Дело №2а-989/2018г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 июня 2018 года город Орёл
Заводской районный суд г. Орла в составе председательствующего судьи Зацепилиной Е.В.,
с участием представителя административного истца - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы (номер обезличен) по Орловской области Савушкиной Н.С.,
административного ответчика Фролова Ю.Е.,
при секретаре Вепринцевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний суда административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы (номер обезличен) по Орловской области к Фролову Юрию Евгеньевичу о взыскании пени по страховым взносам,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы (номер обезличен) по Орловской области (далее МРИ ФНС России (номер обезличен) по Орловской области, административный истец) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Фролову Юрию Евгеньевичу (далее Фролов Ю.Е., административный ответчик) о взыскании пени по страховым взносам, в обоснование иска указав, что Фролов Ю.Е. являлся индивидуальным предпринимателем и плательщиком страховых взносов, был зарегистрирован в территориальном органе Пенсионного фонда РФ с (дата обезличена). (дата обезличена) ответчик утратил статус индивидуального предпринимателя в связи с принятием соответствующего решения. По состоянию на (дата обезличена) у Фролова Ю.Е. имелась неоплаченная недоимка по страховым взносам за 2010 - 2011 годы в сумме (информация скрыта) Фролову Ю.Е. направлялось требование об уплате недоимки по страховым взносам и пени (номер обезличен) от (дата обезличена), которое не было исполнено ответчиком. В связи с тем, что задолженность по страховым взносам и пени ответчиком не уплачена, МРИ ФНС России (номер обезличен) по Орловской области просила взыскать с Фролова Ю.Е. задолженность в размере (информация скрыта), из которой задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в сумме (информация скрыта), задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии в сумме (информация скрыта), задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме (информация скрыта), задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме (информация скрыта).
В судебном заседании представитель административного истца МРИ ФНС России (номер обезличен) по Орловской области по доверенности Савушкина Н.С. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик Фролов Ю.Е. исковые требования не признал, просил применить к заявленным требованиям срок исковой давности. В обоснование возражений пояснил, что при прекращении им деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (дата обезличена) им были оплачены все имевшиеся задолженности.
Суд, выслушав объясенения представителя административного истца, ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от (дата обезличена) N 212-ФЗ ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений и утратившего силу с (дата обезличена), контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов). С (дата обезличена) органом контроля за уплатой страховых взносов является Федеральная налоговая служба Российской Федерации.
В силу статьи 5 Федерального закона от (дата обезличена) N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в том числе: индивидуальные предприниматели.
В соответствии с положениями Федерального закона от (дата обезличена) N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год (ч. 1 ст. 10); расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в п. 2 ч. 1 ст. 5 настоящего закона, производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 14 настоящего закона.
На основании ст. 25 Федерального закона от (дата обезличена) N 212-ФЗ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Судом установлено, что Фролов Ю.Е. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и соответственно страхователя в территориальном управлении Пенсионного фонда РФ с (дата обезличена).
(дата обезличена) Фролов Ю.Е. утратил статус индивидуального предпринимателя в связи с принятием соответствующего решения.
По состоянию на (дата обезличена) у административного ответчика имелась неоплаченная недоимка по страховым взносам за 2010-2011 годы в сумме (информация скрыта).
Для добровольной уплаты задолженности в адрес Фролова Ю.Е. направлялось требование об уплате недоимки по страховым взносам и пени (номер обезличен) от (дата обезличена) (л.д. 7), в котором установлен срок для уплаты до (дата обезличена). Требование не было исполнено ответчиком.
(дата обезличена) административный истец обратился к мировому судье судебного участка (номер обезличен) г. Ливны и Ливенского района Орловской области с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с административного ответчика (информация скрыта) (л.д. 35-37).
(дата обезличена) мировым судьей судебного участка (номер обезличен) г. Ливны и Ливенского района Орловской области вынесен судебный приказ о взыскании с Фролова Ю.Е. задолженности по страховым взносам в общей сумме (информация скрыта), который отменен определением мирового судьи судебного участка (номер обезличен) г. Ливны и Ливенского района Орловской области от (дата обезличена) (л.д. 5).
(дата обезличена) административное исковое заявление о взыскании с Фролова Ю.Е. задолженности по страховым взносам в сумме (информация скрыта) поступило в Ливенский районный суд Орловской области.
Так, частью 8 ст. 16 Федерального закона от (дата обезличена) N 212-ФЗ установлено, что в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
Порядок и сроки взыскания недоимки по страховым взносам и пени с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, определены в ст. 21 Федерального закона от (дата обезличена) N 212-ФЗ, в соответствии с которыми: в случае неисполнения плательщиком страховых взносов - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов орган контроля за уплатой страховых взносов, направивший требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества данного физического лица, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (ч. 1).
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции органом контроля за уплатой страховых взносов в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ч. 2).
Заявление о взыскании может быть подано органом контроля за уплатой страховых взносов в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (ч. 3). В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 22 Федерального закона от (дата обезличена) N 212-ФЗ требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи. При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Аналогичный порядок и сроки для обращения в суд с требованиями о взыскании страховых взносов и пени содержат положения ст. 48 Налогового кодекса РФ, а в соответствии с ч. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
При этом пропуск налоговым органом, органом Пенсионного фонда РФ сроков направления требования об уплате страховых взносов и пени не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание страховых взносов и пени, установленного положениями ст. 48 НК РФ, ст. 21 Федерального закона от (дата обезличена) N 212-ФЗ и сам по себе не является основанием для восстановления судом срока подачи заявления.
Из правовой позиции, высказанной в определении от (дата обезличена) N 381-О-П Конституционным Судом Российской Федерации, следует, что установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика). Установление сроков направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов, поэтому допущение неограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
В определении от (дата обезличена) N 479-О-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что ограничивая деятельность налоговых органов по предъявлению требования об уплате налога определенными сроками, оспариваемое законоположение преследует цель упорядочения процесса взыскания недоимки и повышения эффективности работы налоговых органов. Оно действует во взаимосвязи с иными положениями Налогового кодекса Российской Федерации, которыми, в частности, регулируется порядок взыскания налога, сбора, а также пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках. Кроме того, законодательные правила направления и исполнения требования об уплате налога имеют юридическое значение для исчисления срока на обращение в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога. Заявление налогового органа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. В любом случае пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налоговых платежей.
Из материалов дела следует, что Фролов Ю.Е. утратил статус индивидуального предпринимателя (дата обезличена) и в соответствии с ч. 8 ст. 16 Федерального закона от (дата обезличена) N 212-ФЗ должен был уплатить страховые взносы не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно, т.е. не позднее (дата обезличена).
Соответственно (дата обезличена) территориальному органу Пенсионного фонда РФ стало известно о наличии у Фролова Ю.Е. недоимки по страховым взносам.
В соответствии с ч. 3 ст. 229 НК РФ в случае прекращения деятельности, указанной в статье 227 настоящего Кодекса, до конца налогового периода налогоплательщики обязаны в пятидневный срок со дня прекращения такой деятельности представить налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде.
В силу ч. 9 ст. 14 Федерального закона от (дата обезличена) N 212-ФЗ налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период.
Сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам и пени, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам и пени.
В п. 50 Постановления Пленума ВАС РФ от (дата обезличена) N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового Кодекса РФ" разъяснено, что под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога, а в случае представления налоговой декларации с нарушением установленных сроков - следующий день после ее представления.
Из материалов дела следует, что декларация в налоговую инспекцию Фроловым Ю.Е. в срок, установленный ч. 3 ст. 229 НК РФ, не была представлена. Доказательство обратного суду не представлено. (дата обезличена), как указано выше, истек срок для уплаты страховых взносов.
Таким образом, днем выявления недоимки по страховым взносам является (дата обезличена).
Требование (номер обезличен) от (дата обезличена) направлено в адрес Фролова Ю.Е. за пределами срока, установленного ч. 2 ст. 22 Федерального закона от (дата обезличена) N 212-ФЗ, в соответствии с которой требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки.
То обстоятельство, когда именно территориальному органу Пенсионного фонда РФ стало известно о наличии недоимки по страховым взносам правового значения для разрешения данного спора не имеют, поскольку из материалов дела с учетом приведенного выше законодательства следует, что днем выявления недоимки по страховым взносам является (дата обезличена) и именно с этой даты подлежат исчислению сроки для направления требования и для обращения в суд. Срок для направления требования истек (дата обезличена).
Какие-либо допустимые доказательства, позволяющие прийти к выводу об отсутствии у территориального органа Пенсионного фонда РФ возможности своевременно направить Фролову Ю.Е. требование о взыскании недоимки и пени, суду не представлены.
В случае пропуска налоговым или пенсионным органом срока направления требования об уплате страховых взносов и пени исчисление установленного Федеральным законом N 212-ФЗ срока принудительного взыскания с физических лиц, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя, следовало производить исходя из совокупности сроков, установленных в статьях 21, 22 указанного закона.
Из материалов дела следует, что установленный законом срок направления требования об уплате страховых взносов и пени территориальным органом Пенсионного фонда РФ был пропущен, в связи с чем утрачена возможность взыскания недоимки и пени уже на дату обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа - в июле 2017 года, поскольку пропуск налоговым (пенсионным) органом срока направления требования не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание страховых взносов и пени, установленного положениями статьи 48 НК РФ и ст. 21 Федерального закона N 212-ФЗ, и сам по себе, без указания уважительных причин пропуска такого срока, не является основанием для восстановления судом пропущенного по уважительной причине срока подачи заявления, МРИ ФНС России (номер обезличен) по Орловской области суду не было заявлено просьбы о восстановлении такого срока.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
При обстоятельствах, указанных выше, суд отказывает МРИ ФНС России (номер обезличен) по Орловской области в удовлетворении заявленного иска.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░ ░░░░░░░░░) ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 13 ░░░░ 2018 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░