Решение по делу № 33а-617/2018 от 31.01.2018

Дело № 33а-617 судья Пержукова Л.В. 2018 год

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

07 февраля 2018 года город Тверь

Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Образцовой О.А.,

судей Сергуненко П.А. и Сиротиной Е.С.,

при секретаре судебного заседания Худайбердиев А.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Твери

по докладу судьи Сергуненко П.А.

дело по апелляционным жалобам Правительства Тверской области и Министерство транспорта Тверской области на решение Центрального районного суда г.Твери от 24 ноября 2017 года, которым постановлено:

«Административное исковое заявление Курицына Виктора Ивановича удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Министерства транспорта Тверской области и государственного казенного учреждения Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области» по обеспечению надлежащего состояния автомобильной дороги 2 класса Павловское-Леушино протяженностью 5,4 км., идентификационный номер <данные изъяты>

Возложить на Министерство транспорта Тверской области и государственное казенное учреждение Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области» в пределах полномочий каждого из данных административных ответчиков в срок до 01 июля 2018 года организовать приведение автомобильной дороги 2 класса Павловское-Леушино протяженностью 5,4 км., идентификационный номер <данные изъяты>, в соответствие с положениями нормативных документов, устанавливающих требования к эксплуатационному состоянию данной автомобильной дороги, по результатам оценки ее технического состояния, о чем в установленный частью 9 статьи 227 КАС РФ срок уведомить суд и Курицына Виктора Ивановича.

Признать незаконным бездействие Министерства транспорта Тверской области, государственного казенного учреждения Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области» и администрации Кашинского района Тверской области по обеспечению надлежащего состояния автомобильной дороги 3-го класса Леушино-Семеновское, протяженностью 1,7 км, идентификационный номер <данные изъяты>

Обязать Министерство транспорта Тверской области, государственное казенное учреждение Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области» и администрацию Кашинского района Тверской области в пределах полномочий каждого из данных административных ответчиков в срок до 01 июля 2018 года организовать приведение автомобильной дороги 3-го класса Леушино-Семеновское, протяженностью 1,7 км., идентификационный номер <данные изъяты>, в соответствие с положениями нормативных документов, устанавливающих требования к эксплуатационному состоянию данной автомобильной дороги, по результатам оценки ее технического состояния, о чем в установленный частью 9 статьи 227 КАС РФ срок уведомить суд и Курицына Виктора Ивановича.

Курицыну Виктору Ивановичу в удовлетворении административного иска к Министерству имущественных и земельных отношений Тверскойобласти об оспаривании бездействия данного административного ответчика отказать.

Курицыну Виктору Ивановичу в удовлетворении административного иска к администрации Кашинского района Тверской области об оспаривании бездействия данного административного ответчика применительно к автомобильной дороге 2 класса Павловское-Леушино протяженностью 5,4 км., идентификационный номер <данные изъяты> отказать»

Судебная коллегия

установила:

Курицын В.И. обратился в Центральный районный суд г.Твери с административным иском к Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области с требованием о признании незаконным бездействия административного ответчика по непринятию мер по оформлению права собственности на автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения Тверской области 2 класса Павловское-Леушино протяженностью 5,4 км, идентификационный номер <данные изъяты>, и 3-го класса Леушино-Семеновское, протяженностью 1,7 км, идентификационный номер <данные изъяты>; обязании административного ответчика зарегистрировать право собственности на указанные дороги, включить их в собственность субъекта РФ в Тверской области в Управлении Росреестра по Тверской области; принять установленные нормативными правовыми актами меры по капитальному ремонту указанных дорог и приведению их в соответствие с требованиями действующего законодательства к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения.

В ходе рассмотрения дела определениями суда от 04 и 20 сентября 2017 года, изложенными в протокольной форме, в качестве административных соответчиков к участию в деле привлечены: Министерство транспорта Тверской области, ГКУ Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области», администрация Кашинского района Тверской области, а также приняты уточнения административного истца в части заявленных требований о признании незаконным бездействие административных ответчиков по непринятию мер, связанных с оценкой технического состояния спорных автомобильных дорог на соответствие комплексу характеристик технического уровня автомобильной дороги, обеспечивающего требуемые потребительские свойства автомобильной дороги и ее эксплуатационного состояния, в том числе в соответствие с их категорией и классом, необеспечении содержания спорных автомобильных дорог в надлежащем состоянии, пригодном для их безопасного использования; обязать административных ответчиков в установленный судом срок привести данные дороги в надлежащее состояние в соответствии с их классом и категорией, действующим законодательством, нормативно-правовыми актами, государственными стандартами.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что рассматриваемые автомобильные дороги не соответствуют требованиям действующего законодательства, нормативным правовым актам, государственным стандартам ГОСТ Р 50597-93 и ГОСТ Р 52398-2005, Методическим рекомендациям по ремонту и содержанию автомобильных дорог.

К неудовлетворительному состоянию данных дорог привело бездействие должностных лиц административных ответчиков, связанное с неисполнением в пределах их компетенции возложенных на них функций, связанных с исполнением требований действующего законодательства, в результате чего не осуществлен отвод земель под автомобильные дороги, не проводилось технического обследования, паспортизации спорных автомобильных дорог, не осуществлялся контроль за их содержанием, разрушение дорог происходило в течение длительного времени, не проводилась оценка технического состояния спорных дорог на соответствие комплексу характеристик их технического уровня, обеспечивающего требуемые потребительские свойства автомобильной дороги и ее эксплуатационного состояния, в том числе в соответствии с их категорией и классом, не обеспечено содержание данных дорог в надлежащем состоянии, пригодном для их безопасного использования.

Административный истец не может пользоваться данными автомобильными дорогами без опасности для своей жизни и здоровья, а также функциональной работоспособности личного автомобиля. Нормативно установленные требования к состоянию дорог направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни и здоровья, имущества участников дорожного движения, охрану окружающей среды. Несоответствие дорог предъявляемым к ним требованиям свидетельствует о невозможности использования их административным истцом по прямому назначению.

В судебном заседании представитель административного истца Ткаченко Д.Н. требования административного искового заявления поддержал по указанным в нем основаниям.

Представитель заинтересованного лица Правительства Тверской области Травкина О.Н., возражая против удовлетворения административного иска, полагала, что заявленные административным истцом требования подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства. Кроме того, по ее мнению, административными ответчиками бездействие не допущено, а административный иск фактически предъявлен в защиту прав неопределенного круга лиц, полномочиями на предъявление которого наделен прокурор.

Представители административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области Кузьменко О.Ю. и Гришин О.В. поддерживали позицию представителя Правительства Тверской области, кроме того, указывали, что Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям, к его компетенции ни оценка технического состояния спорных автомобильных дорог, ни обеспечение их содержания в надлежащем состоянии, пригодном для их безопасного использования, не относятся. Кроме того, полагали, что административным истцом не представлены доказательства нарушения его прав, в частности, подтверждающие принадлежность ему автомобиля, использование им данных дорог для проезда, отсутствие иных дорог с тем же маршрутом. Полагали, что данный иск следует считать предъявленным в интересах неопределенного круга лиц, право на предъявление которого имеет прокурор, тогда как Курицын В.И. таким правом не обладает.

Представитель административного ответчика Министерства транспорта Тверской области Бойкова И. А., возражая против удовлетворения заявленных требований, поддерживала позицию представителя Правительства Тверской области и поясняла, что спорная дорога Павловское-Леушино находится в оперативном управлении ГКУ «Дирекция ТДФ», а в отношении спорной дороги Леушино-Семеновское полномочия по ее содержанию переданы администрации Кашинского района Тверской области. В отношении содержания данных дорог Дирекцией и администрацией Кашинского района Тверской области заключены соответствующие контракты. Министерство в пределах имеющихся у него полномочий выделяет им денежные средства. В отношении ремонта, капитального ремонта, оценки технического состояния данных дорог соответствующими полномочиями наделена Дирекция. Незаконного бездействия Министерством транспорта Тверской области в отношении спорных дорог допущено не было.

Представитель административного ответчика ГКУ «Дирекция ТДФ» (далее - Дирекция) Комаров А.М. поддерживал письменные возражения, согласно которым Дирекция наделена функциями по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Тверской области, а также государственного заказчика по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог Тверской области. В рамках своей компетенции она осуществляет размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в сфере управления автомобильными дорогами Тверской области и дорожной деятельности, заключает государственные контракты (договоры) с отечественными и зарубежными организациями на осуществление дорожной деятельности (пп.2.3.3 Устава). Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Тверской области осуществляется за счет средств областного бюджета. Дирекция реализует только те задачи, которые ставит перед ним собственник - Тверская область в лице компетентного органа - Министерства транспорта Тверской области. Спорные дороги переданы в оперативное управление Дирекции. Содержание автомобильной дороги Павловское-Леушино осуществляется в рамках государственного контракта, заключенного Дирекцией с ГУП «Калязинское ДРСУ». Государственные полномочия по содержанию автомобильной дороги Леушино-Семеновское переданы органу местного самоуправления муниципального образования Кашинский район. Работы по ремонту и реконструкции автомобильных дорог Тверской области осуществляются в рамках Государственной программы Тверской области «Развитие транспортного комплекса и дорожного хозяйства Тверской области» на 2016-2021 годы, утвержденной Постановлением Правительства Тверской области от 10.11.2015 №525-пп. Бюджетные ассигнования в рамках указанной программы являются экономически обоснованными, распределены объективно и в полном объеме с учетом приоритетности проведения ремонтно-строительных работ на тех или иных участках автомобильных дорог Тверской области, ремонт спорных дорог данной Программой не предусмотрен. Дирекция является лишь получателем бюджетных средств по статье «Дорожное хозяйство», самостоятельно принимать решение о заключении государственных контрактов на выполнение работ по ремонту, строительству, реконструкции, или выполнение проектно-изыскательских работ по разработке проектов ремонта автомобильных дорог, не включенных в данную Программу, не может. Кроме того, административный иск направлен не столько на защиту личных интересов административного истца, сколько на защиту интересов неопределенного круга лиц, тогда как такие полномочия согласно ст. 39 КАС РФ принадлежат прокурору.

Представитель административного ответчика администрации Кашинского района Тверской области Латипов А.М. поддерживал письменные возражения на административный иск, подписанные Главой района, согласно которым администрация Кашинского района Тверской области уполномочена осуществлять отдельные государственные полномочия по содержанию автомобильной дороги Леушино-Семеновское, реализуя которые, она заключает муниципальные контракты на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования межмуниципального значения Тверской области 3 класса. Финансовые средства, необходимые для осуществления указанных полномочий, ежегодно предусматриваются в областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период и предоставляются в форме субвенций, размер которых определяется по каждому муниципальному образованию. Администрация Кашинского района Тверской области исполняет переданные ей полномочия надлежащим образом (не бездействует) в пределах финансовых средств, выделяемых для их исполнения, и с учетом всех автомобильных дорог общего пользования межмуниципального значения Тверской области 3-го класса, государственные полномочия по содержанию которых ей переданы (40 автомобильных дорог). В соответствии с актом комиссионного обследования автомобильной дороги Леушино-Семеновское от 25.10.2017 на данной дороге выявлены дефекты, которые в рамках работ по ее содержанию устранить не представляется возможным. Полномочиями по содержанию второй спорной автомобильной дороги данный административный ответчик не наделен.

Представитель заинтересованного лица ГУП «ДРСУ-17» Кулик Т.М., оставляя разрешение спора на усмотрение суда, поясняла, что с начала летнего сезона субподрядной организацией на автодороге Леушино-Семеновское выполнено работ (ямочный ремонт) на сумму <данные изъяты> рублей. Данная дорога была построена в 1980 г., гарантийный срок асфальтобетонного покрытия - 5 лет. Ямочный ремонт не позволяет в полном объеме отремонтировать сильно разрушенное покрытие, которое устарело, имеет сеть трещин, мелких ямок. Для приведения его в нормативное состояние необходим ремонт с заменой всего слоя асфальтобетонного покрытия, капитальный ремонт дороги никогда не производился. Для восстановления изношенных слоев асфальтобетонного покрытия указанной дороги необходимо <данные изъяты> руб., а выделено на летнее содержание <данные изъяты> руб. Восстановление изношенных слоев асфальтобетонного покрытия указанной дороги контрактами не предусмотрено. Автодорога Павловское-Леушино построена в 1973-1974 г.г. Ямочный ремонт не позволяет в полном объеме отремонтировать сильно разрушенное покрытие, которое устарело, имеет сеть трещин, мелких ямок. Для приведения его в нормативное состояние необходим ремонт с заменой всего слоя асфальтобетонного покрытия, такой вид работ договором субподряда не предусмотрен.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого указана выше.

Не согласившись с решением суда, представителем заинтересованного лица Правительства Тверской области подана апелляционная жалоба, в которой содержится просьба об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права, и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме. Полагает, что производство по делу подлежало прекращению, поскольку одним из административных ответчиков по делу является ГКУ «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области», которое административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к административному истцу не осуществляет. Административным истцом не представлено доказательств нарушения его прав и свобод, а заявленные требования направлены на защиту неопределенного круга лиц, что относится к компетенции органов прокуратуры.

Представителем административного ответчика Министерства транспорта Тверской области подана апелляционная жалоба, в которой содержится просьба об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права, и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме. Полагает, что Министерством транспорта Тверской области не допущено бездействие, поскольку данным административным ответчиком организована работа по содержанию автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Тверской области, Постановлением Правительства Тверской области от 10.11.2017 №525-пп принята государственная программа Тверской области «Развитие транспортного комплекса и дорожного хозяйства Тверской области на 2016-2021 годы».

В соответствии со ст. 179.4 БК РФ, законом Тверской области от 28.12.2011 № 88-30 «О дорожном фонде Тверской области», постановлением Правительства Тверской области от 28.12.2011 № 300-пп «О Порядке формирования и использования бюджетных ассигнований дорожного фонда Тверской области» финансовое обеспечение дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Тверской области осуществляется только из средств дорожного фонда Тверской области.

Дирекцией организованы работы по содержанию автомобильной дороги общего пользования местного значения Тверской области Павловское -Леушино посредством заключения государственного контракта с ГУП «Калязинское ДРСУ» от 03.04.2017 № 8/2017-Л на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Тверской области в Калязинском, Кашинском, Кесовогорском, Кимрском районах Тверской области.

Также в соответствии с Законом Тверской области от 03.02.201 № 12-30 «О наделении органов местного самоуправления тверской области отдельными государственными полномочиями в сфере осуществления дорожной деятельности» государственные полномочия Тверской области по содержанию автомобильной дороги общего пользования местного значения Тверской области «Леушино - Семеновское» преданы органам местного самоуправления муниципального образования «Кашинский район» Тверской области.

Организацию работ по содержанию автомобильной дороги общего пользования местного значения Тверской области «Леушино-Семеновское» осуществляет органы местного самоуправления муниципального образования «Кашинский район» Тверской области.

Следовательно, Министерством не допущено незаконного бездействия выразившегося в ненадлежащим содержании указанных автомобильных дорог.

Вывод суда о том, что ответственность за осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения, в том числе за ремонт, несет ее владелец, в данном случае Министерство транспорта, также не основывается на нормах материального права. Дорога Павловское-Леушино передана собственником Министерством имущественных и земельных отношений Тверской области Дирекции в оперативное управление. Организация работ по ремонту, капитальному ремонту или реконструкции объектов (выполнение функций заказчика) в рамках выделенных бюджетных ассигнований находится в ведении Дирекция, как владельца автомобильной дороги.

Судом не учтены доводы Министерства транспорта об отсутствие денежных средств в областном бюджете на ремонт, капитальный ремонт дороги.

Объем бюджетных ассигнований Дорожного фонда утверждается законом Тверской области об областном бюджете Тверской области на очередной финансовый год и плановый период в размере не менее прогнозируемого объема.

Денежные средства на ремонт указанных автомобильных дорог государственной программой Тверской области «Развитие транспортного комплекса и дорожного хозяйства Тверской области» на 2016 - 2021 годы не предусмотрены. Произвольное увеличение средств Дорожного фонда Тверской области невозможно.

Кроме того, Министерство полагает, что административным истцом не приведено убедительных доказательств наличия у него правовой заинтересованности в разрешении данного спора.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб административного ответчика и заинтересованного лица, письменных возражений представителя административного истца Курицына В.И. по доверенности Ткаченко Д.Н., выслушав представителя административного ответчика – Министерства транспорта Тверской области Бойкову И.А., представителя заинтересованного лица - Правительства Тверской области Ковалеву Е.В., представителя административного ответчика – Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области Кузьменко О.Ю., поддержавших жалобы по изложенным в них основаниям, полагавших решение суда незаконным и необоснованным, судебная коллегия оснований для удовлетворения доводов жалобы не находит в силу следующего.

Согласно ч. 1 ст. 1 КАС РФ настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

В соответствии с разъяснениями, данными в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», к административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

В силу ч. 5 ст. 38 КАС РФ административными ответчиками могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица, государственные и муниципальные служащие. В случаях, установленных настоящим Кодексом, административными ответчиками могут быть граждане, их объединения и организации, не обладающие государственными или иными публичными полномочиями в спорных правоотношениях.

В случае, если обязательное участие в административном деле другого лица в качестве административного ответчика предусмотрено настоящим Кодексом или если невозможно рассмотреть административное дело без участия такого лица, суд первой инстанции привлекает его к участию в деле в качестве административного соответчика.

Постановление администрации Тверской области от 24.12.2008 № 492-па в целях реализации Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и в соответствии со статьей 15 Закона Тверской области от 28.02.2002 N 12-ОЗ-3 «О схеме управления Тверской областью» Администрация Тверской области наделила государственное учреждение «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области» функциями по осуществлению деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию (дорожной деятельности) в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Тверской области (п.1 Постановления). В целях реализации указанных функций государственное учреждение «Дирекция территориального дорожного фонда» определено государственным заказчиком Тверской области в сфере дорожной деятельности (п.2 Постановления).

Таким образом, в связи с передачей ГКУ «Дирекция ТДФ» ряда публичных полномочий в сфере осуществления деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию (дорожной деятельности) в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Тверской области, указанное Учреждение обоснованно привлечено Центральным районным судом г.Твери в качестве административного соответчика по настоящему делу. Доводы жалоб о необходимости прекращения производства по делу в связи с участием ГКУ «Дирекция ТДФ» в качестве административного соответчика подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании закона.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, административный истец Курицын В.И. проживает по адресу: <данные изъяты>

Непригодное состояние спорных автомобильных дорог не дает административному истцу возможность использовать их для проезда не только как водителя, но и пассажира, нарушает его право на безопасное движение, сохранение жизни, здоровья и имущества.

Доводы административных ответчиков и заинтересованного лица о том, что настоящий административный иск фактически предъявлен в интересах неопределенного круга лиц, правом на подачу которого Курицын В.И. не обладает, и не направлен в защиту прав непосредственно Курицына В.И., подлежит отклонению. Курицын В.И. является жителем Кашинского района Тверской области, участником дорожного движения, основания полагать, что он не пользуется и не будет пользоваться спорными автомобильными дорогами у суда отсутствовали. Само административное исковое заявление предъявлено в защиту прав и законных интересов административного истца. Тот факт, что рассматриваемыми автомобильными дорогами пользуются иные лица, не лишает Курицына В.И. права на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Судом установлено и не оспаривалось участвующими в деле лицами, что спорные автомобильные дороги переданы в оперативное управление ГКУ «Дирекция ТДФ» на основании постановления Главы администрации Кашинского района Тверской области от 19.11.1998 №259 «О безвозмездной передаче земель, занятых внутрихозяйственными автодорогами Дирекции территориального дорожного фонда Тверской области» и распоряжения Комитета по управлению имуществом Тверской области от 04.06.2010 №1514 «О закреплении имущества на праве оперативного управления».

Как следует из приложения №17 Закона Тверской области от 03.02.2010 №12-30 «О наделении органов местного самоуправления Тверской области отдельными государственными полномочиями Тверской области в сфере осуществления дорожной деятельности», государственные полномочия по содержанию автомобильной дороги 3 класса Леушино-Семеновское переданы органам местного самоуправления муниципального образования Кашинский район.

Поскольку государственные полномочия Тверской области в сфере осуществления дорожной деятельности по содержанию автомобильной дороги 2 класса Павловское-Леушино органам местного самоуправления муниципального образования Кашинский район не переданы, какого-либо бездействия, нарушающего нормативные правовые акты, регулирующие спорные правоотношения, применительно к данной дороге администрацией Кашинского района Тверской области не могло быть и не было допущено, ввиду чего в удовлетворении административного иска к данному административному ответчику об оспаривании его бездействия применительно к автомобильной дороге 2 класса Павловское-Леушино протяженностью 5,4 км, идентификационный номер <данные изъяты> судом первой инстанции обоснованно отказано.

Согласно разделу 1 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 года № 221, данный стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей

эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.

Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Подпунктом 3.1.1 ГОСТа Р 50597-93 установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см (подпункт 3.1.2 ГОСТа Р 50597-93).

Неудовлетворительное состояние в течение длительного времени спорных автомобильных дорог не оспаривалось участвующими в деле лицами. Кроме того, оно подтверждено имеющимися в деле письменными доказательствами и показаниями свидетеля.

Так, по состоянию на 14.07.2017 года автомобильная дорога 2 класса Павловское-Леушино имела следующие дефекты: <данные изъяты>

По состоянию на 18.09.2017 года после частичного устранения недостатков данная автомобильная дорога имеет следующие дефекты: км <данные изъяты>

Кроме того, ненадлежащее состояние данной автомобильной дороги подтверждено копией служебной записки начальника отдела эксплуатации Дирекции от 21.07.2017 года, адресованной заместителю директора Дирекции, о неудовлетворительном состоянии асфальтобетонного покрытия данной дороги, а именно, наличии аварийной ямочности, занижении/завышении обочин и разрушении кромок асфальтобетонного покрытия, копией предписания от 14.07.2017 года, выданного директору ООО «Калязинское ДРСУ» о необходимости в срок до 15.08.2017 года устранить ямочность и завышение/занижение обочин на данной дороге.

Согласно акту комиссионного обследования автодороги 3 класса межмуниципального значения Леушино-Семеновское, протяженностью 1,7 км от 25.10.2017 года имеет следующие дефекты: <данные изъяты>

Помимо данного акта ненадлежащее состояние данной автомобильной дороги подтверждено имеющейся в деле копией письма Дирекции от 25.07.2017 года, адресованного администрации Кашинского района, о неудовлетворительном состоянии асфальтобетонного покрытия данной дороги, а именно, наличии аварийной ямочности, завышении обочин, имеющейся в деле копией служебной записки начальника отдела эксплуатации Дирекции от 21.07.2017 года, адресованной заместителю директора Дирекции, о неудовлетворительном состоянии асфальтобетонного покрытия данной дороги, а именно, наличии аварийной ямочности, завышении обочин и разрушении кромок асфальтобетонного покрытия.

Допрошенный в судебном заседании в суде первой инстанции в качестве свидетеля начальник отдела эксплуатации ГКУ «Дирекция ТДФ» Лебедев О.А. показал, что 70% дорог Тверской области находятся в ненадлежащем состоянии. Он участвовал в составе комиссии при обследовании автодороги Павловское-Леушино и проезжал по дороге Леушино-Семеновское. Полагает, что в отношении обеих дорог с учетом характера их повреждений требуется ремонт, вначале необходимо устранить их ямочность, затем полностью обустроить новое асфальтобетонное покрытие, после чего привести в надлежащее состояние обочины. Недостатки дорог не устранены по причине недостаточности финансирования.

Постановлением Правительства Тверской области от 10.11.2015 №525-пп утверждена Государственная программа Тверской области «Развитие транспортного комплекса и дорожного хозяйства Тверской области» на 2016-2021 годы.

В перечне предусмотренных в ней мероприятий какие-либо виды работ в отношении спорных автомобильных дорог не предусмотрены.

Ненадлежащее состояние спорных автомобильных дорог в течение длительного времени свидетельствует о том, что Министерством транспорта Тверской области в нарушение п.п. я-1 п.8 раздела III Положения о данном Министерстве должным образом планирование дорожной деятельности не осуществляется, поскольку цель его не достигнута, не должным образом координируется деятельность органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области по вопросам осуществления ими государственных полномочий Тверской области по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Тверской области 3 класса; не должным образом контролируется выполнение подведомственным Министерству ГКУ «Дирекция ТДФ» возложенных на него функций.

В связи с изложенным судом первой инстанции сделан правильный вывод, что Министерство транспорта Тверской области надлежащим образом не выполняет поставленную перед ним задачу по осуществлению в пределах своей компетенции государственного регулирования, управления, контроля (надзора) деятельности по обеспечению безопасного, устойчивого и эффективного функционирования транспортного комплекса, дорожного хозяйства.

Согласно ч.4 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.

Порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог (далее-Порядок) утвержден приказом Минтранса РФ от 27.08.2009 №150, он определяет состав и периодичность работ по определению соответствия комплекса характеристик технического уровня автомобильной дороги и ее эксплуатационного состояния, обеспечивающего требуемые потребительские свойства автомобильной дороги (далее - транспортно-эксплуатационные характеристики автомобильной дороги), полученного на основании результатов комплекса работ по обследованию, сбору и анализу информации о параметрах, характеристиках и условиях функционирования автомобильной дороги, о наличии повреждений ее элементов и причин их появления, о характеристиках транспортных потоков (далее - диагностика), требованиям технических регламентов.

В силу п.2 Порядка оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.

В соответствии с п.3 Порядка оценка технического состояния в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения проводится органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности и (или) уполномоченным им государственным учреждением.

Из п.п.5 п.9 раздела IV «Классификация работ по содержанию автомобильных дорог» Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Министерства транспорта РФ от 16.11.2012 №402, обследование и оценка технического состояния автомобильных дорог является одним из видов работ по содержанию автомобильной дороги. Это же следует и из п.1 ст.2 Закона Тверской области от 03.02.2010 №12-30 «О наделении органов местного самоуправления Тверской области отдельными государственными полномочиями Тверской области в сфере осуществления дорожной деятельности».

Суду первой инстанции не представлено документов, подтверждающих исполнение обязанности по оценке технического состояния спорных автомобильных дорог как со стороны Дирекции, так и со стороны администрации Кашинского района Тверской области, отсутствуют доказательства надлежащего контроля со стороны Министерства транспорта Тверской области за исполнением этой обязанности указанными административными ответчиками.

Дирекцией не представлено доказательств внесения ею предложений по совершенствованию сети вверенных дорог (п.2.3.10 Устава), подготовки предложений в Министерство транспорта Тверской области по соответствующим статьям доходов областного бюджета, по совершенствованию финансирования дорожной деятельности, при том, что в числе возражений по существу иска данный административный ответчик ссылается на то, что он является лишь получателем бюджетных средств и самостоятельно принимать решения о заключении государственных контрактов на выполнение работ по ремонту, строительству, реконструкции или выполнение проектно-изыскательских работ по разработке проектов ремонта автомобильных дорог, не включенных в Государственную программу Тверской области «Развитие транспортного комплекса и дорожного хозяйства Тверской области» на 2016-2021 годы, не может.

Таким образом, судом первой инстанции обоснованно отмечено, что и Министерство транспорта Тверской области, и Дирекция, и администрация Кашинского района Тверской области в пределах предоставленной каждому из них компетенции по обеспечению безопасности дорожного движения, ответственные за надлежащее состояние спорных автомобильных дорог, не обеспечили надлежащего состояния данных дорог, что свидетельствует об их незаконном бездействии.

Довод Министерства транспорта об отсутствие денежных средств в областном бюджете на ремонт, капитальный ремонт дорог подлежит отклонению.

Обжалуемое решение Центрального районного суда принято 24 ноября 2017 года. На административных ответчиков возложена обязанность в пределах полномочий каждого из них организовать приведение рассматриваемых автомобильных дорог в соответствие с положениями нормативных документов, устанавливающих требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог, по результатам оценки их технического состояния. Таким образом, судом первоначально возложена обязанность организовать оценку технического состояния автомобильных дорог в целях решения дальнейшего вопроса о приведении автомобильных дорог в надлежащее состояние. Установленный решением суда срок до 01 июля 2018 года является разумным.

Иные доводы апелляционных жалоб были предметом подробного рассмотрения в суде первой инстанции им дана надлежащая оценка, переоценивать выводы суда у коллегии, в силу изложенного выше, основания отсутствуют.

Судом полно и всесторонне проверены обстоятельства дела, правильно определен круг юридически значимых по делу обстоятельств, дана объективная, соответствующая нормам процессуального права, оценка доказательств. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г.Твери от 24 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Правительства Тверской области и Министерство транспорта Тверской области - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33а-617/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Курицын В.И.
Ответчики
Администрация Кашинского района Тверской области
Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области
Министерство транспорта Тверской области
ГКУ Тверской области "Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области"
Другие
ГУП "ДРСУ-17"
Министерство финансов Тверской области
Правительство Тверской области
Суд
Тверской областной суд
Судья
Сергуненко Павел Андреевич
Дело на сайте суда
oblsud.twr.sudrf.ru
07.02.2018Судебное заседание
05.03.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.03.2018Передано в экспедицию
07.02.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее