САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Рег. № 33-24473/2020 |
Судья: Минихина О.Л. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего |
Кудасовой Т.А., |
судей |
Семеновой О.А., Ничковой С.С. |
при секретаре |
Скворок Е.С. |
рассмотрела в открытом судебном заседании 15 декабря 2020 года гражданское дело №2-2523/2020 по апелляционной жалобе Русиновича Ю. В. на решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 21 сентября 2020 года по исковому заявлению Русиновича Ю. В. к ООО «Управление комфортом» о признании незаконным и запрете действий, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Кудасовой Т.А., объяснения представителя ООО «Управление комфортом» Трушкиной В.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец Русинович Ю.В. обратился в Василеостровский районный суд Санкт- Петербурга с иском к ООО «Управление комфортом», в котором просил признать незаконным включение ООО «Управление комфортом» в квитанции на оплату коммунальных услуг плату за водоотведение (поверхностные сточные воды), запретить начислять плату за услугу по водоотведению (поверхностные сточные воды) в жилом микрорайоне д. Мистолово, первая очередь строительства; взыскать с ответчика в пользу истца неосновательное обогащение в размере 12 033 руб. 23 коп., компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что является собственником <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>. Управление вышеуказанным домом осуществляет управляющая компания ООО «Управление комфортом». С <дата> ответчик ввел коммунальную услугу "водоотведение (поверхностные сточные ВОДЫ)". Договор на оказание данной услуги с ответчиком заключен не был. Обращение истца о перерасчете задолженности, образовавшейся в связи с начислением платы за незаконные услуги, ответчик проигнорировал.
Решением Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> в удовлетворении исковых требований Русиновича Ю.В. отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, Русинович Ю.В. подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, считая незаконным и необоснованным.
Истец на рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении слушания дела и документов, подтверждающих уважительность причин своей неявки, в судебную коллегию не представили, в связи с чем, руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения лица, участвующего в деле, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Русинович Ю.В. является собственником <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>.
Управление вышеуказанным домом осуществляет управляющая компания ООО «Управление комфортом».
Истец указывает, что в квитанциях за <дата> ответчик включил плату за «водоотведение (поверхностные сточные воды), общий размер платы составил №... руб. Поскольку данная услуга ответчиком не оказывалась, истец просил признать незаконным включение за нее платы в квитанции.
В ходе рассмотрения дела было установлено, что <дата> между ООО «Первая коммунальная компания» и ООО «Управление комфортом» заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения №....
Пунктом №... договора в редакции дополнительного соглашения №... от <дата> ООО «Первая коммунальная компания», осуществляющее водоотведение, обязуется осуществить прием хозяйственно-бытовых сточных вод Исполнителя коммунальных услуг в централизованную систему водоотведения, обеспечить их транспортировку, очистку и сброс в водный объект и прием ливневых (дождевых) сточных вод, обеспечить их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а исполнитель коммунальных услуг обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых хозяйственно-бытовых и ливневых (дождевых) сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации и производить Организации водопроводно-канализационного хозяйства, оплату водоотведения в сроки, порядке и размере, определенных в настоящем договоре. Датой начала водоотведения считается <дата>.
Услуги водоотведения хозяйственно-бытовых и поверхностных (дождевых) сточных вод осуществляются в отношении «<адрес>. Первая очередь строительства (№... жилых дома)».
Разделом №... договора стороны предусмотрели сроки и порядок оплаты.
На основании Постановлений муниципального образования «Бугровское сельское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> №... от <дата> и №... от <дата> «Об утверждении ООО «Первая коммунальная компания» является гарантирующей организацией по холодному водоснабжению и водоотведению на части территории МО «Бугровское сельское поселение».
Во исполнение условий договора, ООО «Первая коммунальная компания», в период с <дата> были оказаны ответчику услуги водоотведения поверхностных (дождевых) сточных вод.
В период <дата> (включительно) собственникам жилых помещений в доме, в том числе и Русиновичу Ю.В., ответчиком выставлялась плата за водоотведение согласно нормативам потребления, исходя из тарифа №... руб. /куб.м.
Учитывая вышеизложенное, а также руководствуясь положениями ст.ст.153, 154, 155, 161, 162, 192 Жилищного кодекса РФ, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства РФ от <дата> №..., ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», суд первой инстанции пришел к выводу о том, что действия ответчика по начислению платы за услугу водоотведения (поверхностные сточные воды) является обоснованной.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Частью 2 ст. 154 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
При этом ч. 4 ст. 154 ЖК РФ установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за: - холодную воду, - горячую воду, - электрическую энергию, - тепловую энергию, - газ, - бытовой газ в баллонах, - твердое топливо при наличии печного отопления, - плату за отведение сточных вод, - плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно п. 34 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> №... (редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, размер платы за содержание жилого помещения, вносимой собственниками помещений, устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что указанные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) по результатам открытого конкурса, проводимого в установленном порядке, равной цене договора управления многоквартирным домом, то есть равной размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанной в конкурсной документации.
В случае если собственники помещений на общем собрании выбрали способ непосредственного управления многоквартирным домом, но не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, органы местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в соответствии с ч. 4 ст. 158 ЖК РФ устанавливают размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, органы местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге – органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в соответствии с ч.4 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливают размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, исходя из стоимости услуг и работ, входящих в утвержденные решением общего собрания собственников помещений перечни услуг и работ, выполняемых лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (п. 36 Правил).
Согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ управляющая организация по заданию другой стороны - собственников помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с абз. 2 п.1 ст.424 Гражданского кодекса РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Пунктом 1 части 8 статьи 31 Федерального закона от <дата> № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что тариф на водоотведение подлежит регулированию.
В соответствии с пунктом 22 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от <дата> №..., для организации, в отношении которой государственное регулирование тарифов ранее не осуществлялось, тарифы на текущий год определяются в случае, если предложение об установлении тарифов подано не позднее 1 ноября текущего года. В этом случае тарифы для организации устанавливаются в течение 30 календарных дней со дня поступления в орган регулирования тарифов предложения об установлении тарифов и необходимых обосновывающих материалов в полном объеме. По решению органа регулирования тарифов указанный срок может быть продлен не более чем на 30 календарных дней.
Из анализа приведенных норм права в их совокупности следует, что организация, осуществляющая регулируемый вид деятельности (водоотведение), производит расчет платы за водоотведение по тарифам, установленным регулятором для данной организации, которая в свою очередь обязана представить предложение об установлении тарифов в орган регулирования с начала осуществления такой деятельности.
Согласно подпункту (а) пункта 35 «Правил холодного водоснабжения и водоотведения», утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата> №..., абонент обязан заключить договор водоотведения в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от <дата> № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», абонент - физическое либо юридическое лицо, заключившее или обязанное заключить договор водоотведения.
В соответствии с п. 4 Правил №... водоотведение с использованием централизованных систем водоотведения осуществляются на основании договора водоотведения.
Из ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 416-ФЗ следует, что по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект.
Пунктом 15 ст. 2 Федерального закона № 416-ФЗ под организацией, осуществляющей водоотведение, понимается юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованной системы водоотведения, отдельных объектов такой системы.
Пунктом 5 Правил №..., определено, что договоры водоотведения заключаются между абонентами и организацией водопроводно- канализационного хозяйства в соответствии с типовыми договорами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.072013 года №... «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения».
В пункте 24 Правил №... указано, что к договорам водоотведения применяются положения о договоре возмездного оказания услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Федеральным законом № 416-ФЗ, настоящими Правилами и принятыми в соответствии с указанным Федеральным законом нормативными правовыми актами и не противоречит существу договора водоотведения (ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 416-ФЗ).
Расчет объема принятых (отведенных) поверхностных сточных вод от зданий и сооружений произведен в соответствии с «Методическими указаниями по расчету объемов принятых (отведенных) поверхностных сточных вод», утвержденными Приказом Минстроя России от <дата> №.../пр, по тарифам на водоотведение, утвержденным в установленном порядке (п. 25 Правил №...).
Согласно положениям ст. 263 Федерального закона от <дата> №...- ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и ст. 5 Закона о водоснабжении и водоотведении, к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоотведения отнесено установление тарифов на водоотведение, выбор методов регулирования тарифов организации, осуществляющей водоотведение.
В <адрес> органом исполнительной власти субъекта в области государственного регулирования тарифов является Комитет по тарифам и ценовой политике <адрес>, положение о котором утверждено постановлением <адрес> от <дата> №... (далее по тексту Положение о ЛенРТК).
Согласно п. 2.3.1 Положения о ЛенРТК к полномочиям ЛенРТК в сфере водоотведения отнесено установление тарифа на водоотведение.
В соответствии с Приказом Комитета по тарифам и ценовой политике <адрес> №...-п от <дата> ООО «Первая коммунальная услуга» утверждены тарифы на услугу водоотведение поверхностных (дождевых) сточных вод для населения на 2019 год.
На основании заключенного между ответчиком и ООО «Первая коммунальная компания» (гарантирующая организация по холодному водоснабжению и водоотведению на территории <адрес>) договора холодного водоснабжения и водоотведения, исполнителем были оказаны услуги водоотведения хозяйственно-бытовых и поверхностных (дождевых) сточных вод, плата за которую была выставлена всем собственникам, исходя из установленного Комитетом по тарифам и ценовой политике <адрес> тарифа.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что начисление платежей за данную услугу, фактически оказанную собственникам, является законным и обоснованным, в связи с чем исковые требования истца не подлежат удовлетворению.
Довод апелляционной жалобы о том, что стоимость коммунальной услуги по водоотведению завышен, не может быть принят во внимание, поскольку тариф на услугу водоотведение поверхностных (дождевых) сточных вод установлен Приказом Комитета по тарифам и ценовой политике <адрес> №...-п от <дата> и составляет на 2019 год 84,93 руб./куб.м. и не может быть произвольно изменен ответчиком.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд не учел, что данная услуга оказывалась ответчиком за пределами границ многоквартирного дома, в связи с чем не могла быть включена в состав платы за коммунальную услугу, также не может являться основанием для освобождения истца от оплаты услуги. В ходе рассмотрения дела было установлено, что водоотведение происходит как с кровли многоквартирного дома, так и с земельного участка, принадлежащего на праве собственности всем собственникам многоквартирного дома. В связи с указанным, все собственники дома должны пропорционально принадлежащей им площади жилого помещения нести расходы по оплате данной услуги.
Довод жалобы о том, что собственники не давали согласия ответчику на заключение договора на оказание услуг по водоотведению поверхностных сточных вод, также не может быть принят судебной коллегией, поскольку в силу закона ответчик, как управляющая организация, в целях управления МКД обязан заключить договор на водоотведение. Договор заключен с гарантирующей организацией в сфере водоотведения на данной территории, услуга надлежащим образом оказана.
Судебная коллегия считает, что выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы о том, что суд не дал правильной оценки представленным доказательствам являются несостоятельными.
Иные доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с действиями суда, связанными с установлением фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, и оценкой представленных по делу доказательств. Оснований для иной оценки доказательств судебная коллегия не усматривает.
С учетом изложенного, решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы нет.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 21 сентября 2020 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи