Решение по делу № 33а-4075/2018 от 04.06.2018

Дело № 33а-4075/2018


АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург                     12 июля 2018 года

Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:

Председательствующего Астапенко С.А.,    

судей                  Морозовой С.Г. и Муратовой С.В.,

прокурора Бурмакина И.Н.,

при секретаре Епифанцевой Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного ответчика Комитета по природным ресурсам Ленинградской области на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 03 апреля 2018 года об обязании совершить действия по постановке на государственный кадастровый учет памятника природы регионального значения «Колтушские высоты ».

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Морозовой С.Г., возражения на апелляционную жалобу природоохранного прокурора Ленинградской межрайонной прокуратуры Бурмакина И.Н., судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

установила:

Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области (далее Комитет по природным ресурсам), которым просил:

признать незаконным бездействие комитета по природным ресурсам Ленинградской области по предоставлению в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории памятника природы регионального значения «Колтушские высоты» для постановки его на государственный кадастровый учет;

обязать представить в орган, осуществляющий кадастровый учет документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории особо охраняемой природной территории - памятника природы регионального значения «Колтушские высоты » для постановки его на государственный кадастровый учет в срок 12 месяцев, со дня вступления решения в законную силу.

Административный иск природоохранного прокурора мотивирован тем, что в результате проведенной прокурорской проверки реализации комитетом по природным ресурсам Ленинградской области своих полномочий за соблюдением законодательства в сфере отношений в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения установлено, что на территории Всеволожского района Ленинградской области имеется памятник природы регионального значения «Колтушские высоты», площадь которого составляет 1211,6 га.

Данный государственный памятник природы не поставлен на кадастровый учет, сведения о нем как об особо охраняемой природной территории в государственном кадастре недвижимости отсутствуют.

В суде первой инстанции представитель административного истца Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора требования поддержал и просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика Комитета по природным ресурсам Ленинградской области возражала против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в письменном отзыве: полагают, что обязанность по постановке на кадастровый учет у ответчика возникла только по ООПТ, созданные после 01.01.2017 г. (л.д.72).

Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 03 апреля 2018 года административное исковое заявление Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворено. Суд обязал Комитет по природным ресурсам Ленинградской области представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории памятника природы регионального значения «Колтушские высоты» для постановки его на государственный кадастровый учет в течение12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ( мотивированное решение изготовлено 06.04.2018 г., л.д.71).

На постановленное судом решение Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос о его отмене и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска, вследствие несоответствия выводов суда обстоятельствам дела и неправильного применения норм материального права. В жалобе указывается на то, что Федеральный закон №218-ФЗ от 13.07.2015 не устанавливает требования о направлении органами государственной власти, органами местного самоуправления в орган регистрации прав документов о границах ООПТ, кроме того сведения о границах содержатся в документах территориального планирования, в частности по памятнику природы регионального значения «Колтушские высоты» данные сведения находятся в Схеме территориального планирования Всеволожского муниципального района Ленинградской области и генеральных планах поселений (л.д.81-88).

Проверив дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. "в", "д" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей, природопользования, охрана окружающей среды, особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 6 статьи 56 Земельного кодекса РФ ограничения прав на землю подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". В соответствии с п. 9, 10 ст. 32 приведенного Федерального закона органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов), в том числе об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий; об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории.

Согласно преамбуле Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Особо охраняемые природные территории (далее ООПТ) относятся к объектам общенационального достояния.

Изъятие из оборота или ограничение в обороте земель в границах ООПТ, в соответствии с абз. 1 ч. 4 и абз. 1 ч. 5 ст. 27 ЗК РФ, является одним из основных правовых средств охраны ООПТ и их природных ресурсов и обеспечения публичных (как государственных, так и общественных) интересов в этом. Ограничение в обороте земель в границах ООПТ означает, что все земли или практически все земли в границах ООПТ будут находиться в государственной или муниципальной собственности. Это является одним из средств, направленных на сохранение целостности ООПТ, как природного комплекса, на осуществление действенного надзора и контроля за различными видами деятельности в их границах, охрану от негативного антропогенного влияния и ограждение их ресурсов от эксплуатации.

Пунктом 4 статьи 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ определено, что особо охраняемые природные территории могут иметь региональное значение и находиться в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.Положением о Комитете по природным ресурсам Ленинградской области, утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области от 31 июля 2014 года N 341, установлено, что Комитет является отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющим в пределах своей компетенции государственное управление и реализацию полномочий и функций Ленинградской области в сфере отношений, связанных в том числе с охраной окружающей среды и в частности в сфере отношений в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ).

Материалами дела установлено, что постановлением Правительства Ленинградской области от 30.12.2015 г. №536 «О памятнике природы регионального значения «Колтушские высоты» был учрежден памятнике природы регионального значения «Колтушские высоты».

Как указано в ст.95 ЗК РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся, в том числе, земли памятников природы, каковым и является памятник природы регионального значения «Колтушские высоты».

Факт отсутствия постановки на кадастровый учет памятника природы регионального значения «Колтушские высоты» установлен материалами проведенной Ленинградской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки и не оспаривается административным ответчиком, в частности в письме, направленном в адрес Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора (вход.01.08.2017 г.) Комитет по природным ресурсам Ленинградской области согласился, что сведения об ООПТ должны быть представлены в Единый государственный реестр недвижимости, в связи с чем Комитет начал работы по подготовке документации, необходимой для учета сведений об ООПТ регионального значения и планирует проведение работ по обеспечению учета сведения об ООПТ регионального значения в Единый государственный реестр недвижимости в текущем и последующих годах по мере выделения финансирования за счет средств бюджета Ленинградской области (л.д.10).

Довод апелляционной жалобы административного ответчика о необходимости внесения в ГКН сведений о зонах с особыми условиями использования территорий, а не об особо охраняемых природных территориях, поскольку это отличные правовые категории опровергается анализом законодательства, регламентирующего использование вышеназванных зон и территорий.

В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса РФ под зонами с особыми условиями использования территорий понимаются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с российским законодательством, то есть данный перечень является открытым.

Под территориальными зонами, понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Таким образом, комплексный подход к толкованию ст. 10 Федерального закона N 221-ФЗ позволяет сделать вывод, что сведения об ООПТ должны вноситься в государственный кадастр недвижимости в порядке, установленном для внесения сведений о зонах с особыми условиями использования территории.

Довод апелляционной жалобы о возникновении обязанности по внесению сведений об ООПТ в Единый государственный реестр недвижимости лишь после 01.01.2017 г. и только в отношении вновь созданных объектов также не может быть принят во внимание, поскольку основан на неверном толковании положений действующего законодательства.

Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, об особых экономических зонах, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - особые экономические зоны), о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, о территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.

Согласно ч. 12 ст. 25 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" учет части земельного участка, образованной в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории, осуществляется органом кадастрового учета на основании документов, необходимых для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о соответствующей зоне, по правилам, установленным порядком ведения государственного кадастра недвижимости. Внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при учете части земельного участка, образованной в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории, приобретают характер кадастровых сведений.

В соответствии с ч. 6 ст. 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", органы государственной власти направляют в орган кадастрового учета документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений, в том числе об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территорий, в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу таких решений, а в случае, если в соответствии с частью 5 настоящей статьи требуется карта (план) объекта землеустройства, в течение шести месяцев с даты принятия указанных решений.

Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений об особо охраняемых природных территориях регионального значения с ограничениями режима их использования может привести к нарушениям требований земельного законодательства и законодательства об особо охраняемых природных территориях, связанным с предоставлением физическим и юридическим лицам в собственность, аренду, пользование, владение земельных участков в границах существующих особо охраняемых природных территорий и нарушениям в связи с этим режима их использования.

Суд первой инстанции, установив, что в результате неисполнения административным ответчиком, возложенной на него обязанности были нарушены права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и на основании п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС Российской Федерации пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора о признании оспариваемого бездействия Комитета по природным ресурсам Ленинградской области незаконным.

Указание в апелляционной жалобе на возможность получение информации о границах особо охраняемой природной территории и охранных зонах не только из ЕГРН, но из других источников, не освобождает административного ответчика от обязанности направления документов для внесения указанных сведений в реестр границ, поскольку только Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с Федеральным законом сведений.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно квалифицировал возникшие правоотношения и применил вышеизложенные положения.

Доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции стороны, изложенной в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, на законность постановленного судом решения не влияют и его отмену не влекут.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, решение суда является законным и обоснованным.

Руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда,

определила:

Решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 03 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по природным ресурсам Ленинградской области - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Судья Береза С.В.

33а-4075/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
природоохранный прокурор
Ответчики
Комитет по природным ресурсам ЛО
Суд
Ленинградский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.lo.sudrf.ru
12.07.2018[Адм.] Судебное заседание
12.07.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее