Дело № 5-992/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Омск 12 мая 2020 года
Куйбышевский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Гунгера Ю.В., при секретаре Садвокасовой Ж.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании по адресу: Лермонтова, д. 61, дело об административном правонарушении в отношении:
индивидуального предпринимателя Сметанкин С.А., <данные изъяты>,
привлекаемого к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
23.04.2020 г. в отношении индивидуального предпринимателя Сметанкина С.А. выявлены нарушения ч. 1 ст. 29, п. 6 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Постановления Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» (в редакции постановления Правительства РФ от 31.01.2020 № 66), Постановления Главного государственного санитарного врача по Омской области от 12.04.2020 г. № 849 «Об организации дополнительных противоэпидемических мероприятий, направленных по предупреждению распространения COVID-2019 на территории Омской области», СП 3.4.2318-08 «Санитарная охрана территории Российской Федерации», СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», выразившиеся в невыполнении мероприятий по профилактике коронавирусной инфекции (2019-nCoV), а именно: 23.04.2020 года в период с 18.50 до 19.00 часов продавец в магазине «Автопалитра» находился без средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски), отсутствовало антисептическое средство для обработки рук.
Индивидуальный предприниматель Сметанкин С.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте заседания извещался надлежаще. Его представитель по доверенности Григорьев Г.В. вину в совершении административного правонарушения фактически признал частично, пояснив, что продавец действительно находилась без маски, поскольку переодевалась в связи с закрытием магазина. Маска была в наличии. Также был раствор хлора для рук. Наличие данного раствора считает достаточным для выполнения требований. Экспертиза раствора Роспотребнадзором не проводилась. Просил признать недопустимым доказательством представленную видеозапись, поскольку она была сделана не специальным аппаратом, а с телефона. Нет даты, время записи. Также полагает возможным в случае применения наказания заменить штраф на предупреждение на основании ст. 4.1.1 КоАП РФ.
Должностное лицо Управления Роспотребнадзора по Омской области Новоселова Ю.Е. подтвердила доводы протокола об административном правонарушении, дополнив, что магазин работал до 19 часов. Проверка проводилась в 18-50 час., дверь магазина была открытой. Экспертизу раствора не проводили, но это был явно не антисептик. Видеозапись осуществлялась с телефона сотрудника, считает это допустимым доказательством.
Исследовав также материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Федеральным законом № 99-ФЗ от 01.04.2020 г. «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» статья 6.3 КоАП РФ дополнена частью 2 следующего содержания «Те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток: на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.».
Данный Федеральный закон вступает в законную силу 01.04.2020 года.
В силу положений ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон от 30.03.1999 года N 52-ФЗ), индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Согласно ч. 1 ст.29 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Согласно ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ, соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 16.12.2013 года № 65 введены в действие санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила» (далее - СП 3.1/3.2.3146-13).
Настоящие санитарно-эпидемиологические правила устанавливают требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных и паразитарных болезней (далее - инфекционных болезней) среди населения Российской Федерации (п. 1.2 СП 3.1/3.2.3146-13).
Пунктом 2.1 СП 3.1/3.2.3146-13 предусмотрено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарно-эпидемиологическими правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, принятию мер в отношении больных инфекционными болезнями, прерыванию путей передачи (дезинфекционные мероприятия), проведению медицинских осмотров, организации иммунопрофилактики населения, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22.01.2008 года № 3 введены в действие санитарно-эпидемиологические правила СП 3.4.2318-08 «Санитарная охрана территории Российской Федерации. Санитарно-эпидемиологические правила» (далее - СП 3.4.2318-08), пунктом 2.1 которых предусмотрено, что санитарная охрана территории Российской Федерации направлена на предупреждение заноса на территорию Российской Федерации и распространения на территории Российской Федерации инфекционных заболеваний, представляющих опасность для населения, а также на предотвращение ввоза на территорию Российской Федерации и реализации на территории Российской Федерации товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека (далее - опасные грузы и товары).
Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 года № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» (в редакции постановления Правительства РФ от 31.01.2020 г. № 66) утвержден Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Пунктом 16 указанного Перечня предусмотрена коронавирусная инфекция (2019-nCoV).
В целях предотвращения распространения на территории Омской области новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в соответствии с пунктом 3.2 статьи 6 Закона Омской области «О защите населения и территорий Омской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», пунктами 16, 19 Положения о территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Омской области, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 15 ноября 2006 года № 144-п, распоряжением губернатора Омской области №19-р от 17.03.2020 г. «О мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой короновирусной инфекции на территории Омской области» введен на территории Омской области режим повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Омской области.
С целью снижения рисков распространения коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Омской области вынесено Постановление Главного государственного санитарного врача по Омской области от 12.04.2020 года № 849 «Об организации дополнительных противоэпидемических мероприятий, направленных по предупреждению распространения COVID-2019 на территории Омской области», действующее с 13.04.2020 года до особого распоряжения.
Данным Постановлением постановлено обеспечить в хозяйствующих субъектах, (юридических лицах, индивидуальных предпринимателях), организациях (предприятиях), расположенных на территории Омской области, проведение дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID- 2019).
В частности, п. 2.7 предусматривает обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обеспечить всех работников средствами индивидуальной защиты органов дыхания (маски) из расчета смены не реже 1 раза в 3 часа, а также антисептическими средствами для обработки рук. Нахождение на рабочих местах без СИЗ не допускается.
Для обработки рук могут использоваться кожные антисептики на основе этилового спирта (70% по массе), спирта изопропилового (60% по массе) или смеси спиртов (не менее 60% по массе), а также парфюмерно-косметическая продукция заявленным дезинфицирующим эффектом (п. 2.13 Постановления).
Из протокола об административном правонарушении, совершенным ИП Сметанкиным С.А., следует, что 23 апреля 2020 года выявлены нарушения ч. 1 ст. 29, п. 6 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Постановления Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» (в редакции постановления Правительства РФ от 31.01.2020 № 66), Постановления Главного государственного санитарного врача по Омской области от 12.04.2020 г. № 849 «Об организации дополнительных противоэпидемических мероприятий, направленных по предупреждению распространения COVID-2019 на территории Омской области», СП 3.4.2318-08 «Санитарная охрана территории Российской Федерации», СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», выразившиеся в невыполнении мероприятий по профилактике коронавирусной инфекции (2019-nCoV), выразившиеся в невыполнении мероприятий по профилактике коронавирусной инфекции (2019-nCoV), а именно: в период с 18.50 до 19.00 часов продавец в магазине «Автопалитра» находился без средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски), отсутствовало антисептическое средство для обработки рук (в продовольственной таре марки «Чистая линия» находился неизвестный раствор, со слов продавца это антисептик для рук - раствор хлорки).
Изложенные в протоколе обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждаются представленными доказательствами:
- объяснениями ИП Сметанкина С.А., из которого следует, что изложенные обстоятельства в протоколе об административном правонарушении признает, проверка проводилась перед закрытием магазина, работник снял маску и переодевал рабочую одежду. К проверяющим не работник не подходил ближе двух метров, покупатели в магазине отсутствовали. В присутствии покупателей работник всегда находится в маске. Антисептик (хлорный раствор) разработали самостоятельно, в последствии его заменили на рекомендованный антисептик. Старается устранять недостатки выявленные при проведении проверок, которых за последние десять дней было четыре. Просил не применять к нему штрафных санкций;
- протоколом осмотра, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, составленным 23.04.2020 г., из которого следует, что при осмотре выявлено в магазине «Автопалитра» продавец находился без маски. Со слов продавца, антисептик для рук находится в бутылке от средства для волос «Чистая линия»;
- видеозаписью, на которой отражены зафиксированные в протоколе об административном правонарушении нарушения санитарно-эпидемиологических требований, а именно: дверь в магазин открыта в рабочее время, продавец в магазине находится без маски, имеется раствор хлора (со слов продавца).
Представленную видеозапись суд находит допустимым доказательством по делу, поскольку изначально ИП Сметанкин С.А. не оспаривал ее подлинность, на записи четко видны обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении.
Выявленная в магазине жидкость (раствор хлора) не соответствует перечню антисептиков, указанных в п. 2.13 Постановления.
Оценив исследованные доказательства в совокупности, суд находит доказанной вину ИП Сметанкина С.А. в нарушении требований ст. 11, ч. 1 ст. 29, ст. 39, п. 6 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Постановления Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» (в редакции постановления Правительства РФ от 31.01.2020 № 66), Постановления Главного государственного санитарного врача по Омской области от 12.04.2020 г. № 849 «Об организации дополнительных противоэпидемических мероприятий, направленных по предупреждению распространения COVID-2019 на территории Омской области», СП 3.4.2318-08 «Санитарная охрана территории Российской Федерации», СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней».
Таким образом, суд квалифицирует действия ИП Сметанкина С.А. по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, как нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период возникновения угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина).
Оснований для прекращения производства по делу не усматривается.
На основе исследованных доказательств и с учетом характера нарушений, суд приходит к выводу, что выявленные нарушения ставят под угрозу жизнь и здоровье граждан и могут привести к распространению короновирусной инфекции.
ИП Сметанкин С.А. является субъектом малого бизнеса, ранее к административной ответственности не привлекался.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Совершенное Сметанкиным С.А. административное правонарушение ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан и может привести к распространению короновирусной инфекции.
Таким образом, исходя из положений ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, в данном случае к Сметанкину С.А. не может быть применено административное наказание виде предупреждения. Оснований для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ, не имеется.
При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства его совершения (в период возникновения угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), тяжелое материальное положение ИП Сметанкина С.А., сложившееся вследствие введенных мер по предотвращению распространения короновирусной инфекции, наличие смягчающего административную ответственность обстоятельства – фактическое признание вины, и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств.
Исходя из вышеизложенного, суд считает необходимым назначить административное наказание в виде административного приостановления деятельности на незначительный срок.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 2 ░░. 6.3 ░░░░ ░░ (░ ░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░), ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░ ░░░░ 5 (░░░░) ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░