Решение от 13.03.2024 по делу № 2-171/2024 от 05.02.2024

Дело № 2-171/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Азово Омской области                            13 марта 2024 г.                                                         

Азовский районный суд Омской области в составе

председательствующего судьи Кулешова А.А.,

при секретаре Грановской Л.Б.,

с участием прокурора Богатовой Н.А.,

представителя истца по доверенности Р.Ж.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Комитета по образованию Азовского ННМР Омской области к Азовскому РОСП ГУФССП России по Омской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

У С Т А Н О В И Л :

Комитет по образованию Азовского немецкого национального муниципального района Омской области обратился в суд с исковым заявлением к Азовскому РОСП ГУФССП России по Омской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, указав, что является должником в исполнительном производстве -ИП, возбужденном на основании исполнительного листа от 21.03.2023, выданного Азовским районным судом Омской области по делу № 2-390/2018 об обязании оборудовать здание МБДОУ «Александровский детский сад «Солнышко» устройством молниезащиты. Комитетом по образованию Азовского ННМР Омской области неоднократно вносились предложения по внесению изменений в бюджетную роспись для подготовки проекта Решения Совета Азовского ННМР Омской области о внесении изменений в решение о бюджете Азовского ННМР Омской области и только в мае 2023 Советом Азовского ННМР Омской области выделены денежные средства на оборудование здания устройством молниезащиты. В связи с неисполнением исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, постановлением от 25.04.2023 г. установлен исполнительский сбор в размере 50000 рублей. Фактически решение суда было исполнено 12.10.2023 г. Просят освободить от взыскания исполнительского сбора.

В судебном заседании представитель истца Комитета по образованию, третьего лица МБДОУ «Александровский детский сад «Солнышко» по доверенностям Р.Ж.О. иск поддержала.

Представитель Азовского РОСП ГУФССП России по Омской области в судебном заседании участия не принимал, надлежаще извещены.

Ст. помощник прокурора Богатова Н.А., являющаяся взыскателем по исполнительному производству, оставляет решение данного вопроса на усмотрение суда.

Заслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц определяет Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, который устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении этого срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательства того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и не предотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 1 и 2).

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и 10000 рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере 5000 рублей, с должника-организации - 50 000 рублей (часть 3).

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года №13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 75 постановления от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснил, что при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы. Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Решением Азовского районного суда Омской области от 29.06.2018 г. по делу № 2-390/2018, исковые требования прокурора района удовлетворены, на МБДОУ «Александровский детский сад «Солнышко» возложена обязанность по оборудованию образовательного учреждения устройством молниезащиты, а также возложена обязанность на Комитет по образованию Азовского немецкого национального муниципального района Омской области профинансировать мероприятия по оборудованию здания образовательного учреждения.

Определением Азовского районного суда от 26.06.2019 г. Комитету по образованию и МБДОУ «Александровский детский сал «Солнышко» предоставлялась отсрочка исполнения решения суда до 01.02.2020 г. Определениями Азовского районного суда от 27.01.2020 г., 13.08.2020 г., 27.01.2021 г., 13.09.2021 г. предоставлялась отсрочка исполнения решения суда соответственно до 01.08.2020 г., 01.02.2021 г., 01.09.2021 г., 01.02.2022 г., а определениями Азовского районного суда от 11.08.2022 г., 15.05.2023 г. в предоставлении отсрочки исполнения решения суда Комитету по образованию и образовательному учреждению отказано.

21.03.2023 г. исполнительный лист ФС выдан взыскателю прокуратуре Азовского района Омской области.

25.04.2023 г. Азовским РОСП ГУФССП России по Омской области возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении Комитета по образованию Азовского немецкого национального муниципального района Омской области, которым установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных.

29.06.2023 г. вынесено постановление о взыскании с должника Комитета по образованию администрации Азовского ННМР Омской области исполнительского сбора в размере 50000 рублей, с установлением нового срока исполнения до 07.08.2023 г.

20.10.2023 г. вынесено постановление об окончании исполнительного производства -ИП. 27.10.2023 г. возбуждено исполнительное производство -ИП о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб. в отношении Комитета по образованию Азовского немецкого национального муниципального района Омской области.

27.02.2024 г. отменено постановление о возбуждении исполнительного производства -ИП, в связи с тем, что должник является публично-правовым образованием, исполнительный лист направляется на исполнение в соответствии с п. 2 ст. 242-1 Бюджетного кодекса РФ, поскольку исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации подлежат казначейскому сопровождению.

Согласно Уставу, учредителем образовательного учреждения является Азовский немецкий национальный муниципальный район Омской области. Образовательное учреждение является бюджетным учреждением, некоммерческой организацией и не ставит извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Функции учредителя от имени Азовского немецкого национального муниципального района в пределах своих полномочий осуществляет Комитет по образованию. Формирование и финансовое обеспечение образовательного учреждения осуществляется комитетом по образованию.

Согласно Положению, Комитет по образованию является отраслевым органом Администрации Азовского немецкого национального муниципального района Омской области, осуществляющим муниципальное управление в сфере образования. При осуществлении своих функций Комитет осуществляет полномочия главного распорядителя средств местного бюджета, принимает решение об осуществлении полномочий заказчика на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для казенных учреждений и бюджетных учреждений Азовского немецкого национального муниципального района Омской области, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Комитет, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг.

Из материалов дела следует, что Комитет по образованию неоднократно обращался в Комитет финансов и контроля, главе Администрации Азовского немецкого национального муниципального района Омской области, районный Совет с ходатайствами о выделении денежных средств на исполнение решений суда об обязании оборудовать здания образовательных учреждений района устройствами молниезащиты.

По информации Совета Азовского немецкого национального муниципального района Омской области, Комитет по образованию с июля 2018 г. по май 2023 г. на постоянной основе обращался в Совет по вопросу обеспечения бюджетными ассигнованиями для исполнения решений суда от 29.06.2018 г. по оборудованию зданий образовательных учреждений устройством молниезащиты, в том числе: в 2018 г. – 5 обращений (денежные средства не выделены), в 2019 г. – 9 обращений (денежные средства не выделены), 2020 г. – 7 обращений (денежные средства не выделены), 2021 г. – 8 обращений (денежные средства не выделены), 2022 г. – 7 обращений (денежные средства не выделены), 2023 г. – 2 обращения. Решением Совета от 29.05.2023 г. № 38-242 внесены изменения в решение о бюджете на 2023 г. и выделена сумма 1 036 580 руб.

По сведениям Комитета финансов и контроля и Администрации Азовского немецкого национального муниципального района Омской области, Комитетом по образованию, начиная с июля 2018 г., на постоянной основе заявлялись ходатайства по вопросу обеспечения бюджетными ассигнованиями в целях исполнения решений суда по оборудованию зданий образовательных учреждений устройством молниезащиты. Комитет финансов и контроля в процессе подготовки проекта Решения районного Совета составляет Реестр предложений бюджетного планирования. В последующем, Администрация района направляет в Совет проект Решения для внесения изменений в бюджет на текущий финансовый год одновременно с Реестром. Перед очередным заседанием Совета Бюджетная комиссия Совета рассматривает Реестр, отклоняет или утверждает. Бюджетные ассигнования на оборудование образовательных учреждений устройством молниезащиты предусмотрены решением Совета от 29.05.2023 г. № 38-42 в размере 1 036 580 руб.

Из представленной выписки Реестров следует, что с 2018 г. по май 2023 г. (более 30 раз) вносились предложения по внесению изменений в Решение Совета Азовского немецкого национального муниципального района Омской области о районном бюджете по выделению средств на системы молниезащиты. Ранее предусмотреть бюджетные ассигнования на исполнение решений суда не представлялось возможным в связи с тем, что бюджет района формируется и исполняется в условиях крайней ограниченности доходных источников.

Согласно договору поставки ИКЗ от ...., заключенному между МБДОУ «Азовский детский сад «Солнышко» и ИП Ч.Ю,А., последний обязуется поставить устройство молниезащиты, поставка осуществляется автотранспортом поставщика.

12.10.2023 г. составлен акт комиссионной приемки выполненных работ по установке устройства молниезащиты.

Согласно ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Комитет по образованию является отраслевым органом Администрации Азовского немецкого национального муниципального района Омской области и относится к бюджетным учреждениям.

Для устранения нарушений, связанных с приобретением и установлением устройства молниезащиты, требовались денежные средства.

При этом порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом (п. 2 ст. 123.22 ГК РФ).

Планирование соответствующих расходов бюджета и составление обоснования бюджетных ассигнований осуществляются главным распорядителем бюджетных средств (ст. 158 Бюджетного кодекса РФ).

Истец не располагал соответствующими полномочиями, финансовыми средствами и иными возможностями для самостоятельного исполнения решения суда, поскольку приобретение средств молниезащиты находилось в зависимости от выделения денежных средств из бюджета. В противном случае использование имеющихся на счете средств могло привести к нецелевому использованию денежных средств.

С момента возбуждения исполнительного производства истцом в рамках полномочий были предприняты все возможные действия, направленные на исполнение решения суда.

Между тем, исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных и финансовых затрат.

    Учитывая нормы права, регулирующие спорные правоотношения, суд исходит из того, что у должника имеются объективные причины, препятствующие исполнению им исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок, оснований утверждать, что несвоевременное исполнение требований исполнительного документа обусловлено виновными действиями (виновным противоправным бездействием) должника, не имеется.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для взыскания с истца исполнительского сбора, иск подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50000 ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ -░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ № ░░ 21.03.2023 ░., ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ № 2-390/2018.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░                 ░.░. ░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░ 27.03.2024░

2-171/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Комитет по образованию Азовского ННМР Омской области
Ответчики
Азовское РОСП ГУФССП России по Омской области
Другие
Резвых Ж.О.
МБОУ "Азовский д/с "Солнышко"
Прокуратура Азовского ННР Омской области
Суд
Азовский районный суд Омской области
Судья
Кулешов Андрей Алексеевич
Дело на сайте суда
azovocourt.oms.sudrf.ru
05.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.02.2024Передача материалов судье
12.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.03.2024Подготовка дела (собеседование)
05.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.03.2024Судебное заседание
18.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее