (бездействием) прав, законных интересов граждан, организаций и иных лиц, такое решение, действие (бездействие) государственного органа могут быть признаны судом незаконными.
Судом установлено, что постановлением администрации Железнодорожного района г. Красноярска № от ДД.ММ.ГГГГ за Андреевым А.А. был закреплен земельный участок под строительство индивидуальных гаражей по <адрес> в обществе «Хлебозавод».
Согласно свидетельству I-БА № от ДД.ММ.ГГГГ, Андреев А.А. умер ДД.ММ.ГГГГ
Административный истец Дубровина Н.А. является дочерью Андреева АА., что подтверждается свидетельством о рождении от ДД.ММ.ГГГГ II-ВЭ №, свидетельством о заключении брака III-БА №.
На основании постановления Администрации Железнодорожного района г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ № « О внесении изменений в списки членов потребительского кооператива по строительству и эксплуатации гаражей», Дубровина Н.А. принята в члены кооператива «Хлебозавод» в районе <адрес>, гараж №.
Распоряжением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-недв, на основании заявления Дубровиной Н.А. сооружению гаражного бокса (лит. Г), расположенному на втором этаже по <адрес>, в обществе «Хлебозавод», №; в кооперативе «Хлебозавод», гаража №, в районе <адрес>, присвоен адрес: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Дубровина Н.А., имея намерение оформить расположенный под гаражным боксом земельный участок в свою собственность, обратилась в Управление Росреестра по Красноярскому краю с заявлением, составленным в произвольной форме, в котором просила административного ответчика зарегистрировать за ней право собственности в отношении земельного участка, на котором расположен принадлежащий ей на праве собственности гараж по адресу: <адрес>
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также с ведением Единого государственного реестра недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
При этом Приказом Минэкономразвития России от 26 ноября 2015 года N 883 установлен порядок представления заявлений о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и прилагаемых к нему документов.
Форма заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости заинтересованным лицом, отдельных записей о правообладателе, а также отдельных дополнительных сведений об объекте недвижимости, утверждены Приказом Минэкономразвития России от 08 декабря 2015 года N 920 "Об утверждении форм заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, заявления об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости, о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости заинтересованным лицом, о внесении в Единый государственный реестр недвижимости записей о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости, записей о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя, записей о наличии прав требований в отношении зарегистрированного права, отдельных записей о правообладателе, отдельных дополнительных сведений об объекте недвижимости, требований к их заполнению, требований к формату таких заявлений и представляемых с ними документов в электронной форме, а также формы заявления о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках и о местоположении на них зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, полученных в результате выполнения комплексных кадастровых работ".
Как установлено с. 25 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", орган регистрации прав обязан возвратить заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и документы, прилагаемые к нему, без рассмотрения, если: 1) такие заявление и документы представлены в форме электронных документов, электронных образов документов в формате, не соответствующем формату, установленному органом нормативно-правового регулирования; 2) такие заявление и документы представлены в форме документов на бумажном носителе и имеют подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, в том числе документы, исполненные карандашом, имеют серьезные повреждения, которые не позволяют однозначно истолковать их содержание; 3) информация об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав по истечении пяти дней с даты подачи соответствующего заявления отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен заявителем; 4) в Едином государственном реестре недвижимости содержится отметка о невозможности государственной регистрации перехода права, ограничения права и обременения объекта недвижимости без личного участия собственника объекта недвижимости (его законного представителя) и заявление на государственную регистрацию прав представлено иным лицом, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 статьи 19 настоящего Федерального закона; 5) заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав не подписано заявителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом, правоотношения связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения таких обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, регулируются Федеральным законом от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации".
Право гражданина получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением предусмотренных законом случаев, закреплено пунктом 3 статьи 5 названного Федерального закона.
Обязательность рассмотрения поступившего обращения в течение 30 дней со дня его регистрации предусмотрена ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 12 ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации".
Порядок рассмотрения обращения установлен ст. 10 ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации", согласно которой должностное лицо дает подписанный им ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 4 части 1, часть 3 указанной статьи).
Поскольку заявление Дубровиной Н.А. от ДД.ММ.ГГГГ, поступившее в Управление Росреестра по Красноярскому краю ДД.ММ.ГГГГ по своей форме и содержанию не соответствовало требованиям, установленным Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 920, оно правомерно было рассмотрено Управлением Росреестра по Красноярскому краю в соответствии с ФЗ"О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации"; и ДД.ММ.ГГГГ административному истцу направлен подробный мотивированный письменный ответ с разъяснением положений Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и требований Приказа Минэкономразвития России от 08 декабря 2015 года N 920.
Обращаясь с данным иском в суд, административный истец Дубровина Н.А. полагает, что оспариваемым ответом (письмом административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ №) ей было незаконно и необоснованно отказано в регистрации права собственности на земельный участок под принадлежащим ей гаражным боксом.
Между тем, из анализа оспариваемого административным истцом ответа государственного органа от ДД.ММ.ГГГГ следует, что указанное письмо не содержит каких-либо властно-распорядительных решений, указаний, либо заключений Управления Росреестра по Красноярскому краю относительно решения вопроса о регистрации (либо об отказе в регистрации) права собственности Дубровиной Н.А. на земельный участок по адресу: <адрес> то есть оспариваемое письмо (ответ на заявление) не отвечает критериям, предъявляемым к ненормативным правовым актам, решениям органов, осуществляющих публичные полномочия, и по своей сути является просто письменным ответом по существу доводов, изложенных заявителем в обращении от ДД.ММ.ГГГГ, носящим чисто информационный, но не распорядительный характер.
Поскольку, поступившее от Дубровиной Н.А. заявление не соответствовало установленной форме и содержанию заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, к нему не были приложены необходимые документы, подтверждающие право собственности административного истца на земельный участок, оно не могло быть рассмотрено административным ответчиком в рамках процедур, предусмотренных ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в связи с чем, подлежало рассмотрению только в общем порядке, урегулированным ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации".
Таким образом, учитывая, что ответ Управления Росреестра по Красноярскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ за подписью и.о. руководителя Варфоломеевой Е.В. не содержит отказа в государственной регистрации права собственности Дубровиной Н.А. на земельный участок по адресу: <адрес> суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания этого ответа незаконным решением, действий (бездействия). Вместе с тем, поступившее письменное заявление административного истца было рассмотрено государственным органом в установленные сроки и в пределах предоставленных ему полномочий, в связи с чем, оснований для удовлетворения административных исковых требований Дубровиной Н.А. суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 01 ░░░░░░ 2019 ░░░░.