Дело № 2-3/2025
УИД 43RS0032-01-2024-000184-08
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 декабря 2024 года пгт Санчурск Кировской области
Санчурский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Назаровой И.Е,
при секретарях судебного заседания Лазаревой В.П., Киселевой К.Л., помощнике судьи Шевелевой В.Л.,
с участием представителя истца главного специалиста-эксперта отдела правового обеспечения и судебной защиты, реализации арестованного, конфискованного и иного имущества Гомянина А.А. посредством видео-конференцсвязи с районными судами г.Ижевска по Удмуртской Республике,
представителей ответчика Файздрахмановой Л.И.- ИП Шкляева С.Ю., Хацко Е.Т.,
представителя администрации Санчурского муниципального округа Кировской области Зверевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску МТУ Росимущества в Удмурдской Республике и <адрес> к ФИО2 об истребовании части земельного участка, занятого береговой полосой, из чужого незаконного владения в собственность Российской Федерации,
установил:
В суд обратилось МТУ Росимущества в Удмурдской Республике и <адрес> к ФИО2 об истребовании части земельного участка из чужого незаконного владения в собственность Российской Федерации. Иск обоснован следующим. Согласно сведениям ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности ФИО2 на земельный участок с кадастровым номером № расположенный в д. Р.ФИО3 <адрес>. Указанный земельный участок находится на землях населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 661 кв.м.+/-9. Указанный земельный участок частично (площадью 590 кв.м) сформирован в границах береговой полосы водного объекта <адрес>, что подтверждается результатами проведенной камеральной работы КОГБУ «ВятНТИЦМП». В силу ст. 8 Водного кодекса РФ водный объект <адрес> находится в федеральной собственности. Соответственно и береговая полоса, являясь неотъемлемой частью водного объекта, относится к федеральной собственности. Ширина береговой полосы рек, в соответствии с п.6 ст. 6 Водного кодекса РФ составляет 20 м. Образование земельного участка с кадастровым номером 43:28:6360901:163 в границах береговой полосы противоречит положениям ч.8 ст. 27 Земельного кодекса РФ. Просит истребовать из чужого незаконного владения в собственность Российской Федерации часть земельного участка с кадастровым номером 43:28:6360901:163, занятой береговой полосой реки <адрес>ю 590 кв.м в координатах, указанных в схеме расположения земельного участка, составленной специалистом КОГБУ «ВятНТИЦМП», внести изменения в Единый государственный реестр недвижимости в части площади земельного участка с кадастровым номером 43:28:6360901:163 путем ее уменьшения с 661 кв.м до 71 кв.м, внести изменения в Единый государственный реестр недвижимости в описание границ земельного участка с кадастровым номером 43:28:6360901:163, изменив сведения о координатах границ и характерных поворотных точках указанного земельного участка в части занятой береговой полосой реки Большая Кокшага.
В судебном заседании представитель истца на исковых требованиях настаивал.
Представитель третьего лица администрации Санчурского муниципального округа в письменном отзыве указал, что администрация в сделке купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 43:28:6360901:163 не участвовала. На момент выделения земельного участка в 1992 году по данным Росреестра отсутствовали сведения о зонах с особыми условиями использования территории «прибрежная защитная полоса» и «водоохранная зона» (начало действия ДД.ММ.ГГГГ). Нормы Земельного кодекса РФ, запрещающие приватизацию земельных участков в пределах береговой полосы были утверждены в 2001 году, после предоставления спорного земельного участка ответчику. Разрешение спора оставили на усмотрение суда.
Представитель третьего лица управления Росреестра по <адрес> в суд не явился. В письменном отзыве на иск, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В отзыве пояснил, что границы участка с кадастровым номером 43:28:6360901:163 установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Сведения о ранее учтенном участке 163 были внесены в формы государственного реестра земель кадастрового района в соответствии со сведениями, содержащимися в инвентаризационной и оценочной описях кадастрового квартала 43:28:6360901. На дату осуществления государственного кадастрового учета в ЕГРН отсутствовали сведения о зонах с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ) «прибрежная защитная полоса» и «водоохранная зона». Данные сведения внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с документами, представленными Министерством охраны окружающей среды <адрес>. В ЕГРН отсутствуют сведения о местоположении границ истребуемой части, равно как и отсутствует информация о вхождении данного участка в пределы береговой полосы водного объекта <адрес>.
Представитель третьего лица Камского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в суд не явился. В письменном отзыве на иск, просил рассмотреть дело в его отсутствие, пояснив, что в рамках полномочий по ведению государственного водного реестра (далее ГВР) река Большая Кокшага находится в федеральной собственности, сведения о местоположении ее береговой линии (границы водного объекта), границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы внесены в ГВР в соответствии с проектом «Определения границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос на реке Большая Кокшага с притоками Мамокша, Меленка и Ваштранга в границах <адрес>». Согласно сайту www.eco.geokirov.ru, земельный участок с кадастровым номером 43:28:6360901:163 частично находится в границах береговой полосы р. Б.Кокшага, предназначенной для общего пользования, что является нарушением ст. 6 Водного кодекса РФ и ст. 27 Земельного кодекса РФ. Исковые требования истца считают законными и подлежащими удовлетворению.
Представитель третьего лица министерства охраны окружающей среды <адрес> в суд не явился. В письменном отзыве на иск просил рассмотреть дело в его отсутствие, указывая, что в соответствии с планом-схемой расположением земельного участка с кадастровым номером 43:28:6360901:163, выполненной министерством ДД.ММ.ГГГГ, данный земельный участок частично находится в границах береговой полосы р. Б.Кокшага. Таким, образом, образование указанного земельного участка и регистрация права собственности на него за ФИО2 противоречит ст. 6 Водного кодекса РФ и ч.8 ст. 27 Земельного кодекса РФ, поэтому министерство поддерживает исковые требования в полном объеме.
Представитель третьего лица КОГБУ «ВятНТИЦМП» <адрес> в суд не явился. В письменном отзыве на иск пояснил, что исковые требования поддерживают. Факт незаконного владения земельным участком с кадастровым номером 43:28:6360901:163 был выявлен в ходе сопоставления данных о границе земельного участка, взятых из выписки ЕГРН об объекте недвижимости с границами береговой линии и береговой полосы р. Б.Кокшага, а так же из документации проекта «Определения границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос на реке Большая Кокшага с притоками Мамокша, Меленка и Ваштранга в границах <адрес>», 2019 г. В результате сопоставления данных, в камеральных условиях, были определены координаты поворотных точек части земельного участка, расположенной в границах береговой полосы р. Б.Кокшага, а также ее площадь. Работы выполнены на основании лицензии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ № ПМ-47-802172 и Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды от ДД.ММ.ГГГГ № Л039-00117-77/00402529. Обработка данных осуществлялась в программе nanoCAD 5.1, серийный номер NC50B-411952,в системе координат МСК-43, 1 зона.
Третье лицо ФИО10 в суд не явился, отзыв суду не представил, судом о дате времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие третьих лиц.
Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, с участием представителя ФИО18, который, озвучив позицию ответчика требования истца не признал поскольку на момент выделения земельного участка ответчику береговая полоса не была установлена, следовательно, и ограничений не существовало. Положения Водного кодекса РСФСР не содержали указаний на запрет предоставления земельного участка, примыкающего к водному объекту. Спорный земельный участок был передан в собственность бесплатно (приватизирован) ФИО16 в 1992 году на основании постановления главы администрации ФИО1 сельского Совета № от ДД.ММ.ГГГГ. В 1998 году границы части земельного участка находящейся в границах береговой полосы <адрес> были согласованы с Истцом, что подтверждается имеющимся в деле Сводным техническим отчетом по инвентаризации земель в д. ФИО1 с.о. <адрес> Комитета по земельной политике Российской Федерации. В данном техническом отчете содержится Акт, в котором установлен и составлен перечень лиц – собственников земельных участков в дер. ФИО1, чьи участки находятся в прибрежной полосе реки Большая Кокшага. Данный Сводный технический отчет был подготовлен Государственным унитарным Кировским землеустроительным проектно-изыскательским предприятием и утвержден <адрес> комитетом по земельным ресурсам и землеустройству от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, Истец согласовал границы спорного земельного участка, входящие в прибрежную полосу реки Большая Кокшага. Согласно пп. 3 п. 5 ст. 27 ЗК РФ установлены ограничения на оборот находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, на которых расположены водные объекты. В силу п. 8 ст. 27 ЗК РФ запрещена приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом РФ. Ограничение выкупа земельных участков, в границах которых установлены водоохранные зоны, земельным законодательством не предусмотрено. Такие земельные участки не изъяты из оборота и не ограничены в обороте. Их использование допускается при соблюдении определенных ограничений, направленных на предотвращение негативного воздействия на природные комплексы. Истец в обоснование истребуемой площади земельного участка в размере 590кв.м., ссылается на Письмо КОГБУ «ВятНТИЦМП» от ДД.ММ.ГГГГ № которое установило координаты границ земельного участка с кадастровым номером 43:28:360901:163 входящего в береговую полосу водного объекта <адрес> и представил соответствующую схему. Ответчик считает, что сведения предоставленные данной организацией выполнены за рамками государственного контракта, не соответствуют установленным законодательством Правилам установления береговых полос, руководитель данной организации является заинтересованным лицом, руководитель данной организации об уголовной ответственности не предупреждался, в связи с чем КОГБУ не несет ответственности за полноту и достоверность предоставленных сведений относительно представленных им координат характеризующих границы береговой полосы реки — Большая Кокшага. Согласно Правил землепользования и застройки муниципального образования Санчурский муниципальный округ <адрес>, для данной зоны установлены предельно допустимые минимальные размеры земельных участков составляют —400 кв.м., а максимальные— 2500 кв.м. в случае раздела земельного участка, оставшаяся его часть не будет соответствовать требованиям законодательство, что повлечет за собой невозможность внесения сведений в ЕГРН о вновь образованном земельном участке. Заявил ходатайство о пропуске срока исковой давности. Сторона истца полагает, что с момента принятия органами публичной власти решений об отводе гражданам земельных участков в установленных границах в 1993 г. правопредшественники истца знали о выбытии из владения территории спорных земельных участков, но в течение трех лет не обратились за восстановлением нарушенного права. Считает, что истцом выбран неверный способ защиты нарушенного права. Просил отказать в удовлетворении исковых требований.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд установил следующее.
Файзрахманова Л.И. является собственником земельного участка с кадастровым номером 43:286360901:163, право собственности которой зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, регистрационная запись N43:286360901:163-43/013/2017-2.
В соответствии со сведениями Росреестра по <адрес>:
вид земельного участка-землепользование;
дата присвоения кадастрового номера-ДД.ММ.ГГГГ;
категория земель-земли населённых пунктов;
разрешенное использование-для личного подсобного хозяйства;
адрес (местоположение)- <адрес>, р-н Санчурский, д.ФИО1;
уточненная площадь- 661 кв.м.;
статус ведений об объекте-ранее учтенные, актуальные;
незарегистрированные обременения объекта- предусмотренные статьями 56 Земельного кодекса Российской Федерации;
реквизиты документа-основания: Водный Кодекс РФ от ДД.ММ.ГГГГ №74-ФЗ, решение министерства охраны окружающей среды <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении документации «Определение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос на реке Большая Кокшага с притоками Мамокша, Меленка и Ваштранга в границах <адрес>»;
- реестровый номер границы ЗОУИ 43:00-6.117, прибрежная защитная полоса реки Большая Кокшага в границах Кикнурского и <адрес>ов <адрес>, начало действия с ДД.ММ.ГГГГ;
- реестровый номер границы ЗОУИ 43:00-6.120, водоохранная зона реки Большая Кокшага в границах Кикнурского и <адрес>ов <адрес>, начало действия с ДД.ММ.ГГГГ,
предусмотренные статьями 56 Земельного кодекса Российской Федерации;
начало действия с ДД.ММ.ГГГГ; реквизиты документа-основания: «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» от ДД.ММ.ГГГГ №;
- реестровый номер границы ЗОУИ 43:00-6.422, Охранная зона объекта электросетевого хозяйства ВЛ 0,4 кВ Ф1 ТП 407 ПС Санчурск, местоположение: <адрес>, в пределах которой сформирована часть земельного участка с учетным № площадью 3, начало действия: с ДД.ММ.ГГГГ,
-статус сведений –актуальные.
Границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Сведения о ранее учтенном участке с кадастровым номером 43:28:6360901:163 были внесены в формы государственного реестра земель кадастрового района в период действия Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» в соответствии со сведениями, содержащимися в инвентаризационной и оценочной описях кадастрового квартала 43:28360901 и переданных в управление Роснедвижимости по <адрес>. Государственный кадастровый учет в связи с уточнением местоположения границы и площади участка с кадастровым номером 43:28:6360901:163 был осуществлен на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ и представленного с данным заявлением межевого плана, подготовленного кадастровым инженером ФИО12 До ДД.ММ.ГГГГ в ГКН отсутствовали сведения о зонах с особыми условиями использования территории «прибрежная защитная полоса» и «водоохранная зона». Сведения ЗОУИТ: «прибрежная защитная полоса», реестровый №.117 (учетный №.00.2.123); «водоохранная зона», реестровый №.120 (учетный №.00.2.121) внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с документами, представленными в порядке межведомственного информационного взаимодействии министерством окружающей среды <адрес>.
Право собственности ответчика на спорный земельный участок возникло на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРП за №, продавцом по которому являлся ФИО13 Право собственности ФИО13 на спорный земельный участок возникло на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО13 и ФИО14 Право собственности которой на данный земельный участок не зарегистрировано, о чем имеется запись в договоре купли-продажи. В свою очередь право собственности ФИО14 возникло на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного нотариусом Санчурского нотариального округа <адрес> ФИО15, зарегистрированного в реестре за №. Наследодателем согласно свидетельству о праве на наследство является ФИО16 право собственности, который на земельный участок возникло на основании постановления ФИО1 сельского совета <адрес> ДД.ММ.ГГГГ «О передаче земли в собственность и постоянное пользование», подтвержденное свидетельством на право собственности на землю серии КВО №, выданного Галицким сельским советом <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно акту обследования и согласования границ земельных участков, находящихся в собственности (владении, аренде) физических лиц, имеющемуся в техническом отчете по инвентаризации земель в квартале № д. Р.ФИО1 сельского округа <адрес> от 12.04.1999г., ФИО16 на праве собственности принадлежит участок №, имеющий ограничения по использованию «прибрежная полоса р. Б.Кокшага».
Из информационного письма КОГБУ «ВятНТИЦМП» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, направленного по запросу заместителя Кировского межрайонного природоохранного прокурора о формировании земельного участка на левом берегу р. Б.Кокшага в д. Р.ФИО3 <адрес>, в ходе проведения камеральных работ следует, что часть земельного участка с кадастровым номером 43:286360901:163 сформирована в границах береговой полосы водного объекта р. Б.Кокшага, площадью 590 кв.м из 661 кв.м. В плане-схеме расположения земельного указанного земельного участка, приложенного к информационному письму указаны координаты поворотных точек части земельного участка, расположенной в границах береговой полосы водного объекта:
точка 2.1 Х 404202,78 У 1230324,84, точка 3 Х 404198,12 У 1230315,67, точка 4 404196,5 У 1230312,48, точка 5 Х 404227,89 У 1230288,42, точка 6 Х 404231,11 У 1230293,19, точка 6.1 Х 404235,91 У 1230299,65, точка 4889 Х 404235,27 У 1230300,32, точка 4896 404217,9 У 1230315,33, точка 2,1 Х 404202,78 У 1230324,84.
Ссылаясь на то, что часть земельного участка с кадастровым номером №, площадью 590 кв.м принадлежащего ФИО2, находятся в границах береговой полосы водного объекта река Большая Кокшага, предназначенной для общего пользования, что является нарушением положений ст. 6 ВК РФ и ст. 27 ЗК РФ, МТУ Росимущества в Удмуртской Республике и <адрес> обратилось в суд с настоящим иском.
В подтверждение факта владения ответчиком земельным участком с кадастровым номером 43:28:6360901:163 суду представлены фотоматериалы, подтверждающие наличие построек, возведенных ответчиком, на указанном участке. Также суду представлен акт проведения работ по обрезке веток № от ДД.ММ.ГГГГ, о разрешении ФИО13 производства работ по обрезке веток деревьев тополь в количестве 5 шт., находящихся возле земельного участка в д. Р. ФИО3 с кадастровым номером 43:28:6360901:163.
Оценивая, представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
Земельный участок с кадастровым номером 43:28:6360901:163 образован, как объект земельных прав, в 1992 году. На кадастровый учет поставлен в 2013 году. Следовательно, к правоотношениям сторон подлежат применению действующие в указанный период образования спорного участка норм водного и земельного законодательства.
ДД.ММ.ГГГГ Верховным Советом РСФСР утвержден Земельный кодекс РСФСР. Согласно ст. 95 ЗК РСФСР, действующего на момент предоставления спорного земельного участка, земли, занятые водоемами, а также земли, выделенные под полосы отвода (по берегам), отнесены к землям водного фонда.
В соответствии со ст. 3 Водного кодекса РСФСР, утвержденного ВС РСФСР ДД.ММ.ГГГГ, воды были признаны исключительной государственной (общенародной) собственностью.
Статьей 4 ВК РСФСР установлено, что все воды (водные объекты) в РСФСР входят в состав единого государственного водного фонда.
В силу ст. 17 ВК РСФСР береговые полосы внутренних водных путей отнесены к прибрежным полосам (зонам) водоемов.
Ст. 4, ст. 95 ЗК РСФСР, а также ст. 28 ВК РСФСР гражданам предоставлено право получать в собственность бесплатно земельные участки, в частности, для личного подсобного хозяйства в городах, поселках и сельских населенных пунктах. Право передачи земельных участков в собственность граждан, в соответствии со ст. 7 данного Кодекса предоставлено местным Советам народных депутатов.
Из дела видно, что спорный земельный участок в 1992 году главой администрации ФИО1 сельского Совета был бесплатно передан в собственность ФИО16
Действующее на тот момент законодательство не наделяло органы местного самоуправления правомочиями по распоряжению земельными участками из земель водного фонда.
Следовательно, изначально передача в собственность ФИО16 спорного земельного участка, являвшегося землями водного фонда РСФСР, осуществлена с нарушением действующего в тот момент законодательства.
Аналогичные правовые нормы сохранили свое действие в Водном кодексе РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ.
В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ объектом водных отношений является водный объект или его часть. Поверхностные воды и земли, покрытые ими и сопряженные с ними (дно и берега водного объекта), рассматриваются как единый водный объект (ст. 7).
Согласно ст. 9 ВК РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ реки относятся к поверхностным водным объектам и состоят из поверхностных вод, дна и берегов.
Согласно ст. 20 ВК РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ водные объекты общего пользования - это водные объекты, находящиеся в общедоступном, открытом пользовании. На водных объектах общего пользования осуществляется общее водопользование в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, являются водными объектами общего пользования.
Полоса суши вдоль берегов водных объектов общего пользования (бечевник) предназначается для общего пользования. Каждый вправе (без использования транспорта) пользоваться бечевником для передвижения и пребывания у водного объекта общего пользования, в том числе рыболовства и причаливания плавательных средств. Ширина бечевника не может превышать 20 метров.
В соответствии со ст. 35 Кодекса водные объекты, не находящиеся в муниципальной собственности, собственности граждан и юридических лиц, являются государственной собственностью.
Водные объекты, находящиеся в государственной собственности, не подлежат передаче в собственность муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам.
Таким образом, ранее действовавшим законодательством было предусмотрено, что полоса суши вдоль берегов водных объектов общего пользования (бечевник) входит в состав водного объекта, является государственной собственностью и предназначена для общего пользования, в связи с чем, не могла быть предоставлена в индивидуальное пользование или приобретена в частную собственность, в том числе в порядке приватизации. В пределах бечевника запрещалось строительство и иная хозяйственная деятельность, которая могла бы препятствовать общему пользованию.
Приведенные положения сохранили свое действие в связи с введением в действие Водного кодекса РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 74-ФЗ, а так же Земельного кодекса РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 136-ФЗ.
Так, в соответствии со ст. 8 ВК РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
Согласно ч. 2, ч. 4 ст. 27 ВК РФ обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, расположенным на территории городского поселения, муниципального района, городского округа, относится к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения, муниципального района, городского округа в области водных отношений.
Согласно ст. 102 ЗК РФ земли, на которых находятся поверхностные водные объекты, относятся к землям водного фонда.
Порядок использования и охраны земель водного фонда определяется настоящим Кодексом и водным законодательством.
В соответствии со ст. 27 ЗК РФ земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, отнесены к землям, ограниченным в обороте, и не предоставляются в частную собственность.
Приватизация земельных участков в пределах береговой полосы запрещается, что регламентируется п. 8 ст. 27 ЗК РФ.
Статьей 85 ЗК РФ установлен запрет на приватизацию земельных участков общего пользования.
Также в соответствии с и. 8 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" земельные участки в составе земель водного фонда, земель общего пользования, включая водные объекты, отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат.
В Определении от ДД.ММ.ГГГГ № Конституционный Суд РФ указал, что согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9, часть 1); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36, части 2 и 3).
Принятые в развитие данных конституционных предписаний положения частей 2, 6 и 8 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации направлены на обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам с учетом их особого публичного предназначения и необходимости соблюдения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что часть спорного участка, находящаяся в пределах береговой полосы реки, как составная часть водного объекта общего пользования, в силу закона, является государственной собственностью.
Довод ответчика о том, что истец не доказал право собственности Российской Федерации на береговую полосу р. Б.Кокшага, которое в силу закона возникает с момента внесения записи о праве в Единый государственный реестр прав, а такая запись в ЕГРП отсутствует, суд считает несостоятельным.
Закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущества и сделок с ним» ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ установил, что право собственности, возникшее до ДД.ММ.ГГГГ, считается юридически действительным и при отсутствии его государственной регистрации.
План-схема расположения части спорного земельного участка составлена КОГБУ «ВятНТИЦМП», которая является бюджетным учреждением и его целью является обеспечение органов государственной власти на территории <адрес> информацией о состоянии, прогнозах изменения объектов окружающей среды для разработки и принятия управленческих решений в области природопользования, природоохранной деятельности и экологической безопасности, и прокуратура <адрес> не усомнилась в предоставленной КОГБУ «ВятНТИЦМП» информации. При таких обстоятельствах суд не видит оснований подвергать сомнению выводы, сделанные КОГБУ «ВятНТИЦМП» в письме от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии со статьей 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу статьи 301 данного кодекса собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Согласно статье 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Истец, в данном случае, являясь государственным органом, представляющим интересы Российской Федерации, реализуя полномочия по управлению государственным имуществом, поставил вопрос о защите права государственной собственности.
В п. 52 постановления Пленума Верховного Суда РФ №, Пленума ВАС РФ № от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или )прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Согласно п. 57 постановления течение срока исковой давности по искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о соответствующей записи в ЕГРП. При этом сама по себе запись в ЕГРП о праве или обременении недвижимого имущества не означает, что со дня ее внесения в ЕГРП лицо знало или должно было знать о нарушении права.
Поскольку законом не установлено иное, к искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, применяется общий срок исковой давности, предусмотренный статьей 196 ГК РФ.
Вместе с тем, в силу абзаца пятого статьи 208 ГК РФ в случаях, когда нарушение права истца путем внесения недостоверной записи в ЕГРП не связано с лишением владения, на иск, направленный на оспаривание зарегистрированного права, исковая давность не распространяется.
В соответствии со ст. 208 ГК РФ, на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения (статья 304), исковая давность не распространяется.
Из материалов дела следует, что вопреки нормам действующего законодательства зарегистрировано право собственности ответчика на земельный участок, являющийся береговой полосой. Данное обстоятельство не связано с лишением публичного собственника владения водным объектом, включающим его береговую полосу. Исходя из того, что береговая полоса является частью водного объекта, находящегося в государственной собственности, оснований для вывода, что публичный собственник утратил владение данным имуществом, не имеется.
Правовым результатом оспаривания зарегистрированного права ФИО2 на недвижимое имущество является внесение соответствующих записей в ЕГРН, что соответствует характеру и фактическим обстоятельствам дела и направлено на защиту права владеющего собственника, которая давностным сроком не ограничена, что регламентировано ст. 304, абз. 5 ст. 208 ГК РФ.
Поскольку изначально при формировании земельного участка, его площадь была определена с нарушением требований закона, суд не устанавливает факт того будет ли при изъятии части земельного участка с кадастровым номером 43:286360901:163 оставшаяся часть соответствовать требованиям земельного законодательства в части размера площади, поскольку данное обстоятельство не может повлиять на существопринятого решения.
Руководствуясь ст. 194- 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ
Исковые требования Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в удмуртской Республике и <адрес> к ФИО2 об истребовании из чужого незаконного владения части земельного участка, занятой береговой полосой водного объекта из незаконного владения в собственность Российской Федерации - удовлетворить.
Истребовать из чужого незаконного владения ФИО2 в собственность Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и <адрес> часть земельного участка с кадастровым номером 43:28:360901:163, занятой береговой полосой реки Большая Кокшага, площадью 590 кв.м., в системе координат МСК -43, 1 зона:
точка 2.1 Х 404202,78 У 1230324,84
точка 3 Х 404198,12 У 1230315,67
точка 4 404196,5 У 1230312,48
точка 5 Х 404227,89 У 1230288,42
точка 6 Х 404231,11 У 1230293,19
точка 6.1 Х 404235,91 У 1230299,65
точка 4889 Х 404235,27 У 1230300,32
точка 4896 Х 404217,9 У 1230315,33
точка 2,1 Х 404202,78 У 1230324,84
Внести изменения в Единый государственный реестр недвижимости в в части площади земельного участка с кадастровым номером 43:28:360901:163 путем ее уменьшения с 661 кв.м до 71 кв.м.
Внести изменения в Единый государственный реестр недвижимости в описание границ земельного участка с кадастровым номером 43:28:360901:163, изменив сведения о координатах границ и характерных поворотных точках земельного участка с кадастровым номером 43:28:360901:163 в части, занятой береговой полосой реки Большая Кокшага.
Решение является основанием для подготовки межевого плана, изготовленного в связи с изъятием части участка с кадастровым номером 43:28:360901:163, для осуществления государственного кадастрового учета изменений в отношении данного участка.
Взыскать с ФИО2 в доход Муниципального образования Санчурский муниципальный округ <адрес> государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через <адрес> суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда, с ДД.ММ.ГГГГ.
Судья И.Е. Назарова