Решение по делу № 2а-578/2022 (2а-3837/2021;) от 23.12.2021

Дело № 2а-578/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 января 2022 г. г. Севастополь

Ленинский районный суд г. Севастополя в составе

Председательствующего: Степановой Ю.С.,

при секретаре судебного заседания Мартьяновой А.В.,

при участии представителя административного истца Кужелевой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Свидзинской О.С. к Управлению государственной регистрации права и кадастра города Севастополя, государственному регистратору Чабан Л.А. об оспаривании решения, понуждении к совершению определенных действий,

УСТАНОВИЛ:

Свидзинская О.С. обратился в Ленинский районный суд города Севастополя с административным иском, в котором просит признать незаконным уведомление Управления государственной регистрации права и кадастра города Севастополя от 08.10.2021 года об отказе во включении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте – земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, площадью 156 кв.м.; обязании административного ответчика включить в ЕГРН сведения о вышеуказанном объекте.

В обоснование иска указано, что административным истцом в качестве документов, подтверждающих ранее возникшее право пользования спорным земельным участком, предоставлена архивная справка из решения исполнительного комитета Севастопольского городского Совета народных депутатов от 06.04.1983 г. , согласно которому земельный участок передан в пользование. Однако, вопреки положениям закона №6-ФКЗ указанный документ, не принят во внимание.

К участию в деле в качестве соответчика привлечен государственный регистратор Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя Чабан Л.А.

Административный истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

В судебном заседании представитель административного истца на удовлетворении административного иска настаивала по изложенным в нем основаниям.

Представитель административного ответчика – Управления государственной регистрации права и кадастра города Севастополя, государственный регистратор Чабан Л.А. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Суд, с учетом мнения представителя истца, участвующих в деле, полагает возможным рассмотреть административное дело при данной явке.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются с 01.01.2017 года Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее – Закон о регистрации).

В части 3 статьи 3 Закона о регистрации определен перечень полномочий органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

    Сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с Законом о регистрации, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений является Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН).

    Решение о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав или об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, принимается в каждом конкретном случае государственным регистратором самостоятельно по результатам правовой экспертизы, представленных на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав документов.

    Как следует из материалов дела и установлено судом, 02 октября 2021 года в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя обратилась Кужелева Е.С. (уполномоченная представлять интересы Свидзинской О.С. по доверенности) с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в отношении объекта недвижимости: земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 156 кв.м. в части государственного кадастрового учета о внесении сведений о ранее учтенном объекте.

Для осуществления кадастрового учета была представлена архивная выписка от 18.04.2018 г., в соответствии с которой гражданке ФИО1 (бывший собственник), имеющей на праве личной собственности <адрес>, построенный в 1962 году на земельном участке площадью 540 кв.м. оставить в пользовании земельный излишек площадью 156 кв.м. до изъятия его для государственных или общественных нужд.

08.10.2021 года государственным регистратором принято решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в связи с тем, что архивная выписка из решения Севастопольского городского Совета от 06.04.1983 не устанавливает и не подтверждает наличие у Свидзинской О.С. ранее возникшего права на спорный земельный участок.

На указанное решение в порядке досудебной подготовки административным истцом подана жалоба на действия должностного лица.

Указанная жалоба рассмотрена Управлением государственной регистрации права и кадастра 22.11.2021 г., по результатам рассмотрения жалобы, в адрес Свидзинской О.С. направлен ответ по существу жалобы.

    Полагая решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета о внесении сведений о ранее учтенном объекте незаконным, административный истец обратилась в суд с настоящим иском.

Основные правовые положения, связанные с принятием Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации, закреплены в Федеральном конституционном законе от 21.03.2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон № 6-ФКЗ).

Данным Федеральным конституционным законом № 6-ФКЗ установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территории Республики Крым со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено данным Законом (часть 1 статьи 23).

На территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения (статья 12).

До 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере (часть 1.1 статьи 12.1).

Правовым актом, устанавливающим указанные особенности правового регулирования в городе Севастополе, является Закон города Севастополя от 25.07.2014 г. № 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя".

В части 1 статьи 6.1 Закона № 46-ЗС установлен перечень документов, подтверждающих наличие прав, возникших до вступления в силу Федерального конституционного закона и подлежащих государственной регистрации в соответствии с Законом о регистрации недвижимости, при условии, что они являются изданными (выданными, оформленными) в установленном порядке:

1) государственный акт на право собственности на земельный участок или на право постоянного пользования земельным участком, договор временного пользования земельным участком, государственный акт о праве коллективной собственности на земельный участок;

2) заключенный в установленном законом порядке гражданско-правовой договор, предметом которого является недвижимое имущество, права на которое подлежат государственной регистрации, в том числе договор аренды, мены, дарения, раздела, объединения недвижимого имущества;

3) свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество, выданное государственным регистратором либо органом приватизации нанимателям жилых помещений в государственном и коммунальном жилищном фонде;

4) свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество, выданное органом местного самоуправления или органом исполнительной власти в соответствии с требованиями законодательства;

5) регистрационное удостоверение на объект недвижимого имущества;

6) свидетельство о праве собственности на долю в общем имуществе супругов в случае смерти одного из супругов, выданное нотариусом;

7) свидетельство о праве на наследство, выданное нотариусом;

8) свидетельство о приобретении имущества с публичных торгов (аукционов) и свидетельство о приобретении имущества с публичных торгов (аукционов), если публичные торги (аукционы) не состоялись, выданные нотариусом;

9) вступившие в законную силу судебные акты;

10) договоры об установлении ограничений (обременений);

11) сертификат на право на земельную долю (пай);

12) акт органа государственной власти или местного самоуправления о предоставлении гражданину земельного участка;

13) справка жилищно-строительного кооператива с отметкой о регистрации права, выполненной уполномоченным органом в соответствии с требованиями законодательства.

В соответствии с частью 5 статьи 69 Закона о регистрации в случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренного статьей 62 Закона о регистрации запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено Законом о регистрации, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в ЕГРН:

имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости;

документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и представленное заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав;

документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости.

Вместе с тем, представленная административным истцом архивная выписка из решения Исполнительного комитета Севастопольского городского Совета народных депутатов от 06.04.1983 г. не устанавливает и не подтверждает ранее возникшее право на земельный участок площадью 156 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

В связи с отсутствием документов, позволяющих считать рассматриваемый объект недвижимости ранее учтенным, органом регистрации прав направлен запрос в отдел ведения архива Управления (далее - Архив), на наличие правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов.

Как следует из письма Севреестра, направленного по результатам рассмотрения жалобы Свидзинской О.С., в Архиве отсутствуют документы в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 156 кв.м.

Указанные обстоятельства не оспаривались представителем административного истца при рассмотрении дела.

    Учитывая изложенное, у государственного регистратора не имелось оснований по внесению сведений о спорном земельном участке как о ранее учтенном объекте недвижимости.

    В соответствии с частью 8 ст. 69 Федерального закона от 13 июля 2015 №    218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» орган регистрации прав принимает решение об отказе во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в ЕГРН в случае, если:

имеются несоответствия представленных документов требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания;

в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи;

сведения об объекте недвижимости содержатся в Едином государственном реестре недвижимости;

ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи, свидетельствует об отсутствии необходимых документа и (или) сведений и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе.

Анализ материалов дела свидетельствуют о том, что указанные административным ответчиком основания об отказе во включении в ЕГРН сведений о спорном земельном участке как ранее учтенном объекте соответствуют нормам действующего законодательства, в связи с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца.

Руководствуясь ст.ст. 175-189 Кодекса Административного Судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Свидзинской О.С. оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд г. Севастополя в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированный текст решения изготовлен 20.01.2022 г.

Судья Ю.С. Степанова

2а-578/2022 (2а-3837/2021;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Свидзинская Ольга Сергеевна
Ответчики
государственный регистратор Управления государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя Чабан Л.А.
Управление государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя
Другие
Кужелева Елена Сергеевна
Суд
Ленинский районный суд Севастополя
Судья
Степанова Юлия Сергеевна
Дело на сайте суда
leninskiy.sev.sudrf.ru
23.12.2021Регистрация административного искового заявления
23.12.2021Передача материалов судье
24.12.2021Решение вопроса о принятии к производству
24.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.01.2022Судебное заседание
20.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее