Дело № 2-724/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 октября 2017 года г. Кимры
Кимрский городской суд Тверской области в составе
председательствующего судьи Зайцевой Н.Н.,
при секретаре Лубиновой И.В.,
с участием:
истца Дахновской С.С.,
представителя истца Дахновской С.С. – Орлова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дахновской ФИО8 к Министерству Финансов Российской Федерации, Управлению финансов Администрации города Кимры Тверской области о возмещении убытков в результате незаконного привлечения к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Дахновская С.С. (далее истец), действуя через представителя Орлова А.Н., обратилась в суд с вышеуказанными исковыми требованиями, мотивировав тем, что постановлением Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации города Кимры Тверской области № 32 от 15 марта 2017 года Дахновская С.С. была привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ в виде предупреждения. 26 июля 2017 года указанное постановление было отменено Кимрским городским судом Тверской области, производство по делу об административном правонарушении прекращено.
Полагая, что незаконным привлечением к административной ответственности истцу был причинен материальный ущерб в виде расходов на оплату услуг представителя, участвующего в административном деле, Дахновская С.С. просила взыскать в её пользу с Министерства Финансов Российской Федерации и Управления финансов Администрации города Кимры Тверской области материальный ущерб в виде оплаты услуг представителя по административному делу в размере 10000 рублей, а с учетом уточненных исковых требований – 25000 рублей.
В судебном заседании истец Дахновская С.С. и её представитель Орлов А.Н. поддержали заявленные исковые требования в полном объеме по доводам, изложенным в иске, дополнительно пояснив, что 10000 рублей оплаченные по квитанции от 30 июня 2017 года связаны с обжалованием постановления по делу об административном правонарушении от 15 марта 2017 года, 15000 рублей связаны с подготовкой и написанием искового заявления, участием в суде при рассмотрении данного дела.
Представитель ответчика - Министерства Финансов РФ в лице Федерального казначейства, надлежащим образом извещенный о времени и месте проведения судебного заседания, в судебное заседание не прибыл. Согласно письменному отзыву представитель Министерства финансов РФ Емельянова Г.Д. с исковыми требованиями Дахновской С.С. не согласилась, просила в их удовлетворении отказать, ссылаясь на то, что Министерство финансов РФ организует свою деятельность в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 329, обладает бюджетными полномочиями, указанными в ст. 165 Бюджетного кодекса РФ. Действующее законодательство не позволяет Министерству финансов РФ возмещать убытки (судебные расходы), причиненные органом местного самоуправления. Поэтому Министерство является ненадлежащим ответчиком по делу.
Представитель ответчика – Управления финансов Администрации города Кимры Тверской области в судебное заседание не явился. И.о. Главы города, заместитель Главы Администрации города Кимры Тверской области Брагина С.В. представила суду письменный отзыв, в котором указала на то, что Комиссия по делам несовершеннолетних не является структурным подразделением Администрации города Кимры. Административное преследование по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ осуществлялось от имени Российской Федерации. В связи с этим ответственность за возмещение убытков, носящих процессуальный характер, должна быть возложена на Министерство финансов РФ, выступающее от имени казны Российской Федерации. Поэтому Управление финансов Администрации города Кимры Тверской области является ненадлежащим ответчиком по делу.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в судебном заседании, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
На основании ст. 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим 04.11.1950) каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, а к их числу разделом 1 Конвенции отнесены право на свободу, личную неприкосновенность, право на справедливое судебное разбирательство, наказание исключительно на основании закона, право на уважение частной и семейной жизни и другие, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном статусе.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется в том числе путем возмещения убытков, перечень которых содержится в ст. 15 названного Кодекса.
Согласно п. 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» требования о возмещении материального и морального вреда, причиненного незаконным привлечением к административной ответственности, подлежат рассмотрению в соответствии с гражданским законодательством в порядке гражданского судопроизводства.
В судебном заседании установлено, что постановлением Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации города Кимры Тверской области № 32 от 15 марта 2017 года Дахновская С.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде предупреждения.
Постановлением Кимрского городского суда Тверской области от 26 июля 2017 года указанное постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации города Кимры Тверской области отменено, производство по делу прекращено.
При рассмотрении жалобы Дахновской С.С. судом было установлено, что Дахновской С.С., как родителю несовершеннолетних детей, вменялось не исполнение решения Кимрского городского суда Тверской области от 23 марта 2015 года по вопросу общения со своими несовершеннолетними детьми.
При этом Комиссия по делам несовершеннолетних исходила из того, что Дахновская С.С. ненадлежащим образом занималась воспитанием детей, что выразилось в оставлении их без контроля и присмотра, что привело к тому, что Дахновская С.С. не исполняет решение Кимрского городского суда от 23 марта 2015 года по вопросу порядка общения со своими несовершеннолетними детьми, что явилось следствием ненадлежащего исполнения родительских обязанностей.
Между тем Комиссией было оставлено без внимания то, что в протоколе об административном правонарушении не указаны место, время и событие правонарушения. Событие правонарушения не установлено также Комиссией при рассмотрении административного материала, в постановлении № 32 от 15 марта 2017 года не отражено.
Кроме того, обжалованное постановление вынесено за пределами двухмесячного срока, предусмотренного для привлечения к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ.
Судебное решение от 26 июля 2017 года не обжаловано, вступило в законную силу.
Таким образом, судом был установлен факт незаконного привлечения Дахновской С.С. к административной ответственности по ч.1 ст.5.35 КоАП РФ.
В силу ст. 15 ГК РФ расходы, которые лицо произвело для восстановления нарушенного права, относятся к реальному ущербу и возмещаются в составе убытков по требованию лица, право которого нарушено.
В соответствии со ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе пользоваться юридической помощью защитника.
Как разъяснено в п. 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», расходы на оплату труда адвоката или иного лица, участвовавшего в производстве по делу в качестве защитника, не отнесены к издержкам по делу об административном правонарушении. Поскольку в случае отказа в привлечении лица к административной ответственности либо удовлетворения его жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности этому лицу причиняется вред в связи с расходами на оплату труда лица, оказывавшего юридическую помощь, эти расходы на основании статей 15, 1069, 1070 ГК РФ могут быть взысканы в пользу этого лица за счет средств соответствующей казны (казны Российской Федерации, казны субъекта Федерации, казны муниципального образования).
Согласно ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Как следует из пп.1 п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
В силу положений ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ обязанность по исполнению судебных актов по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц, возложена на Министерство финансов Российской Федерации; обязанность по исполнению судебных актов по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов субъектов Российской Федерации или их должностных лиц, возложена на финансовый орган субъекта Российской Федерации; обязанность по исполнению судебных актов по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, возложена на финансовый орган муниципального образования.
Система комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, порядок создания и осуществления их деятельности в Тверской области, установлена Законом Тверской области от 29.12.2005 № 143-ЗО «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Тверской области».
Согласно ст. 3 указанного закона муниципальная комиссия образуется органами местного самоуправления Тверской области в случае наделения их отдельными государственными полномочиями.
Согласно ст. 5 указанного закона муниципальная комиссия образуется соответствующими органами местного самоуправления Тверской области в составе председателя комиссии, заместителя председателя комиссии, ответственного секретаря комиссии и членов комиссии. Председателем комиссии назначается заместитель главы местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального района, городского округа). В состав муниципальных комиссий могут входить по согласованию руководители (их заместители) органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также представители не входящих в систему профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних органов государственной власти Тверской области и местного самоуправления, в том числе депутаты представительных органов муниципальных образований, представители иных организаций.
Законом Тверской области от 09.12.2005 № 144-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Тверской области по созданию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организации деятельности этих комиссий» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Тверской области наделены на неопределенный срок государственными полномочиями Тверской области по созданию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также по организации деятельности этих комиссий в соответствии с законодательством.
В силу указанных выше положений закона, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации города Кимры Тверской области, является органом местного самоуправления, который наделен отдельными государственными полномочиями Тверской области.
Согласно п. 1 ст. 6 Закона Тверской области от 09.12.2005 № 144-ЗО финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий осуществляется путем предоставления бюджетам муниципальных районов и городских округов Тверской области (далее - местные бюджеты) субвенций из областного бюджета Тверской области.
Согласно ст. 15 Бюджетного кодекса РФ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет.
Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.
В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.
В силу указанных положений закона, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации города Кимры Тверской области финансируется за счет средств муниципального бюджета города Кимры. Следовательно, ответственность за вред, причиненный незаконными действиям комиссии по делам несовершеннолетних, подлежит возмещению за счет средств казны муниципального образования города Кимры Тверской области.
Ответчик Министерство финансов Российской Федерации не является распорядителем средств бюджета муниципального образования города Кимры. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Ленинского района города Кимры не является юридическим лицом, вследствие чего она не может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть ответчиком в суде.
На основании изложенного надлежащим ответчиком по настоящему делу является Управление финансов Администрации города Кимры Тверской области.
Из имеющегося в материалах дела договора оказания юридических услуг от 15 июня 2017 года, акта № 20 о приемке выполненных работ (оказанных услуг) от 30 июля 2017 года и квитанции от 30 июня 2017 года следует, что Дахновская С.С. произвела оплату за юридические услуги ООО Юридическое Бюро «Альтернатива» в размере 10000 рублей за участие представителя указанного ООО в качестве защитника лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, в Кимрском городском суде Тверской области.
В связи с этим суд приходит к выводу о том, что расходы на оплату услуг по оказанию юридической помощи по делу об административном правонарушении в размере 10000 руб., по результатам рассмотрения которого удовлетворена жалоба Дахновской С.С. на постановление о привлечении ее к административной ответственности, подлежат возмещению по общим правилам возмещения материального вреда за счет казны муниципального образования. Исковые требования, предъявленные к Министерству финансов Российской Федерации, следует оставить без удовлетворения.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает ответчику судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Таким образом, в пользу истца Дахновской С.С. подлежат взысканию расходы на оплату услуг представителя, которые с учетом положений ст. 100 ГПК РФ и, исходя из характера спора и длительности рассмотрения гражданского дела, трудозатрат представителя, разумности истца в понесенных расходов на представителя, суд полагает возможным снизить с 15000 рублей до 10000 рублей.
Доказательства, положенные в обоснование данного решения, получены в установленном законом порядке и исследовались при разбирательстве дела в судебном заседании. Содержание исследованных письменных доказательств показывает наличие необходимых реквизитов для данного вида доказательств.
Оценивая относимость, допустимость, достоверность исследованных в судебном заседании доказательств, суд находит их достаточными и взаимосвязанными в их совокупности для принятия решения.
Руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Управления финансов Администрации города Кимры Тверской области в пользу Дахновской ФИО9 ущерб, причинный в результате незаконного привлечения к административной ответственности в размере 10000 (десять тысяч) рублей.
В удовлетворении исковых требований Дахновской ФИО10, предъявленных к Министерству финансов Российской Федерации, – отказать.
Взыскать с Управления финансов Администрации города Кимры Тверской области судебные расходы на оплату услуг представителя по гражданскому делу в размере 10000 (десять тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Кимрский городской суд Тверской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Решение в окончательной форме изготовлено 25 октября 2017 года.
Судья Н.Н.Зайцева